Глава 3. Функционально-операционная разработка содержания педагогической технологии
Первоначальное накопление профессиональных педагогических операций, несмотря на значительную его пользу, сохраняет квалификацию житейско-обыденных советов, пока не будет произведено научно-теоретическое осмысление и не выявится скрытый логический порядок в богатой сумме профессиональных советов.
Профессиональные советы дают педагогу родители, журналисты, политики, повара, продавцы, дворники. И советы эти почти всегда, действительно, полезны. Например: «не кричать на детей», «не забывать проверять то, что должно быть исполнено», «быть справедливым», «увлекать и упражнять» и т.д. Иногда советы эти вредны, например: «держать детей в ежовых рукавицах», «дети должны учителя бояться», «ни один проступок не оставлять без наказания» и т.п. Но ни одобрить, ни осудить инструкции, провозглашаемые практикой, нельзя, потому что у них нет основания, нет позиции, а главное — понимания сути педагогического процесса.
Разработка понимания начинается с двух ключевых вопросов: «что?» и «зачем (почему)?». Операционные воздействия, подвергаются анализу с помощью этих вопросов, потому что любое воздействие имеет свою стратегическую и тактическую цель, и значит, педагог вполне отдает себе отчет, во имя чего он производит профессиональные воздействия и каков их ожидаемый результат.
Сама по себе операция, как было сказано выше, является лишь средством. И в качестве средства может быть использована во благо ребенка Либо во благо взрослого, использующего операцию, -точно так же, как расщепление атома используется для создания электричества, но и открывает путь к уничтожению человечества. Операция — во власти человеческого разума, гуманистического или антигуманистического.
Определяющим фактором является не сама операция — она содержательно нейтральна и может быть использована для самых противоположных целей, в том числе и для манипулирования другим человеком. Роль основного и решающего фактора играет функция, реализация которой и придает технологической стороне работы педагога гуманистический характер. Поэтому чрезвычайно важно обратить внимание на реализацию основных функций общего профессионального умения. Направленность на воплощение точного функционального замысла содействует поиску опрационного обеспечения функции. Вопрос «что нужно получить в качестве реакции на педагогическое воздействие» выводит на вопрос «каким образом можно получить запланированное» — тут отрывается ряд операций как ответ на последний вопрос.
И сами по себе операции как некоторая собранная эмпирическим путем сумма бессмысленны, пока не очерчены функции. И вооружать будущего педагога богатейшим набором операционных-воздействий, не определив функций воздействия, даже вредно, потому что этот багаж превращается в балласт.
Связь функции и операций обозначается условно таким образом: функция обеспечивается операциями; операции обслуживают функцию; чтобы функция реализовалась, необходим минимальный веер операций.
Схема 3
Однако в силу того, что педагогическое воздействие полифункционально, каждый отдельный акт воздействия одновременно «работает» на все три функции, а операции — работают на три указанных направления влияния. Соотнесение конкретной операции с определенной функцией производится по доминанте влияния операции на ребенка. Любая операция трехфункциональна, но одно из ее влияний доминирует в пропорциональном сочетании с другими влияниями. Это дает возможность педагогическому сознанию выявлять имеющуюся систему операционных влияний.
Приведем один из простейших примеров такой связи. Чтобы у детей формировалось ценностное отношение к познанию, познавательный процесс должен завершаться позитивными переживаниями. А для этого необходимо, чтобы предметный результат любой деятельности имел относительно высокое качество. Вот почему в качестве функции организации групповой работы декларируется «достижение предметного результата деятельности».
Функционально-операционный подход — установленный ракурс исследовательского взгляда на практические взаимодействия людей с целью теоретического извлечения возможных операционных воздействий субъектов друг на друга, это избранная исследователем позиция обнаружения существующих в социально-психологическом взаимодействии людей операционных взаимных влияний, которые в реальной практике жизни присутствуют в неразрывной связи.
Обратимся к примеру. Предположим, педагог планирует совместное с детьми обсуждение предстоящего дела. Как его проводить? Как выстраивать последовательность педагогических воздействий, чтобы беседа прошла наилучшим образом при хорошо подготовленном материале и отобранной диалогической методике?
Сначала педагог вынужден определить, чего бы он хотел в реакциях и проживаемых отношениях ребенка, то есть какие именно действия были бы достойными для ребенка в данной ситуации. Добавим: «достойными», но «возможными» для ребенка на этот период личностного развития. И только потом педагог проецирует ряд воздействий на ребенка, чтобы инициировать разум, волю, отношение.