Аудиовизуальные технологии обучения
Специальность 031900 – Специальная психология
Квалификация специальный психолог
Москва – 2008
Программа, методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры информатизации образования [протокол заседания кафедры № ____ от _________ 2008 г.], утверждены на заседании ученого совета математического факультета [протокола заседания совета № ____ от ____________ 2008 г.].
УМКД рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ.
Составитель
Ассистент кафедры информатизация образования
Баженова С.А.
Заведующий кафедрой
Зав. кафедрой информатизации образования, д.п.н., профессор
Гриншкун В.В.
Рецензент:
__________________________________________________________________
Пояснительная записка.
Курс «Аудиовизуальные технологии обучения» изучается студентами факультета психологии на 4 курсе в 7 семестре. Объем курса составляет: лекции – 14 часов, лабораторные занятия – 28 часов.
Рабочая программа составлена на основании требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ВУЗа, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Аудиовизуальные технологии обучения» (ГОС 2005).
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Аудиовизуальные технологии обучения»
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
ЕН.Ф.03 | Аудиовизуальные технологии обучения Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая); звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения. Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. Интернет в обучении и образовании. |
Цель обучения дисциплине «Аудиовизуальные технологии обучения» – знакомство будущих специальных психологов с основными принципами работы и использования в учебном и воспитательном процессе современных технических и аудиовизуальных средств. Наряду с изучением особенностей традиционных технических средств программа курса предполагает изучение специфики использования в работе специального психолога информационных и коммуникационных компьютерных средств, технологию разработки учебного наглядного содержательного наполнения подобных систем, порядок использования в учебном и воспитательном процессах информационных технологий и ресурсов сети Интернет. В ходе работы будущие специальные психологи приобретают навыки работы с современными аудиовизуальными, программными и техническими средствами, а также овладевают технологией отбора и формирования наглядного содержательного наполнения информационных и коммуникационных компьютерных средств обучения.
Требования к первоначальному уровню знаний студента
Приступая к изучению дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения», студент должен:
· знать приемы работы с прикладным программным обеспечением (Microsoft Word, Microsoft PowerPoint);
· уметь пользоваться программами для прослушивания аудиофайлов, для простора видео;
· уметь выполнять поиск информации в сети Интернет и анализировать найденную информацию;
· знать принципы подбора дидактических материалов для детей с особенностями развития.
Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Аудиовизуальные технологии обучения» студент должен иметь представление:
· о современных концепциях, понятиях и категориях аудиовизуальной культуры;
· о психофизиологических закономерностях восприятия аудиовизуальной информации;
· о роли и возможностях использования аудиовизуальных средств обучения в педагогическом процессе;
· о фонде аудиовизуальных учебных пособий, направленных на поддержку работы специального психолога;
· о системе средств массовой информации и тематике образовательных ресурсов сети Интернет;
· о дидактических принципах построения аудио-, видеоучебных пособий;
· о функциональных возможностях традиционной аппаратуры и компьютерных средств.
Лабораторные работы, предусмотренные в рамках настоящего учебного курса, выполняются с использованием вычислительной техники и средств непосредственного доступа к ресурсам глобальной компьютерной сети. Тематика и задания лабораторных работ нацелены на решение различных задач, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса с использованием аудиовизуальных технологий обучения в работе специального психолога.
За время обучения студент выполняет 7 лабораторных работ, оформляет реферат по одной из тем представленных ниже.
Кроме того, программа направлена на реализацию межпредментых связей с такими дисциплинами как информатика, использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, а также непосредственно связанных с профессиональной деятельностью специального педагога - педагогика, психология, специальная педагогика, специальная психология.
Факультет: Психологический