Периоды обучения глухих учащихся произношению
Взаимосвязь организационных форм обучения глухих произношению
Учет должен быть построен таким образом, чтобы он влиял на совершенствование обучения. Поэтому формы учета должны быть разнообразны в целях разносторонности и объективности изучения устной речи глухих учащихся. Наряду с обследованием речи глухих учащихся с точки зрения произношения должны предусматриваться контрольные уроки по технике речи '.
В методической системе обучения глухих устной речи должно найти применение таких, например, средств учета произносительных навыков, как запись речи учащихся на магнитофоне.
В процессе обучения глухих устной речи должен быть систематический контроль за произношением со стороны учителя. Однако следует заметить, что наряду с внешним контролем со стороны (со стороны учителя) необходимо воспитывать у учащихся умение осуществлять самоконтроль. Без самоконтроля не может быть формирования полноценной устной речи. Система обучения должна предусматривать формирование и совершенствование навыков самоконтроля. Чтобы осуществлять самоконтроль, глухой ребенок должен знать, правильно ли он говорит, он должен знать свои ошибки и их причины.
Формирование и совершенствование устной речи глухих учащихся должно осуществляться на специально подобранном речевом материале, которой должен удовлетворять определенным требованиям.
Закрепление и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться на таком речевом материале, который бы обеспечивал речевую практику учащихся и способствовал развитию устной речи в целом. Разумеется, что в речевом материале должен быть представлен и фонетический принцип. Обучение глухих учащихся устной речи должно осуществляться на материале слогов, слов, фраз, связного текста. Следует подчеркнуть, что формирование и совершенствование произносительных навыков должно осуществляться преимущественно на осмысленном речевом материале — слов, фраз, связного текста.
В основном периоде совершенствование произносительных навыков у глухих должно проходить в условиях широкой речевой практики.
Подробнее о контрольных уроках см. ниже,
Контрольные вопросы и задания
1. Изложите характерные особенности первоначального периода
обучения глухих устной речи (произношению).
2. Изложите характерные особенности обучения глухих произ
ношению в основном периоде.
3. Изложите основные положения, на которых строится мето
дическая система обучения глухих устной речи в основном периоде.
4. Определите содержание различных форм организации работы
над произношением по любой теме на каждую четверть в том клас
се, в котором вы работаете.
5. Разра-ботайте содержание заданий для самостоятельной ра
боты над устной речью учащихся вашего класса.
ОБУЧЕНИЕ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Осень
Наступила поздняя осень. Целый день дует холодный ветер. Все небо в тучах. С деревьев опали листья и устлали дорожки в нашем саду.
Учащимся дается задание — графически обозначить ударение в словах и прочитать текст правильно.
Другой вид работы, который применяется на данном уроке для тренировки учащихся в соблюдении правильного ударения в словах,— диалог. На доске записан текст разговора. Вызываются два ученика. Они говорят о зиме, не глядя на доску (текст разговора предварительно был разучен в классе). В момент разговора учитель по записанному на доске тексту транскрибирует произ-
1 Мы привели разговор, который был составлен учащимися самостоятельно.
ношение. Когда разговор закончится, учащиеся вместе с учителем анализируют произношение отвечавших и оценивают с точки зрения правильности постановки уда-
.рения в словах.
На следующем этапе урока проводится разучивание текста загадок и пословиц с соблюдением правильного словесного ударения. На доске записываются по две загадки и пословицы:
Загадка 1: В ясный день в углу стою, в ненастный
день гулять хожу.
Пословица 1: Волков бояться — в лес не ходить. Загадка 2: Его бьют, а он не плачет, веселее только
скачет.
Пословица 2: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Класс делится на две команды. Каждая команда должна уметь выразительно произнести текст загадки и пословицы. Дается время для самостоятельной подготовки к ответу перед классом. После самостоятельной подготовки каждая команда выделяет капитана. Между ними проводится соревнование. Произношение каждого капитана транскрибируется учителем на доске по ходу ответа. После того как оба капитана ответят, каждый из них получает оценку. Лучшая оценка капитана приносит выигрыш команде. Речь отвечающего оценивается с точки зрения правильности соблюдения ударений в словах. 5. В итоге урока учитель дает характеристику произносительной стороны речи учащихся, особо выделяя их умение пользоваться словесным ударением.
Учитель сообщает детям, что в следующий раз будет контрольный урок по проверке умений детей правильно произносить тексты загадок и пословиц, разученных в этой четверти, а также умений пра;вильно произносить вопросы и ответы, разученные на предыдущих уроках. Кроме того, на контрольном уроке будет проверяться, насколько правильно ученики произносят трудные слова.
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте основные задачи обучения глухих словесному
Ударению.
2. Как обучать глухих детей технике выделения ударного слога?
3. Опишите виды работ, которые следует применять при обуче
нии детей словесному ударению,
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
В школе глухие учащиеся овладевают не только знаниями и навыками, но и подготовляются к активному участию в жизни коллектива. В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» подчеркивается, что формирование самостоятельности и инициативы учащихся должно явиться одной из важнейших задач, стоящих перед школой.
В овладении устной речью большая роль принадлежит самостоятельной работе учащихся. Человеческой личности свойственно стремление к активности. Еще К. Д. Ушинский говорил, что ребенок от природы не имеет душевной лености, любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Это стремление следует беречь и развивать.
Это стремление еще более проявляется у подростков и старшеклассников. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи даже в первоначальном, и особенно в после-первоначальном, периоде необходимо вооружать учя-98
щйхся не только знаниями и практическими умениями, но и учить их самостоятельно работать над усвоением устной речи, так как самостоятельность способствует более глубокому усвоению материала, прочности знаний и навыков. Поощряя и развивая самостоятельность, мы тем самым формируем у глухих интерес к овладению произношением, который в свою очередь развивает активность. Самостоятельная работа воспитывает у учащихся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, вырабатывает настойчивость в достижении цели, создает необходимые условия для ис-пользования полученных знаний и навыков в практической речевой деятельности.
Развитие активности и самостоятельности у школьников тесно связано с вопросом о взаимоотношениях учителя и ученика. Прежде всего необходимо продумать и определить содержание работы и деятельность, которые бы позволили глухим детям проявить необходимую самостоятельность и творческую инициативу при овладении устной речью. Сурдопедагогу нужно точно определить степень самостоятельности глухих учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Ни одно умение не вырабатывается без упражнений. Точно так же и самостоятельность у глухих детей при обучении устной речи также не будет развиваться, если они не будут что-либо делать самостоятельно, не будут в чем-либо проявлять свою инициативу.
Условия для развития самостоятельности школьников должен создать учитель. На первых порах учитель должен незаметно направлять деятельность глухих, а затем все более и более расширять круг их самостоятельной речевой деятельности. Знание цели обучения определяет успех самостоятельной работы глухих учащихся, способствует пробуждению творческой активности и развитию самостоятельности.
Чтобы организовать самостоятельную работу в процессе обучения глухих детей устной речи, необходимо прежде всего определить содержание и виды работы, а также методику ее проведения. Самостоятельная работа учащихся должна проводиться на различном речевом материале, на материале слогов, слов, фраз, текста.
Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы
учащихся над устной речью.
7* 99
Самостоятельная работа глухих учащихся надотдельными звуками '
Глухие дети, обучаясь устной речи, овладевают всеми элементами ее произношения, в том числе изолированным произношением звуков. Овладение произношением изолированных звуков является необходимым этапом в обучении устной речи, но главное, чем должны овладеть глухие учащиеся, — это умение произносить звуки в речи. Большая роль в овладении произношением изолированных звуков должна принадлежать самостоятельной работе. Вниманию учащихся могут быть предложены различные задания, которые они должны выполнять самостоятельно. Здесь можно предложить вниманию ученика работу с профилем артикуляции того или иного звука, например самостоятельно изучить артикуляцию звука по профилю и, пользуясь зеркалом для самоконтроля, упражняться в его произнесении. Можно предложить зарисовать профили артикуляции тех или иных звуков. Этот вид работы может проводиться по-разному: можно предложить учащемуся срисовать профиль артикуляции; в момент срисовывания самостоятельно упражняться в произношении звука. Можно предложить ученику самостоятельно нарисовать профиль артикуляции. Самостоятельное зарисовывание профиля должно сопровождаться постоянным произнесением данного звука.
Самостоятельная работа на материале слогов
В целях отработки правильного произношения звуков на слоговом материале учащимся для самостоятельной работы может быть дано задание — придумать ряд слогов, включающих отрабатываемый звук. Придуманные слоги учащийся должен самостоятельно научиться правильно произносить. Слоги, которые придумывают учащиеся, могут записываться в тетради по технике речи. Во время записи ученик все время должен проговаривать речевой материал.
В целях разнообразия данного вида работы можно предложить учащимся придуманные слоги записывать на
1 Мы не указываем классы, в которых может осуществляться тот или иной вид работы, так как это может сделать учитель с учет • том возможностей своих учащихся.
изготовленных из бумаги кубиках, квадратах, треугольниках:
Рис. 20
И в данном случае письмо учащихся должно сопровождаться произнесением слогов. В дальнейшем кубики, треугольники, квадраты могут'использоваться как дидактический материал и как материал для речевой игры.
Для самостоятельной работы учащихся с целью отработки правильного произношения звука в слоге и перехода к правильному произношению звука в слове ученику можно предложить, например, такую самостоятельную работу с использованием плаката1 (по звуку р).
Задания для самостоятельной работы
1. Произнеси правильно звук р в слогах.
2. Составь слова; произнести правильно звук р в
словах.
3. Научись правильно говорить эти слова.
ры ре ра ря ри ро РУ |
Г...ша
Т...ПКЗ
та...лка ку....ца ...ма ко...бка к...ша
1 Карточки со слогами вынимаются и вставляются вместо точек.
Учащиеся должны поочередно брать карточки со слогами. Например, берется слог ри. Ученик самостоятельно несколько раз произносит его, упражняясь в правильном произношении звука р, а затем определяет место в одном из слов, записанных с пропуском в правой стороне плаката. Поставив карточку со слогом ри правильно, ученик получает слово, например Гриша. Затем он еще раз произносит слог ри « слово Гриша.
Хорошим видом самостоятельной работы учащихся для закрепления артикуляции того или иного звука в слоге является составление и зарисовка лабиринтов. Этот вид работы состоит в том, что ученик получает задание составить слоговые упражнения на отрабатываемый звук, например на звук з, и представить эти упражнения в виде лабиринта. Нарисованный учеником лабиринт может иметь следующий вид.
Рис. 21.
Рисуя лабиринт, ученик все время самостоятельно упражняется в проговаривании составляемых им слогов. Затем учащиеся обмениваются друг с другом рисунками лабиринтов и произносят по ним слоги. Пробираясь по линии лабиринта от звука 3 к одному «з гласных, ученик длительно произносит согласный.
Самостоятельнаяработа на материале слов
В целях совершенствования произносительных навы-Л ков на материале слов, в частности для совершенствования и закрепления артикуляции того или иного звука, учащемуся может быть дано задание самостоятельна 102
придумать слова с отрабатываемым звуком и научиться правильному их произношению.
Учащимся можно рекомендовать и такой вид работы, как подбор слов с противоположным звуком. Этот вид работы целесообразно практиковать в тех случаях, когда происходит выработка умения дифференцировать в речи сходные по артикуляции звуки. Например, учащемуся даются слова, в звуковой состав которых входит глухой согласный т (топор, тарелка, молоток, каток, молот). Ученик должен к каждому из них подобрать такое слово, в звуковой состав которого входил бы звонкий согласный звук д (дом, давай, удочка и др.). Подобрав слова, ученик должен самостоятельно научиться правильно их произносить, соблюдая дифференциацию звуков д и т.
Для самостоятельной работы учащимся можно дать и такое задание, как выбор слов, включающих определенный звук. С этой целью может быть предложен ряд слов, например: чашка, почта, луна, нож, очки, цветы, мяч, стол, врач. Из этих слов нужно выбрать такие, в которых есть звук ч, затем правильно произнести этот звук и все слово.
Это же задание ученик может выполнять по сюжетной картине. Вниманию ребенка может быть предложена картина, изображающая зимний пейзаж. Например, в целях автоматизации звука с детям может быть предложена сюжетная картина «Зима». Учащийся должен самостоятельно назвать предметы и действия, в название которых входит изучаемый звук с, и правильно произвести его в слове.
Для самостоятельной работы можно предложить разного рода чайнворды и кроссворды. Приведем образцы.
Образец 1
Составь слова со звуком ц.
Произнеси правильно звук ц в этих словах.
J03 |
Рис. 22.
Образец 2
Кто первый?
Говори хорошо звук ш в словах! Сделай самостоятельно:
1. Составь пять слов со звуком ш\ в первом слове
звук ш должен быть на первом месте, во втором — на
втором месте и т. д.
2. Составленные слова запиши.
3. Научись правильно говорить звук ш в словах, ко
торые ты записал 1.
Для самостоятельной работы над произношением на материале слов можно рекомендовать учащимся работу со следующим материалом, который тоже оформляется в виде пособия (см. рис. 43—45).
Работая с этими пособиями, ученик должен подобрать вместо имеющегося там знака вопроса слово, в состав которого входит звук я, поупражняться в правильном произношении звука н в словосочетаниях: острый нож, вкусные вишни, красный флаг.
Наконец, остановимся еще на одном виде самостоятельной работы на материале слов. Ученику дается елка и.гпапье-маше, а также игрушки: белка, заяц, слива, конфета, флаг, хлопушка, бусы, яблоко и др. Ученик должен повесить на елку только те игрушки, в названии которых есть звук л (белка, хлопушка, яблоко и т. д.). Действие все время нужно сопровождать проговариванием.
1 Имеются в виду следующие слова: 1) шапка, шарик; 2) пшено, уши; 3) кошка, мышка, пышка, пушка, пешка, мешок, мишка, чашка; 4) крышка, груша; 5) шалаш, малыш.
Рис. 23.
Рис. 24.
Рис. 25,
Самостоятельная работа на материале фраз
Распространенным видом самостоятельной работы на материале фраз является придумывание предложений по опорным словам, по картинкам и т. д. Во всех случаях в задачу самостоятельной работы ученика входит правильное произношение изучаемого звука. В целях тренировки ученик должен произнести предложение несколько раз.
Для самостоятельной работы учащихся необходимо широко использовать различного рода диалоги. Например, для выработки умения дифференцировать в речи звуки сиз ученику может быть предложено разучивание такого диалога:
- Саша, где ты был?
- В зоопарке.
— С кем ты был?
- С сестрой.
— Как зовут твою сестру?
— Зоя.
Приведем пример диалога 1 на дифференциацию зв) ков с — ш:
— Саша, где твой карандаш?
- В сумке.
— Где твоя сумка?
- В шкафу.
- А шкаф закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.
- Спасибо, я взял карандаш.
При разучивании диалога перед учеником стоит задача самостоятельно поупражняться в умении дифференцировать в речи звуки с — з и с — ш.
Можно предложить ученику самому составить диалог, на основе которого у него вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Тема диалога предла-гается учителем или выбирается детьми самостоятельно. Например, в VII классе учащемуся можно дать задание составить диалог, в котором имеются слова, оканчиваю-щиеся на -ться, -тся. Составляя диалог, глухой должен самостоятельно поупражняться в правильном произношении звука ц (сочетания ться, тся произносятся
Диалог зафиксирован на уроке по технике речи в VI! классе,
как ца). Приведем диалог, составленный учеником на тему «Футбольный матч».
— Как начинают игру?
- Появляются команды. Они строятся и здоровают
ся. Мяч ставится в центре. Игра начинается.
— О чем думают болельщики?
— Мяч прорвется в ворота.
- Кем охраняются ворота?
- Ворота охраняются всей командой и вратарем.
— Как вратарь защищает ворота?
- Вратарь бросается и ловит мяч.
Самостоятельная работа на материале текста
Очень хорошим видом самостоятельной работы при обучении глухих устной речи на материале текста является произнесение текста наизусть в целях автоматизации и дифференциации того или иного звука. Для заучивания учащимся можно дать стихотворный текст, загадки, пословицы, скороговорки и т. д. Например, автоматизируя звук ч, ребенок получает задание — выучить наизусть стихотворение А. Барто: «Наша Таня»:
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!
Разучивая стихотворение наизусть, ученик должен самостоятельно упражняться в правильном произношении звука ч.
Для автоматизации звука ц учащимся может быть предложено разучивание текста загадок. Например:
Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы.) На шесте дворец, во дворце певец.
(Скворец.)
Учащимся можно предложить самим найти тексты, на материале которых удобно закреплять произношение того или иного звука. Можно предложить учащимся самостоятельно найти стихотворение, текст загадок, пословиц, поговорок, считалок и др. Так, например, можно
дать такое задание: «Подбери загадку, чтобы в словах часто встречался звук р, правильно говори этот звук». Заканчивая изложение этой темы, мы хотим напомнить, что тут представлены не все виды 'самостоятельной работы, которые могут -применяться при обучении глухих устной речи, а лишь те, которые могут быть использованы в качестве образца.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково значение самостоятельной работы при обучении глухих
устной речи?
2. Составьте задания для самостоятельной работы, способствую
щие усвоению норм орфоэпии, словесного и логического ударения,
темпа речи. Опишите методику их выполнения.
3. Составьте задания для самостоятельной работы над произно
шением ученикам вашего класса.
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
Речевая зарядка — это одна из форм организации работы над произношением. Как и всякой организационной форме работы, ей свойственны определенные задачи, содержание и методика работы.
Основной задачей речевой зарядки является закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Другой не менее важной задачей речевой зарядки является закрепление вновь приобретенных навыков. Однако задачи речевых зарядок этим не ограничиваются. На речевых зарядках осуществляется подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться на предстоящем уроке по технике речи. Если это урок тренировочный, то в этом случае задачей речевой зарядки будет тренировка учащихся в тех произносительных навыках, которые будут совершенствоваться на уроке. Если предстоящий урок по технике речи посвящается контролю за состоянием устной речи глухих, задачей речевых зарядок будет подготовка учащихся к контрольному уроку.
Кроме того, на речевой зарядке закрепляется тот материал, над которым учащиеся работали на предыдущих 108
уроках. -И здесь имеет1 место такая же последовательность: если урок посвящается новому материалу, то на речевой зарядке .после урока необходимо закреплять этот новый материал. Если урок был посвящен тренировочным упражнениям, направлен на автоматизацию навыков произношения, то на речевой зарядке должна быть продолжена работа по автоматизации именно этих
навыков.
Таким образом, в задачу речевой зарядки входит подготовка учащихся к урокам по технике речи и закрепление материала, который учащиеся изучали на этих уроках.
Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, над речевым дыханием, словесным и логическим ударением, над усвоением норм орфоэпии, работа над темпом речи. Конкретное содержание речевой зарядки определяется программными требованиями. Кроме того, содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.
Иногда содержание речевой зарядки может выходить за рамки программных требований. Так, в нее допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы, если большинство учащихся не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы. Поскольку устной речи каждого ученика свойственны свои особенности (произношения), то даже в параллельных классах допустимо иметь варианты в содержании речевых зарядок.
При любой форме работы над произношением ее содержание должно планироваться. Это относится и к речевой зарядке. В четвертных планах (при определении форм организации работы над произношением) .предусматриваются и речевые зарядки. Приведем примерный план работы по технике речи (см. табл. на стр. 110—112). Из плана видно, что содержанием речевых зарядок в первой четверти (V класс) должна быть работа над голосом, над речевым дыханием, над звуками, над орфоэпией и логическим ударением. Но это лишь общее содержание речевых зарядок. В дальнейшем учителю необходимо конкретизировать содержание работы и время речевых зарядок. С этой целью учитель должен спла-
Примерный план работы по обучению глухих устной речи (V класс, 1-я четверть)
Продолжение
1,3,4 2,3,5 1,3,4 2,3,5 1,3,4 2,3,5 |
Время проведения упражнений |
Проводится в течение всей четверти. Через день чередуется с упражнением 2 Проводится в течение четверти. Через день чередуется с упражнением 1, по усмотрению учителя |
Проводится в течение четверти ежедневно На каждый день берется одна пара гласных и одна пара согласных звуков. Пары выбираются по усмотрению учителя. Несколько дней могут повторяться одни и те же пары звуков Проводится на первой и девятой неделе (через день) |
Проводится на второй и пятой неделе |
Продолжение
Содержание работы | Форма организации работы | К-во часов | Примечание |
Новый материал | |||
Работа | |||
над звуками речи | |||
Отработка наиболее | Речевая заряд- | ||
употребительных труд- | ка, самостоятель- | ||
нопроизносимых терми- | ная работа уча- | ||
нов, связанных с препо- | щихся, индивиду- | ||
даванием различных | альные занятия | ||
предметов | |||
Работа | |||
над орфоэпией | |||
Знание правил орфо- | |||
эпии и умение соблю- | |||
дать их в речи: | |||
двойные согласные | Урок | 2 часа | |
произносятся как один | |||
долгий звук (Анна, | |||
класс) | |||
умение правильно и | Урок | 1 час | |
выразительно прочитать | |||
наизусть стихотворение | |||
проверка состояния | Урок | 1 час | |
произносительных навы- | |||
ков, усвоенных в 1-й | |||
четверти |
Примечание. Содержание уроков должно явиться частью содержания речевой зарядки, самостоятельной работы учащихся и индивидуальных занятий по обучению произношению.
пировать типы упражнений на четверть. И здесь нужно обеспечить такое положение, при котором каждое упражнение повторялось бы через определенные промежутки времени, — это необходимо для выработки прочных навыков устной речи.
Приведем типы упражнений, конкретизирующие четвертной план работы (см. табл. на стр. 113—114).
На основании приведенного материала мы можем составить график проведения речевых зарядок. 112
График проведения речевых зарядок (V класс, 1-я четверть)
- Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения - Упражнения |
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Типы упражнений для речевых зарядок
Содержание упражнений
Упражнение 1
Упражнения на умение изменять громкость голоса в связи с логическим ударением
Упражнение 2 Упражнения на умение самостоятельно регулировать речевое дыхание, делая паузы в соответствии со смысловой связью слов
Упражнения на умение произносить в беглом темпе наиболее употребительные слова и фразы на материале разговорной речи
Упражнение 3 Упражнения на выработку умений дифференцировать в речи:
а) гласные звуки:
а—о, о~у, а—э, э—и, и—ы
б) согласные звуки:
с—ш, з—ж, ц—ч, т—ть, д-—дь, н—нъ, ту—тю, су—сю и т. д.
Упражнение 4 Упражнения на закрепление знаний учащихся о классификации звуков
Упражнение 5 Упражнения, направленные на орфоэпически правильное произношение слов, а также на закрепление знаний следующих правил орфоэпии:
а) звонкие согласные на конце слоя становятся глухими;
8 Заказ 706
Продолжение |
1 На шестой неделе — тренировка в правильном произношении слов по надстрочным знакам, в дальнейшем — закрепление знания правил и совершенствование умения применять правило в речи.
Соответственно графику в своем ежедневном рабочем плане учитель должен предусматривать упражнения для речевых зарядок. К каждому упражнению необходимо подобрать определенный речевой материал и вид работы. Речевой материал может быть самым разнообразным, однако он должен соответствовать программным требованиям. Для упражнений на речевых зарядках необходимо использовать речевой материал, который учащиеся усваивают на уроках русского языка, арифметики, естествознания, истории, географии, труда и т. д.
Для речевых зарядок берется материал слогов, слов, фраз, связного текста. При этом заметим, что широко должна использоваться обиходно-разговорная речь.
Однако весь речевой материал должен быть .подобран с учетом фонетического принципа. Например, для отработки правильного речевого дыхания, в частности выработки у учащихся умения произносить фразы на одном выдохе, следует подбирать предложения с соответственным количеством слогов.
См. программные требования.
К сожалению, некоторые считают, что речевые зарядки в основном должны проводиться на слоговом материале. Такая точка зрения неправильна, так как на речевой зарядке ведется работа не только над звуками, но и над всеми сторонами произношения.
На речевой зарядке необходимо практиковать разнообразные виды работ. Это следует предусматривать в плане. Наряду с такими, как чтение речевого материала с доски и плаката, нужно упражнять учащихся в назывании картинок и конкретных предметов, оречевлении действия и воспроизведенной в действиях ситуации, чтении и рассказывании наизусть. В младших классах на зарядках тоже необходимо применять виды работ, связанные с речевой практикой учащихся: рассказывание наизусть, чтение стихотворных текстов, загадок и т. д.
Из литературы известно, что речевая зарядка проводится преимущественно на первом уроке в течение 2—5 минут, методика проведения речевых зарядок сводится к тому, что все упражнения выполняются фронтально. В младших классах допускается разделение упражнений, предусмотренных для речевой зарядки одного дня на несколько уроков. Например, если на текущий день для речевой зарядки намечено четыре упражнения, то на первом уроке выполняется одно из них, на втором — другое и т. д. Это делается потому, что в младших классах более медленный темп работы и на речевые зарядки с большим материалом уходит слишком много времени из урока.
Б старших классах определение содержания и планирование речевой зарядки производится учителем русского языка. Однако этот материал должен быть сообщен и преподавателям по другим учебным предметам.
Если в старшем классе первый урок не приходится на русский язык, то речевую зарядку проводит преподаватель другого предмета.
В качестве образца приведем содержание речевых зарядок, которые можно провести на уроках естествознания в V классе.
Содержание речевой зарядки на первом уроке.
Упражнение 1 (на развитие речевого дыхания)
На доске записано предложение: Сейчас урок есте
ствознания. Учитель задает вопрос: «Какое это предло-
8* 115
Жение?» Учащиеся хором отвечают: «Короткое». Зате^
учитель дает задание сказать это предложение хором на
одном выдохе. (
Упражнение 2 (на развитие умения правильно распределять дыхательные паузы)
Учитель пишет на доске предложение: У каждого растения I есть органы: / корни, / стебель, / листья, / цветы. Затем спрашивает: «Какое это предложение?» Учащиеся хором отвечают: «Длинное». Далее учитель спрашивает; «Как надо говорить длинное .предложение?» Учащиеся хором отвечают: «С паузами». В заключение учитель предлагает сказать с паузами записанное на доске предложение.
Упражнение 41 (на отработку труднопроизносимых слов)
На доске записываются слова усики, горошина, цепляться, тычинка, которые затем читаются хором.
При определении методики речевой зарядки необхо
димо учитывать еще один очень важный фактор. Как
видно из приведенного нами плана, содержание работы
на речевых зарядках от недели к неделе меняется. Уча
щиеся всегда должны знать, какие навыки устной речи
сейчас находятся в центре внимания. Они должны знать,
над чем им сейчас следует больше всего работать при :
формировании устной речи. :
С этой целью мы рекомендуем на плакате очень ко- ; ротко давать содержание речевой зарядки. Например, над классной доской можно повесить такой плакат:
Мы учимся хорошо говорить. Сейчас мы будем учиться правильно говорить звуки с—ш, з—ж,- ц—ч, правильно делать ударение в словах, говорить вопросы и ответы в быстром темпе.
В старших классах такой плакат раскрывает учителям, преподающим различные предметы, содержание работы над устной речью. Через определенные промежутки времени, согласно четвертному плану, содержание плаката меняется.
не его порядковый номер,
1 Номер упражнения определяет а тип.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы основные задачи речевых зарядок?
2. Как планируются речевые зарядки?
3. Какова методика проведения речевых зарядок?
4. Изучите опыт проведения речевых зарядок в вашей школе.
Непроизносимые согласные
Рис. 36. |
Рис. 37.
_ Т
Я люблю читать незабудка незабудка незабудка
сказки. п
У берега стоит лод- коробка коробка коробка
ка. _ ш
варежки варежки варежки
Сочетания тся и ться в глаголах
Да здравствует праздник Великого Октября.
Рис. 40. |
Рис. 39.
грустный сердце |
грус [т] ный сер [д] це |
грустный сердце
местность местность мёс[т}ность
В магазин привезли синего, белого, розово- го полотна. |
Рис. 38
что качество произношения во многом зависит от характера этой деятельности.
Известно, что яри чтении глухие обычно произн