Направление «Технологии ведения дома».
Раздел 1. «Кулинария». (42 часа)
Тема 1. Санитария и гигиена (2 часа).
Общие правила безопасных приёмов труда, санитарии и гигиены. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями.
Тема 2. Физиология питания (4 часа).
Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах. Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; первая помощь при пищевых отравлениях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
Тема 3. Блюда из овощей.(4 часа)
Виды овощей, используемых в кулинарии. Назначение, правила и условия механической обработки овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов. Технология приготовления салатов из сырых и отварных овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жарение, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление салата из сырых овощей. Приготовление блюда из вареных овощей.
Тема 4. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.(4 часа)
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки. Требования к качеству готовых бутербродов. Виды горячих напитков. Технология приготовления чая.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюда из яиц. Приготовление бутербродов и чая.
Тема 5. Блюда из молока и кисломолочных продуктов (4часа).
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки. Технология приготовления молочных супов и каш. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу. Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление блюда из творога.
Тема 6. Блюда из рыбы и морепродуктов (4 часа).
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой рыбы и рыбных консервов. Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы.
Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и рыбных продуктов моря. Требования к качеству готовых блюд.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление блюд из морепродуктов.
Тема 7. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2 часа).
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Способы варки макаронных изделий. Соотношение крупы, жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление гарнира из макаронных изделий. Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши.
Тема8. Изделия из теста (4часов).
Механическая кулинарная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.
Технология приготовления пресного слоёного теста. Условия выпекания изделий из пресного слоёного теста, способы определения готовности.
Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструмент для раскатки и разделки теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, шоколадом и др. формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление вареников с начинкой. Выпечка блинов. Выпечка кондитерских и изделий из пресного слоёного теста. Выпечка изделий из песочного теста.
Тема 9. Блюда из птицы (2 часа).
Виды сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Технология приготовления блюд из с/х птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление блюд из сельскохозяйственной птицы.
Тема 10. Блюда из мяса(4часа).
Значение мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Условия и сроки хранения мяса и мясных полуфабрикатов. Оборудование и инвентарь, применяемые для механической и тепловой обработки мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд к столу.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление мясных блюд ( по выбору).
Тема 11. Заправочные супы (2 часа).
Значение супов в рационе питания. Технология приготовления мясных бульонов, используемых для приготовления заправочных супов. Способы очистки бульона. Технология приготовления заправочных супов. Значение соотношения воды и остальных продуктов в супах. Оформление готового супа зеленью. Оценка качества супа и подача его к столу.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление заправочного супа.
Тема 12. Сервировка стола. Этикет. (4 часа)
Особенности сервировки стола к завтраку, обеду и ужину. Набор столовых приборов и посуды. Правила пользования столовыми приборами. Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Сервировка стола к завтраку, приготовление завтрака простым способом. Сервировка стола к обеду.
Тема 13. Способы хранения пищевых продуктов.(2 часа)
Способы хранения пищевых продуктов. Подготовка плодов и овощей к консервированию. Технология приготовления варенья из ягод и фруктов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Приготовление варенья из ягод и фруктов.
Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов.(94часа)
Тема 1. Свойства текстильных материалов.(8 часов)
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон . Изготовление нитей и тканей в условиях ткацкого современного производства. Основная и уточная нити в тканях. Лицевая и изнаночная стороны в тканях. Виды переплетения нитей в тканях. Свойства тканей и нитей (механические, физические, технологические, эксплуатационные. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон.
ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон, долевой нити в ткани. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шёлка и шерсти. Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.
Тема 2. Элементы машиноведения. (10часов)
Бытовая швейная машина, её технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Устройство челнока УШМ. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы их устранения. Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Намотка нитки на шпульку. Заправка нижней и верхней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Закрепление строчки обратным ходом машины. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
Тема 3. Конструирование швейных изделий (18 часов).
Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды .
Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Основные точки и линии измерения фигуры человека. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчётные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам.
Тема 4. Моделирование швейных изделий. (6часов).
Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Виды художественного оформления швейных изделий. Определение количества ткани на изделие. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Моделирование изделия. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Расчёт количества ткани на изделие.
Тема 5. Технология изготовления швейных изделий. (52 часов)
Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные обозначения. Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Правила выполнения следующих технологических операций:
- обработка деталей кроя;
- обработка застёжек, карманов, бретелей, поясов, бретелей, проймы и горловины;
- обмётывание швов машинными способами;
- обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;
- обработка низа швейного изделия машинным способом.
Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов. Стачивание машинными швами и окончательная отделка фартука. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение ручных стежков, строчек и швов. Отработка техники выполнения соединительных, краевых швов. Выполнение раскладки выкроек на различных тканях. Прокладывание контурных линий на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия. Определение качества готового изделия.
Раздел 3.Художественные ремёсла.(28 часов)
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство.(2 часа)
Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов России. Традиционный вид рукоделия: вышивка. Инструменты и приспособления, применяемые в вышивке. Отделка изделий вышивкой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Зарисовка современных и старинных орнаментов.
Тема 2. Вышивка. (6часов)
Технологическая последовательность вышивания. Правила перевода рисунка на ткань. Технология выполнения простейших вышивальных швов: «вперед иголку», «за иголку», стебельчатый, тамбурный, петельный, «козлик». Изготовление вышитого изделия. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Изготовление изделия. ВТО вышитого изделия. Окончательная отделка.
Тема 3. Вязание крючком (10 часов).
Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.
Тема 4. Вязание на спицах (10 часов).
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приёмы вязания на двух спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Вязание образцов и изделий на спицах.
Раздел 4.Оформление интерьера.(8часов)
Тема 1. Интерьер кухни. (4часа)
Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декоративное оформление кухни изделиями собственного изготовления.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскиза изделия декоративно-прикладного творчества для оформления кухни.
Тема 2. Интерьер жилого дома (2 часа).
Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок и т. д.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление макета оформления окна тканями.
Тема 3. Эстетика и экология жилища. Интерьер прихожей.(2 часа)
Экология и микроклимат жилища. Приборы для поддержания температурного режима, влажности, и состояния воздушной среды. Функциональное назначение прихожей. Освещение прихожей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Выполнение чертёжа «План прихожей»
Раздел 5. Технологии исследовательской и творческой деятельности. (30 часов)
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность.(30 часов)
Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Изготовление фартука для работы на кухне. Разработка документации изготовления фартука. Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Блюда национальной кухни для традиционных праздников. Проекты социальной направленности.