Учет произносительных навыков учащихся
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ
При обследовании речи глухих учащихся необходимо выявить не только наличие, но и сущность дефекта и, изучив индивидуальные особенности ребенка, проявляющиеся при овладении тем или иным произносительным навыком, определить пути устранения обнаруженного дефекта.
При определении методики обследования следует руководствоваться рядом положений, которые мы постараемся частично раскрыть.
Внятность устной речи глухого достигается правильным произнесением звуков речи, соблюдением норм орфоэпии, словесным и логическим ударением, темпом речи и т. д. Поэтому устную речь учащихся необходимо обследовать всесторонне. Причем каждая сторона обследуется на специальном речевом материале, состоящем из слогов, слов, фраз, текста.
Речевой материал подбирается с учетом содержания обследования. Это значит, что если, например, содержание обследования составляют звуки речи, то речевой материал должен быть насыщен обследуемым звуком. 122
Так, при обследовании характера произнесения звука ц его включают в специально подбираемые фразы, слова и слоги. Когда обследуется соблюдение в речи норм орфоэпии, речевой материал должен подбираться на то или иное орфоэпическое правило. При обследовании состояния навыков словесного ударения в речи глухих учащихся, при подборе речевого материала в первую очередь учитывается ритмическая структура слова. Здесь речевой материал должен быть подобран так, чтобы имели место слова различных основных ритмов: двухсложные с ударением на первом слоге (/—) —парта, двухсложные с ударением на втором слоге (—/) — окно,
трехсложные с ударением на первом слоге (/---------- ) —
девочка, трехсложные с ударением на втором слоге (—/—) — капуста, трехсложные с ударением на третьем слоге (— —/) — паровоз.
Однако, вне зависимости от стороны обследования, речевой материал должен быть знаком учащимся. Иначе говоря, учащиеся должны понимать значение предлагаемых им слов и фраз.
Приведем некоторые примеры.
Речевой материал для обследования качества произношения звуков в устной речи
Рис. 27.
аист са, ла, ра, ша
сахар па, ма
Мама купила шар.
лупа глаза
Звук б
а — у, и — э
а — о, а — и
Речевой материал для обследования умений учащихся соблюдать в устной речи правила орфоэпии
Безударное о
Рис. 33. |
Рис. 28.
На тумбочке лежит барабан.
Люба и Боря собирали грибы.
Около беседки красивая клумба.
брови
брат
разбить
булка
зубы
Рис. 29.
бра, бла, мба ба — па
бу — му
ба, бо, бу, бп
аба
Рис. 32.
Мама купила Оле посуда посуда посуда
конфет и орехов. а
оса оса оса
а
кораблик кораблик кораблик
Звук ц
Звонкие согласные на конце слов
Рис. 34.
Рис. 35.
Рис. 30.
Весной расцветают
цветы. На сцене выступают
артисты цирка. Принесла птенцам
синица прямо с
ветки гусеницу, 124
сцена
цветы
цена
улица
отец
Рис. 31.
цве, сце ца —- са ца — та ца — ча ца, аца. ац
Начался ледоход. Мы опоздали на поезд.