Жизнь, смерть и освобождение

В главе «Уроки медитации» упоминалось, что всегда, когда выполняется действие (посредством ахамтаттвы, или эго), оно проявляется в читте, или в грубом веществе разума. В силу того, что читта принимает форму действия, изменение происходит именно в разуме (читте). Это изменение нарушает равновесие разума, и для того, чтобы вернуть первоначальное равновесие, ему необходимо пережить реакцию.

Например, если вы надавливаете пальцем на воздушный шарик, форма шара меняется. Как только вы убираете палец, шар приобретает прежнюю форму. Подобно этому, когда совершается действие, читта изменяет форму, и для того, чтобы читта могла вернуться в свое естественное спокойное состояние, необходимо противоположное и равное по силе действие.

Ньютон утверждал в своей теории: «Для каждого действия есть равное и противоположное противодействие». Этот закон действия (кармы) применим как к физической, так и к психической сфере жизни.

Самскара

Хорошее действие вызывает хорошую реакцию, а плохое, соответственно, плохую реакцию. Однако выражение реакции происходит только тогда, когда этому благоприятствуют обстоятельства. Поэтому в зависимости от обстоятельств реакция может последовать либо сразу, либо по прошествии некоторого времени. Невыраженная реакция, ожидающая благоприятных обстоятельств, называется самскара. Все переживания удовольствия и боли обусловлены самскарами, или потенциальными реакциями на предыдущие действия. Например, человек может родиться в состоятельной любящей семье, но в раннем детстве потерять отца; или преуспеть в карьере, но заболеть в самом расцвете жизни. Все подобные случаи и события являются результатом определенных самскар человека.

Существует три основных типа самскар:

1. Врожденные самскары. Эти самскары человек наследует из прошлых жизней, то есть самскары у человека присутсвовали до рождения в настоящем теле. Самскары определяют место рождения и характерные черты ребенка.

2. Навязанные самскары. Такие самскары являются результатом влияния внешних факторов, они навязываются человеку независимо от его желания. Эти факторы следующие:

а) среда. Жизнь в горах или у моря, в деревне или в городе формирует разные умения, привычки, профессии и т. п.;

б) общество и культура. Наиболее сильное влияние на человека оказывают родители, родственники и друзья, а также искусство, литература и музыка;

в) образование. Модель мышления и обучения в огромной степени зависит от родителей и учителей.

3. Приобретенные самскары. Самскары, сформированные самостоятельными и независимыми действиями человека, считаются приобретенными.

Садхана (медитации) способствует проявлению накопившихся самскар для обретения в дальнейшем спокойствия и умиротворенности разума. По мере того, как самскары находят свое выражение, разум очищается от прошлых действий, и сознание более ясно отражается на ментальной пластине. Нередко человек, получивший инициацию, сразу испытывает очень приятное или наоборот очень неприятное (например, тошноту) чувство. Это происходит потому, что в медитации самскары очень быстро «созревают». Самскары подобны искривлениям или «вмятинам» в эктоплазме разума (читте). Она имеет тенденцию освобождаться от этих искривлений, стремясь принять первоначальное состояние. Этот процесс «выравнивания» во много раз ускоряется во время медитации, когда разум погружается в сверхсознательное состояние. Когда жизнь духовного искателя становится насыщенной, драматичной, полной событий, это знак ускоренного выражения самскар, который следует рассматривать как признак быстрого прогресса.

Перерождение и освобождение

В момент смерти те события, которые играли в нашей жизни главную роль, чередой образов проносятся перед нашим мысленным взором, формируя в разуме общую картину, или «мысль», определяющую наше последующее воплощение. Вот почему говорят, что «мысль» в момент смерти обусловливает наше следующее воплощение.

Человек, которым владели грубые физические желания и который жил подобно животному, в следующем воплощении может принять форму какого-либо животного, являющуюся наилучшей для выражения его самскар. И наоборот, если человеком руководили высокие идеалы, то самскары, или «мысль» в момент смерти станет причиной рождения в окружении, подходящем для реализации этих высоких идеалов, в духовной среде. Если человек делал много садханы, все его самскары оказались выражены, и осталась одна-единственная мысль о высшем Сознании, он не родится вновь, а сольется с космическим Сознанием и достигнет освобождения, или спасения (вечного самадхи).

Причины смерти

Главная причина смерти состоит в том, что тело больше не может служить для выражения накопленных самскар. Рассмотрим виды смерти, которые можно разделить на три типа:

1. Физическая смерть. Эта смерть наступает, когда теряется параллелизм между вибрацией тела и вибрацией разума, то есть тело становится непригодным из-за старости, несчастного случая или болезни.

жизнь, смерть и освобождение - student2.ru 2. Психическая смерть. В этом случае разум является причиной потери параллелизма, в отличие от физической смерти, причиной которой является тело. Смерть может случиться в результате шока, вызванного, например, сообщением о смерти любимого человека или в результате чрезмерного восторга, а также по причине быстрого умственного развития или деградации. В качестве примера можно привести ситуацию, когда кто-то находится в компании с духовно возвышенным человеком, и его влияние может привести к очень сильному расширению разума. Это ускорит эволюционный процесс, в результате чего нарушится параллелизм разума с телом, что в свою очередь может повлечь за собой реакцию в физическом теле, так как оно старается приспособить свою вибрацию к новой вибрации разума. Выполнение садханы приводит к огромному ментальному расширению, и если духовный искатель регулярно выполняет асаны, его тело будет в состоянии сохранить психофизический параллелизм благодаря их очищающему действию.

3. Духовная смерть. Духовная смерть – это результат достижения цели садханы. Разум сливается с бесконечным Сознанием, теряя свою индивидуальную тождественность. Это называется «смерть эго», или махасамадхи, но это не есть смерть в смысле прекращения существования. Скорее наоборот, это состояние Сверхсознания, достижение бесконечного Блаженства и вечной жизни.

Пранах

После того, как по одной из вышеописанных причин разум покидает тело, после выхода пранаха в теле наступает смерть. Пранах – это общее название десяти жизненных потоков, или жизненных энергий, известных на санскрите как вайю. Они подразделяются на пять внутренних и на пять внешних, и каждая играет важную роль в выполнении различных физиологических функций.

Внутренние

1. Прана – расположена в области между пупком и голосовыми связками. Ее функция – осуществление вдоха и выдоха.

2. Апана – расположена в области между пупком и анусом. Она контролирует мочеиспускание и дефекацию.

3. Самана – находится в области пупка, ее функция – согласовывать работу праны и апаны.

4. Удана – расположена в области горла, она контролирует работу голосовых связок и голоса.

5. Вьяна – регулирует кровообращение и физические функции центральной и периферийной нервной системы.

Внешние

1. Нага – позволяет прыгать, выпрямлять тело, бросать предметы.

2. Курма – контролирует сокращения в теле.

3. Крикара – отвечает за зевание, икоту и чихание.

4. Девадатта – отвечает за жажду и голод.

5. Дхананджая – вызывает дремоту и сон.

Физическая недостаточность или нарушение в любой части тела ослабляет прану и апану. В смертельных случаях самана теряет способность согласовывать работу праны и апаны, что вызывает сильные спазмы в области пупка и в голосовых связках. Это называется «дыхание живота». Когда самана теряет свою функцию, все три вайю – прана, апана и самана – трансформируются в одну мощную силу, которая ударяет удану. В тот момент, когда удана перестает быть отдельной энергией, вьяна также вступает в контакт с этой общей силой, и все внутренние вайю, найдя некоторую слабую точку в теле, покидают его. Когда объединившиеся внутренние вайю покидают тело, внешние вайю за исключением дхананджаи также оставляют физическую структуру. Дхананджая является причиной сна и, следовательно, отвечает также за глубокий сон смерти. Дхананджая остается в теле после того, как все вайю покинули его. Она покидает тело только тогда, когда оно кремировано или полностью разложилось.

Жизнь

Мы уже обсудили понятия самскары, перерождения и смерти, но еще не дали ответа на вопрос, как происходит воплощение в тело.

Жизнь начинается в условиях параллелизма между разумом и телом. Когда происходит оплодотворение, формируется физическая вибрация нового человеческого существа. Бесплотный разум под руководством космического Разума входит в подходящий эмбрион, создавая психофизический параллелизм.

Между смертью и новым рождением разум уподобляется семени (уплотненной вибрации) и плывет в космическом Разуме, пока не родится в новом теле. Не связанный с физическим телом, мозгом и нервными клетками, «разум-семя» не может выражать себя, испытывать удовольствие или боль. Поэтому с точки зрения тантры концепция ада и рая неприемлема и нелогична.

Наши рекомендации