Глава 6. Педагогическое общение
Проблема педагогического общения отражена в таких понятиях, как «взаимодействие», «коммуникация» и «общение». К сожалению, в педагогической литературе часто допускается смешение этих понятий, обозначающих отнюдь не одно и то же явление и вовсе не являющихся идентичными.
Понятие «коммуникативный» («коммуникация») указывает на наличие связи между людьми — от взгляда до текста телеграммы. Коммуникативным называют человека, умеющего устанавливать и создавать такие связи между людьми или между собою и людьми.
Коммуникативным может быть назван пассажир, заговоривший с окружающими его незнакомыми людьми: он легко установил связь с ними.
Понятие «взаимодействие» обозначает систему взаимных воздействий в отношениях «человек — человек»; эта связь людей подразумевает некоторое содержание, созидаемое прямыми и обратными действиями в адрес друг друга.
Например, взаимодействием является ситуация передачи денег на билет и получение билета как обратного воздействия среди незнакомых пассажиров. Их связь не назовешь общением, даже если они будут очень вежливы и приветливы.
Понятие «общение» является разновидностью взаимодействия и имеет свой сущностный отличительный признак, о котором скажем ниже.
Гуманистическое взаимодействие Гуманистическое взаимодействие людей имеет отличительные признаки, обусловленные тем, что в отношениях «человек — человек» каждый из партнеров взаимодействия занимает исходную позицию признания человека как ценности. Это взаимное расположение к ценностному феномену «человек» и задает взаимно определяющие характеристики.
Уважение — общая характеристика взаимодействия людей образованного цивилизованного мира, открывшего для себя в ходе исторического развития значимость «другого человека» для каждого из нас. Уважить — значит признать «важность» для себя этого человека (тогда мы говорим «я тебя уважаю»), но и признать важность вообще любого другого человека (тогда мы говорим «человека надо уважать»). Данная характеристика обобщенная. Нельзя уважать одного человека и, при этом, не уважать многих людей. «Уважающий» всегда и со всеми людьми одинаково держит высокую планку признания «человека в человеке». Как говорил английский драматург Б. Шоу: разговаривать с прачкой, как с королевой, а с королевой, как с прачкой, — то есть, со всеми одинаково, коль скоро они представительствуют «человека».
Нельзя сказать, чтобы такое понимание было издавна присуще человечеству. Оно и сейчас являет собою довольно высокий гребень культурной волны, Традиционно исторически уважали богатых, знатных, власть имущих, и не признавали достоинств стоящих на нижней ступени социальной лестницы.
Провозгласив «гуманизацию общества», «гуманистическое воспитание» как лозунги и методологическую основу педагогики, мы вынуждены признать, что это очень трудная задача.
Однако уже сегодня профессиональная педагогическая технология общения с детьми требует от него уважения к человеку (и детям, в том числе) как таковому. И это педагогическое требование не может быть оспорено, согласно нашему пониманию воспитания как введения детей в контекст мировой культуры.
Неприкосновенность личности как характеристика отношения к человеку во взаимодействии с ним определяется психологическим пониманием автономности внутреннего индивидуального мира личности человека, обладающего особенным содержанием, собственными нормами и правилами, своими внутренними событиями души и своим особенным отношением к жизни. В это мир, как в отдельный дом, не должно быть доступа никому без позволения самого субъекта. Поэтому существуют неписанные правила этики, такие, как право на тайну, право на собственное мнение, право на неповторимость стиля поведения и жизни. Узаконено юридически право на неприкосновенность жилища, собственности, личных вещей, собственного тела.
Признание как данности — следующая общая черта современного взаимодействия людей в культурном обществе. Она означает терпимое отношение к особенностям человека, его непохожести на других, терпимости по отношению к тем качествам, которые неудобны для окружающих. Бесспорно, быть терпимым очень трудно, ведь человек, избрав образ жизни, считает свой выбор наиболее правильным, и с трудом соглашается, что можно жить иначе. Большим подспорьем в умении признавать человека как данность служить апелляция к истории жизни человека. Признать человека как данность нетрудно, если исходить из истории его жизни, из стечения обстоятельств, в которых он родился, познал счастье жизни, делал свои первые жизненные шаги.
...Ребенок не выбирал родителей, когда оказался в семье агрессивных и жестоких людей.
Ребенок невиноват, что ему вовремя не предоставили возможность полюбить музыку, живопись, театр, скульптуру.
На ребенка нельзя возлагать ответственность за то, что он не пользуется носовым платком, не умеет ухаживать за своим телом, не знает чистых простыней и пушистых полотенец.
Признание человека как данности, разумеется, имеет свои границы. Они очерчены общими нормами современной культуры, в которой «человек», «жизнь», «общество» в качестве наивысших ценностей и условия существования человечества на земле предписывают ряд законов, оберегающих эти основные условия жизни. Их нарушения влекут за собою карающие санкции общества.
Признавая ребенка как данность, педагог ни в коем случае не отказывается от его воспитания, от оснащения его достижениями культуры. Он производит методическое и технологическое решение проблемы, адекватное как для ситуации благоприятной, так и для ситуации неблагоприятного социального положения ребенка и истории его развития.
Общение как разновидность взаимодействия Общение - особая разновидность взаимодействия людей. В пестром калейдоскопе разнообразных характеристик взаимодействия (информативное, коммуникативное, речевое, продуктивное, деловое и прочие), которые различаются по содержательному основанию или по средствам взаимодействия, общение выделяется на основании характера связи двух партнеров:
Во-первых, этими партнерами могут быть исключительно субъекты. Общение — это взаимодействие двух субъектов. Несмотря на это, мы не можем говорить об общении как «субъектно-субъектной связи». Дело в том, что каждый из субъектов выступает объектом для другого партнера в силу тогоё что у каждого из них есть тело, внешностные характеристики телодвижений, несущие на себе черты движений скрытого внутреннего мира. Связь в общении все-таки «субъект — объект — субъектная», потому что каждый партнер воспринимает другого партнера через вполне осязаемые внешние проявления. Если он этого не делает, связь разрушается.
Во-вторых, связь этих субъектов осуществляется путем транслирования другому субъекту своего личностного «Я». Общение - взаимное трансляция «Я» субъектов. Каналы такой трансляции -визуальный, вербальный, тактильный, предметно-действенный. Один из этих каналов доминирует, обусловленный своеобразием возраста, индивидуальности, ситуации. Например, малыши выстраивают свое общение, прежде всего, по каналу предметно-действенному. Канал тактильный избирают влюбленные. Визуальный канал доминирует у супругов, понимающих друг друга с полуслова. Вербальным каналом пользуются больше девушки, чем юноши.
В-третьих, речь идет о передаче внутреннего духовного содержания этих двух субъектов. Общение — взаимное раскрытие субъектами своего духовного мира. Открыть свой автономный мир для другого - нелегко, это требует усилий и умения: что-то всегда сокрыто и не может быть вынесено для другого лица.
Иногда любое взаимодействие двух субъектов называют общением. Однако сам факт существования двух понятий вместо одного говорит о том, что есть принципиальная разница в явлениях, обозначаемых разными словами.