П.М. 03 Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства

П.М. 03 Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства

МДК.03.01 Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства

ПП.03.01 Производственная практика

специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

среднего профессионального образования

3,4 курс 5,6,7 семестр

лекции 118 ч

практические занятия 142 ч

самостоятельные занятия 152 ч

промежуточная аттестация зачет 5,6 семестр

форма итогового контроля экзамен 7 семестр

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Организация - разработчик: филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Геленджике

Разработчик: ___________________________ Кузьмина Т.И.

Рецензент (-ы):

Козырь С.А.., заместитель директора по НР Центра дополнительного образования детей «Эрудит» г. Геленджика;

Кубарева Н.В., преподаватель биологии, директор «Биошколы» Центра дополнительного образования детей «Эрудит» г. Геленджика

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии профессиональных дисциплин среднего профессионального образования филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Геленджике

Рабочая программа обсуждена на заседании ПЦК Профессиональных дисциплин садово-паркового и ландшафтного строительства филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Геленджике

Протокол № 1 от 31 августа 2016 г.

Председатель ПЦК профессиональных

дисциплин садово-паркового

и ландшафтного строительства филиала ________________ Тарасенко А.И.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

1.1.Область применения программы.. 4

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 4

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 4

1.4. Количество часов на освоение прграммы учебной дисциплины: 6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины.. 8

2.3. Содержание теоретической части. 10

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 26

3.1. Практические и самостоятедьные занятия. 26

4.1. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 28

4.2. Перечень необходимого программного обеспечения. 29

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 26

5.1. Основные источники. 29

5.2. Дополнительные источники. 29

5.3. Периодические издания. 29

5.4. Интернет-ресурсы.. 29

5.5 Методические указания для обучающихсяпо освоение дисциплины 30

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ 34

6.1 Паспорт фонда оценочных средств 34

6.2 Перечень оценочных средств 35

6.3 Варианты контрольных работ 36

6.4 Кейс-задания 43

6.5 Круглые столы 85

6.6 Тестовые задания 85

6.7 Вопросы к зачету 89


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.05 «Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства»

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: -
лекционные занятия
практические занятия
в том числе, интерактивные занятия
контрольные работы -
курсовая работа (проект) 32
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе: -
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) 32
Рефераты, презентации внеаудиторная самостоятельная работа 58 50
Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

«Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов, максимальный Количество аудиторных часов Самостоятельная работа
Всего лекции Практич. .занятия
РАЗДЕЛ 1 Биотехнология растений, как наука и отрасль современного производства. Современные тенденции в виноградарстве
РАЗДЕЛ 2 Использование современных технологий в выращивании рассады: прививка в виноградарстве; сортовое разнообразие
РАЗДЕЛ 3 Инвентарь и современная механизированная техника садово-паркового и ландшафтного строительства
РАЗДЕЛ 4 Современные тенденции в агротехнике растений
РАЗДЕЛ 6 Современные тенденции в овощеводстве
РАЗДЕЛ 7 Современные тенденции в промышленном садоводстве
РАЗДЕЛ 8 Современные тенденции в ведении личного подсобного хозяйства. Рекомендации практикующих садоводов.
РАЗДЕЛ 9 Современные тенденции в комнатном цветоводстве
РАЗДЕЛ 10 Современные тенденции в защите растений
РАЗДЕЛ 11 Строительство теплиц на основе современных технологий
РАЗДЕЛ 12 Организация ландшафтного бизнеса в России и за рубежом
РАЗДЕЛ 13 Болезни и вредители растений  
РАЗДЕЛ 14 Современные тенденции в экодизайне
Итого Лекции
Практические занятия.
Курсовая работа
Самостоятельная работа обучающихся

Содержание теоретической части



Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся  
 
 
РАЗДЕЛ 1. Тема 1. БИОТЕХНОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ, КАК НАУКА И ОТРАСЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВИНОГРАДАРСТВЕ  
Биотехнология производства культуры клеток, тканей и органов растений  
1.1. Биотехнология микроклонального размножения особей  
1.2. Банк in vitro и криоконсервация; их значение для сохранения генофонда растений  
1.3Организация биотехнологической лаборатории  
Тема 2. . Современные технологии в виноградарстве  
2.1. Строение виноградного куста, выбор места для посадки, уход  
2.2. Размножение винограда вегетативным и генеративным путем  
2.3. Популярные сорта винограда, современные способы борьбы с болезнями и вредителями  
2.4. Обрезка кустов винограда, омолаживание, техника обрезки  
2.5 Укрытие винограда  
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫРАЩИВАНИИ РАССАДЫ  
Тема 4. Особенности выращивания рассады: использование современных технологий; гидропоника, ее характеристика  
4.1 Выбор грунта; рассадный материал; выбор места для рассады; освещение и температура; уход за рассадой  
4.2 Подготовка семян: сортировка; проверка на всхожесть; прогревание; обеззараживание; обработка стимуляторами роста; закаливание  
4.3 Подготовка семян: замачивание и проращивание; дражирование; барботирование; яровизация; пескование; посев  
4.4 Особенности выращивания огородных культур: выращивание рассады огурцов, томатов, перца, капусты  
  4.5 Выращивание рассады в домашних условиях  
РАЗДЕЛ 3 ИНВЕНТАРЬ И СОВРЕМЕННАЯ МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ТЕХНИКА САДОВО-ПАРКОВОГО И ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА  
Тема 5. Применение в агротехнике современного инвентаря и средств механизации  
5.1 Средства механизации, используемые в личном подсобном хозяйстве  
РАЗДЕЛ 4 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АГРОТЕХНИКЕ РАСТЕНИЙ  
Тема 6 Обработка почвы: вскапывание; рыхление; окучивание; мульчирование; прополка  
Тема 7 Капельный полив, его устройство  
Тема 8. Посадка деревьев и кустарников, уход за ними  
8.1Организация посадочных работ; стандарты на посадочный материал; сроки посадки зеленых насаждений  
8.2Выкопка посадочного материала; правила приёмки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения саженцев  
8.3Технология посадки деревьев и кустарников; послепосадочный уход за деревьями и кустарниками; мероприятия по уходу и содержанию деревьев и кустарников; особенности формирования живых изгородей и бордюров  
Тема 9. Современное устройство цветников  
9.1 Цветники, их функции и классификации  
9.2 Устройство цветников, устройство каменных садов, уход за цветниками  
Тема 10 Газоны, современные тенденции в устройстве и содержании  
10.1 Газоны, их функции и классификация  
10.2 Основные виды газонных трав  
10.3 Выбор газонообразующих трав  
10.4 Современные технологии устройства газона  
Тема 11 Вертикальное озеленение, современные тенденции  
11.1 Общие сведения о вертикальном озеленении  
11.2 Ассортимент растений для вертикального озеленения  
11.3 Посадка растений при вертикальном озеленении  
11.4 Особенности балконного озеленения  
Тема 12 Озеленение и благоустройство крыш  
12.1 Общие сведения об озеленении и благоустройстве крыш  
12.2 Требования к благоустройству и озеленению на кровлях  
12.3 Устройство садов на крышах зданий  
12.4 Устройство зеленых крыш  
Тема 13 Обрезка деревьев и кустарников  
13.1 Использование современных формировок кроны для плодовых деревьев, цветочно-декоративных растений;  
Тема 14 Вертикальное озеленение: лианы, контейнерные растения; современный ассортимент растений в вертикальном озеленении  
14.1 Стриженные деревья в вертикальном озеленении; сады на крыше  
Тема 15 Современные конструкции - опоры для вьющихся растений; опоры для плодовых растений  
15.1Подвязка; подкормка: органические удобрения, простые минеральные, комплексные минеральные удобрения, стимуляторы роста и плодообразования  
15.2Подкормка плодово-ягодных деревьев и кустарников; применение современных средств защиты против болезней и вредителей  
РАЗДЕЛ 5 Тема 16 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПЛОДОВОДСТВЕ  
16.1Защита плодовых растений, болезни и вредители  
РАЗДЕЛ 6 Тема 17 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОВОЩЕВОДСТВЕ  
17.1Защита овощных растений, болезни и вредители  
РАЗДЕЛ 7 Тема 18 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОМЫШЛЕННОМ САДОВОДСТВЕ  
18.1Подготовка к закладке сада; типы почв; растения-индикаторы; плодово-ягодные и декоративные культуры для разного типа почв  
18.2Дренаж участка; подготовка сада к зиме; уборка мусора; побелка стволов; укрытие многолетних теплолюбивых растений; защита деревьев от грызунов  
РАЗДЕЛ 8 Тема 19 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЕДЕНИИ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРАКТИКУЮЩИХ САДОВОДОВ.  
19.1Совместимые и несовместимые растения; композиции растений в саду  
19.2Садовые аксессуары; уход за садом (полив растений, обрезка деревьев и кустарников; подкормка; подготовка к зиме)  
19.3Посадочный материал, хранение и качество семян, выбор и хранение саженцев;крупномеры, выращивание цветочной рассады, садовый инвентарь и препараты  
РАЗДЕЛ 9 Тема 20 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КОМНАТНОМ ЦВЕТОВОДСТВЕ  
20.1Защита комнатных растений, болезни и вредители; зимние сады, оранжереи  
РАЗДЕЛ 10 Тема 21 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ  
21.1Признаки дефицита и избытка веществ в почве (питание растений, признаки недостатка и избытка микро-, макроэлементов; дозировка удобрений).  
21.2Признаки неправильного ухода за растениями (избыток влаги; недостаток света; избыток света; недостаток света).  
РАЗДЕЛ 11 Тема 22 СТРОИТЕЛЬСТВО ТЕПЛИЦ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ:  
22.1 Строительство шатровой теплицы; строительство арочной теплицы  
22.2 Строительство пристенных теплиц; теплица стационарная; теплица передвижная; оборудование для проветривания теплиц; усройство парников  
РАЗДЕЛ 12 Тема 23 ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ  
23.1Создание контейнерной площадки, дороги и размеры контейнерных площадок, расстановка растений.  
23.2Российские питомники, способы освоения и окультуривания территорий. Строительство мелиоративной сети  
Тема 24 Агротехническая подготовка территории объекта;  
24.1Мероприятия по сохранению существующих насаждений и растительного покрова; подготовка почвы. Посадка древесных растений. Стандартные размеры комов, ям и траншей для посадки деревьев, кустарников; технология посадки стандартных саженцев деревьев, кустарников, лиан, крупномерных деревьев с комом; технология посадки деревьев и кустарников;  
24.2Технология посадки деревьев и кустарников в контейнерах. Особенности первичного ухода. Технология посадки деревьев и кустарников; инвентаризация зелёных насаждений; мероприятия по сохранению ценных насаждений; завоз растительного грунта, его планировка и подготовка почвы; подготовка посадочных ям.  
24.3Технология посадки деревьев и кустарников в контейнерах. Особенности первичного ухода. Технология посадки деревьев и кустарников  
24.4Инвентаризация зелёных насаждений; мероприятия по сохранению ценных насаждений; завоз растительного грунта, его планировка и подготовка почвы; подготовка посадочных ям  
Тема 25 Организация и планирование ухода за насаждениями:  
25.1Общие принципы и правила обрезки деревьев. Особенности обрезки. Формирование в послепосадочный период.  
25.2Устранение ошибок обрезки питомника. Классификация крон. Естественные и искусственные (пальметты, кордоны и т.п), формы кроны лиственных и хвойных пород. Типы обрезки: омолаживающая, восстановительная, регулирующая. Особенности обрезки плодово-ягодных культур. Особенности обрезки декоративных культур. Прививка в теории.  
РАЗДЕЛ 13 Тема 26 БОЛЕЗНИ И ВРЕДИТЕЛИ РАСТЕНИЙ  
26.1Основные инфекционные заболевания растений. Основные вредители растений. Подробный анализ фунгицидов, возможность использования баковых смесей с инсектицидами, удобрениями, стимуляторами роста.  
26.2Подробный анализ современных инсектицидов, баковые смеси с фунгицидами, стимуляторами роста, удобрениями. Подробный анализ стимулирующих, росторегулирующих препаратов, частые ошибки использования.  
Тема 27 Агротехника - технология растениеводства  
27.1Система приемов возделывания сельскохозяйственных культур, включающая: севообороты; обработку почвы; внесение удобрений; подготовку семян к посеву;  
27.2Посев и посадка; уход за растениями; борьба с сорняками, болезнями и вредителям сельскохозяйственных культур; уборка урожая.  
РАЗДЕЛ 14 Тема 28 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОДИЗАЙНЕ  
Итого Лекции  
Практические занятия.  
Курсовая работа  
Самостоятельная работа обучающихся  

Содержание учебного материала:

Краткая историческая справка о дисциплине «Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства». Роль, перспективы развития в современных условиях.

Студент должен:

иметь представление:

- о дисциплине, ее роли в улучшении окружающей среды.

знать:

- специфику изучаемой дисциплины.

уметь:

- видеть перспективы развития изучаемой дисциплины.

Самостоятельная работа студента:

-работа с конспектом лекций;

Раздел 8. Современные тенденции в ведении личного подсобного хозяйства. Рекомендации практикующих садоводов

Совместимые и несовместимые растения; композиции растений в саду.Садовые аксессуары; уход за садом (полив растений, обрезка деревьев и кустарников; подкормка; подготовка к зиме).Посадочный материал, хранение и качество семян, выбор и хранение саженцев; крупномеры, выращивание цветочной рассады, садовый инвентарь и препараты.Современные тенденции в комнатном цветоводстве

Образовательные технологии

3.1 Практические и самостоятельные занятия

Самостоятельная работа №4. Особенности посадки древесных пород, цветочных культур

4.1. Посадка деревьев и кустарников, уход за ними, сроки посадки зеленых насаждений.

4.2 Организация посадочных работ; стандарты на посадочный материал; Выкопка посадочного материала; правила приёмки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения саженцев.

4.3 Технология посадки деревьев и кустарников; послепосадочный уход за деревьями и кустарниками; мероприятия по уходу и содержанию деревьев и кустарников; особенности формирования живых изгородей и бордюров.

Самостоятельная работа №8. Современные способы защиты растений

8.1 Подвязка; подкормка: органические удобрения, простые минеральные, комплексные минеральные удобрения, стимуляторы роста и плодообразования.

8.2 Подкормка плодово-ягодных деревьев и кустарников; применение современных средств защиты против болезней и вредителей.

3.2 Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Темы рефератов:

1. Биотехнология микроклонального размножения особей

2. Организация биотехнологической лаборатории. Оборудование биотехнологической лаборатории и правила работы с ним

3. Культивирование растительного материала in vitro

4. Использование современных технологий в выращивании рассады. Особенности выращивания рассады: использование современных технологий; гидропоника, ее характеристика

5. Подготовка семян: сортировка; проверка на всхожесть; прогревание; обеззараживание; обработка стимуляторами роста; закаливание

6. Общие сведения об озеленении и благоустройстве крыш

7. Требования к благоустройству и озеленению на кровлях

8. Устройство садов на крышах зданий

9. Устройство зеленых крыш

10. Обрезка деревьев и кустарников

11. Использование современных формировок кроны для плодовых деревьев, цветочно-декоративных растений;

вертикальное озеленение: лианы, контейнерные растения; современный ассортимент растений в вертикальном озеленении

12. Стриженные деревья в вертикальном озеленении; сады на крыше; современные конструкции - опоры для вьющихся растений; опоры для плодовых растений

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Реализация программы дисциплины «Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства» требует наличия кабинета

Технические средства обучения:

1. Интерактивная доска.

2. Проектор.

3. Компьютер.

Оборудование кабинета и рабочих мест:

- Набор плакатов - «Биотехнология микроклонального размножения особей»; «Банк in vitro и криоконсервация, их значение для сохранения генофонда растений»; «Использование современных технологий в выращивании рассады: гидропоника, ее характеристика»; «Подготовка семян: сортировка; проверка на всхожесть; прогревание; обеззараживание; обработка стимуляторами роста; закаливание»; «Современный инвентарь и средства механизации»; «Средства механизации, используемые в личном подсобном хозяйстве»; «Капельный полив, его устройство»; «Организация посадочных работ; стандарты на посадочный материал: сроки посадки зеленых насаждений»; «Ассортимент растений для вертикального озеленения»; «Общие сведения об озеленении и благоустройстве крыш»; «Строительство теплиц на основе современных технологий»

- Фото- и видеоматериалы по видам агротехнических работ с использованием современных технологий

- Садовый инвентарь: термометр, гигрометр, люксметр, лакмусовая бумага, этикетка-колышек (100 шт), совок, сито, трамбовка, прививочный нож, пикировочные колышки (с копьеобразным железным наконечником), секатор, садовые ножницы, пинцеты, палочки, лейки (с различными насадками), пульверизатор, губки, тряпки, мензурки, весы, различные виды земель и мульчирующих материалов, бечевки, колышки (декоративные сетки, дуги, решетки и т.д.) для подвязки растений;

- Энтомологические коллекции;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основные источники:

1. Громадин, А.В. Дендрология: учебник для СПО/ А.В. Громадин, Д.Л. Матюхин . – М.: Академия, 2013. – 368с.

2. Соколова, Т. А. Декоративное растениеводство. Древоводство: учебник. - М.: Академия, 2012. – 352с.

5.2 Дополнительные источники:

1. Ботаника: учебник для СПО/А.С. Родионова и др. - М.: Академия, 2012. - 283с.

2. Найда, Н. Электронный атлас по анатомии и морфологии растений [Электронный ресурс] : интерактивное учебное пособие к самостоятельной работе по дисциплине «Ботаника» / Н. Найда . - СПб : СПбГАУ, 2014. - 88 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364331

3. Растениеводство [Электронный ресурс]: методические указания по дисциплине для лабораторных занятий и самостоятельной работы / А.Л. Кокорина, Л.И. Гаврилова, Н.А. Евдокимова, и др. - СПб : СПбГАУ, 2013. - 90 с. –

4. Чухлебова, Н.С. Систематика растений [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Н.С. Чухлебова, А.С. Голубь, Е.Л. Попова . - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2013. - 116 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233077

5. Шумакова, Е.В. Ботаника и физиология растений: учебник для СПО. - М.: Академия, 2013. - 199с.

5.3 Периодические издания

1. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион.

Серия: Естественные науки - Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU. - URL :http://elibrary.ru/title_about.asp?id=7362

5.4 Интернет-ресурсы:

1. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - URL : http://biblioclub.ru

2. ЭБС Издательства «Лань». - URL : http://e.lanbook.com

3. ЭБС «ZNANIUM.COM». - URL : http://znanium.com

4. Научная электронная библиотека (НЭБ). -

URL : http://www.elibrary.ru/

5.5 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Современные технологи садово-паркового и ландшафтного строительства»:

Во время изучения дисциплины «Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства» используются различные образовательные технологии: лекции и лабораторные занятия, отражающие основные разделы изучаемой дисциплины.

Отдельное внимание уделяется интерактивным формам занятий (работа в малых группах). Для текущего контроля знаний студентов используются контрольные работы, проводится тестирование, выполняются небольшие письменные работы, где студенты имеют возможность высказать свое мнение (эссе), предложены вопросы к экзамену, приведены темы рефератов и электронных презентаций.

Обучение студентов осуществляется по традиционной технологии (лекции, практики) с включением инновационных элементов.

С точки зрения используемых методов лекции подразделяются следующим образом: информационно-объяснительная лекция, повествовательная, лекция-беседа, проблемная лекция и т. д.

Устное изложение учебного материала на лекции должно конспектироваться. Слушать лекцию нужно уметь – поддерживать своё внимание, понять и запомнить услышанное, уловить паузы. В процессе изложения преподавателем лекции студент должен выяснить все непонятные вопросы. Записывать содержание лекции нужно обязательно – записи помогают поддерживать внимание, способствуют пониманию и запоминанию услышанного, приводит знание в систему, служат опорой для перехода к более глубокому самостоятельному изучению предмета.

Методические рекомендации по конспектированию лекций:

– запись должна быть системной, представлять собой сокращённый вариант лекции преподавателя. Необходимо слушать, обдумывать и записывать одновременно;

– запись ведётся очень быстро, чётко, по возможности короткими выражениями;

– не прекращая слушать преподавателя, нужно записывать то, что необходимо усвоить. Нельзя записывать сразу же высказанную мысль преподавателя, следует её понять и после этого кратко записать своими словами или словами преподавателя. Важно, чтобы в ней не был потерян основной смысл сказанного;

–имена, даты, названия, выводы, определения записываются точно;

–следует обратить внимание на оформление записи лекции. Для каждого предмета заводится общая тетрадь. Отличным от остального цвета следует выделять отдельные мысли и заголовки, сокращать отдельные слова и предложения, использовать условные знаки, буквы латинского и греческого алфавитов, а также некоторые приёмы стенографического сокращения слов.

Практические занятия по дисциплине проводятся по схеме:

- устный опрос по теории в начале занятия;

- работа в группах по разрешению различных ситуаций по теме занятия;

- решение практических задач;

- индивидуальные задания для подготовки к практическим занятиям.

Цель практического занятия - научить студентов применять теоретические знания при решении практических задач на основе реальных данных.

На практических занятиях преобладают следующие методы:

- вербальные (преобладающим методом должно быть объяснение);

- практические (письменные здания, групповые задания и т. п.).

Важным для студента является умение рационально подбирать необходимую учебную литературу. Основными литературными источниками являются:

– библиотечные фонды филиала КубГУ;

– электронная библиотечная система «Университетская библиотека он-лайн»;

– электронная библиотечная система Издательства «Лань».

Поиск книг в библиотеке необходимо начинать с изучения предметного каталога и создания списка книг, пособий, методических материалов по теме изучения.

Просмотр книги начинается с титульного листа, следующего после обложки. На нём обычно помещаются все основные данные, характеризующие книгу: название, автор, выходные данные, данные о переиздании и т.д. На обороте титульного листа даётся аннотация, в которой указывается тематика вопросов, освещённых в книге, определяется круг читателей, на который она рассчитана. Большое значение имеет предисловие книги, которое знакомит читателя с личностью автора, историей создания книги, раскрывает содержание. Прочитав предисловие и получив общее представление о книге, следует обратиться к оглавлению. Оглавление книги знакомит обучаемого с содержанием и логической структурой книги, позволяет выбрать нужный материал для изучения. Год издания книги позволяет судить о новизне материала. Чем чаще книга издаётся, тем большую ценность она представляет. В книге могут быть примечания, которые содержат различные дополнительные сведения. Они печатаются вне основного текста и разъясняют отдельные вопросы. Предметные и алфавитные указатели значительно облегчают повторение изложенного в книге материала. В конце книги может располагаться вспомогательный материал. К нему обычно относятся инструкции, приложения, схемы, ситуационные задачи, вопросы для самоконтроля и т.д.

Для лучшего представления и запоминания материала целесообразно вести записи и конспекты различного содержания, а именно:

– пометки, замечания, выделение главного;

– план, тезисы, выписки, цитаты;

– конспект, рабочая запись, реферат, доклад, лекция и т.д.

Читать учебник необходимо вдумчиво, внимательно, не пропуская текста, стараясь понять каждую фразу, одновременно разбирая примеры, схемы, таблицы, рисунки, приведённые в учебнике.

Одним из важнейших средств, способствующих закреплению знаний, является краткая запись прочитанного материала – составление конспекта. Конспект – это краткое связное изложение содержания темы, учебника или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану учебника. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответа на вопросы плана. Если учебник разделён на небольшие озаглавленные части, то заголовки можно рассматривать как пункты плана, а из текста каждой части следует записать те мысли, которые раскрывают смысл заголовка.

Требования к конспекту:

– краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова;

– содержательность записи- записываемые мысли следует формулировать кратко, но без ущерба для смысла. Объём конспекта, как правило, меньше изучаемого текста в 7-15 раз;

–конспект может быть как простым, так и сложным по структуре – это зависит от содержания книги и цели её изучения.

Методические рекомендации по конспектированию:

– прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с книгой, прочитать её сначала до конца, понять прочитанное;

– на обложке тетради записываются название конспектируемой книги и имя автора, составляется план конспектируемого теста;

– записи лучше делать при прочтении не одного-двух абзацев, а целого параграфа или главы;

– конспектирование ведётся не с целью иметь определённый записи, а для более полного овладения содержанием изучаемого текста, поэтому в записях отмечается и выделяется всё то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание;

– после того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать её, затем снова обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено содержание.

Техника конспектирования:

– конспектируя книгу большого объёма, запись следует вести в общей тетради;

– на каждой странице слева оставляют поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов;

– каждая страница тетради нумеруется;

– для повышения читаемости записи оставляют интервалы между строками, абзацами, новую мысль начинают с «красной» строки;

– при конспектировании широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного. Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например: м.б. – может быть; гос. – государственный; д.б. – должно быть и т.д.

– не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся;

– в конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа.

Самостоятельная работа студентов является важнейшей формой учебно-познавательного процесса.

Основная цель самостоятельной работы студента при изучении дисциплины – закрепить теоретические знания, полученные в ход лекционных занятий, а также сформировать практические навыки подготовки в области социальной психологии.

Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины «Социальная психология» включает:

¾изучение основной и дополнительной литературы по курсу;

¾работу с электронными учебными ресурсами;

¾изучение материалов периодической печати, интернет ресурсов;

¾подготовку к тестированию;

¾индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.

На самостоятельную работу студентов отводится 30 часов учебного времени.

Началом организации любой самостоятельной работы должно быть привитие навыков и умений грамотной работы с учебной и научной литературой. Этот процесс, в первую очередь, связан с нахождением необходимой для успешного овладения учебным материалом литературой. Студент должен уметь пользоваться фондами библиотек и справочно-библиографическими изданиями.

Студенты для полноценного освоения учебного курса должны составлять конспекты как при прослушивании его теоретической (лекционной) части, так и при подготовке к практическим (семинарским) занятиям. Желательно, чтобы конспекты лекций и семинаров записывались в логической последовательности изучения курса и содержались в одной тетради.

Конспект для студентов является неотъемлемой частью в процессе изучения курса, так он:

- в полном объеме оценивается как разновидность письменного ответа на изучаемые вопросы;

- служит базой для устного ответа на семинаре по одному из вопросов рассматриваемого плана;

- сведения из конспекта могут выступать в качестве источника дополнений к ответам других студентов.

Организация текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется путём тестирования.

Формой итогового контроля является контрольная работа. Целью контрольных работ по дисциплине «Современные технологии садово-паркового и ландшафтного строительства» является приобретение знаний о методах сбора, обработки и анализа теоретического и практического материала в данной предметной области.

Контрольная работа состоит из трех теоретических вопросов. Номер варианта контрольной работы соответствует порядковому номеру в списке студентов. Оформление контрольной работы – формат А-4, шрифт- Times New Roman, 14, полуторный интервал, выравнивание по ширине.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

Перечень оценочных средств

Кейс-задача. Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимо для решения данной проблемы.

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты. Оценочные средства, позволяющие включать обучающихся

Наши рекомендации