Роль физического труда в социализации личности
План:
1. Физический труд как вид трудовой деятельности
2. Роль физического труда в воспитании и развитии личности
3. Семейный бытовой труд и его воспитательное значение
4. Ремесленный и индустриальный труд
5. Педагогические требования к физическому труду в трудовой социализации личности.
Литература
1. Теория и методика обучения технологии: учебное пособие / Е. М. Муравьев. - Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2005. - 274 с.
2. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : программно-методические материалы / авт.-сост. Е. М. Муравьев, К. Е. Романова.- Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007. - 62 с.
3. Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.
4. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - Педагогика, 1998.
5. Хотунцев Ю.Л.Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.
Семинар № 3.
Роль интеллектуального и духовного труда в технологическом образовании
План:
1. Этапы интеллектуального труда
2. Роль интеллектуального труда в технологическом образовании
3. Творческий характер интеллектуального труда
4. Предметы интеллектуального труда
5. Душевный и духовный труд в формировании личности
6. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности
Литература:
1. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагога // Библиотека журнала «Директор школы». № 3. - 2005. - С. 102.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. - 169 с.
3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. - 279 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304 с.
5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. - 287 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
Семинар № 4.
Методология и методы исследований в изучении курса «Основы технологической подготовки»
План семинара
1. Понятие о методологии науки и ее уровнях.
2. Общая характеристика философских оснований науки.
3. Экзистенциализм - философия существования. Сущностная характеристика.
4. Позитивизм и неопозитивизм.
5. Прагматизм и его роль в методологии науки
6. Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.
Литература
1. Атутов, П.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство.- 1999. - № 1.
2. Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования./ П.Р. Атутов, В.А. Поляков. - М., 2000.
3. Берулаева, М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Просвещение, 2000.
4. Бершадский М.Е. и др. Дидактические и психологические основания образовательной технологии./ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр Педагогический поиск, 2003.
5. Казакевич В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду// Педагогика, 2000. - №10. – С.38-45.
6. Концептуальные основы образовательной области «Технология» /Под ред. Ю.Л. Хотунцева. – М.: РАО, 1999.
7. Концепция модернизации российского образования. – М., 2002.
8. Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство. – 2000, № 3.
Семинар № 5.
Методология и методы исследований в изучении курса «Основы технологической подготовки»
План семинара
1. Системный подход как общенаучный уровень методологии науки в курсе изучения «Основы теории технологической подготовки»
2. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
3. Личносто-деятельностный подход в развитии технологических умений личности
4. Роль гуманистического подхода в школьном технологическом образовании.
3. Организация научного исследования в образовательной области «Технология»
4. Система методов и методика научного исследования
Литература:
1. Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования./ П.Р. Атутов, В.А. Поляков. - М., 2000.
2. Атутов, П.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство.- 1999. - № 1.
3. Берулаева, М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Просвещение, 2000.
4. Бершадский М.Е. и др. Дидактические и психологические основания образовательной технологии./ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр Педагогический поиск, 2003.
5. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - Педагогика, 1998.
6. Концептуальные основы содержания технологического обучения школьников / Е. М. Муравьев // Научный поиск. - 2011. - №2. - С. 7-9.