Инновация, инновационная деятельность, НТП

Инновация, инновационная деятельность, НТП

Инн деят-ть в эк-ке объясняется 2 гипотеза­ми: 1)давление рыноч спроса (создание знаний явл эндогенным процессом, реагирующим на рыноч стимулы). 2) технолог толчок (опред-ся автономным развитием науки, независимостью науч деят-ти и изобретательства от эк среды). Новшество - новый порядок, обычай, метод, изобретение, явление (рез-т науч труда, научной орг-ии). Гл цель инн менеджмента – превратить новшества в конкурентные приемущ-ва. Нововведе­ние - процесс исп-я новшества. Инновации - конечный рез-т инн деят-ти, получивший реализацию в виде нового или усоверш-го продукта, реализуемого на рынке, нового или усоверш-го технологич процесса, исп-го в практич деят-ти. Инновация – это новшество, кот исп-ся бизнесом. Инн деят-ть — процесс, направленный на реализацию рез-ов законченных науч исслед-ий и разработок либо иных научно-технич достиже­ний в новый или усоверш-ый продукт, реализуемый на рынке, в новый или усоверш-ый технологич процесс, исп-ый в практич деят-ти, а также связанные с этим доп науч­ исслед-я и разработки. Определений понятия «инновация» мн-во: 1) изменения с целью внедрения и исп-я новых видов потреби­тельских товаров, новых производ-х и трансп-х ср-в, рынков и форм орг-ии в пром-ти 2)процесс; в кот интелл-ый товар — изобретение, инф-я, ноу-хау или идея обретает эк содержание 3)рез-т науч труда, направленный на соверш-е обще­ственной практики и предназнач для непосредственной реализации в общественном пр-ве 4)прибыльное исп-е новшеств в виде нов технологий, видов прод, организационно-технич и соц-эк реше­ний производ-го, фин, коммерч или иного хар-ра. à обобщенное опред-е — «процесс реа­лизации нов идеи в любой сфере жизни и деят-ти чел, способ­ствующей удовлет-ю сущ потребности на рынке и принося­щей эк эффект». Но и это определение имеет свои недостатки — реализованная идея может принести только эколог или соц эффект, поэтому слово эк лучше, видимо, изъять. Пониманию влияния инн деят-ти на эк раз-е способствовала разработанная Н. Д. Кондратьевым теория больших циклов. Ядро 5 технологич уклада — электронная промыш, вычисл техника, прог обеспеч, инф услуги, пр-во и потребление газа и т.д. Формирующееся ядро нового технологич уклада включает биотехнологию, космическую технику и тонкую химию. à необх поддерживать не только исслед-я в этих сферах, но и частично освоение рез-ов и их исп-е. НТП — непрерыв проц соверш-я средств пр-ва и всего произв-го процесса на основе достижений науки. НТП - взаимосвяз поступат раз-е науки и тех­ники, проявляющееся, с од стор, в постоян воздействии науки, изобретений и открытий на ур техники и технологии, с др— в по­ст применении новейших приборов и оборуд в науч иссле­д-ях. С последней четверти XX в происх принцип изм-я в хар-ре и рез-ах НТП: 1)повыш темпов и расшир масштабов НТП. 2)превращ НТП в гл фактор эк роста 3) усиление соц ориентации НТП, кот воздействует на усл-я труда и быта ( облегчение труда, и раз-е его творч хар-­ра, и рост безопасности) 4)научн деят-ть становится массовой профессией и одним из глав­ных секторов эк-ки, произ-ся специфич информ-ая продукция — нов знания, прим затем в пр-ве 5)соврем НТП охватывает все сферы эк-ки, вкл сферы приложения умств тр и деят-ть, связ с переработкой инф-ии, инф технологии ускоряют инн процесс за счет упрощения и удешевления обработки инф-ии и сокращ врем разработки новшеств 6)возник-е нов форм долгосроч упр-я НТП, связанных с развитием методов прогноз-я и моделир-я НТП 7)последствия НТП оказ сильное влияние на окр среду, как положит, так и отрицат.




Типология инноваций

Нов товары можно классиф-ть след образом: 1) тов, не имеющий аналогов (наиб затр на разраб-ку и наиб доход)(ТВ) 2)тов, принцип усоверш-ый по срав с сущ-ми на рынке (цветной ТВ) 3) тов, усовер-ый без принцип изм-я свойств (модифик сущ-го или продолжение линейки товаров) (увелич размеров мониторов ТВ) 4)тов нов только для опред рынка 5)старый тов, нашедший нов сферу прим-я. 1) - Их создание явл рез-м радикальных или базисных ин­новаций, кот ведут к созданию принцип нов орудий тр, тех­нологич процессов, предметов тр. Подобные инновации могут создать нов отрасли эк-ки, принцип изменить сущ-ие или зна­чит повлиять на раз-е эк-ки всего мира. Появление радикальных инноваций может быть не связано с потреб-ми рынка, но чаще они появляются в пер сниж спроса и эфф-ти исп-го кап, что вынуждает пред-ей искать нов сферы его прим. В пер эк роста, когда в инн проекты вложены значит ср-ва, отдачи от кот ожи­дает бизнес, его заинтересованность в реализац принцип нов идей невелика. По инновационному потенциалу: 1) комбинаторные (исп-е различ сочетаний) 2) модифицирующие (улучшающие, дополня­ющие) - обычно ориентир на рыноч спрос, требуют < затрат, но и приносят обычно < доход. 3) псевдоинновации, к кот относят изм-я под влиянием краткосрочных колебаний потреб-их предпочтений. 4) Радикальные (то, что др не делали). По типу новшества(по сфере прим-я, по содерж-ю): 1)матер-технич (техника, технология, материалы) 2) соц 3) эк 4) организац-управленч-е 5) правовые 6)педагогич. По принципу отношения к своему предшественнику 1)замещающие (вме­сто устаревшего) 2)отменяющие (исключают вып-е операций) 3)возвратные (к предшественнику) 4)открывающие (нов, аналогов нет). По соц последствиям 1)уменьшающие или увеличивающие соц издержки 2)уменьшающие или увеличивающие долю ручного и монотонного тру­да 3) воздействующие на условия пр-ва. По степени новизны: нов в мире, в стране, в отрасли, в регионе и на пр-ии. Еще сущ другие классифи инноваций: по объему прим, по особ-ям мех-ма своего осущ-я, по эфф-ти, по целям, по особ-ям инн процесса, по источнику инициативы, по отрасли хоз-ва, по степени сложности, по оригинальности и др. На их основе строятся достаточно сложные типологии по неск критериям.




3. Сущность инновац менеджмента (Ин.М.). Ин.М. — совокупность принципов, методов и форм управления ин процессами, ин деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Ин процес - формирование замысла, подготовка и постепен осуществл ин изменений. Ин процесс вкл: *осознание потребности в изменениях, *проведение науч исслед и разработок (НИР), *опытное производство, *создание и организацию масштабного производства. Ин деятельность- процесс, направленный на реализ результатов науч исслед и разработок или др науч-тех достижений в нов или усовершенствованной продукции. Ин. м. явл одним из направлений стратеги­ч управления, кот связ с деятельностью фирм в 3 областях: 1. разработка и освоение нов продукции (ин деятельность); 2.модернизация и усовершенств выпускаемой продукции; 3.снятие с производства устаревш продукции. Осуществление ин. м. предполагает: *разработку стратегий и программ ин деятельности; *инициирование, отбор и реализ проектов создания нов продук­тов и технологий; *контроль хода разработки нов продукции и ее освоения; *проведение единой ин политики: координация деятель­ности в этой области в производственных и других подразделениях; *обеспеч финансами и материальн ресурсами ин деятельности; *обеспеч ин деятельности квалиф персоналом; *создание временных целевых групп, выполняющих все этапы ин цикла — от идеи до серийного производства продукции. Главная задача ин. м. (в гос-ве, регионе и фирме) — формиров среды, кот бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализ нововведений. Осн элементы ин среды: 1)исследовательские и проектные организации как производители нов­шеств; 2)товаропроизводители конкурентоспособной продукции как потребители новшеств; 3) инвесторы, финансирующие ин процесс; 4) ин инфраструктура, решающая проблемы трансфера зна­ний (участие в управлении созданием новых знаний и организациями, их со­здающими, посредническая деятельность и многое другое). В РФ пока все элементы ин среды малоэффективны: 1): слабо ори­ентированы на рынок, хотя определенные сдвиги происходят в последние годы; 2): Товаропроизв конкурентосп продукции с соврем менеджментом немного, но их число растет. 3): Внутр инвесторы малоквалиф в ин сфере, те, кто располагает достаточ средствами, пока боятся высокого риска ин проектов и плохо понимают, как можно уменьшить риск. Внеш инвесторы ориентированы на развитие производства по российским проектам на западном рынке. 4): только создается и пока не располагает необх ресурсами и возможностями. Ей нужн серь­езная поддержка со стороны федер и рег властей. Разделяют: (1)высокие технологии (хайтек) и (2)средние технологии. (1) связаны с относит нов быстро развивающ отраслями, с высокой долей НИР и ученых. В Рос­ выполняются науч исслед по этим направл, но неразви­тость гражданск промышл и несовместим технологий приводят к невостребованности результатов этих проектов. (2) связ с традиционными производствами промыш­л и др отраслей, с невысок ин активностью. Эти отрасли составляют основу рос экономики. В них пока реализ непродолж и небольш по затратам собств проекты или закуп в развитых странах технологии или нов оборуд. Создание собственных нов технологий маловероятно, нуж­ны спец условия и источники финансир.

5. Причины кризиса в ин сфере в РФ, этапы взаимодействия науки и бизнеса.До нач реформ регулятором ин деятельн была государств планово-распределитель­ная система. Крупномасштабн ин-ции осуществлялись гос-вом, внедрен новшеств обеспечивалось централизацией и концентрац ресур­сов. Многие предприятия получали большинство науч-технич разработок практич бесплатн.В нач 90-х в стране резко упала ин активность про­мышл-ти в целом. Ин активность ↓ под воздейств низ­кого платежеспособн спроса на науч-технич продукцию, как со стороны госуд-ва, так и предприятий. Спад производства почти во всех от­раслях экономики, постоян дефицит денеж средств у предприятий – нет ресурсов для ин деятельности - значител часть ресурсов использ на финансир-ие текущ нужд действующего производства. При ↓ спроса предприятия в 1-ую очередь ↓ объемы производства наукоемкой продукции, заменяя ее технич более простой и дешев. После 98 г. положение немного изменилась, но все равно в начале 21 века ин деятельность в стране низка — 65% организаций расхо­дуют на исслед и разработки менее 1 % своего оборота, более 4% — лишь 15% организаций. Особенно низким уровнем ин активности отличались отрас­ли, ориентиров на удовлетвор потребностей внутр рынка: легкая и пищевая промышл, промышл строительн материалов, гражданск машиностроение. Быстрое сокращ производственного потенциала и ↓ зат­рат на его обновлен привели в 90-х годах к тому, что он физич изношен и моральн устарел. Значительн физич и моралй износ не позволяет выдержать конкуренцию с западными производи­телями даже на внутр рынке. Специфика сложившейся ситуации: в стране име­ются значительн фундаментальн и технологич заделы, уникальн науч-производствен база и высококвалиф кадры. НО крайне слаба ориентация этого ин потенциала на реально существующие в России потребности. Основные трудности в реализац ин потенциала связ с низк уровнем менеджмента, неразвитостью ин инфраструк­туры (организации, кот помогают ученым найти средства, обучают рыночным знаниям), нехваткой собств средств у организаций и огранич внеш финансир. Науч-технич сфера оказалась не готовой к ра­боте в рыноч условиях, разработки редко становятся ин про­дуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Существ проблемы правового и организационного порядка в охране и передаче интел­лектуальной собственности (наличие неисполняемых законов), сертификации инновационной продукции. Попытки поддерж все отрасли экономики страны без учета специ­фики их ин деятельности и неумение выделить приоритеты не позволяют успешно реализов даже потенциально высокоэффектив проекты. Качество и эффективность нов продукции определяют не только наука, но и машиностроен и строительство. из-за отсталости инве­стицион комплекса внутр рынок науч полуфабрикатов, интел­лект собственности, изобретений и патентов развит очень слабо. Активное государст финансир ин проектов ведет к ослаблен влияния цены и качества науч продукции на спрос: заказчик НИР отделяется от инвестора, а науч-технич политика — от инвестиционной, разработки становятся невостребов и теряются бюд­жетные средства. В развитых странах малые ин фирмы обеспеч пример­но половину всех нововведений. В Рос слабо развит малый бизнес. Для вхождения отечеств экономики в мировое хозяйство требуются широ­комасштабн инвестиции при одновремен существенном ↑ их эффективности, в 1ую очередь за счет ↑ уровня менеджмента и но­в технологий. В 2002 г., по оценке экспертов, только несколько %-ов российск компаний использовали ин технологии. Россия занимает 38-е место по индексу инноваций, характеризующему скорость внедрен науч разработок и уровень взаимодействия науки и бизнеса.

Инновационный цикл.

- включает взаимосв. и последовательно реализуемы звенья: наука – производство – потребление.

Наука связана с осознанием потребности и возможности инноваций и трансформации этого знания в научный информационный продукт, который Мб использован в производстве. Включает: фундаментальные и прикладные исследования, научно-технические разработки, иногда стратегический маркетинг.

Производство обеспечивает материализацию научного информационного продукта в виде новых средств производства, технологии, новых предметов потребления. Стадии: проектирование модернизации существующих мощностей или строительства новых; строительство; технологическая подготовка производства; освоение производства новой продукции; собственно производство.

Потрбеление обеспечивает использование новой продукции потребителем. Стадии: распространение нового товара; эксплуатации (здесь выявляется информация для последующего совершенствования); иногда – устаревание.

Инновационный потенциал.

- это совокупность видов ресурсов, необходимых для осуществления иннов-й деятельности: мат, фин, интеллектуальных, научно-техн-х, орг-ных, технических.

Эффективность инновационной деятельсноти в значительной степени зависит от того, как рационально используется его потенциал: научные, инженерно-технические и производственные кадры; материально-техническая база исследований и разработок; информация и изобретения.

Материально-техническое обеспечение иннов-й деятельности определяет его уровень и эффективность: приборы и оборудование; вычислительная техника и средства обработки данных; экспериментальная база и опытное производство; испытательная база; система снабжения.

Инновации в ВПК

В СССР, как и в последние годы в РФ, наибольшее внимание уделялось инновационной деятельности в ВПК. Граж­данское машиностроение было слабо связано с военным из-за засекреченности последнего и не получало достаточных ресурсов. В результате в 90-х годах про­дукция гражданского машиностроения оказалась неконкурентоспособной и многие гражданские Научно Исследовательские Институты и Конструкторские Бюро закрылись.

Военные исследования всегда находились на острие технического прогрес­са, и в 80-х годах была разработана концепция «технологических дней», по которой выделялось семь технологических уровней. К уровню «послепосле-завтра» были отнесены военные, космические, морские и другие выдающиеся по своему уровню разработки в США и СССР, к уровню «послезавтра» — са­мая современная секретная военная и космическая техника в США и СССР, к уровню «сегодня» — промышленность развитых стран в целом, к уровню «по­завчера» — технологии в слаборазвитых странах. Появляющиеся в результате военных исследований технологии постепенно передаются в гражданскую сферу и способствуют технологическому развитию экономики. Государство, финансируя военные исследования, фактически уменьшает затраты фирм на инновационные проекты, но лишь в том случае, когда фирмам разрешается использовать технологии в гражданской сфере.

В наше время меньше внимания уделяется поиску радикальных инноваций, технологий, опережающих современность на несколько шагов, но результаты исследований и разработок быстрее оказываются на потребитель­ском рынке(нет периода засекречивания).

В СССР, по официальным данным, на оборонную науку тратилось до 75% всех ассигнований на науку и в ней работало около 40% научных работников и инженеров. Наукоемкость военной продукции примерно в 20 раз выше граж­данской. Поскольку условия работы в ВПК были лучше, зарплата намного выше, то лучшие специалисты занимались военными исследованиями. Было получено много выдающихся и полезных результатов, но жесткие требования секретности не позволяли переносить технологии в гражданский сектор. Даже разрешение на выпуск автомобиля «Запорожец» получили только после того, как удалось незаметно вывезти двигатель с военного завода. Сейчас барьер секретности стал несколько меньше(пример:система ГЛОНАСС), но есть еще несколько стран с высоким уровнем секретности, например Израиль.

В ходе реформ необходимо было использовать этот потенциал, но, как всегда, не получилось. Например, в Петрозаводске в самом сложном положе­нии оказались предприятия ВПК, часть их не работает, а АО «Авангард» долго существовал лишь за счет доходов, получаемых от работы котельной. Восста­новить на них выпуск высокотехнологической продукции сложно, поскольку с предприятий ушли специалисты. В настоящее время на этих предприятиях и созданных на их базе начата реализация нескольких проектов (строительство небольших судов и катеров, производство пил и другого инструмента, выпуск комплектующих для холодильников и таксофонов, приборов безопасности, измерительных приборов), надо отметить проект по выпуску нейростимуляторов на основе разработок ПетрГУ. Но бу­дут ли эти проекты успешными, сказать сложно.

Затраты на оборону с окончанием холодной войны сократились и в СССР и США. Затраты на оборону в РФ примерно в 7 раз меньше, чем в США, но больше, чем в других развитых странах. В целом выпуск воен­ной продукции в РФ сократился за 1992—1997 гг. в 11 раз. Военные исследо­вания оказались наименее нужными государству.

В РФ определились, что и как делать с ВПК, но средств почти не выде­лялось. Например, в 1995 г. на программу конверсии (сокращение объемов военного производства,при котором гражданское производство расширяется за счет высвобождаемых мощностей оборонной промышленности) выделили 15% запла­нированных средств. Была разработана концепция конверсии, по которой надо было: создать специальный орган управления военной наукой; сократить производство, продолжив лишь мо­дернизацию вооружений; начать создание высокотехнологичных автомати­зированных линий и целых производств; организовать перенос военных тех­нологий в гражданское производство, снизив секретность до разумных пре­делов; создать систему льгот для кадров, направленную против «утечки умов»; перейти к созданию новых образцов вооружения в единичных экземплярах для доработки и исследований. Из всего вышеперечисленного быстро созда­ли лишь органы управления, и есть опасность, что имеющийся технологи­ческий задел скоро исчезнет.

Посреднические фирмы.

С возник-ем негос-го сектора и предостав. возмож-ти выхода на внеш рынок появ нов потреб-ли и посред-кие стр-ры, кот ускор и облегчали процесс коммерциализации тех-гий. В к.80х эти орг-ции наз научно-технич биржами. М/отраслевая биржа «Интеллект-капитал» продавала лицензии, ноу-хау, технологич док-тацию, наукоемкое оборуд-е и технику. Банк данных биржа формировала на основе сведений отраслевых институтов патентной inf, с кот имела дог-ры. После реф-мы 92г. биржи исчезли или стали обыч посред-ми фирмами. Фактич посред-ми явл орг-ции, кот способ-ют развитию инновац процес-в , обеспеч потоки необход inf, кот будет способ-ть успеху. Инновац посредники- получ посред-ю прибыль за счет оптимизации инновац проц или его стадии, вып функции созд оптим услов, консут-ции по защите интелек соб-ти, содействие в продвиж товара на рынок…Консалтинг фирмы м. спланир бюджет, оценить с/с пр-ва Ти У и эф-т от инновации, занимаются ??реинжиниринга бизнес-проц-в. Сущ-ную роль м играть специализир орг-ции по матер-технич обеспечению исследований и разработок, кот появ-сь в ходе приватизации на основе контор, баз и др подразделений( м оказ У по провед-ю экспериментов, по вычислит-м и проч работам). В развит странах «специализир корпорации», кот вып-ют функ управ-я круп гос программами, явл их координаторами и администраторами (Бруклин институт, Стенфордский цент м/н исследований)

Инжиниринговые фирмы

Инжиниринг включ.проектирование объектов,разработку планов строит-ва и реконстр-ции и контроль за проведением работ(консультативный ин-г),предоставление технологий, разработку проектов по коммуникациям(технологический ин-г), упр-е реализацией проекта, поставку оборудования,техники и выпол-ие строительно-монтажных работ(общий ин-г).

Инж. фирмы могут брать на себя организацию почти всего цикла работ, но чаще всего занимаются только заключит.частью, связанной с проектированием и строит-вом. Могут выполнять собственными силами, способна найти лучших исполнителей.

Инж.фирма на предпроектной стадии сост-ет обоснование(целесообразность, риск).На проектной стадии – бизнес-план(согласуется с гос.органами) и юридич.оформл-ся док-ты.На послепроектной стадии – оценка сооруженного объекта в соответст с требованиями заказчика.

В РФ первонач-но инж.фирмами стали бывшие проектные институты. «- »: громоздкие орг-ции, большая числ-ть персонала,необх-ть выпол-я доп.работы. Почему нет западных инж.фирм на нашем рынке? Отличие условий инвестирования от мировых.

В Карелии несколько проектных институтов и орг-ций, был проект создания инж.фирмыв обл.машиностроения при АО «Петрозаводскмаш». Некотор время функционир-л Правительственный координационный центр «Карелияинжиниринг».

Информационное обеспечение

Инновац.деятельность требует получения больших объемов спец.информации. Частично эти функции выпол-т Интернет, а также сохранилась и часть сис-мы инфрмацион. обеспечения созданного в СССР.

Всероссийский институт научной и технич.информ-ции издает реферативные журналы по разным обл.знаний, информацион.бюллетени и научно-технич.сборники.Институт инф-ции по общественным наукамиработает как библиотека и также издает реферативные журналы, библиографич.сборники и аналитич.обзоры.

Важную роль играю библиотеки(Российская государственная, рос.национальная, библиотека РАН), отраслевые и вузовские библ-ки.

Всероссийский научно-технич.информацион.центр хранит все научные отчеты, выполненные за счет фед.средств, и диссертации.В Минэкономразвития РФ имеется постоянно обновляющийся банк выполненных НИР.

Выпускаются спец.журналы(Интеллект.собст-ть, инновации, инновац.деят-ть).

В Карелии универы, институты,общественные и гос.орг-ции,изд-ва выпускают научные и научно-технич. Сборники, проводят конференции и публикуют тезисы докладов. Ежегодно выходит неск-ко монографий и различных сборников в ПетрГУ и КарНЦ РАН. В Петр-ке дейст-ет Центр научно-технической инф-ции с архивом и библиотекой, в некоторых орг-циях сохранились патентные отделы.

Консорциумы и ФПГ.

Д/совместных исследований и разработок созд-ся межфирменные консорциумы, кот. сущ-ют в 2 формах: координационного центра и межфирменного научно-исследовательского центра. Конс-мы организуются фактически конкурирующими фирмами и позволяют выполнять рискованные иссл-я, кот. теб-ют значит. затрат. В данн.случ. объед-ся фин., материальные рес-сы и спец-ты раб-ют вместе. Входящая в консорциум фирма м.финансировать любое кол-во проектов, м.всего 1раз.

Координац.центр организует вып-е совместных НИР фирмами, университетами и правит-ми лабораториями. Он изыскивает и распределяет ср-ва, координирует и контр-ет работу в соотв-ии с планом, не имея св. исследоват.базы. Наиб.известные из них: Ассоциация по разраб-ке перспективных электронных приборов и Корпорация полупроводниковых исследований (КПИ). В КПИ входит > 50фирм, сотрудн-щих с 60 университетами, в кот.выполн-ся бОльшая часть НИР. Кажд.программа НИР ежегодно обсужд-ся экспертами, публ-ся сметы, пров-ся конференции и семинары. В стр-ре бюджета доля гос-ва=(прим.)5%.

Межфирменный научно-исследов-кий центр имеет св.исследоват. базу, постоянных или командируемых фирмами сотр-ков. Учредители опред-ют осн. напр-я НИР. Админ-ция опред-ет стр-ру центра, порядок финанс-я и комплектов-я. Фирмы заинтересованы в развитии центра, т.к. получают рез-ты, дополн-щие их собственные. Фирмы не отчитываются об use-ии рез-тов, а центр занимается т. НИР. Наиб.известные центры: Институт микроэлектроники и Корпорация по исследованию в обл. комп.техники (МСС).

Если входящая в МСС фирма финансировала проект, то в теч.3лет после получ-я рез-в НИР от МСС она им. Исключит. право на их use-ие, в т.ч. на продажу лицензии внутри МСС. Ч/з 3 года рез-ты НИР м.продавать фирмам, не входящ. в МСС. 70% полученных ср-в – получают фин-вавшие проект фирмы, 25% - в фонд буд.развития, 5% - ученым и инженерам МСС.

Российский консорциум «Двойные технологии» осущ-ет подбор и подг-ку наукоемких проектов, поиск инвесторов д/ускорения конверсии.

В РК в 90-х гг. был создан консорциум д/проектир-я и орг-ции пр-ва нов.лесозаготовит.техники. В рез-те НИР были созд. опытные. Образцы, но найти ср-ва д/орг-ции серийного пр-ва неудалось.

В РФ счит-ся, что созд-ие ФПГ м.повлиять на инновац.проц-сы. В ФПГ объединялись исследоват-кие, пром-ые и фин-ые стр-ры (технологич.связанные). Кол-во ФПГ к 2000 г.превысило 80, но их деят-ть пока не оправдала ожид-й ФПГ «Авангард» объединила крупнейших росс.разраб-ков и произ-лей нов.мат-лов, она частично финанс-ся из ФЦП(фед.целев.прог-ма) «Нац.технологич. база». ФПГ «Росс.авиационный консорциум» спос-ла доводке и внедр-ю головной серии самолетов «ТУ-204». ФПГ «Морская техника», влючающ. ЦКБ «Рубин», «Адмиралтейские верфи», и др.предпирятия, успешно выполняла проекты по созданию подводных лодок .

Сущ-ет 2 модели ФПГ. В евро-американской основной является взаимопроникновение акционерных капиталов, а японская строится на взаимном интересе и уважении. В РФ попытка построить ФПГ оказалась малоуспешной, интеграция внутри групп слаба, финансовые ресурсы часто недоступны для управляющей компании. Осн. причина – независимость уч-ков и их слабая заинтересованность в совместных проектах, а также проблематичность получения налоговых льгот, отстраненность банков.

Общественные организации.

Среди общественных орг-ций надо выделить Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ), союз ИТЦ России, Российскую сеть трансфера технологий (РТТН), инновационный союз и технические общества. Кроме гос-ых академий сущ-ют более 180 общественных, в т.ч.2 в Петр-ке. 1 из них (Меганауки) выдвигала предложения по иннов-му развитию республики.

Союз ИТЦ России был образован в 2000г.и включает более 21 ИТЦ из 8 регионов России. В них функц-ет более 300 инновац-х предприятий. РТТН оказывает различные услуги по поддержке инновац-х процессов – консалтинговые, по развитию бизнеса, включая сертификацию и маркетинговые исследования, по финансированию предприятий и по информационной поддержке.

РАВИ совместно с Минпромнауки РФ, Региональным фондом научно-технического развития С-Петербурга и др. структурами ежегодно проводит венчурные ярмарки. К участию в ярмарке приглашаются не>ие инновац-ые фирмы, заинтересованные в привлечении инвестиций и поиске партнеров. Молодые перспективные инновац-ые фирмы м. на ярмарке продемонстрировать возм-ть развития св. бизнеса представителям фондов венчурного капитала и прямых инвестиций, корпоративных инвесторов, внебюджетных фондов и комм-ких банков. Во время ярмарки орг-ся семинары, тренинги, презентации и круглые столы, в ней уч-ют консалтинговые фирмы.

В 2000г.в СПб- сост-сь первая ярмарка, на кот. было представлено 28 фирм из 8регионов, и её посетили (примерно) 250 спец-тов, в 2001г.было уже 46компаний из 14регионов. 2-ую посетили более 400спец-тов, а 3-ю, в кот.учасвовали 54фирмы из 17регионов,- более 500спец-тов. Москву представляли 36%фирм, Петербург-25% и Новосибирск-7%. На 3-ей ярмарке был процесс первоначального бубличного размещения акций ч/з систему торгов на бирже.

На 4-ой ярмарке после предварит.отбора была представлена 51фирма из 20регионов на 120млн.дол., посетили ярмарку более 600спец-тов. По итогам ярмарки 8%проектов получили финансирование, что соответствует среднему показателю д/разных стран. В 2004г.на 5-ой ярмарке было представлено уже 70проектов из 25регионов на 200млн.дол., в основном по биотехнологиям, IP-технологиям и аэрокосмосу.

Инновационный союз образован в 1994г.и имеет около 60филиалов, в т.ч.и в Карелии. Инновационный союз организует конференции, выставки, издает учебники и журналы, ведет образовательные проекты. В РК работает М/народная ассоциация ТРИЗ, причем Петр-к является одним из ведущих центров ТРИЗ (теория решения изобретательных задач).

Зарубежные орг-ции также оказывают поддержку инновац-го бизнеса в РФ. Основанный в 1993г.фонд «Евразия» получает финансирование от Агентства США по м/народному развитию (USAID), его цель – содействие развитию демократических и рыночных институтах в странах СНГ. Фонд оказывает поддержку развитию малого бизнеса, он предоставляет малые гранты (на 20-30тыс.дол.) малым инновац-ым предприятиям.

М/народный научно-технический центр (МНТЦ) учреждён в 1992г.д/содействия ученым ВПК в переориентации св. деят-ти на мирные проекты. Он поддерживает фундаментальные и прикладные исследования, поощряет интеграцию ученых ВПК в мировое научное сообщество, поддерживает переход стран СНГ к рын. эк-ке и содействует реш-ю нац-х и м/народных проблем. В основном он сотрудничает с учеными Минатома РФ, но надо учитывать, что участие в проектах с зарубежными стр-ми м. привести в потере интеллектуальной собственности.

Кроме них в РФ функц-ют Центр м/народного пром-го сотрудн-ва ЮНИДО, офисы программы ТАСИС, Совместные Комитет НАТО – Россия по сотрудн-ву в обл. науки и технологий и др. стр-ры.

Роль руководителя проекта

Рук-ль д. обладать организаторскими спос-тями, опытом рук-ва и знаниями в 3 сферах (мен-т, общетехнич знания, и системная орг-я). Он должен не допустить возникн-я большинства проблем, уметь решать проблемы по мере их возникн-я. Д.отстаивать нов идеи => д.иметь большую стойкость, оптимизм, активность, быть одержимым нов идеей. Фун-ии рук-ля проекта: 1. составление и контроль бюджета 2. составление и контроль вып-я планов 3. распр-е рес-в 4. упр-е персоналом, кач-вом и риском 5. связи с потребителями, др подразделениями и разл группами.

Инф-я поступает вынутренняя и внешняя, ее обычно не хватает. Н. орг-ть ведение учета ЗП, временных затрат персонала, исп-я мат-в, оборуд-я и соглас-ть распр-е рес-в. Н.непрерывная оценка технич успехов. Для контроля лучше простые графики (план и факт по времени, затратам, доле вып-я технич целей). При исп-ии бюдж ср-в н.готовить неск-ко вар-тов реализ-ии проекта.

Осн рес-с рук-ля – персонал команды (исследователи, проектировщики, мен-ры, спец-ты и вспом персонал); финансы, мат-лы, оборуд-е, сырье, топливо, энергия, инф-я. Сущ-ют приоритеты внутри команды (лучше иметь недоиспользованное оборуд-е, чем потерять время).

Частью рес-в рук-ль распоряж-ся постоянно, часть получ-ет на время (персонал м.б. временным). Цели проекта д.б. ясными и понятными, реш-я д.концентрир-ся на оставшейся работе. Н.хороший план. Он пок-ет, в какое время и в какой посл-сти вып-ся работы, а бюджет – перечень этих работ со стоимостью каждой из них. План не д.б.жетским и подробным на все время реализ-ии проекта. Рук-ль д.иметь резервы и возм-сть их маневра (возникают неожиданные проблемы).

В стратегии повед-я рук-ля н. выделить сред 3 составляющие: 1. тщательно продумать будущее 2. создавать резервы больше, чем рекомендуют 3. быть гибким (быть готовым заимствовать время и деньги из др источников).

Рук-ль д.учитывать возм-сть отд-х сотрудников, соотнести задания для них с их наклонностями и возможностями. Моральный климат, атмосфера коллективности – улучшать! Рук-ль не д.уступать, являясь правым, особенно в план-ии и изменении планов – знания и опыт рук-ля больше, чем у технич экспертов. Но нужно слушать других. Мотивация персонала д.б. направлена на реализ-ю проекта, она д.включать мат-ный и немат-ный аспекты.

Возможности упр-я персоналом зависят от типа орг-ии. В функциональной полномочия рук-ля слабые или отсутствуют, персонал, полностью занятый в проекте почти отсутствует. В матричном типе полномочия рук-ля от ограниченных до сильных, занятость у него от частичной до полной, полностью занято в проекте от 10 до 90% персонала, у команды проекта занятость от частичной до полной. В проектном типе – все показатели по максимуму.

Методы прогнозир-я (П)

П позв-ет опр-ть буд развитие эк. объектов (пр-ссов и явл-ий), дает возм-сть учит-ты в пр-ссе упр-я рез-ты возд-я внешней среды и оценить влияние управляющих реш-ий. П позв-ет приближенно опр-ть усл-я и н.рес-сы, при к-рых будут достигаться поставленные цели.

Осн задача П – подготовка инф-ии для целей упр-я о возможных изменениях внешней среды и объекта упр-я. Для ее получ-я вып-ся научный анализ сост-я и тенденций развития эк.объекта, осущ-ся вариантное П развития данн объекта с учетом сложивш-ся тенденций и намеченных целей, обоснов-ся напр-е его разв-я для принятия упр-ч реш-ий и оценив-ся возможные последствия прин реш-ий. Прогноз – вероятностное научно обоснованное суждение о состоянии к-л объекта в опр момент времени, в будущем и о альтернативных путях (сроках, способов) достиж-я этого сост-я.

Методы П. Методы д.соответствовать целям и задачам П с учетом особенностей объекта. Методы: 1.интуитивные (экспертные) 2. исследовательские (изыскательские, поисковые, генетические, трендовые) 3. нормативные (целевые, программные) 4. с обратной связью (объединяют остальные в единый пр-сс).

1. Интуитивные – мнение экспертов (а). Базир-ся на экспретной инф-ии, накопленном опыте и исходяит из предполож-я о том, что на базе мнений экспертов возможно построение образов бед развития, учит-щих кач-ные и стр-ные сдвиги и скачки в усл-ях большой неопр-сти инф-ии. Эксп инф-я систематиз-ся через опр процедуры, к-рые позв-ют выявить правильные суждения и обобщить их. Эксп методы примен-ся: 1. при отсутствии дост-но представительной и дост инф-ии 2. в усл-ях большой неопр-сти прогнозного фона 3. в у сл-ях дефицита времени или в экстремальных ситуациях.

Мозг атака основана на том, что среди больш числа идей есть неск-ко правильных, надо лишь их выявить. Рук-лю н.четко сформулир-ть цель, программу действий и поощрять все выдвинутые идеи, выд-яя наиб перспективные. Сейчас – этот метод – начальная стадия в различн проектах (исп-ся на проблемно-инновац семинарах в Петр-ке, при разр-ке программ и стратегий разв-я Карелии, Петр-ка, АО «ОТЗ»).

Метод «Дельфи» - посл-сть итеративных циклов мозг атаки, при к-рых дел-ся попытка избежать вмеш-ва психологич фак-ров. Разр-ся тщательно спроектир программа послед-х индивид опросов (письменный вопросник), где обр связь осущ-ся через обр-ку на комп-ре мнений экспертов на более ранних стадиях программы (исп-ся для анализа возможных «научных прорывов»).

2. Исследовательское П основано на использовании принципа инертности разв-я, при к-ром формир-е прогноза во времени происходит по схеме настоящего к будущему. Прогноз – оценка состояния объекта в опр момент будущего, полученную в рез-те рассмотрения пр-сса развития как движ-я по инерции от наст-го времени до гориз-та прогноза. Его задача – опр-ть, как будет развив-ся исслед объект из исходного полож-я. Возможны разл подоходы к пон-ю инертности, на к-ром основано исслед прогнозир-е. При одном подходе предполаг-ся сохр-е сущ-щих тенденций и опр св-в и исп-ся тренд прогноз, при другом – сохр-е опр з

Наши рекомендации