Гласных звуков в устной речи
Чтобы научить глухого ребенка устной речи, в частности правильному произношению, мы должны прежде всего вызвать у него правильные артикуляционные движения, ознакомить его с некоторыми элементами физиологии устной речи. Как принято говорить в методической литературе, сурдопедагог должен поставить голос, речевое дыхание, звуки т. д.
Однако устная речь глухого будет полноценной только тогда, когда все произносительные навыки будут автоматизированы, т. е. когда глухой ребенок научится правильно произносить звуки не только при их изолированном произнесении, но и в словах, фразах и речи в целом.
Каждый навык произношения того или иного элемента устной речи должен закрепляться в отдельности и в совокупности с другими навыками. Так, например, работа по закреплению правильного произношения каждого звука должна вестись отдельно и в совокупности с другими родственными по артикуляции звуками. Больше того, произношение звуков закрепляется в совокупности с другими навыками — темпом речи, словесным ударением, орфоэпией и т. д.
Формирование каждого навыка носит специфический характер, поэтому закрепление его осуществляется по своим особым правилам. Работа по одновременному за-12
>ппению нескольких произносительных навыков имеет свои"особенности по сравнению с работой над отдельными 'частными сторонами устной речи.
'Как же закрепляется правильное произношение гласных звуков? Закрепление и совершенствование артику-1яции гласных звуков строится на основе использования определенной системы упражнений. При этом следует руководствоваться рядом положений.
Известно, что гласные звуки в своей артикуляции не имеют преград. Поэтому при построении упражнений, с помощью которых осуществляется закрепление их правильной артикуляции, необходимо начинать с их изолированного 'и протяжного произнесения:
Протяженность произнесения создает условия для длительного удержания речевых органов в необходимом положении. Тем самым создаются условия, обеспечивающие неоднократность действия раздражителя, что необходимо для формирования динамического стереотипа.
Разберем следующее положение, которым необходимо руководствоваться при определении системы упражнений, направленных на закрепление правильной артикуляции гласных звуков. Известно, что в изолированном виде в потоке устной речи гласные звуки встречаются довольно редко. Как правило, в устной речи они находятся в сочетаниях с различными согласными. Поэтому в системе упражнений всегда следует предусматривать отработку употребительных в речи сочетаний гласных с согласными звуками. Например, при отработке гласного звука а можно взять такие употребительные сочетания с согласными:
папапа сасаса татата какака |
палка санки Таня фуражка
При отработке гласного звука о берутся такие, например, сочетания:
почта Толя соль кошка |
попопо .. тотото .. сососо .. кококо .
В устной речи гласные звуки могут находиться в различных позициях по отношению к согласным звукам.
Так, например, гласный звук может предшествовать согласному звуку: ап(аптека), ал(Алтай), ат(атака) и др. Во всех случаях мы имеем гласный звук а в начале слова.
В других словах гласный звук может следовать за согласным, например: па(парта), ла(лампа), са(санки). Наконец, гласные звуки могут находиться в позиции между согласными, например: вас (василек), мае (масло), пал(палка), шаш(шашки).
При составлении упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков следует исходить из того, что гласные звуки должны отрабатываться в различных позициях по отношению к согласным звукам: перед согласным звуком—an, после согласного звука — па; между согласными звуками — пап.
В устной речи гласные звуки встречаются в ударной и безударной позициях. В ударных позициях гласные звуки свою артикуляцию не меняют, а в безударной позиции их артикуляция может меняться, например, гласные могут редуцироваться.
При построении упражнений, направленных на закрепление артикуляции гласных, необходимо предусматривать отработку гласных и в ударных и в безударных позициях, например:
папа—парта, палка папа — вода, луна папапа— упала, устала
Исключение представляет отработка гласного звука О, закрепление которого нужно проводить только в ударной позиции, так как в безударном положении звук о произносится как а1. Это правило орфоэпии о произношении безударного О как а глухие учащиеся должны соблюдать в устной речи.
Закрепление и совершенствование правильного произношения гласных звуков должно предусматривать выра-
1 Мы опускаем произношение звука О как ъ в заударных пози-"циях, так как к речи глухих это требование не ставится.
ботку у глухих учащихся умений дифференцировать близкие по артикуляции гласные звуки. Поэтому необходимо давать упражнения, направленные на отработку гласных по линии дифференциации их с родственными по артикуляции гласными звуками. Упражнения на дифференциацию должны предусматривать выработку у учащихся умений дифференцировать гласные звуки по движению языка в глубь рта и по подъему языка.
По движению языка в глубь рта гласные должны дифференцироваться следующим образом: а —у, у — а; а __ о, У — о; о - а, и— ы; о — у, ы — и.
По подъему языка гласные должны дифференцироваться следующим образом: a — и, и — э; a — а, э — а;
э — и.
При определении последовательности упражнений, направленных на отработку гласных звуков, необходимо исходить из того, что первоначально должны формироваться грубые дифференцировки, а затем более тонкие. Так, например, если речь идет о дифференциации по движению языка в глубь рта, то первоначально необходимо формировать умения различать звуки а—у, где движение языка в глубь рта выражено более ярко, потом -а—о, где движение языка в глубь рта выражено менее ярко. Точно так же и ib отношении подъема языка: первоначально следует давать дифференциации звуков а — и, и — а, где подъем языка выражен более ярко, а затем — и—э, э—и, а- э, э- а, где разница в подъеме языка менее значительна.
Таковы основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при определении системы упражнений, направленных на закрепление артикуляции гласных звуков.
На основе знания построения системы упражнений для закрепления в речи глухих правильного произношения гласных звуков учитель может изготовить специальные наглядные пособия, используя для этой цели речевой материал учащихся своего класса. Ниже приводятся образцы пособий для работы над гласными звуками в речи глухих учащихся.
" ^/i 11 jj n v^fjjwi a оия должны быть красочно оформленными. |
1 Такие пособия могут быть изготовлены в условиях школы и использоваться при фронтальной и индивидуальной работе. Посо-
Звук и |
17 i |
Рис. 1.
1. Длительное изолированное произношение звука а\
а
2. Отработка звука а в сочетании с различными со
гласными:
па... парта, палка, папка
а са... санки, сахар, самолёт, Саша
а а
за... забор, ваза, коза, заяц, вокзал
а жа... жаба, лужа, кожа, пожар
а а
ва... вагон, вата, сова, корова ка... каша, камень, шкаф, шапка
3. Отработка звука а в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными
звуками:
ап... апельсин, аптека, апрель па... липа, лупа пал... упал, пакет
4. Отработка звука а в ударной и безударной пози
циях •„
папа... палка, ванна нана... луна, весна бабаба... бабочка, ласточка
5 Дифференциация звука а с другими гласными:
а) по подъему языка:
а — ю- Валя — Нина, ландыш— лилия, Лара —Лида а ^ э— азбука — этаж, адрес — эхо
б) по движению языка в глубь рта:
а
а — у — комар — муха, рама — руки а -— о — тачка — точка, таз — нос
Звук о
Рис. 2.
1. Длительное изолированное произнесение звука о:
о
2. Отработка звука о в сочетании с различными со
гласными:
т
по... поле, полка, поезд, почта, пол со... сода, сок, соль, со [л] нце, насос зо... золото, зонтик, Зоя
т до... дом, доктор, гудок, дождь
и та
го... горы, голубь, город, погода, иголка
ро... Рома, горох, ме,тро^Р6за;: ., эцТг .
Заказ 706
3. Отработка звука о в разных позициях в начале
слова (слога), в конце слова (слога) и между согласны
ми звуками:
оп... опера, опыт, осень, озеро по... повар, полка, пончик, кошка
а топ... тополь, топор
4. Отработка звука О в ударной позиции1:
к т
дом, волк, боты, стол, кошка, подвиг, лошадь
к к творог, пирог
5. Дифференциация звука О с другими гласными
звуками:
по движению языка в глубь рта:
О —а — дом — дача, полка — палка О — у— соль — сумка, поле — пуля
Звук у
Рис. 3.
1. Длительное изолированное произнесение звука У'
у
1 При закреплении артикуляции звука о берется только ударная позиция звука, так как в безударной позиции по правилам орфоэпии о произносится как а; в предударном слоге в остальных случаях происходит редукция.
2 Отработка звука у в сочетании с различными согласными:
пу... пушка, пуговица
су... сухарь, суп, сумка
ту... туман, тулуп, тужурка, туча
лу... лужа, лук, луна
зу... зубы, мазут, зубр
бу... бусы, азбука, буря, буква
3. Отработка звука у в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога) и между согласны
ми звуками:
а
уп... упал, утка, суп, купить, покупки пу... пушка, пурга, путь пус... пустил, капуста, кусок
4. Отработка звука у в ударной и безударной пози
циях:
пупу... пуля, пух, утка, туча, буря, зубы, луна пупу... тулуп, укроп, устала, клоун пупупу... капуста, катушка, ватрушка
5. Дифференциация звука у с другими гласными зву
ками:
по движению языка в глубь рта:
У — а — утка — акация, шуба — шапка
У — О— лужа — ложка, суп — соль, пушка — кошка
Рис. 4. |
Звук и
Звук э (е) |
1. Длительное изолированное произнесение звука
и
2. Отработка звука и в сочетании с различными со
гласными:
би... бинт, кабина ги... гиря, ноги ки... кино, килограмм ли... лимон, улица ни... книга, Нина си... сирень, сироп
3. Отработка звука и в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными'
звуками:
ни, ин, нин — нитки, сани, книги, инженер, магазин, Нина
а
пи, ип, пир — пила, спина, липа, грипп, пироги
к си, ис, сир — сила, васильки, испуг, рис, кассир
ли, ил, лил — лиса, блины, качели, лилия
ги, гир — гитара, сапоги, игрушка, тигр, игла, снегирь
4. Отработка звука и в ударной и безударной пози
циях:
тити ... иней, картинки, магазин нинйни ... граница, равнина, чернила
5. Дифференциация звука и с другими гласными
звуками:
а) по подъему языка:
и —а, и — э — Ира — Аня, письмо — пальто, иней — эхо
б) по движению языка в глубь рта:
» — ы — мишка — мышка, бить — быть, мир — сыр
Рис. 5.
1. Длительное изолированное произнесение звука э:
э
2. Отработка звука Э в сочетании с различными со
гласными:
не... песок, копейка те... тело, учитель ле... лес, клей ре... река, берег ве... вечер, цветы ме... месяц, камень
3. Отработка звука э в разных позициях: в начале
слова (слога), в конце слова (слога), между согласными
звуками:
пе, еп, пеп — пень, капель, кепка, репа
т
те, ет, тет — метель, рассвет, тетрадь •ie, ем, мет — мешок, ремень, убираем, метро, сантиметр •• Отработка звука э в ударной и безударной позициях:
лёле... лента, лебедь лелё... билет, балет, поле
а лёлеле... лезвие, лёс[т]ница, котлеты
5. Дифференциация звука э с другими гласными звуками:
по подъему языка:
э — а — Эмма — Аня э — и — лес — лиса
Звук ы
Рис. 6.
1. Длительное произнесение изолированного звука ы:
ы
2. Отработка звука ы в сочетании с различными со
гласными:
бы... был, губы лы... лыжи, полы ды... дыня, сады
а пы... пыль, копыта
3. Отработка звука ы в разных позициях — в конце
слова (слога), между согласными звуками1:
а а
•сы, фы, зы — осы, шкафы, пароходы, паровозы рын — рынок, рыбак, сыр, сын, рысь, крыса
4. Отработка звука ы в ударной и безударной позициях:
1 При закреплении артикуляции звука ы позиция в начале слова не отрабатывается, так как в современном русском языке нет слов, начинающихся на Ы.
дыды... дыня, сады, ландыш
а быбыбы... быстрые, события, сугробы
5 Дифференциация звука ы с другими гласными
явуками:
" " по движению языка в глубь рта: bi — и лиса — лыжи, мыло — милый, мышка — мишка
Рассмотрим методические указания, которые необходимо выполнять при проведении системы упражнений, направленных на закрепление правильного произношения гласных звуков в устной речи.
В начале работы по автоматизации того или иного гласного звука нельзя одновременно применять все типы упражнений. Сначала каждое упражнение отрабатывается отдельно. В третьем упражнении (см. образцы пособия по произношению гласных звуков) целесообразно брать для отработки постепенно каждую позицию в отдельности (перед согласным, после гласного, между согласными). Иначе говоря, на первых ступенях автоматизации каждый тип упражнения должен отрабатываться в какой-то определенный промежуток времени, определяющийся степенью трудности артикуляции звука, индивидуальными особенностями ученика. В дальнейшем, когда работа приобретает тренировочный характер, можно предлагать учащимся сразу все упражнения.
Упражнения, направленные на дифференциацию гласных звуков, всегда даются в конце: они завершают работу по закреплению правильного произношения. Такое место упражнений по дифференциации гласных звуков определяется тем, что они связаны с выработкой более тонких дифференцировок.
Завершая работу по автоматизации гласных звуков, необходимо предусматривать повторение всех типов упражнений. Последовательность их должна строиться по принципу от более легкого к более трудному.
Упражнения должны проводиться на разнообразном речевом материале —слогов, слов, фраз, связного текста.
Каждый тип упражнений должен проводиться с использованием разнообразных видов работ, предусматривающих не только чтение, но и самостоятельную речь учащихся.
Если упражнение дается впервые, то оно выполняется при замедленном темпе речи. При этом гласный звук произносится протяжно и утрированно, например:
По мере автоматизации произношения упражнения выполняются в обычном темпе.