Технология процессов устройства конструкций из монолитного бетона и железобетона
Наряду с наращиванием производства строительных конструкций и изделий полной заводской готовности дальнейшее развитие получает возведение зданий и сооружений из монолитного железобетона.
Индустриальное монолитное домостроение открывает широкие возможности для повышения качества и долговечности жилья, выразительности архитектуры отдельных зданий и градостроительных комплексов. Этот способ строительства требует меньших материальных и финансовых затрат для своего развития и позволяет быстро наращивать объемы жилищного строительства, особенно в районах с неразвитой материально-технической базой. В сравнении с панельным домостроением в среднем на 40% сокращаются затраты на создание производственной базы, на 20% - расход металла, на 30% - расход энергетических ресурсов.
Ввиду всех этих преимуществ зданий из монолитного и сборно-монолитного железобетона конструкции и способы их возведения заслуживают самого пристального изучения будущими инженерами – строителями.
Монолитные конструкции – бетонные и железобетонные конструкции, бетонирование которых осуществляется непосредственно на месте их проектного положения.
Модуль поверхности конструкции (Мn) –критерий массивности конструкции. Он определяется как отношение суммы площадей охлаждаемых поверхностей конструкции (ΣF) к ее объему (V), т.е.
Мn = ΣF/ V.
Технология опалубочных работ –способ производства опалубочных работ, зависящий от типа применяемой опалубки, характера монолитных конструкций и технологии их возведения.
Монтаж опалубки – сборка и установка в рабочее положение опалубки и ее элементов.
Опалубка –конструкция, представляющая собой форму для укладки и выдерживания бетонной смеси; состоит из формообразующих, несущих, поддерживающих, соединительных, технологических и других элементов и обеспечивает проектные характеристики монолитных конструкций.
Опалубка разового примененияиспользуется один раз, например несъемная, или в условиях уникальных, неповторяемых конструкций.
Опалубка несъемнаяпосле бетонирования основной конструкции не снимается, а остается в ее теле и работает вместе с ней; может использоваться как гидроизоляционный, утепляющий, декоративный или облицовочный слой конструкции.
Инвентарная опалубка– опалубка многократного применения.
Опалубка унифицированная (универсальная)состоит из инвентарных щитов различных типоразмеров с инвентарными поддерживающими устройствами и креплениями. Габариты ее основных щитов подчинены, как правило, одному модульному размеру (300 мм по ширине и 100 мм по высоте).
Опалубка пневматическаясостоит из гибкой воздухонепроницаемой формообразующей оболочки, выполненной в соответствии с видом возводимого сооружения или конструкции, поддерживающих и несущих элементов. В рабочем положении поддерживается избыточным давлением воздуха и служит для бетонирования тонкостенных сооружений и конструкций криволинейного очертания.
Опалубка термоактивная (греющая) -любая система опалубки с установленными на ней нагревательными элементами для прогрева бетона. Предназначена для бетонирования монолитных конструкций в условиях низких температур окружающего воздуха (от + 5°С), а также для ускорения твердения бетона как в летних, так и в зимних условиях.
Опалубка подъемно-переставнаяиспользуется для возведения конструкций большой высоты, постоянной и изменяющейся геометрии поперечного сечения (труб, градирен, мостовых опор и др.). Состоит из щитов, отделяемых от бетонированной поверхности при подъеме, а также поддерживающих, крепежных, технологических элементов и приспособлений.
Опалубка разборно-переставная мелкощитоваясостоит из малогабаритных опалубочных щитов (площадью до 2 м²), поддерживающих, соединительных и монтажных элементов массой до 50 кг (допускающих монтаж вручную), из которых можно собирать опалубку для бетонирования любых конструкций, как горизонтальных, так и вертикальных, в том числе массивов, фундаментов, стен, перегородок, колонн, балок, плит перекрытий и покрытий (рис. 31).
|
|
|
|
Рис. 31. Малогабаритные опалубочные щиты:
а – деревянный на сшивных планках; б – деревянный коробчатого типа с палубой из фанеры; в – комбинированный (каркас - из металла, палуба - из листового пластика); г – стальной; 1 – палуба; 2 –сшивные планки; 3 – ребра жесткости; 4 – отверстия для соединения щитов;
5 – обрамление из уголков
Опалубка разборно-переставная крупнощитоваясостоит из крупногабаритных щитов, поддерживающих, соединительных и монтажных элементов массой более 50 кг. Их монтаж и демонтаж осуществляется только с помощью грузоподъемных механизмов. Такая опалубка предназначена для возведения крупноразмерных и массивных конструкций (рис. 32).
Рис. 32.Опалубка разборно-переставная крупнощитовая
Опалубка блочная –пространственная конструкция, собираемая из стальных щитов на разъемных или шарнирных креплениях (опалубочные блоки) или на сварке (блок - формы). Применяется для возведения отдельно стоящих фундаментов и фрагментов крупноразмерных конструкций (рис. 33).
Оборачиваемость опалубки –многократное использование опалубки без каких-либо дополнительных ремонтных работ (чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже ее стоимость, отнесенная к единице объема готовой продукции).
Раскружаливание – плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов. Раскружаливание предшествует удалению несущей опалубки.
Кружало– горизонтальная балка, объединяющая щиты скользящей опалубки и воспринимающая давление бетонной смеси.
Рис. 33. Опалубка блочная:
1 – монтажные петли; 2 – форма подколонника; 3 – кронштейн для упора домкратов; 4 – форма ступени
Опалубка объемно-переставнаяприменяется при одновременном возведении стен и перекрытий зданий. Состоит из блоков-секций Г- и П- образной формы. Конструкция позволяет секциям сдвигаться внутрь. Секции соединяют между собой по длине, образуя сразу несколько параллельных рядов с расстоянием между блоками, равным толщине стен. Это позволяет после установки опалубки, укладки арматурных каркасов одновременно бетонировать стены и примыкающие к ним участки перекрытий (рис. 34).
Арматура –стальные стержни, прокатные профили и проволока, расположенные в бетоне для совместной с ним работы.
Арматура рабочаявоспринимает рабочие нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации конструкции.
Арматура распределительнаяприменяется для распределения усилий между рабочей арматурой, закрепления стержней в каркасе и обеспечения их совместной работы, а также для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне.
Рис. 34. Объемно-переставная опалубка:
1 – опалубка маяков; 2 – центральная вставка; 3 – Г - образный щит; 4 – распалубочный винт; 5 – шарнирный распалубочный механизм; 6 – регулируемый подкос; 7 – катки; 8 – винтовой домкрат; 9 – подмости торцовых стен; 10 – щит торцовой стены
Опалубка скользящая – опалубка, конструкция которой перемещается домкратами вертикально по мере бетонирования монолитной конструкции и которая состоит из щитов, домкратных рам, домкратных стержней, подъемных механизмов и технологических элементов (рабочий пол, подмости). Применяют при возведении вертикальных конструкций зданий и сооружений большой высоты. Щиты такой опалубки имеют высоту 1,1-1,2 м и охватывают бетонируемое сооружение по наружному и внутреннему контуру (рис.35).
Рис. 35. Опалубка скользящая:
1 – козырек; 2- домкрат; 3 – домкратная рама; 4 – рабочий пол;
5 – домкратный стержень; 6 – щиты опалубки; 7,8 – внутренние и наружные подвесные подмости
Арматура монтажнаяобеспечивает проектное положение отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов.
Хомутыприменяют для соединения отдельных рабочих и монтажных стержней в готовый пространственный каркас.
Каркас пространственныйсостоит из плоских каркасов, соединенных при необходимости монтажными стержнями. Применяют для армирования колонн, балок, ригелей, фундаментов (рис. 36).
Каркас плоскийсостоит из двух, трех, четырех и более продольных стержней, соединенных поперечными, наклонными или непрерывными (змейкой) стержнями. Применяют для армирования балок, прогонов, ригелей и других линейных конструкций (рис. 37).
Рис. 36. Каркас пространственный
Сеткапредставляет собой взаимно перекрещивающиеся стержни, соединенные в местах пересечения преимущественно сваркой (рис. 37).
|
|
|
Рис. 37. Примеры арматурных элементов:
а – плоская сетка; б, в – плоские каркасы
Монтажная петля –элемент сборных железобетонных конструкций, предназначенный для их строповки при подъеме и установке.
Закладная деталь –конструктивный элемент из стержневой арматуры и плоской прокатной стали. Используется для сварного соединения сборных железобетонных конструкций при монтаже (рис.38).
Сварка арматуры контактнаяимеет следующие основные разновидности.
Контактная сварка точечная применяется для соединения пересекающихся стержней в сетках и каркасах. Сущность этой сварки в том, что два (или более) стержня в месте их пересечения зажимают между электродами сварочной машины. При пропускании тока металл стержней в свариваемом месте под действием выделяемой теплоты накаляется докрасна, размягчается и под действием сдавливающего усилия стержни прочно соединяются.
Контактная сварка стыковая целесообразна в том случае, когда требуется увеличить длину стержней, а также срастить обрезки и стержни.
Рис. 38. Закладная деталь
Сварка арматуры электродуговаяоснована на принципе образования электрической дуги между свариваемой деталью и электродом, под действием которой одновременно расплавляются металл электрода и арматуры. После остывания расплава образуется сварной шов. Дуговая электросварка может выполняться как с помощью переменного, так и постоянного тока.
Сварка арматуры ваннаяоснована на плавлении электродов и стыкуемых стержней в полузамкнутой форме, называемой ванной. Формы бывают штампованные стальные или медные. В них укладывают с зазором стыкуемые стержни, между которыми вставляют один или гребенку электродов. В результате возникновения вольтовой дуги происходит плавление металла, расплав заполняет ванну. Этим методом соединяются стержни диаметром более 20 мм.
Защитный слой –расстояние между внешними поверхностями арматуры и бетона конструкции. Он предохраняет арматуру от корродирующего воздействия внешней среды. Толщина слоя должна быть не менее 10 мм (в зависимости от вида конструкции).
Фиксаторы защитного слоя –специальные упоры или удлиненные поперечные стержни, а также бетонные, пластмассовые или металлические фиксаторы, которые одевают на арматурные стержни или привязывают к ним (рис. 39).
|
|
|
|
|
|
Рис. 39. Способы обеспечения защитного слоя арматуры:
а – в балках и ребрах плит при помощи упоров; б – в балках посредством удлиненных стержней; в – бетонной подкладкой с проволочной скруткой; г – бетонной пробкой с пружинной скобой; д – упругим пластмассовым фиксатором; е – металлическими штампованными подставками
Районные заводы по приготовлению бетонной смесиснабжают готовыми смесями строительные объекты, расположенные на расстоянии, не превышающем технологически доступное расстояние автомобильных перевозок. Районный завод обычно обслуживает стройки, находящиеся в радиусе действия 25 - 30 км.
Приобъектные заводы по приготовлению бетонной смесиобычно обслуживают одну крупную строительную площадку в течение 5 - 6 лет. Такие заводы выполняют сборно-разборными блочной конструкции, что позволяет перебазировать их за 20 – 30 суток.
Подвижность бетонной смеси –способность смеси расплываться под действием собственной массы. Характеризуется измеряемой осадкой конуса, отформованного из бетонной смеси. Вычисляется как среднее арифметическое двух определений, выполненных из одной пробы бетонной смеси (рис. 40).
|
|
Рис. 40. Определение удобоукладываемости бетонной смеси:
а – прибор (конус) для определения подвижности бетонной смеси;
б – прибор для определения жесткости бетонной смеси;1 – жесткая смесь;2 – подвижная смесь;3 – осадка конуса;4 – схема испытания
Построечные бетоносмесительные установкиобслуживают одну строительную площадку или отдельный объект при месячной потребности в товарном бетоне до 1,5 тыс.м3.
Жесткость бетонной смеси – показатель динамической вязкости бетонной смеси. Характеризуется временем, с, вибрирования, необходимым для выравнивания и уплотнения отформованного конуса бетонной смеси в приборе для определения жесткости (рис. 40).
Автобетоновоз –машина для транспортирования бетонной смеси. Кузов имеет корытообразную форму. Плавное сопряжение бортов с днищем исключает налипание бетона в углах. Достаточно большой угол наклона кузова (80 гр.) и наличие вибропобудителя позволяет быстро выгружать смесь; крышка же предохраняет ее от потери воды и охлаждения (рис. 41).
а б
Рис. 41. Автобетоновоз:
а – транспортное положение; б – положение разгрузки;
1 – шасси; 2 – кузов (гондола, мульда); 3 – упор
Бетонная смесь –рационально составленная и тщательно перемешанная смесь компонентов бетона до начала процессов твердения и схватывания. Состоит из воды, вяжущего и зерен крупного и мелкого заполнителя.
Удобоукладываемость бетонной смеси –способность заполнять форму при данном способе уплотнения с сохранением однородности. Для оценки используют три показателя: подвижность, жесткость, связность (рис. 40).
Химические добавки пластифицирующие –добавки, повышающие подвижность бетонной смеси (сульфитно-дрожжевая бражка).
Химические добавки противоморозные –добавки, позволяющие уменьшить температуру замерзания жидкой фазы бетона (нитрит натрия, нитрит-нитрат-хлорид кальция).
Химические добавки воздухововлекающие –добавки, повышающие пористость бетонной смеси (мылонафт, асидол).
Автобетоносмеситель – бетоносмесительный барабан, смонтированный на шасси автомобиля или на полуприцепе, буксируемом седельным тягачом. В нем можно перевозить сухие и готовые бетонные смеси. К технологическим преимуществам автобетоносмесителей относится возможность доставки смеси на большие расстояния без снижения ее качества, а также наличие регулируемой порционной разгрузки (рис. 42).
Рис. 42. Автобетоносмеситель:
1 – барабан; 2 – загрузочно-разгрузочное устройство; 3- привод барабана; 4 – бак для воды
Бетононасос –машина для перекачивания бетонной смеси. Позволяет с высокой степенью интенсивности (от 5 до 80 м3/ч и более) доставлять бетонную смесь на расстояние до 400 м по горизонтали и до 100 м и более по вертикали. Для повышения мобильности бетононасосов их можно устанавливать на шасси автомобилей или прицепы.
Пневмонагнетатель –устройство для подачи бетонной смеси по трубам под действием сжатого воздуха (расход воздуха - до 30 м³ на 1 м³ бетона). Можно подавать жесткие бетонные смеси (осадка конуса 3 - 4 см) на высоту до 50 м или по горизонтали на 250 м.
Блок бетонирования – подготовленная к укладке бетонной смеси конструкция или ее часть с установленной опалубкой и смонтированной арматурой.
Уплотнение бетона трамбованием –способ уплотнения, выполняемый ручными и пневматическими трамбовками при укладке весьма жестких бетонных смесей в малоармированные конструкции, а также в том случае, когда вибраторы нельзя применять из-за отрицательного воздействия вибрации на расположенное вблизи оборудование и др. Смеси уплотняют слоями толщиной по 10 – 15 см (рис. 43).
|
|
Рис. 43. Инструмент для уплотнения бетонной смеси:
а – ручная трамбовка; б – пневмотрамбовка; 1 – ручка; 2 – стержень; 3 – трамбующая плитка; 4 – уплотняемый слой бетона; 5 – шланг для подачи воздуха
Уплотнение бетона вибрированием –способ уплотнения, при которомна бетонную смесь, представляющую собой многокомпонентный конгломерат, воздействуют вибрацией. В период вибрирования она приобретает свойства тяжелой жидкости, обладающей значительной текучестью. При этом смесь хорошо заполняет опалубочную форму и пространство между арматурными стержнями. Вместе с тем при снижении вязкости смеси в результате вибрирования ее частицы под действием гравитационных сил стремятся занять наиболее устойчивое положение по отношению друг к другу. Это приводит к их взаимной укупорке, т.е. к наиболее плотному расположению в форме. Одновременно в зоне вибрации создается повышенное давление, вследствие чего воздух интенсивно вытесняется из смеси. Эти взаимосвязанные процессы обеспечивают получение бетона с плотной структурой и хорошего качества.
Уплотнение бетона штыкованием –способ уплотнения, выполняемый вручную с помощью шуровок (рис. 44). Из-за низкой производительности и трудоемкости этот метод применяют в исключительных случаях: при бетонировании тонкостенных и густоармированных конструкций и использовании высокоподвижных смесей.
Рис. 44. Шуровка:
1 – ручка; 2 – стержень; 3 – лопатка
Вибраторы глубинные (внутренние) – вибраторы, рабочую часть которых погружают в бетонную смесь.Передают колебания через корпус (рис. 45).
Рабочий шов –плоскость стыка между затвердевшим и свежеуложенным бетоном, образовавшаяся в результате перерыва в бетонировании. Он образуется в том случае, если последующие слои бетонной смеси укладывают на полностью затвердевшие предыдущие слои. Обычно это происходит при перерывах в бетонировании более 7 часов. Рабочие швы являются ослабленным местом, поэтому их должны устраивать в сечениях, где стыки старого и нового бетона не могут отрицательно влиять на прочность конструкции.
Рис. 45. Вибратор глубинный (внутренний):
1 – корпус; 2 – штанга
Вибраторы площадочные (поверхностные) – вибраторы, которые устанавливают на уплотняемую бетонную смесь. Передают колебания через рабочую площадку (рис. 46).
Рис. 46. Вибратор площадочный (поверхностный):
1 – вибратор; 2 – площадка
Вибраторы наружные –вибраторы, укрепляемые на опалубке при помощи тисков или другого захватного устройства. Передают колебания через опалубку (рис. 47).
Рис. 47. Вибраторы наружные:
1 – вибратор; 2 – опалубка
Торкретирование бетона –технологический процесс нанесения в струе сжатого воздуха на поверхность конструкции или опалубки одного или нескольких слоев цементно-песчаного раствора (торкрет) или бетонной смеси (набрызг-бетон). В состав торкрета входят цемент и песок; в состав набрызг-бетона, помимо цемента и песка, входит крупный заполнитель размером не более 25 мм. Торкрет наносят цемент-пушкой, а набрызг-бетон – бетоншприцмашиной.
Вакуумирование –технологический метод, позволяющий извлечь из уложенной бетонной смеси около 10-25% воды затворения с дополнительным ее уплотнением. Вакуумирование производят либо сверху (вакуум-щиты, вакуум-маты), либо со стороны боковых поверхностей (вакуум-опалубка).
Зимние условия бетонирования –условия, при которых среднесуточная температура наружного воздуха снижается до +5оС и падает в течение суток ниже 0оС.
Критическая прочность бетона –прочность бетона в % от марочной, после достижения которой бетон может быть заморожен без снижения его прочности и других показателей в процессе последующего твердения в результате оттаивания.
Метод термоса –один из методов выдерживания бетона в зимних условиях, основанный на принципе использования тепла, введенного в бетон до укладки его в опалубку, и тепла, выделяемого цементом в процессе твердения бетона. Общий запас тепла должен соответствовать его потерям при остывании конструкции (при соответствующем утеплении) до набора бетоном заданной прочности.
Электропрогрев бетона –способ тепловой обработки бетона в зимних условиях, при котором электрический переменный ток пропускают через бетон как через омическое сопротивление, при этом в бетоне выделяется тепло.
Тепло экзотермии (экзотермическое тепловыделение) – тепло, выделяющееся в результате физико-химического взаимодействия минералов цемента и воды (реакция гидратации).
Электроды пластинчатыепринадлежат к разряду поверхностных и представляют собой пластины из кровельного железа или стали, навешиваемые на внутреннюю примыкающую к бетону поверхность опалубки и подключаемые к разноименным фазам сети (1ф, 2ф). С помощью пластинчатых электродов прогревают слабоармированные конструкции правильной формы небольших размеров (рис. 48).
Рис. 48. Электроды пластинчатые
Индукционный нагрев бетона –способ термообработки бетона, основанный на использовании магнитной составляющей переменного электромагнитного поля для нагрева стали вследствие теплового действия электрического тока, наводимого электромагнитной индукцией.В арматуре или стальной опалубке энергия переменного электрического поля преобразуется в тепловую и передается теплопроводностью бетону.
Электроды плавающие –арматурные стержни диаметром 6 – 12 мм, втапливаемые в поверхность прогреваемого бетона на 2 – 3 см.
Электроды полосовые –электроды,изготавливаемыеиз стальных полос шириной 20 – 50 мм, нашиваемые на внутреннюю поверхность опалубки, примыкающую к бетону, и подключаемые к разноименным фазам (рис.49).
Электроды стержневые –электроды из круглой стали диаметром 6 – 12 мм. Их погружают в бетон после его укладки в конструкцию. Для удобства подсоединения электродов к электрической сети (1ф, 2ф) они должны выступать над поверхностью бетона на 5 – 8 см.
|
|
Рис. 49. Расположение полосовых электродов:
а – двухстороннее;б – одностороннее
Электроды в плане могут размещаться:
1. Одиночными в ряд при прогреве бетонных и железобетонных элементов малой толщины и значительной протяженности (рис. 50).
Рис. 50. Одиночное расположение стержневых электродов:
1ф - 3ф – фазы электрической сети
2. В виде плоских групп, электроды которых подключают к одной фазе (рис. 51).
Рис. 51. Схема расположения стержневых электродов
плоскими электродными группами:
1ф - 3ф – фазы электрической сети
3. Шахматное расположение стержневых электродов применяется в том случае, когда использование плоских групп невозможно из-за наличия в конструкции соответствующим образом расположенной арматуры (рис. 52).
Тепляк –временное сооружение,которое подразделяют на объемное и плоское.
Объемный представляет собой временное помещение, внутри которого размещают бетонируемые конструкции. Такие тепляки строят до возведения конструкции. Опалубочные, арматурные и бетонные работы выполняют непосредственно в нем. Обогревают объемные тепляки переносными печами, калориферами или с помощью трубчатых регистров.
Плоский оборудуют съемной паровой рубашкой-коробом. Бетонирование ведут на открытом воздухе, уложенный бетон покрывают съемными коробами. В них размещены нагревательные приборы, после включения которых под тепляком создается необходимая тепловлажностная среда.
Рис. 52. Стержневые электроды, расположенные в шахматном порядке:
1ф-3ф – фазы электрической сети; b – расстояние между электродами
Электроды струнные- электродыиз арматурной стали диаметром 6-16 мм, применяемые для прогрева конструкций, длина которых во много раз больше размеров их поперечного сечения. Их устанавливают по центру конструкции и подключают к одной фазе (1ф), а металлическую опалубку – к другой (2ф) (рис.53).
Рис. 53. Электроды струнные
Метод вертикально перемещающейся трубы (ВПТ) –метод бетонирования конструкции на глубине от 1,5 до 50 м, защищенных от проточной воды, в случае, когда требуются высокая прочность и монолитность подводного сооружения. В специально изготовленную опалубку с помощью стального бетоновода, оборудованного сверху воронкой для приема смеси, а снизу – клапаном, который открывается в момент ее подачи, укладывается бетонная смесь. В начале бетонирования труба опускается до дна с минимальным зазором, допускающим свободный выход смеси. В полость трубы вводят пыж из мешковины, а через загрузочную воронку подают бетонную смесь, под тяжестью которой он опускается к основанию трубы и вытесняет из нее в воду. Бетонирование без подъема трубы продолжают до тех пор, пока бетонная смесь, заполнив все пространство бетонируемого блока, не поднимется выше конца трубы. Блок бетонируют до уровня, превышающего проектную отметку на величину, равную 2% его высоты, но не менее чем на 100 мм с последующим удалением слабого верхнего слоя (рис. 54).
Рис. 54. Схема подводного бетонирования способом вертикального перемещающихся труб: 1 – опалубка; 2 – рабочий пол; 3 - звенья труб; 4 - ограждение; 5 – загрузочная воронка; 6 – стойка; 7 – бетоновод; 8 – плавучий кран
Подводное бетонирование – укладка бетонной смеси под водой без производства водоотливных работ.
Метод восходящего раствора –метод подводного бетонирования, выполняемый безнапорным и напорным способом.
При безнапорном методе в блок бетонирования вставляют шахту с решетчатыми стенками, на всю глубину которой опускают стальную трубу диаметром 38 – 100 мм. В межопалубочное пространство отсыпают каменную наброску, пустоты которой заполняют раствором, подаваемым через трубу под действием сил тяжести.
При напорном методе заливочные трубы устанавливают без шахт в каменный или щебеночный заполнитель и через них под давлением нагнетают (инъецируют) цементный раствор (рис. 55).
Рис. 55. Схема подводного бетонирования способом восходящего
раствора:
1 – каменно-щебеночная отсыпка; 2 – раствор; 3 - шпунтовочное ограждение (опалубка); 4 – ограждение; 5 – настил; 6 – шахта;
7 - труба; 8 – лебедка; 9 – вода; 10 – рукав; 11 – растворонасос
Ультразвуковой импульсный метод контроля прочности бетона – неразрушающий физический метод контроля прочности бетона. При этом используют специальные ультразвуковые приборы, с помощью которых определяют скорость прохождения ультразвука через бетон конструкции. По градуированным кривым скорости прохождения ультразвука и прочности бетона
при сжатии определяют прочность бетона при сжатии в конструкции.
Рис. 56. Втрамбовывание бетонной смеси:
1 – ограждение (опалубка); 2 – слабый слой бетона;
3 – втрамбовываемая бетонная смесь
Метод втрамбовывания – метод подводного бетонирования, при котором работа начинается с создания бетонного островка в одном из углов бетонируемой конструкции. Островок должен возвышаться над поверхностью воды не менее чем на 30 см. Подводный откос островка, с которого начинают втрамбовывание, должен образовывать под водой угол 35 – 45 о к горизонту. Новые порции бетонной смеси втрамбовывают в островок равномерно и не ближе 20 – 30 см от кромки воды. Метод применяют при глубине воды до 1,5 м для конструкций больших площадей. При этом смеси должны быть жесткими (рис.56).
Молоток Кашкарова применяется при неразрушающем механическом методе контроля прочности бетона. Для определения прочности бетона на сжатие его устанавливают шариком на бетон и слесарным молотком наносят удар по корпусу эталонного молотка. При этом шарик нижней частью вдавливается в бетон, а верхней – в эталонный стальной стержень, оставляя и на бетоне, и на стержне отпечаток. После измерения диаметров этих отпечатков находят их отношение и с помощью тарировочных кривых определяют прочность поверхностных слоев бетона на сжатие (рис. 57).
Рис. 57. Эталонный молоток Кашкарова:
1 – шарик; 2 – эталонный стержень; 3 – конус