Основные этапы создания кейсов
• Формирование дидактических целей кейса.
• Определение проблемной ситуации.
• Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
• Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т. д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
• Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
• Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
• Выбор жанра кейса.
• Написание текста кейса.
• Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
• Подготовка окончательного варианта кейса.
• Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
• Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для учащихся и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
Организация работы учащихся на основе кейс-технологии
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Возможны следующие альтернативные варианты:
1. Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
2. Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
3. Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.
4. Возможно использование кейса в дистанционном обучении.
1, Подготовительный этап— преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Основными целями занятия являются не только закрепление теоретических знаний, но также предоставление учащимся возможности проявления и развития инициативы, коммуникативных навыков, аналитических способностей, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения. При разработке или оценке содержания конкретной ситуации важно учитывать ряд обязательных требований: ■ пример должен логично продолжать содержание теоретического курса и соответствовать будущим профессиональным потребностям сегодняшних учащихся;
• сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учеников, т. е. быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, а с другой — вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
• содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации, а не выдуманные события и факты;
• ученикам должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.
2. Ознакомительный этап — происходит вовлечение учащихся
в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, по
этому очень важно продумать наиболее эффективную форму
преподнесения материала для ознакомления.
Далее происходит непосредственное знакомство учащихся с содержанием конкретной ситуации, которое может быть индивидуальным или групповым. В этой методике большую роль играет группа, так как вырабатываемые во время обсуждения идеи и предлагаемые решения являются плодом совместных усилий. По этой причине, возможно, и ознакомление с конкретной ситуацией тоже полезно выполнить в малой группе.
3. Аналитический этап — после знакомства учащихся с предос
тавленными фактами начинается их анализ в групповой рабо
те. Этот процесс выработки решения, составляющий сущ
ность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением
которых следит учитель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и структурированием работы по определенному алгоритму, который в виде инструкции или ряда вопросов предлагается ученикам. Рекомендации могут быть такими: • анализ ситуации целесообразно начинать с выявления признаков проблемы; • корректная постановка проблемы требует ясности, четкости, а главное, краткости формулировки; • успех в решении проблемы зависит от выработки различных
способов действий в данной ситуации — альтернатив; • необходимым условием для принятия окончательного решения является разработка критериев решения проблемы -требований к содержанию альтернатив и их обоснование;
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
• при выборе лучшего решения (альтернативы) нужно опираться как на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, так и на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
• при составлении программы деятельности нужно ориентироваться на первоначальные цели и реальность ее воплощения.
На данном этапе после презентации решений во время общей
дискуссии можно рекомендовать обсудить 4 вопроса:
1. Почему ситуация выглядит как дилемма?
2. Кто принимал решения?
3. Какие варианты решения имели место?
4. Что надо было делать?
Очень важно не ограничивать время высказываний, дать возможность высказаться каждому, обратить внимание выступающих на конкретные проблемы данного кейса, определить мнение присутствующих на предмет того, чье решение было самым удачным.
Итоговый этап — результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной презентации результатов аналитической работы разными группами, когда учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.
Окончание таблицы
Этап | Содержание деятельности в аудитории | |
Основной | Ознакоми- | Вступительное слово преподавателя; |
(аналити- | тельный | распределение обучаемых по малым группам |
ческий) | (не более 4-6 человек в каждой); организация работы обучаемых в малых группах: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем | |
Первый | Дискуссии — обсуждение решения проблем | |
раунд | по заданиям кейса | |
Второй | Дискуссии — представление результатов | |
раунд | анализа. Подведение итогов дискуссии и найденных решений | |
Итоговый | Обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации; оценивание педагогом учащихся. Дополнительное задание: написать эссе по материалам кейса |
Комментарий: регламент времени может изменяться в зависимости от конкретной учебкой ситуации.
В определенной мере такой прием помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ КЕЙСА
Этапы организации урока с использованием кейс-технологии
Этап | Раунд | Содержание деятельности в аудитории |
Подгото- | Подготовка | Формулировка домашнего задания учащимся; |
вительный | текста кейса | определение сроков выполнения задания; |
и предвари- | ознакомление учащихся с системой оценивания | |
тельное | решения кейса; | |
знакомство | определение технологической .модели занятия; | |
учащихся с его содер- | проведение консультаций | |
жанием |
1. Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.
2. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.
3. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная).
4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
|
5. Определение источников и методов сбора информации.
6. Выбор техник работы с данным кейсом.
7. Определение желаемого результата но работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки).
8. Создание заданной модели.
9. Апробация в процессе обучения.
I. Тема | ||||||||||
2. Образовательные результаты | ||||||||||
3. Тип проблемной ситуации | ||||||||||
Жизненная | Учебная (противоречие между разными | Научная | ||||||||
реальная | положениями, между житейскими пред- | (исследова- | ||||||||
ставлениями и научным фактом, между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя) | тельская) | |||||||||
4. Вид ситуации | ||||||||||
Иллюстративные | Нормативные | Функциональные | Стратегические | |||||||
5. Источники ситуации | ||||||||||
ная | публистическая | |||||||||
Художественная литература | Видео | статистические материалы | научные статьи монографии | Местный» материал | интернет | |||||
6. Техники решения проблем: гипотезы, «идеал», SWOT-анализ, «фиш-бон», лист для решения проблемы, таблица ПМИ, метод смыслового поля, техника — софт, мозговой штурм, мозговая атака, «стена»
7. Составление листа оценки
Рекомендуем!
Для организации работы с кейсом непосредственно на уроке учитель может использовать разные приемы с целью активизации учащихся.
Копилка различных техник анализа решений проблем
№ 1. Гипотеза
• Возникновение проблемной ситуации.
• Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.
• Нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы.
• Доказательство гипотезы.
• Проверка правильности решения проблем.
№ 2. «Стена»
Определение иерархии способов решения, проблем. В основании стены закладываются самые безупречные способы, а затем они распределяются но мере убывания их основательности:
№ 3. Лист для решения проблем
Какую главную проблему вы должны решить? | Какой важной информацией вы владеете? (Укажите источники информации) |
Какие дополнительные сведения вы получили в группе? | Какие три способа вы знаете для решения проблемы? |
Какой способ вы считаете наилучшим? Почему? |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
№ 4. Прием «ПМИ»
Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую
• положительные стороны явления П +;
• отрицательные стороны явления М -;
• а также информацию, которая просто заинтересовала читателя.
+ | - | Интересно |
№ 5. Стратегия IDEAL
I— выделите в тексте проблемы;
D — опишите ее (выявите суть);
Е -- определить варианты подходов к решению проблемы;
А -- действуйте (решайте);
L -- сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей
работы.
И — идентифицируйте проблему; Д — доберитесь до ее сути; Е -- есть варианты решения; А -- а теперь за работу! Л — логические выводы.
№ 6. Мозговая атака (брейнсторминг)
Техника ведения педсовета предполагает сегодня широкое использование метода, называемого мозговая атака. Например, педсовет озадачен поисками путей решения какой-либо проблемы. Все учителя разбиваются на две группы (если группы получились большими, необходимо разделить на подгруппы по 7-9 человек).
Первая группа — генераторы идей. Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается
один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникающие идеи (для этой цели можно использовать магнитофон).
Вторая группа — аналитики. Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.
Примечания. Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
Во время проведения мозговой атаки директор школы выступает в качестве заказчика и в качестве дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила (условия) проведения мозговой атаки. Они очень просты. Прежде всего, строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений. Опасение оказаться смешным, сказать что-нибудь невпопад больше всего сковывает творческую мысль человека; не бояться высказывать самые неожиданные, фантастические вещи, на чей-то взгляд, нелепые предложения - одно из основных правил брейнсторминга; предпочтение количества, а не качества идеи, поощрение комбинирования и переноса уже высказанных идей — другое условие мозговой атаки.
Как можно больше предложений. Они должны катиться лавиной, безостановочно. Если наступает заминка, директор сам подает любое, пусть даже самое невероятное предложение. Весь поток предложений обязательно фиксируется (стенограмма, запись на магнитофоне или диктофоне). Интересны и эффективны и такие варианты мозговой атаки.
№ 6а. Мозговая атака-66 Д. Филипса
Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
№ 7. Стратегия «фишбон»(автор Дж. Белокс) (fishbone (англ.) = рыбья кость, рыбий скелет)
Работа над схемой «фишбон».
1. Индивидуальный путь. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально и текст у всех одинаковый. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную индивидуальную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.
2. Паркая и групповая работа.
а) Возможно использование разных тестов по одной проблеме,
чтение индивидуальное, составление схем в группах (на этих
схемах оставлено место для добавления верхних и нижних
отростков), происходит обмен информацией в группе, в ре
зультате составляется общая схема «фишбон».
б) Каждому участнику внутри группы раздается свой текст. Чте
ние индивидуальное, после чтения в группе участники об
мениваются индивидуальной информацией, на основе кото
рой составляется общая схема «фишбон», группы рассказы
вают о проделанной работе, дополняют друг друга.
3. Возможна такая постановка и систематизация целого круга (поля)
проблем. На верхней косточке — формулировка проблемы. На
нижней — факты, подтверждающие, что данная проблема суще
ствует. Работа (исследование) может проводиться индивидуаль
но и по группам. Важным этапом работы станет презентация за
полненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь про
блем, их комплексный характер. Ход данной работы определяет
учитель. Это может быть выход на дальнейшее исследование или
попытка решить описанные проблемы. Использование приема
«фишбон» возможно для работы как с небольшими текстами, так
и с текстами больших объемов. При этом возможно дробление
текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Со
держащаяся в этих частях информация не сравнивается, а сум
мируется для более полного анализа и оценки.
№ 8. Концептуальнаятаблица
Прием особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали
располагается то, что подлежит сравнению, а но вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения | |
Персоналии Факты | ||||
Персоналии Факты | ||||
Персоналии Факты |
№ 9. Софт-анализ
На большое тюле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле — общее мнение группы.
№ 10. SWOT-анализ
Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности:
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
№ 11. «Мозаика проблем» (И. Силова)
Стратегия используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
В свободной форме ученики выделяют различные аспекты темы, различные проблемные и исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.
1. Учитель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).
2. Учащиеся совместно с учителем выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана в указанной ниже форме.
3. Эти аспекты «вырезаются» и раздаются группам.
4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем как записать, нужно познакомиться с предыдущими записями.
5. Каждая группа (или каждый ученик, если учитель хочет непременно задействовать всех) должна за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.
6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи.
Самое главное — четко сформулировать аспекты темы.
№ 12. «Цветок лотоса». 8 способов решения проблемы
Способ решения | Способ решения | Способ решения |
Способ решения | ПРОБЛЕМА | Способ решения |
Способ решения | Способ решения | Способ решения |
№13. Прием «Мышление под прямым углом»
Данный прием эффективно может быть использован для работы с разными фактами. С его помощью можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык.
Рекомендуем!
Во время аналитического этапа работы учащихся над кейсом могут использоваться разные виды анализа.
Возможные виды анализа
От того, насколько правильно выбран подход к анализу, зависят полнота, адекватность, эффективность предлагаемого решения проблем. Преподаватель может рекомендовать обучаемым различные варианты видов анализа решения проблем. Обучать их методам данных видов анализа. Это имеет особенно важное значение на первой стадии обучения с применением кейс-метода.
Не претендуя на исчерпывающий, характер, вниманию обучаемых предлагаются различные виды современных видов анализа.
Синергетический анализ строится на синергетическом подходе.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
Синергетический подход — «методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами» [Степанов, Лузина, 2002, с. 145].
Данный подход строится на следующих идеях:
• нелинейности, открытости и неравновесности систем;
• о конструктивной роли хаоса;
• о значении устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности;
• о невозможности полного и точного прогноза;
• о резонансном воздействии и др.
Данный анализ строится на анализе внешних и внутренних сторон среды.
Наиболее эффективными техниками при синергетическом анализе являются мозговой штурм, мозговая атака, диалог:
Кто главный | Узловые | Возможные | Что может | |
субъект | события | варианты | случиться после | |
продолжения | получения | |||
событий | результата далее |
Системный анализ основывается на закономерностях системности и целостности объекта, на взаимообусловленности структуры и функции. Он основывается на системном подходе. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система.
Основные компоненты системного анализа:
1) морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор;
2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений;
3) функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее отдельных компонентов, на изучение ме-
ханизма функционирования целостного организма системы и ее основных частей; 4) генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы:
Цели | Структура | Связи | Ресурсы, | Функцио- | Продукты, | |
(состав и | внутрен- | потребля- | нирова- | вырабаты- | ||
характе- | ние | емые | ние | ваемые | ||
ристики) | (между | системой | системы | системой | ||
частями) | (информа- | (поведе- | (полезные | |||
Системный | и внешние с другими | ционные, | ние) | и вредные для чело- | ||
матери- | ||||||
системами | альные, энергетические) | века) |
Деятельностный анализ строится на деятельностном подходе, в основе которого анализ различных видов деятельности и их компонентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов:
Потребно- | Цели | Действия | Операции, | Контроль | |
Деятель-ностный | сти, мотивы | способы | и анализ | ||
регулиро- | достигаемых | ||||
вания | результатов |
Субъектный анализосновывается на субьекгно-деятельностном подходе и предназначен для анализа взаимоотношения субъектов, фигурирующих в проблемной ситуации и характеристики их позиций:
Сотруд- | Проти- | Взаим- | Одно- | Одно- | Кон- | Компро- | |
ничест- | вобор- | ное | направ- | направ- | траст- | миссное | |
во (вза- | ство | укло- | ленное | ленное | ное | взаимо- | |
имное | нение | содей- | проти- | взаимо- | дейст- | ||
Субъективный | содейст- | от вза- | ствие | водей- | дейст- | вие | |
вие, вза- | имодей- | ствие | вие | ||||
имопомощь) | ствия |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
Проблемный анализ предполагает разрешение каких-либо противоречий:
1) определение формулировки проблемы;
2) пространственно-временная констатация проблемы с целью выявления ее границ;
3) выяснение типа, характера проблемы, ее основных характеристик (структуры, функций и т. д.);
4) выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий;
5) диагностика принципиальной разрешимости проблемы;
6) определение ресурсов, которые необходимы для решения проблемы.
Осознание | Нахождение | Доказатель- | Проверка | |
сущности | способа | ство гипотезы | правильности | |
затруднения | решения | решения | ||
и постановка | путем догадки | проблем | ||
проблемы | или предполо- | |||
жений и обоснование гипотезы |
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Урок биологии с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Генетика» в 10 классе.
Кейс «Модифицированный друг» Разработан магистром 2-го курса факультета биологии РГПУ им. А. И.Герцена С. О. Берестецкой в 2005 г. под руководством к. п. н., доц. О. Б. Даутовой.
Подготовительный этап
Педагог подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи урока.
2. Ознакомительный этап
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
Введение в ситуацию
Действие разворачивается на молочном комбинате «Ленмол». Действующие лица: директор «Ленмола»; рабочий Уваров Константин Николаевич; два друга К. Н. Уварова, сотрудники института питания Российской Академии медицинских наук; компания «ММ»; компания «Монсанто».
Описание ситуации
Один из сортов трансгенного картофеля «Ньюлиф», полученного компанией «Монсанто», был закуплен для производства крахмала компанией «ММ». Полученный модифицированный крахмал был продан затем молочному комбинату «Ленмол» для использования его в производстве новых йогуртов, однако в накладной умал-чивалось о происхождении исходного материала.
Молочный комбинат в этот момент готовился к выпуску по современной технологии новой серии йогуртов «Летняя сказка». День презентации был уже назначен. Ожидалось, что в этот день комбинат посетят городские чиновники во главе с губернатором А. А. Сер-гиенко, иностранные гости и простые горожане, что будет способствовать формированию имиджа предприятия и продвижению новой продукции предприятия на внутреннем и внешних рынках, а также привлечению иностранных инвестиций. Поэтому проведение презентации являлось очень важным событием для предприятия.
За неделю до презентации один из рабочих «Ленмола» Уваров Константин Николаевич предложил своему директору провести экспертизу йогурта «Летняя сказка», чтобы представить сертификат качества новой продукции. Так как у Уварова были личные связи с сотрудниками Института питания (там работали два его друга детства), он пообещал проведение оценки в наикратчайшие сроки. Директор с трепетом ждал результатов анализа. Конечно, как любому предпринимателю, ему не чужды были слова опасение, риск, сомнение, однако здесь он был уверен на 90 % в успехе предстоящей кампании. Каково же было его удивление, когда он прочитал в заключении о качестве йогурта «Летняя сказка» о том, что в этом йогурте обнаружен генетически модифицированный крахмал (генетически модифицированный компонент составлял 1,1 %).
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
Директор был хорошо осведомлен о современных достижениях генной инженерии, проблемах биобезопасности и имеющейся законодательной базе в данной области. Он прекрасно понимал, что такие результаты анализа его новой продукции могут негативно повлиять на дальнейшее продвижение не только этого продукта, но и всей продукции предприятия, так как ученые до сих еше не пришли к единому мнению относительно влияния генетически модифицированных компонентов на организм человека, общественное мнение явно склоняется не в пользу их использования в продуктах питания.
Рабочий Уваров, несмотря на свои добрые отношения с учеными из Института питания, был некомпетентен в данном вопросе и искренне удивлялся озабоченности своего шефа. Заметив это, директор принял окончательное решение: он попросил сотрудников Института питания через Константина Николаевича о сохранении конфиденциальности (оба сотрудника, будучи нравственными людьми, негативно отнеслись к такого рода просьбе, но из-за уважения к другу согласились), а что касается этикеток, то решил ничего не менять в описании состава йогуртов серии «Летняя сказка».
Проанализируйте описанную ситуацию. Выявите моменты, когда действующие лица преступают закон и моральные принципы. Аргументируйте свой ответ. Как бы вы поступили на месте директора «Ленмола»? Какие бы внесли изменения в работу предприятия?
2.3, Информационный материал
Последние два десятилетия характеризуются выдающимися достижениями биотехнологий, в частности но конструированию трансгенных растений. Как и всякое новое достижение человечества, трансгенные растения привносят в нашу жизнь как пользу, так и определенные опасения возможных негативных последствий для окружающей среды и здоровья человека.
Преимущества трансгенных растений:
1) устойчивость к пестицидам, инсектицидам, вредителям, болезням обеспечивается снижение потерь сельхозпродукции при выращивании и хранении, улучшение качества;
2) создаются продукты с улучшенной или измененной пищевой ценностью, устойчивые к воздействию климатических факторов, имеющие улучшенные вкусовые качества.
Опасения ученых:
1) Наличие во многих генетически модифицированных продуктах (ГМП) генов устойчивости к антибиотикам. Считают, что эти гены могут передаваться в желудке человека эндогенной флоре, в том числе и патогенной, в результате чего она приобретает устойчивость к данному антибиотику. В настоящее время разрабатываются новые подходы, которые исключают применение маркерных генов устойчивости к антибиотикам на другие, безопасные для человека.
2) Возможность проявления у потребителей аллергических реакций, которые могут проявляться в виде сенной лихорадки, бронхиальной астмы, крапивницы и др. В настоящее время проводится предварительное выявление аллергических свойств организма - источника гена.
3) Источники генов часто являются микроорганизмами, а сам процесс осуществляется посредством патогенных бактерий, особенно агробактерий.
4) Сообщения о неблагоприятном воздействии трансгенных растений, содержащих ген инсектицидности от бацилл (bacillus thuringiensis), на пищеварение животных, подавление иммунитета и другие расстройства.
5) ГМП недавно начали использовать в пищу, поэтому еще мало фактов об отдаленных последствиях потребления ГМП на здоровье детей, которое может проявиться через несколько лет.
6) Известный ученый сэр Пол Нерс считает, что «дефекты» ДНК могут стать одной из причин дискриминации общества, так как примерно через 20 лет появится возможность выяснить полный набор генов у каждого новорожденного. Это, конечно, плюс, так как люди будут вести более здоровый образ жизни, но и минус: при поступлении на работу предпочтительны будут люди без дефектов. В случае расшифровки генома в частном порядке, т. е. теми, кто может финансово это себе позволить, возникнет генетически низший класс.
.Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Кейс-технология
В настоящее время изучением и испытанием генетически модифицированных (ГМ) растений занимаютс