Социальная сущность труда и его роль в развитии общества

Семинар № 1

Социальная сущность труда и его роль в развитии общества

План:

1. Развитие трудовой деятельности в Античный период развития общества.

2. Развитие труда в Феодальном государстве и эпоху Возрождения.

3. Роль трудовой деятельности в капиталистическую эпоху.

4.Социальная роль труда в развитии общества и личности.

5. Общественный характер труда.

6. Труд - как высший тип человеческой деятельности.

7. Структура труда в развитии личности.

Литература:

1. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Н.М. Конышева. Смоленск: Ассоциация 20 век. - 2007. – 296с.

2. Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

3. Теория и методика обучения технологии: учебное пособие / Е. М. Муравьев. - Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2005. - 274 с.

4. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : программно-методические материалы / авт.-сост. Е. М. Муравьев, К. Е. Романова.- Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007. - 62 с.

5. Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009

6. Хотунцев Ю.Л.Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.

Семинар № 2.

Роль физического труда в социализации личности

План:

1. Физический труд как вид трудовой деятельности

2. Роль физического труда в воспитании и развитии личности

3. Семейный бытовой труд и его воспитательное значение

4. Ремесленный и индустриальный труд

5. Педагогические требования к физическому труду в трудовой социализации личности.

Литература

1. Теория и методика обучения технологии: учебное пособие / Е. М. Муравьев. - Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2005. - 274 с.

2. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : программно-методические материалы / авт.-сост. Е. М. Муравьев, К. Е. Романова.- Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007. - 62 с.

3. Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.

4. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - Педагогика, 1998.

5. Хотунцев Ю.Л.Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.

Семинар № 3.

Роль интеллектуального и духовного труда в технологическом образовании

План:

1. Этапы интеллектуального труда

2. Роль интеллектуального труда в технологическом образовании

3. Творческий характер интеллектуального труда

4. Предметы интеллектуального труда

5. Душевный и духовный труд в формировании личности

6. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности

Литература:

1. Бакурадзе А.Б. Мотивация труда педагога // Библиотека журнала «Директор школы». № 3. - 2005. - С. 102.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. - 169 с.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. - 279 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. - 304 с.

5. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975. - 287 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

Семинар № 4.

Методология и методы исследований в изучении курса «Основы технологической подготовки»

План семинара

1. Понятие о методологии науки и ее уровнях.

2. Общая характеристика философских оснований науки.

3. Экзистенциализм - философия существования. Сущностная характеристика.

4. Позитивизм и неопозитивизм.

5. Прагматизм и его роль в методологии науки

6. Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Литература

1. Атутов, П.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство.- 1999. - № 1.

2. Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования./ П.Р. Атутов, В.А. Поляков. - М., 2000.

3. Берулаева, М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Просвещение, 2000.

4. Бершадский М.Е. и др. Дидактические и психологические основания образовательной технологии./ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр Педагогический поиск, 2003.

5. Казакевич В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду// Педагогика, 2000. - №10. – С.38-45.

6. Концептуальные основы образовательной области «Технология» /Под ред. Ю.Л. Хотунцева. – М.: РАО, 1999.

7. Концепция модернизации российского образования. – М., 2002.

8. Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство. – 2000, № 3.

Семинар № 5.

Методология и методы исследований в изучении курса «Основы технологической подготовки»

План семинара

1. Системный подход как общенаучный уровень методологии науки в курсе изучения «Основы теории технологической подготовки»

2. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований

3. Личносто-деятельностный подход в развитии технологических умений личности

4. Роль гуманистического подхода в школьном технологическом образовании.

3. Организация научного исследования в образовательной области «Технология»

4. Система методов и методика научного исследования

Литература:

1. Атутов, П.Р. Дидактика технологического образования./ П.Р. Атутов, В.А. Поляков. - М., 2000.

2. Атутов, П.Р., Хотунцев Ю.Л., Симоненно В.Д., Кожина О.А., Овечкин В.П. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство.- 1999. - № 1.

3. Берулаева, М.Н. Теория и практика гуманизации образования. – М.: Просвещение, 2000.

4. Бершадский М.Е. и др. Дидактические и психологические основания образовательной технологии./ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр Педагогический поиск, 2003.

5. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - Педагогика, 1998.

6. Концептуальные основы содержания технологического обучения школьников / Е. М. Муравьев // Научный поиск. - 2011. - №2. - С. 7-9.

Литература

1. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя./ О.В. Акулова, С.А. Писарева и др. / Под ред. А.П. Тряпициной.- Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 290 с.

2. Всероссийский Интернет-педсовет: http://www.pedsovet.org.ru.

3. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - Педагогика, 1998.

4. К вопросу об изучении техники в технологическом образовании школьников / Е. М. Муравьев // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2011. - №4. – С. 367-370.

5. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ (новости, сообщения о мероприятиях, в т.ч. о коллегиях Минобрнауки, о приоритетном национальном проекте "Образование", о конкурсах, нормативные документы): http://www.mon.gov.ru/.

Семинар № 7. Этапы становления технологического образования

В России

План семинара:

1. Особенности трудового обучения в общеобразовательной школе в советский период.

2. Профориентационная работа в советский период трудового образования.

3. Производственное обучение как новая система трудового обучения.

4. Особенности трудового обучения в период 80-х – 90-х г.г. XX столетия

5. Сущность нового Государственного базисного учебного плана образовательной области «Технология» 1992г.

6. Значение образовательной области «Технология» в общеобразовательной школе в современный период.

Литература:

1. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя./ О.В. Акулова, С.А. Писарева и др. / Под ред. А.П. Тряпициной.- Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.- 290 с.

2. Губанихина, Е.В. Теория и методика преподавания предмета «Технология» в начальной школе: учебно-методическое пособие для студентов / Е.В. Губанихина, АГПИ.- Арзамас, 2010.- 157 с.

3. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - Педагогика, 1998.

4. Казакевич В.М. Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду// Педагогика, 2000. - №10. – С.38-45.

5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений . - М. : Академия, 2002.- 480 с.;

6. Сасова И.А. Новое поколение учебно-методических комплектов по "Технологии".// Школа и производство. – 2005.- №7.- С. 2-7.

7. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /авт.- сост.: А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. – М.: Вентана-Граф, 2002.

8. Сборник нормативных документов. Технология./ Состав. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – Дрофа, 2004

Занятие 8.

Содержание образовательной области «Технология» (2часа)

План:

1. Общая характеристика учебного предмета. Основные понятия технологического образования.

2.Черты технологического образования.

3. Технологические умения и технологическая культура.

4. Компоненты «технологической пирамиды».

5. Концептуальные положение образовательной области «Технология».

6. Содержание образовательной области «Технология».

Литература:

1.Профессиональная педагогика - М, Ассоциация «профессиональное образование», 1997.

2. Методика преподавания технологии : учебник для студентов высших учебных заведений / Е. М. Муравьев (в соавторстве) ; под ред. В. Д. Симоненко. – 2-е изд., перер. и доп. – Москва : Вентана-Граф, 2005.

3. Методическая подготовка студентов - будущих учителей технологии и образовательная область "Технология" / Е. М. Муравьев // Теория и практика технологического обучения школьников и подготовки учителей технологии : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Шуя - Кострома, 29-30 марта 2005 года) / под ред. проф. И. П. Арефьева . – Шуя : Весть, 2005. - С. 25-28.

4. Сасова И.А. Новое поколение учебно-методических комплектов по "Технологии"// Школа и производство. – 2005.- №7.- С. 2-7.

5. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры - М., Вентана Граф, 2000.

Семинар № 9 . Принципы профессионального обучения в курсе «Технология» (2 часа)

План:

1. Общие принципы обучения учащихся в образовательной отрасли «Технология».

2. Принципы организации педагогического процесса и принципы управления деятельностью школьников.

3. Общая характеристика дидактических принципов, применяемых в образовательной области «Технология».

4. Принцип целенаправленности и научности в курсе «Технология».

5. Принципы доступности и наглядности

6. Принцип сознательности и активности

7. Принцип связи с жизнью, воспитании и труде

8. Политехнический принцип.

9. Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении.

10. Принцип учёта возрастных и индивидуальных различий.

11. Принцип единства требовательности и уважения к личности учащегося.

Литература:

1. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.143-184

2. Дидактика технологического образования: книга для учителя / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. Ч. 1. - П., 1998.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.-М.:1982г.,с.242-404.

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И.П. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с., с.129-192.

5. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423с., с. 199-224.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.- М.- 2002г.,с. 312-330.

7. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2000г., с.186.

8. Стефановская Т.А. Педагогика и искусство.- М..1998.,с141.

9. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога.-М.,1987

Занятие 10.

Занятие 11.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

План:

1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня.

2. Структура качеств личности ребёнка по К.Платонову.

3. Знания, умения, навыки (ЗУН).

4. Формирование способов умственных действий (СУД).

5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ).

6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН).

7. Действенно-практическая сфера личности (СДП).

8. Сфера творческих качеств (СТК).

9. Сфера психофизиологического развития (СПФР).

Литература

1. Акутина, С.П. Педагогические технологии: учебно-методическое пособие/ С.П. Акутина, В.А. Волгунов.- Арзамас: АГПИ, 2009.-118 с.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Спб.: КАРО, 2002.

3. Крейн У. Теория развития: секреты формирования личности. Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ «Сфера», 2001.

5. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. М.: ТЦ Сфера, 2002.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов пед. учебных заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423с., с. 199-224.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания.- М.- 2002г.,с. 312-330.

8. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. 3-е издание – М.: Школа – Пресс, 2000г., с.186.

9. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. М.: Изд-во МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МЛДЭК», 2002.

Занятие 12.

Психофизиологические особенности технологической деятельности школьников (2часа)

План:

1. Половое развитие человека в онтогенезе.

2. Основные системы жизнеобеспечения (соматическая, энергоснабжения, сердечно-сосудистая и мозгового кровообращения) на 1 –5 стадиях полового созревания.

3. Психические стороны труда. Изменение основных психических процессов (ощущения, восприятие, кратковременная и долговременная память, произвольное и непроизвольное внимание) в развитии подростков.

4. Особенности работоспособности подростков на разных стадиях полового созревания.

5. Возрастные изменения параметров и характеристик двигательных действий органов человека, участвующих в производственных процессах (большой палец, кисть, предплечье, плечо, туловище, голень и т.п.).

6. Параметры и характеристики сенсорных анализаторных систем (зрительной, слуховой, осязательной, тактильной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной и кинестетической) развивающегося школьника.

7. Приемы, пути и методы формирования основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и понятие) в технологической подготовке. Ее влияние на развитие ведущих уровней мышления.

Литература:

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. /Под.ред. Д.В. Колесова. М. Педагогика, 1987.

2. Косилов С.А. Физиологические основы производственного обучения. М. Высшая

3. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. М. Высшая школа, 1986.

4. Поспелов П.П., Поспелов И.И. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М. Педагогика, 1988.

5. Профессиональная педагогика. М. Ассоциация “Профессиональное образование”, 1997.

6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. М. “Вентана Граф”,2000.

7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. М.: Изд-во МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МЛДЭК», 2002.

8. Фиганов И.С. Педагогика трудового коллектива. М. Высшая школа, 1988. Школа, 1975.

Занятие 13.

Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей «Технологии» (2часа).

План:

1. Теоретический анализ профессиональной подготовки будущего специалиста учителя технологии.

2. Формы и методы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических вузах.

Литература

1. Косилов С.А. Физиологические основы производственного обучения-М., Высшая школа, 1975

2. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений - М. Высшая школа, 1986.

3. Основы теории технологической подготовки: проблемы содержания и методики технологического обучения школьников : учебное пособие для магистрантов / Е. М. Муравьев. - Шуя : Изд-во ГОУ ВПО "ШГПУ", 2011. - 71 с.

4. Хотунцев Ю.Л.Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.

5. Профессиональная педагогика. М. Ассоциация “Профессиональное образование”, 1997.

6. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры. М. “Вентана Граф”,2000.

Занятие 14.

Классификация, методы обучения и требования к проведению уроков технологии (2 часа).

План:

Литература

1. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пос. для учителя./ А.А. Гин. - 5-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004.

2. Губанихина, Е.В. Теория и методика преподавания предмета «Технология» в начальной школе: учебно-методическое пособие для студентов / Е.В. Губанихина, АГПИ.- Арзамас, 2010.- 157 с.

3. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов педвузов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

4. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пос. для студ. высш. педагог. учеб. заведений./ Г.И.Кругликов. - 2-е изд. - М.: «Академия», 2004.

5. Кругликов, Е.М. Подготовка учителя к занятиям по технологии./ Е.М. Кругликов.// Школа и производство. - 2001.- №3.- С.23-33.

6. Серебренников Л.Н. Концептуальные аспекты модернизации технологической подготовки школьников // Материалы X Международной конференции по технологическому образованию школьников "Технологическое развитие в условиях модернизации образования" / Под ред. Ю.Л. Хотунцева. М., 2004.

7. Хотунцев Ю.Л.Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.

Семинар № 1

Социальная сущность труда и его роль в развитии общества

План:

1. Развитие трудовой деятельности в Античный период развития общества.

2. Развитие труда в Феодальном государстве и эпоху Возрождения.

3. Роль трудовой деятельности в капиталистическую эпоху.

4.Социальная роль труда в развитии общества и личности.

5. Общественный характер труда.

6. Труд - как высший тип человеческой деятельности.

7. Структура труда в развитии личности.

Литература:

1. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Н.М. Конышева. Смоленск: Ассоциация 20 век. - 2007. – 296с.

2. Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

3. Теория и методика обучения технологии: учебное пособие / Е. М. Муравьев. - Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2005. - 274 с.

4. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству : программно-методические материалы / авт.-сост. Е. М. Муравьев, К. Е. Романова.- Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2007. - 62 с.

5. Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009

6. Хотунцев Ю.Л.Технологическое образование школьников в России и за рубежом. – M, 2009.

Семинар № 2.

Наши рекомендации