Периоды обучения глухих учащихся произношению

Взаимосвязь организационных форм обучения глухих произношению

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Учет должен быть построен таким образом, чтобы он влиял на совершенствование обучения. Поэтому формы учета должны быть разнообразны в целях разносторон­ности и объективности изучения устной речи глухих уча­щихся. Наряду с обследованием речи глухих учащихся с точки зрения произношения должны предусматриваться контрольные уроки по технике речи '.

В методической системе обучения глухих устной речи должно найти применение таких, например, средств учета произносительных навыков, как запись речи учащихся на магнитофоне.

В процессе обучения глухих устной речи должен быть систематический контроль за произношением со стороны учителя. Однако следует заметить, что наряду с внешним контролем со стороны (со стороны учителя) необходимо воспитывать у учащихся умение осуществлять самокон­троль. Без самоконтроля не может быть формирования полноценной устной речи. Система обучения должна пре­дусматривать формирование и совершенствование навы­ков самоконтроля. Чтобы осуществлять самоконтроль, глухой ребенок должен знать, правильно ли он говорит, он должен знать свои ошибки и их причины.

Формирование и совершенствование устной речи глу­хих учащихся должно осуществляться на специально подобранном речевом материале, которой должен удов­летворять определенным требованиям.

Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом мате­риале, который бы обеспечивал речевую практику уча­щихся и способствовал развитию устной речи в целом. Разумеется, что в речевом материале должен быть пред­ставлен и фонетический принцип. Обучение глухих уча­щихся устной речи должно осуществляться на материале слогов, слов, фраз, связного текста. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование произноситель­ных навыков должно осуществляться преимущественно на осмысленном речевом материале — слов, фраз, связ­ного текста.

В основном периоде совершенствование произноси­тельных навыков у глухих должно проходить в условиях широкой речевой практики.

Подробнее о контрольных уроках см. ниже,

Контрольные вопросы и задания

1. Изложите характерные особенности первоначального периода
обучения глухих устной речи (произношению).

2. Изложите характерные особенности обучения глухих произ­
ношению в основном периоде.

3. Изложите основные положения, на которых строится мето­
дическая система обучения глухих устной речи в основном периоде.

4. Определите содержание различных форм организации работы
над произношением по любой теме на каждую четверть в том клас­
се, в котором вы работаете.

5. Разра-ботайте содержание заданий для самостоятельной ра­
боты над устной речью учащихся вашего класса.

ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Осень

Наступила поздняя осень. Целый день дует холодный ветер. Все небо в тучах. С деревьев опали листья и уст­лали дорожки в нашем саду.

Учащимся дается задание — графически обозначить ударение в словах и прочитать текст правильно.

Другой вид работы, который применяется на данном уроке для тренировки учащихся в соблюдении правиль­ного ударения в словах,— диалог. На доске записан текст разговора. Вызываются два ученика. Они говорят о зиме, не глядя на доску (текст разговора предваритель­но был разучен в классе). В момент разговора учитель по записанному на доске тексту транскрибирует произ-

1 Мы привели разговор, который был составлен учащимися са­мостоятельно.

ношение. Когда разговор закончится, учащиеся вместе с учителем анализируют произношение отвечавших и оценивают с точки зрения правильности постановки уда-

.рения в словах.

На следующем этапе урока проводится разучивание текста загадок и пословиц с соблюдением правильного словесного ударения. На доске записываются по две загадки и пословицы:

Загадка 1: В ясный день в углу стою, в ненастный

день гулять хожу.

Пословица 1: Волков бояться — в лес не ходить. Загадка 2: Его бьют, а он не плачет, веселее только

скачет.

Пословица 2: Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Класс делится на две команды. Каждая команда должна уметь выразительно произнести текст загадки и пословицы. Дается время для самостоятельной подготов­ки к ответу перед классом. После самостоятельной под­готовки каждая команда выделяет капитана. Между ними проводится соревнование. Произношение каждого капитана транскрибируется учителем на доске по ходу ответа. После того как оба капитана ответят, каждый из них получает оценку. Лучшая оценка капитана приносит выигрыш команде. Речь отвечающего оценивается с точ­ки зрения правильности соблюдения ударений в словах. 5. В итоге урока учитель дает характеристику произ­носительной стороны речи учащихся, особо выделяя их умение пользоваться словесным ударением.

Учитель сообщает детям, что в следующий раз будет контрольный урок по проверке умений детей правильно произносить тексты загадок и пословиц, разученных в этой четверти, а также умений пра;вильно произносить вопросы и ответы, разученные на предыдущих уроках. Кроме того, на контрольном уроке будет проверяться, насколько правильно ученики произносят трудные слова.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте основные задачи обучения глухих словесному

Ударению.

2. Как обучать глухих детей технике выделения ударного слога?

3. Опишите виды работ, которые следует применять при обуче­
нии детей словесному ударению,



периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

В школе глухие учащиеся овладевают не только зна­ниями и навыками, но и подготовляются к активному участию в жизни коллектива. В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» подчеркивается, что формирование самостоятельности и инициативы учащих­ся должно явиться одной из важнейших задач, стоящих перед школой.

В овладении устной речью большая роль принадле­жит самостоятельной работе учащихся. Человеческой личности свойственно стремление к активности. Еще К. Д. Ушинский говорил, что ребенок от природы не име­ет душевной лености, любит самостоятельную деятель­ность, хочет все делать сам. Это стремление следует бе­речь и развивать.

Это стремление еще более проявляется у подростков и старшеклассников. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи даже в первоначальном, и особенно в после-первоначальном, периоде необходимо вооружать учя-98

щйхся не только знаниями и практическими умениями, но и учить их самостоятельно работать над усвоением устной речи, так как самостоятельность способствует более глубокому усвоению материала, прочности знаний и навыков. Поощряя и развивая самостоятельность, мы тем самым формируем у глухих интерес к овладению произношением, который в свою очередь развивает ак­тивность. Самостоятельная работа воспитывает у учащих­ся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, вырабатывает настойчивость в достижении цели, создает необходимые условия для ис-пользования полученных знаний и навыков в практиче­ской речевой деятельности.

Развитие активности и самостоятельности у школьни­ков тесно связано с вопросом о взаимоотношениях учи­теля и ученика. Прежде всего необходимо продумать и определить содержание работы и деятельность, которые бы позволили глухим детям проявить необходимую само­стоятельность и творческую инициативу при овладении устной речью. Сурдопедагогу нужно точно определить степень самостоятельности глухих учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Ни одно умение не вырабатывается без упражнений. Точно так же и самостоятельность у глухих детей при обучении устной речи также не будет развиваться, если они не будут что-либо делать самостоятельно, не будут в чем-либо проявлять свою инициативу.

Условия для развития самостоятельности школьников должен создать учитель. На первых порах учитель дол­жен незаметно направлять деятельность глухих, а затем все более и более расширять круг их самостоятельной речевой деятельности. Знание цели обучения определяет успех самостоятельной работы глухих учащихся, способ­ствует пробуждению творческой активности и развитию самостоятельности.

Чтобы организовать самостоятельную работу в про­цессе обучения глухих детей устной речи, необхо­димо прежде всего определить содержание и виды работы, а также методику ее проведения. Самостоятельная рабо­та учащихся должна проводиться на различном речевом материале, на материале слогов, слов, фраз, текста.

Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы
учащихся над устной речью.
7* 99

Самостоятельная работа глухих учащихся надотдельными звуками '

Глухие дети, обучаясь устной речи, овладевают всеми элементами ее произношения, в том числе изолирован­ным произношением звуков. Овладение произношением изолированных звуков является необходимым этапом в обучении устной речи, но главное, чем должны овла­деть глухие учащиеся, — это умение произносить звуки в речи. Большая роль в овладении произношением изо­лированных звуков должна принадлежать самостоятель­ной работе. Вниманию учащихся могут быть предложены различные задания, которые они должны выполнять са­мостоятельно. Здесь можно предложить вниманию уче­ника работу с профилем артикуляции того или иного звука, например самостоятельно изучить артикуляцию звука по профилю и, пользуясь зеркалом для самокон­троля, упражняться в его произнесении. Можно предло­жить зарисовать профили артикуляции тех или иных звуков. Этот вид работы может проводиться по-разному: можно предложить учащемуся срисовать профиль арти­куляции; в момент срисовывания самостоятельно упраж­няться в произношении звука. Можно предложить учени­ку самостоятельно нарисовать профиль артикуляции. Самостоятельное зарисовывание профиля должно сопро­вождаться постоянным произнесением данного звука.

Самостоятельная работа на материале слогов

В целях отработки правильного произношения звуков на слоговом материале учащимся для самостоятельной работы может быть дано задание — придумать ряд сло­гов, включающих отрабатываемый звук. Придуманные слоги учащийся должен самостоятельно научиться пра­вильно произносить. Слоги, которые придумывают уча­щиеся, могут записываться в тетради по технике речи. Во время записи ученик все время должен проговаривать речевой материал.

В целях разнообразия данного вида работы можно предложить учащимся придуманные слоги записывать на

1 Мы не указываем классы, в которых может осуществляться тот или иной вид работы, так как это может сделать учитель с учет • том возможностей своих учащихся.

изготовленных из бумаги кубиках, квадратах, треуголь­никах:

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Рис. 20

И в данном случае письмо учащихся должно сопро­вождаться произнесением слогов. В дальнейшем кубики, треугольники, квадраты могут'использоваться как дидак­тический материал и как материал для речевой игры.

Для самостоятельной работы учащихся с целью отра­ботки правильного произношения звука в слоге и пере­хода к правильному произношению звука в слове ученику можно предложить, например, такую самостоятельную работу с использованием плаката1 (по звуку р).

Задания для самостоятельной работы

1. Произнеси правильно звук р в слогах.

2. Составь слова; произнести правильно звук р в
словах.

3. Научись правильно говорить эти слова.

ры ре ра ря ри ро РУ

Г...ша

Т...ПКЗ

та...лка ку....ца ...ма ко...бка к...ша

1 Карточки со слогами вынимаются и вставляются вместо точек.


периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Учащиеся должны поочередно брать карточки со слогами. Например, берется слог ри. Ученик самостоя­тельно несколько раз произносит его, упражняясь в пра­вильном произношении звука р, а затем определяет место в одном из слов, записанных с пропуском в пра­вой стороне плаката. Поставив карточку со слогом ри правильно, ученик получает слово, например Гриша. За­тем он еще раз произносит слог ри « слово Гриша.

Хорошим видом самостоятельной работы учащихся для закрепления артикуляции того или иного звука в слоге является составление и зарисовка лабиринтов. Этот вид работы состоит в том, что ученик получает задание составить слоговые упражнения на отрабатывае­мый звук, например на звук з, и представить эти упраж­нения в виде лабиринта. Нарисованный учеником лаби­ринт может иметь следующий вид.

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Рис. 21.

Рисуя лабиринт, ученик все время самостоятельно упражняется в проговаривании составляемых им слогов. Затем учащиеся обмениваются друг с другом рисунками лабиринтов и произносят по ним слоги. Пробираясь по линии лабиринта от звука 3 к одному «з гласных, уче­ник длительно произносит согласный.

Самостоятельнаяработа на материале слов

В целях совершенствования произносительных навы-Л ков на материале слов, в частности для совершенствова­ния и закрепления артикуляции того или иного звука, учащемуся может быть дано задание самостоятельна 102

придумать слова с отрабатываемым звуком и научиться правильному их произношению.

Учащимся можно рекомендовать и такой вид работы, как подбор слов с противоположным звуком. Этот вид работы целесообразно практиковать в тех случаях, когда происходит выработка умения дифференцировать в речи сходные по артикуляции звуки. Например, учащемуся даются слова, в звуковой состав которых входит глухой согласный т (топор, тарелка, молоток, каток, молот). Ученик должен к каждому из них подобрать такое сло­во, в звуковой состав которого входил бы звонкий соглас­ный звук д (дом, давай, удочка и др.). Подобрав слова, ученик должен самостоятельно научиться правильно их произносить, соблюдая дифференциацию звуков д и т.

Для самостоятельной работы учащимся можно дать и такое задание, как выбор слов, включающих опреде­ленный звук. С этой целью может быть предложен ряд слов, например: чашка, почта, луна, нож, очки, цветы, мяч, стол, врач. Из этих слов нужно выбрать такие, в ко­торых есть звук ч, затем правильно произнести этот звук и все слово.

Это же задание ученик может выполнять по сюжет­ной картине. Вниманию ребенка может быть предложена картина, изображающая зимний пейзаж. Например, в це­лях автоматизации звука с детям может быть предло­жена сюжетная картина «Зима». Учащийся должен самостоятельно назвать предметы и действия, в название которых входит изучаемый звук с, и правильно произ­вести его в слове.

Для самостоятельной работы можно предложить раз­ного рода чайнворды и кроссворды. Приведем образцы.

Образец 1

Составь слова со зву­ком ц.

Произнеси правильно звук ц в этих словах.

J03

Рис. 22.


периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Образец 2

Кто первый?

Говори хорошо звук ш в словах! Сделай самостоятельно:

1. Составь пять слов со звуком ш\ в первом слове
звук ш должен быть на первом месте, во втором — на
втором месте и т. д.

2. Составленные слова запиши.

3. Научись правильно говорить звук ш в словах, ко­
торые ты записал 1.


периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Для самостоятельной работы над произношением на материале слов можно рекомендовать учащимся работу со следующим материалом, который тоже оформляется в виде пособия (см. рис. 43—45).

Работая с этими пособиями, ученик должен подобрать вместо имеющегося там знака вопроса слово, в состав которого входит звук я, поупражняться в правильном произношении звука н в словосочетаниях: острый нож, вкусные вишни, красный флаг.

Наконец, остановимся еще на одном виде самостоя­тельной работы на материале слов. Ученику дается елка и.гпапье-маше, а также игрушки: белка, заяц, слива, кон­фета, флаг, хлопушка, бусы, яблоко и др. Ученик должен повесить на елку только те игрушки, в названии которых есть звук л (белка, хлопушка, яблоко и т. д.). Действие все время нужно сопровождать проговариванием.

1 Имеются в виду следующие слова: 1) шапка, шарик; 2) пшено, уши; 3) кошка, мышка, пышка, пушка, пешка, мешок, мишка, чаш­ка; 4) крышка, груша; 5) шалаш, малыш.

Рис. 23.

Рис. 24.

Рис. 25,


периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Самостоятельная работа на материале фраз

Распространенным видом самостоятельной работы на материале фраз является придумывание предложений по опорным словам, по картинкам и т. д. Во всех случаях в задачу самостоятельной работы ученика входит пра­вильное произношение изучаемого звука. В целях трени­ровки ученик должен произнести предложение несколько раз.

Для самостоятельной работы учащихся необходимо широко использовать различного рода диалоги. Напри­мер, для выработки умения дифференцировать в речи звуки сиз ученику может быть предложено разучива­ние такого диалога:

- Саша, где ты был?

- В зоопарке.

— С кем ты был?

- С сестрой.

— Как зовут твою сестру?

— Зоя.

Приведем пример диалога 1 на дифференциацию зв) ков с — ш:

— Саша, где твой карандаш?

- В сумке.

— Где твоя сумка?

- В шкафу.

- А шкаф закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.

- Спасибо, я взял карандаш.

При разучивании диалога перед учеником стоит за­дача самостоятельно поупражняться в умении диффе­ренцировать в речи звуки с — з и с — ш.

Можно предложить ученику самому составить диалог, на основе которого у него вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Тема диалога предла-гается учителем или выбирается детьми самостоятельно. Например, в VII классе учащемуся можно дать задание составить диалог, в котором имеются слова, оканчиваю-щиеся на -ться, -тся. Составляя диалог, глухой дол­жен самостоятельно поупражняться в правильном произ­ношении звука ц (сочетания ться, тся произносятся

Диалог зафиксирован на уроке по технике речи в VI! классе,

как ца). Приведем диалог, составленный учеником на тему «Футбольный матч».

— Как начинают игру?

- Появляются команды. Они строятся и здоровают­
ся. Мяч ставится в центре. Игра начинается.

— О чем думают болельщики?

— Мяч прорвется в ворота.

- Кем охраняются ворота?

- Ворота охраняются всей командой и вратарем.

— Как вратарь защищает ворота?

- Вратарь бросается и ловит мяч.

Самостоятельная работа на материале текста

Очень хорошим видом самостоятельной работы при обучении глухих устной речи на материале текста яв­ляется произнесение текста наизусть в целях автомати­зации и дифференциации того или иного звука. Для за­учивания учащимся можно дать стихотворный текст, за­гадки, пословицы, скороговорки и т. д. Например, авто­матизируя звук ч, ребенок получает задание — выучить наизусть стихотворение А. Барто: «Наша Таня»:

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!

Разучивая стихотворение наизусть, ученик должен самостоятельно упражняться в правильном произноше­нии звука ч.

Для автоматизации звука ц учащимся может быть предложено разучивание текста загадок. Например:

Два конца, два кольца, посредине гвоздик.

(Ножницы.) На шесте дворец, во дворце певец.

(Скворец.)

Учащимся можно предложить самим найти тексты, на материале которых удобно закреплять произношение того или иного звука. Можно предложить учащимся са­мостоятельно найти стихотворение, текст загадок, посло­виц, поговорок, считалок и др. Так, например, можно

дать такое задание: «Подбери загадку, чтобы в словах часто встречался звук р, правильно говори этот звук». Заканчивая изложение этой темы, мы хотим напом­нить, что тут представлены не все виды 'самостоятельной работы, которые могут -применяться при обучении глухих устной речи, а лишь те, которые могут быть использова­ны в качестве образца.

Контрольные вопросы и задания

1. Каково значение самостоятельной работы при обучении глухих
устной речи?

2. Составьте задания для самостоятельной работы, способствую­
щие усвоению норм орфоэпии, словесного и логического ударения,
темпа речи. Опишите методику их выполнения.

3. Составьте задания для самостоятельной работы над произно­
шением ученикам вашего класса.

РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

Речевая зарядка — это одна из форм организации работы над произношением. Как и всякой организацион­ной форме работы, ей свойственны определенные задачи, содержание и методика работы.

Основной задачей речевой зарядки является закреп­ление в устной речи учащихся ранее усвоенных произно­сительных навыков, их совершенствование и предупре­ждение распада.

Другой не менее важной задачей речевой зарядки является закрепление вновь приобретенных навыков. Однако задачи речевых зарядок этим не ограничиваются. На речевых зарядках осуществляется подготовка уча­щихся к восприятию материала, который будет изучаться на предстоящем уроке по технике речи. Если это урок тренировочный, то в этом случае задачей речевой заряд­ки будет тренировка учащихся в тех произносительных навыках, которые будут совершенствоваться на уроке. Если предстоящий урок по технике речи посвящается контролю за состоянием устной речи глухих, задачей ре­чевых зарядок будет подготовка учащихся к контроль­ному уроку.

Кроме того, на речевой зарядке закрепляется тот ма­териал, над которым учащиеся работали на предыдущих 108

уроках. -И здесь имеет1 место такая же последователь­ность: если урок посвящается новому материалу, то на речевой зарядке .после урока необходимо закреплять этот новый материал. Если урок был посвящен трени­ровочным упражнениям, направлен на автоматизацию навыков произношения, то на речевой зарядке должна быть продолжена работа по автоматизации именно этих

навыков.

Таким образом, в задачу речевой зарядки входит под­готовка учащихся к урокам по технике речи и закрепле­ние материала, который учащиеся изучали на этих уро­ках.

Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, над речевым дыханием, словесным и логическим ударением, над усвоением норм орфоэпии, работа над темпом речи. Конкретное содержание речевой зарядки определяется программными требованиями. Кроме того, содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи дан­ного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.

Иногда содержание речевой зарядки может выходить за рамки программных требований. Так, в нее допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы, если большинство учащихся не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы. По­скольку устной речи каждого ученика свойственны свои особенности (произношения), то даже в параллельных классах допустимо иметь варианты в содержании рече­вых зарядок.

При любой форме работы над произношением ее со­держание должно планироваться. Это относится и к ре­чевой зарядке. В четвертных планах (при определении форм организации работы над произношением) .преду­сматриваются и речевые зарядки. Приведем примерный план работы по технике речи (см. табл. на стр. 110—112). Из плана видно, что содержанием речевых зарядок в первой четверти (V класс) должна быть работа над голосом, над речевым дыханием, над звуками, над орфо­эпией и логическим ударением. Но это лишь общее со­держание речевых зарядок. В дальнейшем учителю не­обходимо конкретизировать содержание работы и время речевых зарядок. С этой целью учитель должен спла-


периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru


Примерный план работы по обучению глухих устной речи (V класс, 1-я четверть)

Продолжение


1,3,4 2,3,5 1,3,4 2,3,5 1,3,4 2,3,5

Время проведения упражнений
Проводится в течение всей четверти. Через день чередуется с упраж­нением 2 Проводится в течение четверти. Через день чере­дуется с упражнением 1, по усмотрению учителя
Проводится в течение четверти ежедневно На каждый день бе­рется одна пара гласных и одна пара согласных звуков. Пары выбирают­ся по усмотрению учите­ля. Несколько дней мо­гут повторяться одни и те же пары звуков Проводится на первой и девятой неделе (через день)
Проводится на второй и пятой неделе

Продолжение

Содержание работы Форма организации работы К-во часов Примеча­ние
Новый материал      
Работа      
над звуками речи      
Отработка наиболее Речевая заряд-    
употребительных труд- ка, самостоятель-    
нопроизносимых терми- ная работа уча-    
нов, связанных с препо- щихся, индивиду-    
даванием различных альные занятия    
предметов      
Работа      
над орфоэпией      
Знание правил орфо-      
эпии и умение соблю-      
дать их в речи:      
двойные согласные Урок 2 часа  
произносятся как один      
долгий звук (Анна,      
класс)      
умение правильно и Урок 1 час  
выразительно прочитать      
наизусть стихотворение      
проверка состояния Урок 1 час  
произносительных навы-      
ков, усвоенных в 1-й      
четверти      

Примечание. Содержание уроков должно явиться частью содержания речевой зарядки, самостоятельной работы учащихся и индивидуальных занятий по обучению произношению.

пировать типы упражнений на четверть. И здесь нужно обеспечить такое положение, при котором каждое упраж­нение повторялось бы через определенные промежутки времени, — это необходимо для выработки прочных на­выков устной речи.

Приведем типы упражнений, конкретизирующие чет­вертной план работы (см. табл. на стр. 113—114).

На основании приведенного материала мы можем со­ставить график проведения речевых зарядок. 112

График проведения речевых зарядок (V класс, 1-я четверть)

- Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Типы упражнений для речевых зарядок

Содержание упражнений

Упражнение 1

Упражнения на умение изменять громкость голоса в связи с логиче­ским ударением

Упражнение 2 Упражнения на умение самостоя­тельно регулировать речевое дыха­ние, делая паузы в соответствии со смысловой связью слов

Упражнения на умение произносить в беглом темпе наиболее употреби­тельные слова и фразы на материале разговорной речи

Упражнение 3 Упражнения на выработку умений дифференцировать в речи:

а) гласные звуки:

а—о, о~у, а—э, э—и, и—ы

б) согласные звуки:

с—ш, з—ж, ц—ч, т—ть, д-—дь, н—нъ, ту—тю, су—сю и т. д.

Упражнение 4 Упражнения на закрепление зна­ний учащихся о классификации зву­ков

Упражнение 5 Упражнения, направленные на ор­фоэпически правильное произношение слов, а также на закрепление знаний следующих правил орфоэпии:

а) звонкие согласные на конце слоя становятся глухими;

8 Заказ 706


периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Продолжение

1 На шестой неделе — тренировка в правильном произношении слов по надстрочным знакам, в дальнейшем — закрепление знания правил и совершенствование умения применять правило в речи.

Соответственно графику в своем ежедневном рабочем плане учитель должен предусматривать упражнения для речевых зарядок. К каждому упражнению необходимо подобрать определенный речевой материал и вид рабо­ты. Речевой материал может быть самым разнообразным, однако он должен соответствовать программным требо­ваниям. Для упражнений на речевых зарядках необхо­димо использовать речевой материал, который учащиеся усваивают на уроках русского языка, арифметики, есте­ствознания, истории, географии, труда и т. д.

Для речевых зарядок берется материал слогов, слов, фраз, связного текста. При этом заметим, что широко должна использоваться обиходно-разговорная речь.

Однако весь речевой материал должен быть .подобран с учетом фонетического принципа. Например, для отра­ботки правильного речевого дыхания, в частности выра­ботки у учащихся умения произносить фразы на одном выдохе, следует подбирать предложения с соответствен­ным количеством слогов.

См. программные требования.

К сожалению, некоторые считают, что речевые заряд­ки в основном должны проводиться на слоговом мате­риале. Такая точка зрения неправильна, так как на речевой зарядке ведется работа не только над звуками, но и над всеми сторонами произношения.

На речевой зарядке необходимо практиковать разно­образные виды работ. Это следует предусматривать в плане. Наряду с такими, как чтение речевого материа­ла с доски и плаката, нужно упражнять учащихся в на­зывании картинок и конкретных предметов, оречевлении действия и воспроизведенной в действиях ситуации, чте­нии и рассказывании наизусть. В младших классах на зарядках тоже необходимо применять виды работ, свя­занные с речевой практикой учащихся: рассказывание наизусть, чтение стихотворных текстов, загадок и т. д.

Из литературы известно, что речевая зарядка прово­дится преимущественно на первом уроке в течение 2—5 минут, методика проведения речевых зарядок сво­дится к тому, что все упражнения выполняются фрон­тально. В младших классах допускается разделение упражнений, предусмотренных для речевой зарядки одного дня на несколько уроков. Например, если на те­кущий день для речевой зарядки намечено четыре упражнения, то на первом уроке выполняется одно из них, на втором — другое и т. д. Это делается потому, что в младших классах более медленный темп работы и на речевые зарядки с большим материалом уходит слишком много времени из урока.

Б старших классах определение содержания и плани­рование речевой зарядки производится учителем русского языка. Однако этот материал должен быть сообщен и преподавателям по другим учебным предметам.

Если в старшем классе первый урок не приходится на русский язык, то речевую зарядку проводит преподава­тель другого предмета.

В качестве образца приведем содержание речевых зарядок, которые можно провести на уроках естествозна­ния в V классе.

Содержание речевой зарядки на первом уроке.

Упражнение 1 (на развитие речевого дыхания)

На доске записано предложение: Сейчас урок есте­
ствознания. Учитель задает вопрос: «Какое это предло-
8* 115

Жение?» Учащиеся хором отвечают: «Короткое». Зате^
учитель дает задание сказать это предложение хором на
одном выдохе. (

Упражнение 2 (на развитие умения правильно распределять дыхательные паузы)

Учитель пишет на доске предложение: У каждого ра­стения I есть органы: / корни, / стебель, / листья, / цветы. Затем спрашивает: «Какое это предложение?» Учащиеся хором отвечают: «Длинное». Далее учитель спрашивает; «Как надо говорить длинное .предложение?» Учащиеся хором отвечают: «С паузами». В заключение учитель предлагает сказать с паузами записанное на доске пред­ложение.

Упражнение 41 (на отработку труднопроизносимых слов)

На доске записываются слова усики, горошина, цеп­ляться, тычинка, которые затем читаются хором.

При определении методики речевой зарядки необхо­
димо учитывать еще один очень важный фактор. Как
видно из приведенного нами плана, содержание работы
на речевых зарядках от недели к неделе меняется. Уча­
щиеся всегда должны знать, какие навыки устной речи
сейчас находятся в центре внимания. Они должны знать,
над чем им сейчас следует больше всего работать при :
формировании устной речи. :

С этой целью мы рекомендуем на плакате очень ко- ; ротко давать содержание речевой зарядки. Например, над классной доской можно повесить такой плакат:

Мы учимся хорошо говорить. Сейчас мы будем учиться правильно говорить звуки с—ш, з—ж,- ц—ч, правильно де­лать ударение в словах, говорить вопросы и ответы в быстром темпе.

В старших классах такой плакат раскрывает учите­лям, преподающим различные предметы, содержание работы над устной речью. Через определенные промежут­ки времени, согласно четвертному плану, содержание плаката меняется.

не его порядковый номер,

1 Номер упражнения определяет а тип.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные задачи речевых зарядок?

2. Как планируются речевые зарядки?

3. Какова методика проведения речевых зарядок?

4. Изучите опыт проведения речевых зарядок в вашей школе.

Непроизносимые согласные



периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru
Рис. 36.

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

Рис. 37.

_ Т

Я люблю читать незабудка незабудка незабудка

сказки. п

У берега стоит лод- коробка коробка коробка

ка. _ ш

варежки варежки варежки

Сочетания тся и ться в глаголах

Да здравствует праздник Вели­кого Октября.


Рис. 40.

Рис. 39.

грустный сердце
грус [т] ный сер [д] це

грустный сердце

местность местность мёс[т}ность



периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

периоды обучения глухих учащихся произношению - student2.ru

В магазин при­везли синего, белого, розово- го полотна.

Рис. 38

что качество произношения во многом зависит от харак­тера этой деятельности.

Известно, что яри чтении глухие обычно произн

Наши рекомендации