Вопрос №1 Понятие информации, данных, информационных ресурсов. Различные подходы к оценке количества информации. Свойства информации.
Вопрос №1 Понятие информации, данных, информационных ресурсов. Различные подходы к оценке количества информации. Свойства информации.
Информация — сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т. д.), уменьшающие имеющуюся степень неопределенности, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.
Данные — это зарегистрированные сигналы, наблюдения. Данные могут не быть информацией. Информация должна уменьшать неопределенность, иметь смысл для потребителя или приносить пользу.
Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.
В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на: персонал, документы, коллекции объектов неживой и живой природы.
В числе особенностей информационных ресурсов можно отметить:
· неисчерпаемость — по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут;
· нематериальность — что обеспечивает относительную легкость их воспроизведения, передачи, распространения по сравнению с другими видами ресурсов.
Подходы к оценке информации.
Статистический подход. Количество информации измеряется величиной уменьшения неопределенности состояния системы после получения информации. Количественно выраженная неопределенность состояния получила название энтропии. При получении информации снижается энтропия системы.
Семантический подход. Наиболее часто для измерения смыслового содержания информации используется тезаурусная мера. Тезаурус — это совокупность смысловыражающих единиц языка с заданной системой семантических отношений. Концепция тезаурусного метода состоит в том, что для восприятия информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний (тезаурусом). Если индивидуальный тезаурус получателя S отражает его знания о данном предмете, то количество информации I, содержащееся в некотором сообщении, можно оценить, степенью изменения этого тезауруса, произошедшего после приема сообщения. Таким образом, количество информации I нелинейно зависит от состояния индивидуального тезауруса пользователя. Несмотря на то, что смысловое содержание сообщения S постоянно, получатели, имеющие разные тезаурусы, будут получать неодинаковое количество информации.
В прагматическом подходе количество информации рассматривается с точки зрения достижения получателем поставленной цели.
Свойства информации:
Адекватность — степень соответствия трактовки информации получателем тому содержанию, которое вложил в нее создатель информации.
Достоверность —соответствие объективной реальности окружающего мира.
Актуальность—степень соответствия информации текущему моменту времени.
Полнота информации — это ее достаточность для принятия решения.
Избыточность — это наличие информации в объеме сверх необходимого для реализации цели восприятия.
Доступность —степень возможности ее получения.
Вопрос №2 Аппаратные и программные средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Структура автоматизированных информационных технологий.
Аппара́тные средства— электронные и/или механические частивычислительного устройства
(компьютера), исключая его программное обеспечение и данные (информация, которую он хранит и обрабатывает).Програ́ммные средства — совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ.
Автоматизированная система — это совокупность управляемого объекта и управляющих устройств, в которых часть функций управления выполняет человек.
Вопрос №3
Дайте определение и раскройте понятие информационной системы (ИС). Каковы основные элементы ИС? Какова главная цель ИС? Перечислите основные свойства ИС. Опишите принципы организации ИС и циркуляцию потоков информации в ИС.
Информационной системой (ИС)будем называть систему, в которой протекают процессы организации, хранения, передачи, преобразования и обработки информации. Основным предметом и продуктом труда в ИС является информация.
Система - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, сведений, знаний о природе, обществе.
Свойства систем:
· Сложность системы зависит от кол-ва входящих в неё компонентов, а также от сложности внутренних и внешних связей и их динамичности. В соответствии с этим признаком системы делятся на простые, сложные и сверхсложные.
· Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определённом признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.
· Целостность системы означает , что функционирование множества элементов подчинено единой цели.
· Многообразие элементов системы и различие их природы связано с их функциональной спецификой и автономностью.
· Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между людьми внутри системы, распределение элементов системы по уровням иерархии.
· Устойчивость - способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям для самосохранения.
· Эмерджентность означает , что система в целом обладает такими свойствами , которыми не присущи ни одному из её элементов.
Структура системы- совокупность элементов системы, находящихся в определённой упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной цели системы. Число компонентов системы и их связей должно быть минимальным , но достаточным для выполнения главной цели.
Архитектура системы- совокупность свойств системы , имеющих существенное значение для пользователя.
Принципы организации систем.
В централизованной системе сравнительно легко обеспечить согласованную деятельность подсистем, направленную на достижение единой цели. Но они обладают и недостатками:
1)задержки передачи информации между уровнями вызывают снижение оперативности принятия и реализации управленческих решений.
2)противоречия в работе системы, связанные с естественным стремлением подсистем к самостоятельности, что не согласуется с принципом централизации.
В децентрализованных одноуровневых системах сбор информации о состоянии системы, оценка текущей ситуации, реализация управленческих решений осуществляются более оперативно.
Вопрос№4: Приведите классификацию информационных систем (ИС) по признаку структурированности решаемых задач. Приведите классификацию ИС, используемых для решения частично структурированных или неструктурированных задач. В чём отличие модельных ИС от экспертных ИС?
Информационная система- взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для реализации информации процессов.
Классификация информационных систем по признаку структурированности задач:
· структурированные(формализуемые)- задача, где известны все элементы и взаимосвязи между ними.
· неструктурированные (неформализуемые) - задача в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
· частично структурированные подразделяются на :
1)создающие управленческие отчёты ориентированы на обработку данных(поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию).Используя сведения, содержащиеся в этих отчётах ,управляющий принимает решение.
2)разрабатывающие возможные альтернативы решения (модельные и экспертные).Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические ,финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решений.
Экспертные инф.системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счёт создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Вопрос № 14. Понятие технологического процесса обработки данных (ТПОД). Требования к ТПОД. Типовые операции обработки и контроля данных.
Технологический процесс обработки данных -- это совокупность методов и средств, организованных в логическую последовательность этапов обработки и выдачи информации пользователю для решения экономических задач
Технологический процесс обработки данных определяет последовательность операций обработки данных, начиная с момента возникновения данных и до получения результатов.
Весь технологический процесс обработки данных можно подразделить на процессы:
• сбора и ввода исходных данных в вычислительную систему;
• размещения и хранения данных в памяти системы;
• обработки данных с целью получения результатов;
• выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем.
Технологический процесс обработки данных можно разделить на четыре укрупненных этапа:
1) начальный или первичный (сбор исходных данных, их регистрация и передача на ВУ);
2) подготовительный (прием, контроль, регистрация входной информации и перенос ее на машинный носитель);
3) основной (непосредственно обработка информации);
4) заключительный (контроль, выпуск и передача результатной информации, ее размножение и хранение).
Основные требования к технологическому процессу обработки данных сводятся к следующему: согласованность вычислительной мощности вычислительного центра (ВЦ) со скоростью и объемом поступающей информации; эффективное использование средств вычислительной техники с точки зрения максимальной загруженности и минимального времени выполнения каждой технологической операции; решение задач в требуемые сроки по возможности без ручной доработки; совместимость устройств и согласованность их работы по времени; экономичность затрат труда, материальных и денежных средств.
Жизненный цикл ИС.
· принцип системностиявляется важнейшим при создании, функционировании и развитии АИС. Он позволяет подойти к исследуемому объекту как единому целому; выявить на этой основе многообразные типы связей между структурными элементами, обеспечивающими целостность системы; установить направления производственно-хозяйственной деятельности системы и реализуемые ею конкретные функции. Системный подход предполагает проведение двухаспектного анализа, получившего название макроподходов и микроподходов.
· принцип развития заключается в том, что АИС создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновления функции системы и видов ее обеспечений. АИС должна наращивать свой вычислительные мощности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде системы баз данных.
· принцип совместимости заключается в обеспечении способности взаимодействия АИС различных видов, уровней в процессе их совместного функционирования. Реализация этого принципа позволяет, обеспечит нормальное функционирование экономических объектов, повысить эффективность управления народным хозяйством и его звеньями.
· принцип стандартизации и унификации заключается в необходимости применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС.
· принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АИС и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании.
Жизненный цикл (ЖЦ) — период создания и использования АИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей.
ЖЦ образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит итерационный характер: реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением ограничений и т.д. На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор документов и технических решений. При этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов и на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям.
Функции СУБД
Все функции СУБД можно объединить в такие группы:
Управление данными. Задачами управления данных является подготовка данных и их контроль, внесение данных в базу, структуризация данных, обеспечение целостности, секретности данных.
Доступ к данным. Поиск и селекция данных, преобразование данных в форму, удобную для дальнейшего использования.
Организация и ведение связи с пользователем. Ведение диалога, выдача диагностических сообщений об ошибках в работе по БД и т.д.
В состав любой СУБД входят языки двух типов:
· язык описания данных (с его помощью описываются типы данных, их структуры, связи)
· язык манипулирования данными (язык запросов), предназначенный для организации работы с данными.
Характеристика связей
В БД может быть несколько таблиц. Объекты, описанные в разных таблицах могут быть взаимосвязаны между собой. СУБД позволяет объединять данные из двух или более таблиц связанных между собой и рассматривать это объединение как одну таблицу. Для того, чтобы это стало возможным необходимо указать СУБД какие таблицы и как они взаимосвязаны. На языке СУБД такие указания называются установлением связей между таблицами. Для того, чтобы можно было установить связь между таблицами, нужно, чтобы они имели одинаковые поля. Имена связанных полей в таблицах могут различаться. Тип и размер этих полей должен соответствовать в обеих таблицах. Связи между таблицами бывают следующих типов: Один к одному (1:1) означает, что для каждой записи из первой таблицы соответствует одна запись из второй таблицы, и так же каждой записи из второй таблицы соответствует одна запись в первой таблице.
Один ко многим (1:М) означает, что для каждой записи первой таблицы соответствует несколько записей из второй, но каждая запись второй таблицы связана только с одной записью из первой таблицы..
Многие ко многим (М:М) – каждая запись одной таблицы связана с несколькими записями из второй, и каждая запись из второй таблицы связана с несколькими записями из первой. Реализация связей только 1 типа наиболее сложна. Как правило, должна быть создана третья (связующая) таблица, которая имеет с обеими исходными связь один ко многим.
Вопрос № 28
Возможности сети INTERNET.
1.Поиск информации. С помощью интернета можно найти любого рода информацию. Для этого используют поисковые машины (поисковики).
2.Заработок в интернете.
3.Получение информации. Скачать с интернета и перенести себе на компьютер можно различную информацию: любимую музыку, фильмы, игры, программы.
4.Обучение. Интернет используют как поддержку для получения образования. В нем можно найти обучающую информацию и программы, а также ответ на любой вопрос.
5.Развлечение. Набрав в поисковой системе слово «игры», откроются ссылки с огромным выбором развлекательных ресурсов.
6.Общение. Интернет – это средство коммуникации. С помощью социальных сетей, электронной почты, форумов можно общаться со всем миром.
Адресация в Internet
Концепция протокола IP представляет сеть как множество компьютеров (хостов - hosts), подключенных к некоторой интерсети. Интерсеть, в свою очередь, рассматривается как совокупность физических сетей, связанных маршрутизаторами. Физические сети представляют из себя коммуникационные системы произвольной физической природы. Физические объекты (хосты, маршрутизаторы, подсети) идентифицируются при помощи специальных так называемых IP-адресов.
Каждый IP-адрес представляет собой 32-битовый идентификатор. Принято записывать IP-адреса в виде 4-х десятичных чисел, разделенных точками. Каждый адрес является совокупностью двух идентификаторов: сети - NetID, и хоста - HostID. Все возможные адреса разделены на 5 классов.
Классы сетей определяют как возможное количество этих сетей, так и число хостов в них. Практически используются только первые три класса:
Класс А определен для сетей с числом хостов до 16777216. Под поле NetID отведено 7 бит, под поле HostID - 24 бита.
Класс В используется для среднемасштабных сетей (NetID - 14 бит, HostID - 16 бит). В каждой такой сети может быть до 65 536 хостов.
Класс С применяется для небольших сетей (NetId - 21 бит, HostID - 8 бит) с числом хостов до 255.
World Wide Web.
Рассмотрение служб Интернет начинается с WWW не только потому, что это очень динамично развивающаяся и популярная система с поистине неограниченными информационными возможностями, но также и потому, что ее программное обеспечение столь универсально, что поддерживает работу практически со всеми другими ресурсами Интернет.
Отметим основные особенности WWW, обеспечившие ее высокую популярность:
· гипертекстовая организация информационных элементов – страниц WWW. Это означает, что страница WWW может содержать специальные элементы – гипертекстовые ссылки, щелчок на которых вызывает переход к странице, на которую указывает данная ссылка.
· возможность включения в страницы WWW современных мультимедийных средств - графики, звука, анимации, а также других страниц – цветового и шрифтового оформления, широких возможностей по размещению информации на экране (макетированию страниц);
· наличие бесплатного, хорошего и достаточно простого программного обеспечения,
· наличие хороших поисковых систем, Наличие удобных средств запоминания адресов размещения необходимой информации
· возможность быстрого перемещения назад-вперед по уже просмотренным страницам, наличие средств обеспечения надежности и конфиденциальности информационного обмена.
WWW построена по хорошо известной схеме "клиент-сервер
Goqher-системы
Это текстовые базы данных самого различного содержания, управляемые посредством меню древовидного типа. Совокупность этих баз называется gopher-пространством, и хотя они постепенно вытесняются WWW, но еще имеют достаточно широкое распространение. Для работы с gopher-ресурсом предназначена специальная программа WS Gopher, работающая под управлением Windows,
Для поиска информации в gopher-пространстве имеется специальная система поиска Veronica, размещенная на многочисленных серверах.
3)Файловые базы данных (FTP) – это гигантское хранилище файлов различного типа – текстовых, электронных таблиц, программ, данных, графических, звуковых и других, хранящихся на FTP-серверах. FTP-серверы имеют почти все крупные фирмы,. По степени доступности информация на FTP-серверах делится на три категории:
· защищенная информация, доступ к которой разрешен или специальному кругу зарегистрированных пользователей, или за дополнительную плату;
· свободно распространяемые файлы (Freeshare) при условии их некоммерческого использования;
· файлы со статусом Shareware, означающим, что пользователь может бесплатно опробовать их в течение определенного времени, по истечении которого для продолжения эксплуатации он должен зарегистрироваться на сервере и оплатить стоимость файла.
Электронная почта
Электронная почта (E-mail) - это один из наиболее распространенных видов сервиса в Интернет. Электронная почта не только обеспечивает быструю передачу сообщений и файлов конкретному адресату или сразу списку адресатов, но также делает возможным доступ к любым другим ресурсам Интернет. Правда, доступ к ресурсам с помощью E-mail реализуется в ограниченном объеме и не столь удобен, как при использовании средств, специально предназначенных для работы с конкретным ресурсом.
Преимущества
Корпоративная сеть Intranet - прекрасная платформа для публикации информации внутри предприятия. Web-серверы не требуют аппаратных средств большой мощности (быстродействия процессора и емкости жесткого диска). Технология Web обладает свойством наращиваемости и может использоваться в региональных вычислительных сетях.
Недостатки
Прикладные системы совместной работы для intranet-сетей не обладают мощными возможностями традиционного ПО для групповой работы. Существует ограниченный набор средств привязки Web-серверов к базам данных и другим вспомогательным прикладным системам. Необходимо организовывать и поддерживать функционирование отдельных прикладных систем, в частности, таких, как электронная почта и Web-серверы, вместо того, чтобы пользоваться одной унифицированной системой, как в пакетах для групповой работы. Реализация Intranet требует наличия сети TCP/IP в отличие от других пакетов для групп, которые будут работать с существующими протоколами передачи данных по ЛВС.
Вопрос №1 Понятие информации, данных, информационных ресурсов. Различные подходы к оценке количества информации. Свойства информации.
Информация — сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т. д.), уменьшающие имеющуюся степень неопределенности, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями, которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.
Данные — это зарегистрированные сигналы, наблюдения. Данные могут не быть информацией. Информация должна уменьшать неопределенность, иметь смысл для потребителя или приносить пользу.
Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.
В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на: персонал, документы, коллекции объектов неживой и живой природы.
В числе особенностей информационных ресурсов можно отметить:
· неисчерпаемость — по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут;
· нематериальность — что обеспечивает относительную легкость их воспроизведения, передачи, распространения по сравнению с другими видами ресурсов.