Первые несколько недель медитации
Учитель однажды спросил своих учеников: «Обезьяна, опьяненная вином, шарахается от одного фруктового дерева к другому и попадает в гнездо скорпионов. Когда они облепляют все ее тело и жалят ее, обезьяна воет и прыгает от ярости и боли. Что она напоминает?» Когда ученики не смогли ответить, он объяснил: «Человеческий разум. Он так же беспокоен, как эта обезьяна, опьянен вином желания и слепо бежит от одного чувственного удовольствия к другому. Ужаленный скорпионами ревности, жадности и гордыни, он разражается яростной злобой. Поэтому самые великие завоеватели на земле – это те, кто завоевал свой разум».
Все те, кто начинает заниматься медитацией и пытается сконцентрироваться на мантре, знают, что это действительно так. Вначале разум практически неуправляем. Как только вы садитесь медитировать, в нем возникает множество мыслей. Вы повторяете мантру и вдруг обнаруживаете, что заняты совершенно другими мыслями. Внешние звуки вмешиваются в вашу внутреннюю концентрацию; и в конце вам может показаться, что время было потеряно зря.
Но это не так. Постоянно возвращая разум к созданию идеи мантры, вы формируете силу, которая в будущем поможет вам удерживать разум в устойчивом состоянии. Подобно спортсмену, тело которого в результате тренировки приобретает огромную физическую силу и выносливость, разум человека борющегося за свою медитацию развивает ментальную силу и способность к концентрации. На начальной стадии медитации отрабатывается именно умение сконцентрироваться, и только через некоторое время мы подходим к тому уровню, когда можем по настоящему сосредоточить свой разум на предмете медитации и удерживать его на нем – это и будет истинной медитацией.
Другой сбивающий с толку опыт для новичка состоит в том, что разум в его медитации становится еще более беспокойным. В голову приходит больше мыслей, чем обычно. И это часто принимается за признак того, что процесс медитации совершается неправильно. Но справедливо обратное. Функция мантры заключается во внутренней работе над нашим разумом, она очищает его от всех искривлений и впечатлений, которые наша прошлая деятельность (карма) зафиксировала в нашем подсознании (см. главу «Жизнь, смерть и освобождение»). Таким образом, повторение мантры пробуждает воспоминания и мысли о прошлом. Это как уборка в доме: когда она идет полным ходом, дом кажется еще более захламленным, чем в начале уборки, но если мы будем продолжать свое дело, не бросая на полпути, мы добьемся результатов. То же относится и к разуму. Если мы будем продолжать медитировать, разум постепенно очистится.
Медитация – это прямой способ встретиться с собой, со своим внутренним «я», в котором находится квинтэссенция человечности. Его невозможно отыскать с помощью одних только интеллектуальных способностей, потому что на этом уровне присутствует большая вероятность конфликта и спора. Чтобы быть по-настоящему свободным, необходимо сбросить с себя все эти оковы. Медитация счищает кожуру чувства незащищенности, слабости и невежества, открывая неискаженное, ясно мыслящее и умиротворенное «я».
«Высшее Сознание внутри вас, как масло в молоке; взбейте свой разум медитацией, и оно проявится – вы увидите, как сияние высшего Сознания зальет все ваше внутреннее бытие. Оно подобно подземной реке внутри вас – уберите пески разума, и вы обнаружите внутри чистые, прохладные воды».
Шри Шри Анандамурти
ГУРУ
Маленький мальчик укладывается спать и зовет свою маму: «Мама, разбуди меня, когда я проголодаюсь». А его мама отвечает: «Не беспокойся, дитя, голод сам тебя разбудит».
На определенной ступени эволюции в каждом человеке пробуждается жажда духовной реализации. Эта жажда сильнее, чем желание преходящих мирских удовольствий, это жажда знать «кто я, куда я иду, какова цель моей жизни?». И именно на этой стадии проявляется притягательность божественного Сознания, и Оно приходит через гуру.
«Гуру» буквально означает «тот, кто освобождает других от невежества или темноты». Гуру – это тот, кто един с высшим Сознанием и действует как чистый канал этого Сознания. Поэтому действия гуру будут являться выражением Божественного, а это проявление Божественного и есть истинный гуру, а не его человеческая форма.
Гуру поддерживает отношения с духовным искателем главным образом на двух уровнях: объективном и субъективном. На объективном уровне гуру руководит действиями человека, показывая пример другим во всех аспектах жизни, а также практически обучая тому, как достичь духовной цели. Это практическое руководство чрезвычайно ценно, так как обычные люди в силу ограниченности своего разума неспособны разработать практический духовный путь сами. Гуру, обладая силой всеведения, может сделать это. Помимо обучения различным техникам духовного развития, важно также, чтобы гуру лично вдохновлял духовных искателей продолжать выполнять свои духовные практики. Более того, гуру проповедует философию, охватывающую все аспекты жизни и все мироздание.
С помощью своей физической формы гуру постепенно открывает духовное видение искателя и делает его способным видеть бесконечного гуру. Гуру является Субъектом, и это чисто духовная связь гуру с учеником, внутренняя связь, тогда как другие взаимоотношения – внешние. В ходе практики духовное постижение гуру становится все яснее и яснее. Эта внутренняя связь позволяет понять, что истинный гуру находится везде и во всем: в цветах и деревьях, в солнечном свете и дожде, в мельчайшем атоме, в огромной галактике и в самой душе ученика. Гуру есть высшее Сознание.
«Только высшее Сознание (Брахма) является гуру. Он один направляет каждого на путь освобождения, используя различные вместилища и тела».
Шри Шри Анандамурти
Иногда люди спрашивают, нужен ли гуру для достижения духовной цели или освобождения. Сколько бы ни старался узник, сидящий в тюрьме с закованными в цепи руками и ногами, освободиться, он не сможет сделать этого до тех пор, пока не придет кто-либо, уже свободный, не откроет тюремные ворота и не снимет цепи. Подобно этому люди закованы в цепи невежества, желаний и привязанностей в огромной тюрьме – существующем мире. Они никогда не смогут обрести свободу без помощи другого человека. Кроме того, очень трудно научиться чему-либо самому. Человеку нужен мастер или учитель. В действительности с самого рождения человек ничему не учится сам. Кто-то должен научить его как ходить, говорить, есть, одеваться или играть. С самого раннего возраста человек только и делает, что общается с учителями. Можно назвать учителем отца, мать, сестру, брата или друга. Поступая в школу, вы получаете гуру по английскому, математике, географии, музыке, рисованию и т. д. По каждому предмету нужно выбрать учителя.
Интуитивная, или духовная, практика – очень сложный предмет, это высшее искусство, и ему нужно учиться у наставника, у гуру. Иначе может пройти вечность, прежде чем вы достигнете просветления.
Снова обратимся к примеру с тюрьмой. Тот, кто скован по рукам и ногам, не сможет снять кандалы с другого. Следовательно, человек, который сам не обрел свободы (не достиг духовного совершенства), не может освободить другого, только освободившийся может сделать это. Поэтому только гуру, чей разум освобожден и един с космическим Сознанием, способен вести других к духовной цели.
Однако иметь гуру – это еще не все, духовный искатель должен быть искренним и преданным. Плохое семя не прорастет даже в плодородной земле, и наоборот, хорошее семя не прорастет в бесплодной. Так и здесь: для того, чтобы был успех, необходим как истинный гуру, так и искренний ученик.
УРОКИ МЕДИТАЦИИ
Тантра – это путь практики. Она оценивает разрыв между желаемой целью ученика и его реальным состоянием и способностью, затем заполняет этот разрыв научной практикой, основанной на глубинных знаниях человеческого разума и его связи с грубой и тонкой физиологией тела. Практики Ананда Марги идут непосредственно от наставника Шри Шри Анандамурти, чье полное знание интуитивной тантрической науки было оформлено в различные системы йогической садханы и сделало возможным обучение людей практикам через специально подготовленных ачарьев. Ачарья, действуя в качестве представителя гуру, может инициировать других в науку тантрической медитации и обучать ее практикам по мере прогресса, в соответствии с искренностью и способностями ученика.
Многие традиционные формы и практики медитации, которые в настоящее время существуют под различными названиями, можно разделить на два типа:
1. Тантрические, имеющие дело с мантрами, чакрами, визуализациями мандал и кундалини.
2. Йогические, делающие упор на один или все аспекты, такие как асаны, очищение и контроль разума, философию, преданность, этику и т. п.
Например, многие типы тантрической медитации, используя мантру, требуют простого повторения мантры без концептуализации или попытки создать идею ее значения. С другой стороны, указания некоторых йогических практик медитации требуют от ученика освободить разум от его наклонностей и соединить его с космическим Сознанием, не предоставляя, однако, практических средств для выполнения этой задачи.
Но в Ананда Марге, как и в первоначальной тантре, признается тонкая, неразрывная связь между всеми аспектами человеческой природы, и поэтому преподаваемая техника медитации содержит и методы тантры, и методы йоги. Отсюда термин тантра-йога.
Подготовка разума к медитации
Перед обсуждением уроков объясняется подготовительная практика, являющаяся огромной помощью в медитации.
В течение дня разум занят различной психической и физической деятельностью, эти виды деятельности связаны с внешним миром. Но во время медитации вам необходимо отвлечь разум от внешнего мира, позволив ему течь внутрь. Процесс медитации, как уже говорилось, является исключительно движением вовнутрь. Но не так легко в мгновение ока отвлечь разум от всех моторных и сенсорных органов и внешних мыслей, особенно если человек не привык к медитации. В действительности желание разума получать информацию от органов чувств и стимулировать деятельность моторных органов (т. е. удовлетворять чувственные желания) является нормальной тенденцией разума.
Как же мы можем облегчить процесс погружения внутрь?
Пение мантры (киртан)
Система Ананда Марга предписывает пение определенной мантры перед началом медитации. Эта мантра занимает не только наш разум, но и голосовой и слуховой аппарат. Эти органы используются, но так как они заняты тонкой идеей (идеей мантры) и не связаны с внешним миром, они не беспокоят разум, а скорее помогают ему сфокусироваться на мантре.
Поется мантра: БАБА НАМ КЕВАЛАМ.
БАБА – значит «бесконечное Сознание», или «космическое Сознание».
НАМ – «имя», или «выражение».
КЕВАЛАМ – значит «только» или «все, что существует».
Таким образом, БАБА НАМ КЕВАЛАМ означает:
«Только имя бесконечного Сознания», или «все является выражением космического Сознания».
«Баба Нам Кевалам» известна как универсальная мантра, предназначенная для коллективного использования в отличие от индивидуальных мантр.
Такое пение мантры, известное как киртан («воспевание имени Всевышнего»), часто сопровождается ритмичным покачиванием тела или просто танцем, что дополнительно активизирует ноги и руки. Таким образом, все большее число органов включается в поддержку внутреннего движения разума. Итак, деятельность большинства органов, вместо того, чтобы быть остановленной, перенаправляется, чтобы помочь внутреннему ментальному потоку. Удар о землю кончиком большого пальца стимулирует работу шишковидной железы, движение ног расслабляет колени, подготавливая тело к позе для медитации.
УРОКИ МЕДИТАЦИИ