Отбор и оценка инновационных проектов (в фирме).
Это непрерывный процесс: начинается с предложения нескольких идей =>выбираем идеи, которые можем реально реализовать. Оценка проекта должна происходить непрерывно, с учетом изменения окружающей ситуации и периодически обсуждаться. В результате должны приниматься решения о продолжении или прерывании проекта, несмотря на сопротивление его участников. Проекты входят в портфель проектов фирмы, который должен характеризоваться наиболее эффективным распределением ресурсов, поэтому он может постоянно меняться. Должны досрочно завершаться неудачные проекты и начинаться новые. Для принятия вовремя правильных решений необходим постоянный сбор информации о проекте и меняющейся ситуации.
Критерии отбора проектов(5 гр): 1)* цели корпорации, *стратегию,* политику и *ценности, *образ фирмы, *отношение к риску*, отношение к инновациям в фирме, *временные аспекты.2) рыночные кр: *выявление потребностей, *потенциальный объем рынка,*оценка барьеров, *ценообразование, *конкуренция, *каналы распределения, *стартовые затраты. 3) научно-технические кр: *согласованность со стратегией НИР, *вероятность творческого успеха, *стоимость и время разработки, *патентная чистота, *наличие научно-технических ресурсов, *взаимосвязь с будущими разработками, *воздействие на окружающую среду. 4) финансовые кр: *движение наличных средств, *различные оценки эффективности, *влияние на другие проекты, требующие средств. 5) производственные кр:* возможность использовать имеющиеся мощности, *оценка издержек производства,* потребность в сырье и материалах и др.
Принимает решение высшее рук-во с участием рук-лей подразделений и экспертов. Больш-во критериев для принятия решения находится вне сферы исследований и разработок.
Цель отбора — как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи.
Критерии отсева проектов на разных стадиях разработки новых продуктов: 1-ая стадия от возникновения идеи до технической разработки. Здесь наиболее важными критериями являются: масштаб рынка, возможность получения технологии, потенциал в области исследования и разработок. 2-ая стадия до коммерческой проработки. Наиб важными являются — величина капиталовложений, издержки производства, уровень конкуренции, устойчивость спроса. 3-я стадия до массового производства. Наиб важные критерии — норма прибыли или другие аналогичные показатели и укрепление существующей системы сбыта
Необходимо постоянно анализировать эффект-ть издержек, хотя это сложно и часто неприятно для персонала проекта. Руководитель проекта должен оценивать его по нескольким критериям эффективности, сравнивать с эффективностью других проектов, оценивать воздействие проекта на баланс внутри портфеля фирмы.
Риски инновационного бизнеса связаны с технологической, информационной, юридической и финансовой неадекватностью, неуправляемостью бизнесом и проектом и оригинальностью. Риски можно классифицировать на *внутренние технические факторы (изменение технологий, проблемы производства работ (изменение качества, производительности, надежности), проблемы проектирования (соответствие техническим условиям, вероятность изменений, технологичность) и технологические риски.), *внутренние нетехнические события, *внешние непредсказуемые события, *внешние предсказуемые, но неопределенные события, *юридические и правовые факторы (связаны с лицензиями, патентными правами, ошибками контрактов, внешними исками и форс-мажором. При реализации проектов важно проводить анализ патентной чистоты, необходимости патентования, сохранения секретов или выбора других способов защиты технических решений.)
Фактор риска в финансовом анализе пытаются оценить количественно через вероятности коммерческого и технического успеха. Небольшие фирмы определяют ожидаемый эффект через отношение эффекта к затратам умноженное на вероятности коммерческого и технического успеха. Крупные фирмы учитывают риск превышения реальных затрат на разработку сверхфинансовых возможностей. Анализ этих показателей с построением простых и понятных графиков дает возможность как-то систематизировать выбор.