Информационный ресурс общества. Основные классы информационных ресурсов.

Информационный ресурс общества – 1) знания, уже готовые для целесообразного социального пользования, отчужденные от их создателей и материализованные; 2) все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, как в устной, так и в материализованной форме.

Информационный ресурс – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей её передачу между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и др.). (= все включенные в информационный обмен знания в любой форме). Бывают актуальные (уже применяющиеся) и потенциальные (ещё не задействованные, но перспективные в будущем).

Информация – знание, включённое в коммуникативный процесс, общий объём представлений об окружающей действительности.

Информация рассматривается как один из видов ресурсов наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д

В зависимости от носителя информации, информационные ресурсы делятся на пять основных классов:

1) персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией;

2) документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;

3) объекты неживой и живой природы и их коллекции (промышленные образцы, программные продукты, биологические материалы и т.д.);

4) научный инструментарий (экспертные системы и базы данных, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);

5) организационные единицы – различные организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Основные классы информационных ресурсов

В зависимости от носителя информации, информационные ресурсы делятся на пять основных классов:

1) персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией;

2) документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;

3) объекты неживой и живой природы и их коллекции (промышленные образцы, программные продукты, биологические материалы и т.д.);

4) научный инструментарий (экспертные системы и базы данных, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);

5) организационные единицы – различные организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Исторические фазы информационного обмена

Специалисты выделяют следующие типы обменов в обществе: материальный, энергетический и информационный.

Основные фазы развития глобального информационного обмена:

· устная фаза;

· письменная фаза;

· книжная фаза;

· компьютерная фаза. Диалог «человек - ЭВМ» - главное отличие электронной документации от устной или документальной, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог «человек - человек».

Проблематика искусственного интеллекта.

Массовая информатизация невозможна без ЭВМ с интеллектуальным интерфейсом(?), базирующимся на достижениях искусственного интеллекта.

Теоретические разработки по проблематике искусственного интеллекта включают следующие направления:

1. «Мягкие» вычисления, позволяющие найти нестандартное решение.

2. Когнитивная графика (пифограмма).

3. Виртуальная реальность – искусственное трехмерное пространство, моделирующее реальные и фантастические объекты и процессы.

4. Моделирование человеческих рассуждений.

Характеристика информационного потенциала общества.

Информационный потенциал – совокупность средств, методов, технологий и условий для активизации и эффективного использования информационных ресурсов.

Это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать (= активизированный, введенный в действие информационный ресурс).

Не только технические, но и социальные средства активизации, воспроизводства и развития информационного ресурса общества. Это когнитивные структуры и институты общества – институты семьи, образования, структуры формирования и развития социального интеллекта в целом, социальной памяти и общественного мнения, научных и творческих школ, течений и т.д.

Наши рекомендации