Как устроен обновленный лагерь «Артек»
Как попасть в международный детский центр «Артек», чем дети из лагеря похожи на выпускников МФТИ и почему «Сириус» ему не конкурент, рассказал в интервью Indicator.Ru первый заместитель директора лагеря Игорь Зобов.
— Расскажите, как изменился лагерь за последние три года.
— Команда директора лагеря Алексея Каспржака, в том числе и я, приехала сюда три года назад. Могу сказать, что с этого момента «Артек» становится все лучше и лучше. Реконструировано девять лагерей, проведен капитальный ремонт, в год «Артек» принимает 40 тысяч детей. Условия в лагере сравнивать не с чем, у нас фактически нет конкурентов. Раньше задачами лагеря были отдых и оздоровление, теперь основная задача — образование. Есть неподтвержденное мнение, что в советское время в «Артеке» было три «о»: отдых, обучение и оздоровление, но затем буква «о», обозначающая «обучение», исчезла. Мы постарались вернуть образование, это третья буква, которая теперь также присутствует.
Заместитель директора лагеря «Артек» Игорь Зобов
Анатолий Подаревский, пресс-служба МДЦ «Артек»
— Что вы имели в виду, когда сказали, что у вас нет конкурентов?
— Нет конкурентов по условиям для детей. Гостиницы, например… С чем мы можем сравнивать? Такого лагеря больше нет ни в одной стране мира.
— У вас есть конкуренты в виде «Сириуса», тот же «Орленок» подтягивается.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«У нас сейчас по расписанию море, но мы хотим идти работать»: как учат в «Сириусе»
— Мы не конкуренты, мы партнеры, и у каждого лагеря своя цель. Приведу свой любимый пример: выпускника МФТИ и выпускника МГТУ имени Баумана. Один — прикладник-инженер, другой — гений и теоретик.
— А гении где? У вас?
— У нас трудяги.
— Опять же, если сравнивать с «Сириусом», то у них на повестке НТИ, инженерные олимпиады… А что у вас?
— У нас — научить ребенка претворять знания в жизнь. Чтобы они работали как исследователи, те, кто находится, так сказать, «на земле». Дети должны увидеть, что, во-первых, у них масса возможностей. Во-вторых, они могут найти себя в любой отрасли, они не узкоспециализированы, они могут развернуть в «Артеке» свою жизнь на 90 градусов и выбрать для себя что-то другое.
И главная наша задача — показать, что учиться интересно. Мы должны поддержать рвение ребенка в познании себя, в познании в образовательном плане. Гениальный ребенок должен развиваться, нужно его сохранять и работать в этом направлении. Мы же даем веер выбора, возможность найти себя. Также нам важно, чтобы ребенок поверил, что может изменить свой мир, тот город, поселок, деревню, в которой он живет.
— Как часто один ребенок может приезжать в лагерь?
— Ребенок может попасть в лагерь раз в год.
— Сейчас проходит смена геологов в партнерстве с «Росгеологией». Как у вас формируются образовательные программы? Есть ли такие, которые повторяются из года в год?
— Некоторые программы повторяются. Тут такая история: когда мы в 15-м году шли в образование, мы понимали, что должны заниматься головой. Лето проходит, отдых и оздоровление есть во всех лагерях, а нужно сделать так, чтобы ребенку было интересно. Соответственно, все усилия были направлены на голову.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Приходится почти все время заниматься самому»
Как нам сделать лагерь интересным? Мы ходили в разные университеты, в ту же Бауманку, в Самарский НИИ имени Королева, и привлекали специалистов. Например, сотрудничая с Тюменским индустриальным университетом, мы хотели показать, что нефтяник — это не тот, кто уехал на два месяца на вахту и вернулся, а потом не знает, чем заниматься. Дети должны увидеть, что это инженерия, транспорт, физика, что это определенная работа и определенная романтика, что ребенок должен поехать учиться в ту же Тюмень. Нефтяные месторождения и реальная практика находятся в Тюмени, и, наверное, было бы правильно поехать учиться в прекрасный кампус, который находится в Тюмени, и стать там инженером-нефтяником.
Герман Греф недавно сказал, что эра программирования закончилась. Самый неистощаемый ресурс, которым сейчас все занимаются, по его словам, это инициативные люди. Человеческий ресурс неистощим, и мы ровно им и занимаемся. Гениев единицы, их меньше 1%, а наши 2% детей, которые к нам приезжают, — это системообразующие ребята.
— Скажите, как к вам попасть? С одной стороны, есть конкурс, с другой стороны, путевки распределяются по ведомствам.
— Мы не выдаем путевки, это делает Министерство образования и науки как наш куратор, у них есть специальная комиссия. Есть АИС «Путевка», в эксплуатацию мы вышли в феврале.
Первый отбор был очень интересным. В течение трех дней можно было подавать заявки, можно было сделать это как онлайн, так и офлайн. Выиграли три человека. У первого ребенка мама принесла большое количество спортивных грамот. Вторая девочка была из Москвы, а третьего мальчика не могли найти. Он айтишник, математик, выиграл множество олимпиад. Мы искали-искали его и наконец нашли. Он из Костромы, его папа был без понятия, что сын самостоятельно подал заявку: «О чем вы вообще говорите? Какая путевка в "Артек"? Сами с ним разбирайтесь». А у него вся стена в грамотах. Так что это вопрос инициативы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кибер Россия. Как из увлекающихся компьютерными играми детей будут делать стартаперов
Сейчас в системе зарегистрированы 174 тысячи детей. Каждую неделю подают заявки еще полторы тысячи. И у них есть три варианта попасть в лагерь. Первый — это отбор в субъекте РФ, им занимается, как правило, министерство образования субъекта. Субъектам дается определенная квота, и они уже отбирают детей по показателям, которые важны в их образовательной политике.
Второй путь — это узкоспециализированные дети, которые проходят по тематическому отбору. Недавно у нас был известный хоккеист Павел Буре, он сказал, что в детстве все хоккеисты мечтали попасть в «Артек», но понимали, что для них это недоступно, потому что они были эффективны в большей степени только в спорте. Поэтому мы и ввели тематических партнеров.
Третий вариант — платный (стоимость путевки в «Артек» составляет 85 тысяч рублей, — прим. Indicator.Ru), но он тоже по достижениям. Если рейтинга не хватает, путевку можно приобрести. Но еще раз подчеркну, что даже платная путевка выдается по рейтингу.
— То есть богатый двоечник-троечник к вам приехать не может?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Герой асфальта: как якутский школьник хочет решить одну из извечных проблем России
— Нет, без вариантов. Точнее, есть один вариант: подтянуться в знаниях, заявить себя на любом поприще и подойти к этому делу профессионально.
— Как их отпускают в школе?
— У нас есть школа. Мы выполняем ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты, — прим. Indicator.Ru), мы создали первую и единственную в стране образовательную программу для лагеря, она прошла экспертизу в Российской академии образования, она включена в реестр типовых программ. Но по закону об образовании либо мы должны заключать договоры с 42 тысячами школ по всей стране, что они принимают наши результаты, либо школы сами решают, принимают или нет.
У нас достаточно тяжелая программа, но занятия проходят в интересных формах, мы предлагаем детям выйти из-за парт, вся территория лагеря — это образовательное пространство. За партами проходят занятия только по русскому и математике.
— Есть ли у вас программы для педагогов?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Cвободы столько, что можно потеряться»: что делать детям, которые не хотят в школу
— Мы уже открыли 11 кафедр в магистратуре, 79 человек поступили. Это бакалавры педвузов, они поступают в магистратуры у себя в вузах в Новосибирске, в Москве и других городах. Там они учатся, а у нас работают. Почему это важно? Для молодых учителей одна из профессиональных задач — это управление коллективом. У тех, кто работал в хорошем лагере, такой проблемы нет. Если учитель не может управлять классом, дети не будут учиться, им неинтересно.
Мы берем молодых специалистов примерно на два года, представляете, сколько за это время у него проходит отрядов? А в школе у него один класс на год и больше, если мы говорим о начальной школе. Отмечу, что на эти программы магистратуры поступают не только молодые учителя, но и педагоги с опытом.
Я надеюсь, что из 79 магистров получатся хорошие специалисты. И за два года можно найти им хорошие школы, где им будут очень рады.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Киселева М. Там, где нет места богатым двоечникам // Индикатор.- 2017.- 7 нояб.- Режим доступа: https://indicator.ru/article/2017/11/07/intervyu-s-direktorom-arteka-zobovym/ [07.11.2017]