Информационный ресурс общества. Основные классы информационных ресурсов.
Информационный ресурс общества – 1) знания, уже готовые для целесообразного социального пользования, отчужденные от их создателей и материализованные; 2) все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, как в устной, так и в материализованной форме.
Информационный ресурс – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности, зафиксированная на материальных носителях или в любой другой форме, обеспечивающей её передачу между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и др.). (= все включенные в информационный обмен знания в любой форме). Бывают актуальные (уже применяющиеся) и потенциальные (ещё не задействованные, но перспективные в будущем).
Информация – знание, включённое в коммуникативный процесс, общий объём представлений об окружающей действительности.
Информация рассматривается как один из видов ресурсов наряду с рабочей силой, материалами, оборудованием, энергией, денежными средствами и т.д
В зависимости от носителя информации, информационные ресурсы делятся на пять основных классов:
1) персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией;
2) документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
3) объекты неживой и живой природы и их коллекции (промышленные образцы, программные продукты, биологические материалы и т.д.);
4) научный инструментарий (экспертные системы и базы данных, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);
5) организационные единицы – различные организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.
Основные классы информационных ресурсов
В зависимости от носителя информации, информационные ресурсы делятся на пять основных классов:
1) персонал (память людей), обладающий знаниями и квалификацией;
2) документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
3) объекты неживой и живой природы и их коллекции (промышленные образцы, программные продукты, биологические материалы и т.д.);
4) научный инструментарий (экспертные системы и базы данных, измерительные и испытательные комплексы и т.д.);
5) организационные единицы – различные организации, располагающие кадровыми, техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями для решения определенного круга проблем и задач.
Исторические фазы информационного обмена
Специалисты выделяют следующие типы обменов в обществе: материальный, энергетический и информационный.
Основные фазы развития глобального информационного обмена:
· устная фаза;
· письменная фаза;
· книжная фаза;
· компьютерная фаза. Диалог «человек - ЭВМ» - главное отличие электронной документации от устной или документальной, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог «человек - человек».
Проблематика искусственного интеллекта.
Массовая информатизация невозможна без ЭВМ с интеллектуальным интерфейсом(?), базирующимся на достижениях искусственного интеллекта.
Теоретические разработки по проблематике искусственного интеллекта включают следующие направления:
1. «Мягкие» вычисления, позволяющие найти нестандартное решение.
2. Когнитивная графика (пифограмма).
3. Виртуальная реальность – искусственное трехмерное пространство, моделирующее реальные и фантастические объекты и процессы.
4. Моделирование человеческих рассуждений.
Характеристика информационного потенциала общества.
Информационный потенциал – совокупность средств, методов, технологий и условий для активизации и эффективного использования информационных ресурсов.
Это информационный ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать (= активизированный, введенный в действие информационный ресурс).
Не только технические, но и социальные средства активизации, воспроизводства и развития информационного ресурса общества. Это когнитивные структуры и институты общества – институты семьи, образования, структуры формирования и развития социального интеллекта в целом, социальной памяти и общественного мнения, научных и творческих школ, течений и т.д.