Расслабление и глубокое дыхание
Эмоциональный интеллект
Между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами
нет никакой связи
Далеко не самые “умные” люди достигают вершин успеха (например, Дж. Буш младший:). В то же самое время, некоторые гении ведут жалкую жизнь и не могут разобраться в себе (думаю, ты знаешь какого-нибудь профессора, про которого можно сказать именно так).
Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Девид Големан в одноимённой книге
Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу своё. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций. Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется. Думаю, что управление состоянием (“state management”) у Тони Роббинса и принятие (“acceptance”), о котором так много пишет Стив Павлина, приводят к той же идее: понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.
Как говорит Википедия, нет общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта: его можно “измерить” самостоятельно, использовать какие-то тесты или оценить свои успехи в этом мире. Однако я заметил одну интересную вещь: уровень эмоционального интеллекта можно сравнить со шкалой, описанной в статье уровни сознания. Там более десятка уровней, я их грубо сокращу до трёх:
- Подавленность своими эмоциями
Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств. У него портится настроение, и он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг). - Управление эмоциями
Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. Здесь человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов. - Наблюдение за эмоциями
Просветление означает наивысший эмоциональный интеллект. Человек перестаёт быть рабом своих эмоций (но продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть чёткое понимание себя и своих намерений. Сомнения больше не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие “внутренних тормозов” для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.
Это довольно размытая шкала, некоторые события жизни могут временно перенести тебя по ней выше или ниже, но она даёт общее представление об уровнях развития эмоционального интеллекта.
EQ и негативные эмоции.
Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций, и это ясно видно по шкале “уровней сознания”. Попробую объяснить, как всё работает:
Любая негативная эмоция – ошибка в картине мира человека. Картина мира (термин из НЛП) означает множество убеждений человека о том, что из себя представляет наш мир. Как только любые два убеждения начинают противоречить друг другу – это вызывает негативную эмоцию. Приведу пример. У человека есть глубокое убеждение “обманывать плохо“, и в то же время другое убеждение “сейчас я должен обмануть“. Сами по себе эти убеждения не несут никакого негатива, но вот если они начинают крутиться в головеодновременно…, то появляется море негативных эмоций: страх принять решение и ошибиться, вина за любое из двух решений, подавленность, злость на себя, гнев на людей, которые участвуют в ситуации и т.д.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет за морем негативных эмоций увидеть их причину (конфликт нескольких убеждений), причину этой причины и т.д., после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, а не под воздействием “внутренних пружинок”.
Другими словами, эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.
Все наши страдания – результат ошибочного понимания нашей природы.
Будда.
EQ и лидерство.
Большинство книг про эмоциональный интеллект, так или иначе, связаны с лидерством (сегодня это очень популярная тема:) Идея в том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему:
Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.
Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.
Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делать одно большое дело. Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом. Независимо от своих намерений, он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой.
Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.
EQ и бизнес.
Развитие эмоционального интеллекта очень помогает при создании своего бизнеса. Нет, я не призываю всех бросать всё и делать бизнес )). Некоторые просветлённые люди работают в благотворительных организациях, в то время как другими корпорациями владеют забитые эгоцентричные люди. Но обычно бывает наоборот. И вот почему я так думаю:
Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернёт в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймёт: не всё так страшно, а значит продолжит медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он “налету” разберётся со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.
Наконец, в нашем обществе цели многих людей связаны с бизнесом. Хорошая причина для развития эмоционального интеллекта, не так ли?:-)
“Страх убивает разум.
Страх – это малая смерть, несущая забвение.
Я смотрю в лицо моему страху,
я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня,
я обернусь и посмотрю на тропу страха.
Там где прошёл страх, не останется ничего.
Там, где прошёл страх, останусь только я.”
Френк Херберт.
EQ и материализация мыслей.
Одна из идей статьи “Причина-следствие и намерение-воплощение“: человек получает то, о чём думает. Эту идею можно интерпретировать с разных позиций:
- голографической вселенной (всё в этом мире взаимосвязано)
- закона притяжения (см. фильм Секрет)
- прикладной психологии (о чём человек думает, в то вкладывает свои силы и того добивается).
Независимо от точки зрения на этот принцип – практика показывает, что он работает. Человек получает то, о чём думает.
У среднестатистического человека мысли в голове бегают как тараканы, и за каждой мыслью прячется армия “непроработанных” эмоций. В таком состоянии сложно долго концентрироваться на одной идее: её тут же начинают атаковать противоположенные мысли (а вдруг, а если, а может, а что подумают).
С развитием эмоционального интеллекта, негативные эмоции ослабляют своё влияние, появляется возможность мыслить чётко и ясно, а значит уделять главное внимание – главным вещам.
Таким образом, с развитием эмоционального интеллекта, мечты человека становятся реальностью всё быстрее и быстрее.
EQ и личная эффективность.
Всё написанное выше привело меня к мысли, что личная эффективность – прямое следствие развития эмоционального интеллекта. На личную эффективность можно смотреть с разных точек зрения: тайм-менеджмент, дисциплина, религия, мотивация, планы и цели.
Но лично для меня изучение личной эффективности с точки зрения эмоционального интеллекта сейчас видится самым аккуратным подходом. Эмоциональный интеллект затрагивает весь жизненный цикл развития человека: от “тёмных времён” до просветления. Развитие эмоционально интеллекта означает переход от зомби к осознанной жизни, движение от реактивного к проактивному поведению, от бесцельного блуждания в потёмках к эффективной реализации своих намерений.
И всё это сводится к одной простой на слух, но невероятно сложной на практике идее: понимание своих чувств и эмоций.
Работа над собой
В отличие от IQ, уровень которого во многом определён генами, уровень эмоционального интеллекта (EQ) развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность.
У меня есть много мотивов для работы над собой, вот лишь несколько из них. С точки зрения эмоционального интеллекта, работа над собой позволяет мне:
- избавиться от негативных эмоций;
- эффективнее достигать своих целей;
- сделать этот мир и себя гармоничнее и лучше.
Собери себя по частям
Я ещё не упоминал подсознание. А именно там живут неосознанные эмоции, которые управляют нашим поведением. И именно подсознание составляет основу личности обычного человека. А если точнее, подсознание – это детский сад для многих-многих личностей. Одна часть страдает, другая радуется, третья обвиняет четвёртую, пятая боится шестую, седьмая строит планы независимо от восьмой, девятая ищет комфорта. И всё это одновременно. Поэтому люди с невысоким эмоциональным интеллектом так часто бывают непоследовательны: верх берёт то одна часть личности, то другая.
Возможно, одна из целей нашей жизни – собрать свой паззл, навести порядок в подсознании и стать цельной личностью. (Я уже как-то упоминал холономность, мой второй мета-навык личной эффективности).
Хочу обратить внимание вот на какую идею: развитие эмоционального интеллекта – это не контроль над эмоциями. Контроль может быть полезным промежуточным шагом, но это не самоцель. Контроль – это всегда противостояние, преобладание одной части личности над другой. Поэтому контроль и гармония – несовместимы. Контроль не помогает стать цельной личностью.
Стать цельной личностью, собрать себя по частям – означает достигнуть гармонии жизни. И в этом очень помогает работа над своими эмоциями.
Идеи по развитию EQ
У каждого в жизни свой путь, поэтому мои идеи не подойдут всем и каждому. Но я знаю, что кому-нибудь они обязательно окажутся полезными.
К чёрту всё, берись и делай
Каждый раз, когда перед человеком появляется любое дело, у него есть две альтернативы: сделать дело или отступить. Первое решение повышает эмоциональный интеллект, второе – понижает. Дальше расскажу на своём примере:
Некоторые сложные дела вызывают у меня негативные эмоции. Если я берусь за такое дело, неприятные эмоции стоят у меня перед глазами на протяжении всей работы. Как красный флаг: эй, привет, это я, таракан, баг, ошибка в твоей картине мира, буга-буга-буга:) Что ты будешь со мной делать? Закроешь глаза, отвернёшься и уйдёшь? Или поймёшь, откуда у меня ноги растут? И если я решаюсь копнуть глубже, понять его причины – он исчезает, лопается как мыльный пузырь. Или на крайний случай отползает в сторону и не мешает мне какое-то время.
Таким образом, “взять и сделать” – уже многие века является эффективной стратегией для работы над собой, для развития EQ.
Движение и спорт
Я ещё не понял принципы действия этого закона, но понимаю такой факт: неосознанные эмоции прячутся в мышцах и угнетают человека. Особенно это касается спины и шеи. Поэтому утренняя зарядка, массаж, а тем более профессиональный спорт, позволяют выбить из тела этот ненужный груз, избавиться от давления и смотреть на мир более осознанно.
Как показывают мои наблюдения, спортсмены обычно жизнерадостные люди, и они редко похожи на людей с низа шкалы эмоционального интеллекта.
Планирование
“Планы бесполезны, планирование бесценно.”
Джим Коллинз. От хорошего к великому.
Планирование позволяет встретиться лицом к лицу с реальностью этого мира. И если планирование вызывает у меня лень, страх или другие негативные эмоции – для меня это отличная возможность посмотреть в глаза тем тараканам, от которых я однажды уже отвернулся. Посмотреть и понять, что их не существует. И сделать очередной шаг в работе над собой.
Да, идеальных планов не существует, каждый план будет меняться. Зато планирование можно рассматривать как инструмент избавления от внутренних тормозов и сомнений, после которого достижение цели становится простым и весёлым занятием.
Медитация
На самом деле я не гуру в этом вопросе, Яндекс знает про медитацию больше меня:) Но вот какой идеей я хочу поделиться. Один из типов медитации – пассивное наблюдение за своими мыслями. Такая медитация позволяет “поймать за хвост” любые негативные эмоции, разобраться в их причинах и понять их смехотворность.
ИТшники меня поймут: медитацию можно сравнить с отладкой программы. Правда в отличие от компьютерного программирования, результатом такой отладки является избавление от лишних инструкций, вызывающих негативные эмоции. Другими словами, медитация – это депрограммирование.
BSFF
Эта аббревиатура стала часто встречаться на страницах моего блога:) Просто когда я созрел для генеральной уборки своего подсознания от ментального мусора – я встретил подходящую технологию, простую и элегантную. Я использую BSFF не для того, чтобы узнать, что может мне дать BSFF. Когда я понял механизмы работы моего подсознания, мне нет большой разницы что использовать, BSFF, НЛП или АБВГД:)) Я использую BSFF для того, чтобы собрать свою личность по частям, избавиться от тараканов в голове, снять со своих плеч груз ненужных предубеждений и обрести свободу проактивной жизни. И независимо от технологий, которые я встречаю на своём пути, я буду продолжать это делать.
Стиль жизни?
Я знаю, создатели фильма Матрица были в теме:-) Одни люди выполняют заложенную программу, живут ради безопасности, контроля и одобрения. Другие постоянно задают вопросы и пытаются понять свою истинную природу. Если это про тебя – загляни в свои чувства и узнай, какую правду они от тебя скрывают. EQ UP!
Уровень энергетического развития обусловлен уровнем мотивов и эмоций. Если у индивида нет энергии в необходимом количестве, то он не в силах многого сделать, независимо от того, насколько умным, компетентным или сознательным он является. Эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях. Зная и понимания эмоции, вы можете управлять ими. Другой аспект управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху.
Согласно представлениям авторов оригинальной концепции эмоционального интеллекта Мейера, Сэловея и Карузо эмоциональный интеллект — это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный интеллект рассматривается как часть социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями.
Принципы эмоционального интеллекта (ЭИ) связаны с такими характеристиками, как эмпатия, осведомленность, равновесие, ответственность.
Эмпатия является ключевой эмоциональной способностью. Переживать эмпатические реакции означает идентифицировать себя с чувствами другого человека и таким образом сопереживать или сочувствовать ему. Эмпатия проявляется в распознавании эмоций, чуткости, понимании и проявлении эмпатических переживаний. Как показывают исследования, с повышением уровня эмпатии улучшается способность различать эмоции в лицевой экспрессии, цвете и абстрактных изображениях. Развитие эмпатических реакций связано с повышением эмоциональной грамотности, помогающей человеку точно определять свои чувства и взаимодействовать с ними.
Осведомленность. Чтобы поддерживать эмоциональное равновесие, или, говоря обычным языком, чувствовать себя счастливым, нужно быть компетентным в собственных чувствах. Для этого необходимо уметь отличать их оттенки и нюансы, различать продуктивные и непродуктивные чувства — все это следует делать в «реальном формате», т. е. именно тогда, когда они переживаются. В ходе индивидуального развития человек формирует собственный «словарь» эмоциональных состояний, учится выражать не только переживания, но и их интенсивность, овладевает пониманием своих переживаний и эмоциональных состояний других людей.
Равновесие. Опыт эмоциональной жизни человека сохраняется в подкорковых отделах мозга, т. е. в так называемом висцеральном мозге. Новая кора как рациональный мозг анализирует и оценивает ситуации, определяет возможность риска или получения награды. Основной принцип теории ЭИ состоит в том, что люди с высоким эмоциональным интеллектом способны уравновешивать функционирование двух областей мозга, взаимодействующих между собой.
Ответственность. Человек с высоким уровнем ЭИ отвечает за собственное благополучие. Эмоции побуждают его к определенному выбору, который влечет за собой те или иные действия, то или иное поведение. Принятие решения — это ответственность за свои действия. Индивид действует ответственно, если он не приносит вреда ни себе, ни другим, контролирует собственные оценки, мысли, регулирует эмоции, принимает ответственность за возможность счастья и не винит других в своих несчастьях, устанавливает безопасные для себя границы совместного существования, распознает свои эмоции и эмоции других, а также честно и открыто взаимодействует со своими чувствами.
В соответствии с этими представлениями эмоциональный интеллект понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях.
Интегративный подход К. Изарда
Ключевым моментом интегративной модели эмоционального интеллекта является соединение нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта. В частности Тест эмоциональных знании Изарда предлагает испытуемым связать эмоции с ситуациями (например, печаль — «твой лучший друг уезжает») и идентифицировать эмоции в мимике. Это позволяет определить интеративный показатель ЭИ, который фокусируется на восприятии и понимании эмоций. Тест Изарда позволяет измерить эмоциональный интеллект у детей от3-4 лет. Однако автор теста временами предпочитает говорить об эмоциональных знаниях в противоположность эмоциональному интеллекту.
Мейер, Сэловей и Карузо отмечают, что в психологии часто идет речь о континууме «способности—знания». С одной стороны этого континуума расположены способности к рассуждению и обучению, с другой — знания, т. е. то, чему человек действительно научился. Когда мы оцениваем уровень интеллекта, то нам трудно отделить его от знаний. Тесты интеллекта делают акцент на широте кругозора и темпе усвоения знаний, так же как на способности решать проблемы. Тогда как тесты знаний оценивают приобретенные знания.
Модель Д. Гоулмана
Согласно Гоулману структура эмоционального интеллекта включает пять составляющих:
- идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;
- управление эмоциональными состояниями — контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;
- способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;
- способность читать эмоции других людей, быть чувствительным к ним и управлять эмоциями других;
- способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их. Структура эмоционального интеллекта Гоулмана иерархична.
Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время один из аспектов управления эмоциями — способность воспроизводить эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращенные к другим людям, обусловливают четвертую: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.
В дальнейшем ученый доработал структуру. В настоящее время она включает в себя четыре компонента: самосознание, самоконтроль, социальное понимание и управление взаимоотношениями, причем применительно к различным категориям людей эта структура несколько различается. Так, автор рекомендует преподавателям развивать следующие способности:
- понимание собственных эмоций (узнавание собственных эмоций, понимание источников чувств, осознание различий между чувствами и действиями);
- контроль собственных эмоций (терпимость к фрустрирующим событиям, управление гневом, избегание оскорблений и унижений, выражение гнева без эмоциональных вспышек, избегание внутренней и внешней агрессии; наличие позитивных чувств по отношению к себе, школе, семье; управление стрессом, преодоление одиночества и социальной тревожности);
- самомотивация (ответственность, сфокусированность на задаче, неимпульсивное поведение и т. д.);
- понимание эмоций других (эмпатия, понимание перспектив других, умение слушать);
- социальные умения (понимание других, компетентное разрешение конфликтов, решение межличностных проблем, компетентная коммуникация, способность быть популярным, открытым, дружественным, вовлеченным и т. д.).
В развитии эмоционального интеллекта лидеров Гоулман признает важными следующие его составляющие и связанные с ними навыки:
1. Личностные навыки:
- Самосознание:
- Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.
- Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.
- Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.
- Самоконтроль
- Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы.
- Открытость: проявление честности и прямоты: надежность. Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.
- Воля к победе: настойчивое стремление улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.
- Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.
- Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.
2. Социальные навыки:
- Социальная чуткость:
- Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.
- Деловая осведомленность: пони мание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.
- Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей.
- Управление отношениями.
- Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.
- Влияние: владение рядом тактик убеждения.
- Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.
- Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.
- Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.
- Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание социальных связей.
- Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.
Модель Р. Бар-Она
Еще более широкое понимание эмоционального интеллекта содержится в модели Р. Бар-Она. Автор определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Бар-Он выделяет пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждая из пяти составляющих ЭИ содержит в себе несколько субкомпонентов:
- познание себя, осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость;
- навыки межличностного общения, эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность;
- способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость;
- управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью;
- преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Место эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности
Наиболее «почтенной», но до сих пор не утратившей своего влияния системой базисных компонентов является «трилогия мышления» (trilogy-of-mind), которая датируется 1750 годом. В ее состав входят мотивация, эмоции и когниции. Позже психологическая наука пополнилась и другими подобными системами, среди которых структура личности З. Фрейда, система публичной и приватной индивидуальности Дж. Сингера и, наконец, Система базисных компонентов Мейера.
Предлагаемая Мейером структура основывается, по мнению ее автора, на наиболее совершенных из предшествующих ей системах главных компонентов. В так называемой Системе базисных компонентов (System Set of Primary Parts) автор выделяет четыре основных части.
1.«Энергетическое развитие»(Energy Development). Умственная энергия может быть определена как потенциальная ментальная активность человека, которая побуждается к функционированию психологическими средствами. Люди активизируют ее, чтобы мыслить и действовать. Если у индивида нет энергии в необходимом количестве, то он не в силах многого сделать, независимо от того, насколько умным, компетентным или сознательным является.
Уровень энергетического развития обусловлен уровнем мотивов и эмоций. Когда мотивация усиливается, человек ощущает энергию, необходимую для того, чтобы действовать. Таково же воздействие согласованного роста интенсивности эмоций. При этом энергия для действия усиливается настолько, что порой приходится ее сдерживать.
Усиливаясь или ослабевая, эмоции управляют мотивами. Например, эмоция гнева активизирует мотивацию агрессии. Эмоция любви, соединяясь с мотивами аффилиации, усиливает их. Печаль поддерживает стремление к изоляции. Эмоции возникают в «подходящие моменты» (для усиления или ослабления мотивации), потому что они являются внутренними сигналами индивидуального прогресса в социальном мире. Например, дружеская поддержка усиливает чувство счастья, которое в свою очередь повышает интенсивность мотивации аффилиации. Гнев возрастает в ответ на несправедливость и может способствовать агрессивной реакции.
Таким образом, «Энергетическое развитие» находится в зависимости от мотивов и эмоций, действующих совместно. Энергия направляется на достижение специфических целей. Эти цели представлены в ментальных моделях того, как мир «работает» и как получить те вещи, которые нам необходимы в жизни.
2.«Управление знаниями»(Knowledge Guidance). Внешняя реальность ежедневных представлений более сложна, чем воспринимаемая нами. Наши мысли о реке не есть сама река. Если мы неправильно понимаем физическую реальность реки, то можем утонуть в ней. Вместо внешней реальности дома мы пользуемся неполным внутренним представлением о нем. Шестилетний ребенок знает о доме следующее: где можно спрятаться, где чаще всего находятся мама, папа, сестра или брат, где найти еду. Мать и отец знают все о домашней технике, метраже, ипотеке и о том, как рассчитаться за нее. Историк может владеть информацией о возрасте дома и об участии его владельцев в политическом движении. Эти ментальные модели удовлетворяют интересам их создателей, но никогда не охватывают всю информацию о доме. Реальность всегда богаче представлений о ней. Два человека могут иметь по существу различные модели сложного бытия, и каждая из них будет правомерной. Это в особенности справедливо для мира идей.
Наши модели не только неполны, они могут быть неправильными и предвзятыми. Мы искажаем вещи, подходя к ним с нашего собственного ракурса. Иногда искажение достигает экстремального уровня. Например, стиль мышления параноидальной личности таков, что она неизбежно ищет недоброжелательности. Поскольку вся получаемая извне информация двусмысленна, эта личность находит подтверждение своим суждениям.
То, что мотивирует нас к достижениям, всегда включает наши модели реальности. Чем точнее модели отражают внешний мир, тем удовлетворительнее действует система индивидуальности. Бедные или неполные модели приводят к эмоциональной фрустрации. Так, если влюбленный склонен любить не предмет своей любви, а свое представление о нем, это может привести к жестокому разочарованию.
Напротив, хорошие модели способствуют успеху при наличии даже слабой ментальной энергии. Человек с низким уровнем энергии, который точно знает, чего он хочет и как этого достичь, может весьма эффективно продвигаться к успеху. Более того, чем лучше эти модели, тем более достойно они вознаграждаются обществом.
3.«Исполнение действий»(Action Implementation). Индивидуальная интеллектуальная жизнь происходит во внутреннем мире ментальных моделей, которые отличаются от реальности. Умственная энергия присоединяется к внутренним ментальным моделям, соответствующим актуальным целям, достижение которых во внешнем мире позволяет удовлетворить соответствующие потребности. Когда эти цели определены, ментальная система должна спланировать действия для их достижения.
Действия осуществляются на различных уровнях сложности. На низшем уровне — моторные умения и действия, более или менее автоматизированные, далее — умения сложнее (например, социальные).
При наличии энергии и разносторонних знаний успех возможен даже с минимальными социальными умениями. Так, исполнитель, зная, чего он хочет, может достичь этого, даже если он действует по отношению к другим грубо и невежливо. Однако «гений мотивации» будет действовать более эффективно, если он умеет приобретать друзей и ведет себя в социальных ситуациях соответствующим образом. Представим себе ситуацию, когда дошкольник хочет вступить в игру. Ребенок с более развитыми социальными умениями скажет: «Ты, Саша, дедка, а ты, Маша, бабка? Хорошо, я буду репкой, а что мы будем делать дальше?», а его сверстник с низким уровнем социальных умений может неуверенно произнести: «Мама купила мне новые ботинки».
Некоторые люди могут достигать высокого уровня осведомленности и умений, но иметь низкий уровень ментальной энергии. При этом, зная, что и как нужно делать, они не воплощают свои действия в жизнь.
4.«Сознательная саморегуляция» (Conscious Self-Regulation). Умственная энергия может расти, соединяться с подходящими ментальными моделями и участвовать в построении планов для достижения целей с минимальным осознанием. Так, человек, привыкший к регулярным поездкам на работу, управляет автомобилем с минимальной концентрацией на окрестностях. Иногда подобные действия могут протекать искаженно. Например, женщина, соблюдающая диету, может обнаружить себя находящейся у холодильника и открывающей банку с шоколадным кремом.
Для человеческого бытия характерна способность к внутреннему наблюдению, обозрению и вмешательству, называемая осознанной саморегуляцией. Мы обладаем чувствительностью, т. е. имеем возможность ощущать себя живыми, существующими, концентрироваться на том, что мы думаем и делаем. Это и есть осознание, которое ставит перед нами вопросы: «Кем я буду?», «Каким я становлюсь?» и «Как я изменяюсь?»
План развития для каждой индивидуальности различен, поскольку различны задатки, умения, качества, социальное окружение, культура. Индивидуальность по сравнению с другими биологическими и социальными системами, окружающими ее, является относительно слабой системой, «во власти океана возможных опасностей или текущих событий и влияний». Ее улучшение отчасти зависит от индивидуального контекста. Человек может развиваться в соответствии со своими мотивами, умениями, желаниями, согласно требованиям общества, общему духу времени, религии или философии.
Каждая подструктура индивидуальности может быть улучшена, и это позволяет получить различные преимущества. Например, улучшение энергетического развития способствует развитию мотивации, реализации существующих потребностей и развитию эффективных эмоциональных реакций на ситуацию. Оптимизация в области управления знаниями посредством образования позволяет создавать более точные модели мира. Что касается исполнения действий, то каждый человек должен иметь подходящие возможности для выражения своей сущности в социальном плане. Развитие самоконтроля предполагает подавление деструктивных импульсов, развитие умения терпеливо сдерживать действия до тех пор, пока не будет собрана необходимая информация и принято решение о том, что действительно следует делать.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность
Понятие эмоциональной компетентности (ЭК) было введено в контексте психологии развития К. Саарни. Эмоциональная компетентность концептуально рассматривается как единство трех аспектов: «Я»-идентичности, характера и истории развития. Саарни представляет ЭК как совокупность следующих восьми способностей или умений:
- осознание собственных эмоциональных состояний;
- способность различать эмоции других;
- способность использовать эмоции и формы выражения, принятые в данной культуре (или субкультуре), а на более зрелых стадиях усваивать культурные сценарии и связывать эмоции с социальными ролями;
- способность симпатического и эмпатического включения в переживания других;
- способность отдавать себе отчет в том, что внутреннее эмоциональное состояние не обязательно соответствует внешнему выражению как у самого индивида, так и у других, а на более зрелых стадиях — способность понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других, и учитывать это в собственном поведении;
- способность справляться со своими негативными переживаниями, используя стратегии саморегуляции, которые минимизируют интенсивность или длительность таких переживаний (снимают «тяжесть переживания»);
- осознание того, что структура или характер взаимоотношений в значительной мере определяется тем, каким образом эмоции выражаются во взаимоотношениях: непосредственностью, подлинностью проявления, эмоциональной взаимностью или симметрией во взаимоотношениях;
- способность быть эмоционально адекватным, т. е. понимать собственные эмоции, какими бы уникальными или культурно детерминированными они ни были, и соответствовать собственным представлениям о собственном эмоциональном балансе.
Таким образом, эмоциональная компетентность может быть определена как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих принимать адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки внешней и внутренней эмоциональной информации. Развитие эмоциональной компетентности основано на сочетании генотипических факт<