Учет произносительных навыков учащихся

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ

При обследовании речи глухих учащихся необходимо выявить не только наличие, но и сущность дефекта и, изучив индивидуальные особенности ребенка, проявляю­щиеся при овладении тем или иным произносительным навыком, определить пути устранения обнаруженного де­фекта.

При определении методики обследования следует руководствоваться рядом положений, которые мы поста­раемся частично раскрыть.

Внятность устной речи глухого достигается правиль­ным произнесением звуков речи, соблюдением норм орфоэпии, словесным и логическим ударением, темпом речи и т. д. Поэтому устную речь учащихся необходимо обследовать всесторонне. Причем каждая сторона об­следуется на специальном речевом материале, состоящем из слогов, слов, фраз, текста.

Речевой материал подбирается с учетом содержания обследования. Это значит, что если, например, содержа­ние обследования составляют звуки речи, то речевой материал должен быть насыщен обследуемым звуком. 122

Так, при обследовании характера произнесения звука ц его включают в специально подбираемые фразы, слова и слоги. Когда обследуется соблюдение в речи норм орфоэпии, речевой материал должен подбираться на то или иное орфоэпическое правило. При обследовании со­стояния навыков словесного ударения в речи глухих уча­щихся, при подборе речевого материала в первую оче­редь учитывается ритмическая структура слова. Здесь речевой материал должен быть подобран так, чтобы име­ли место слова различных основных ритмов: двухслож­ные с ударением на первом слоге (/—) —парта, двух­сложные с ударением на втором слоге (—/) — окно,

трехсложные с ударением на первом слоге (/---------- ) —

девочка, трехсложные с ударением на втором слоге (—/—) — капуста, трехсложные с ударением на третьем слоге (— —/) — паровоз.

Однако, вне зависимости от стороны обследования, речевой материал должен быть знаком учащимся. Ина­че говоря, учащиеся должны понимать значение предла­гаемых им слов и фраз.

Приведем некоторые примеры.

Речевой материал для обследования качества произношения звуков в устной речи

учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

Рис. 27.

аист са, ла, ра, ша

сахар па, ма

Мама купила шар.

лупа глаза

Звук б

а — у, и — э

а — о, а — и

Речевой материал для обследования умений учащихся соблюдать в устной речи правила орфоэпии

Безударное о



учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

учет произносительных навыков учащихся - student2.ru
учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

Рис. 33.

Рис. 28.

На тумбочке лежит барабан.

Люба и Боря соби­рали грибы.

Около беседки кра­сивая клумба.




брови

брат

разбить

булка

зубы

Рис. 29.

бра, бла, мба ба — па

бу — му

ба, бо, бу, бп

аба

учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

Рис. 32.

Мама купила Оле посуда посуда посуда
конфет и орехов. а

оса оса оса

а

кораблик кораблик кораблик



Звук ц

Звонкие согласные на конце слов



учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

учет произносительных навыков учащихся - student2.ru



Рис. 34.

Рис. 35.



учет произносительных навыков учащихся - student2.ru

Рис. 30.

Весной расцветают

цветы. На сцене выступают

артисты цирка. Принесла птенцам

синица прямо с

ветки гусеницу, 124

сцена

цветы

цена

улица

отец

Рис. 31.

цве, сце ца —- са ца — та ца — ча ца, аца. ац

Начался ледоход. Мы опоздали на поезд.


Наши рекомендации