Хорошо для опал кивания -плохо для баланса
Расположение опорных звеньев или, проще, рук и ног на снаряде — важнейший элемент техники движений на бревне. Многолетняя практика выработала расхожие приемы постановки стопы и кисти на бревно, однако потребность в ясном определении, осознании причин применения той или иной техники расположения опорных звеньев на бревне осталась, так как, действуя, казалось бы, традиционно, гимнастки не всегда точны в выборе позиции опорных звеньев на снаряде. Попробуем упорядочить основные представления, связанные с этим.
Выбор технически эффективной опоры зависит от ряда факторов.
Прежде всего — от двигательной задачи. Разные упражнения требуют, конечно, разной опоры. Основные различия здесь — между действиями на стабилизацию позы и — на создание движения. То, что хорошо для фиксации стоек (включая быстрый приход в них), часто совершенно не пригодно для отталкиваний и подобных им действий.
На рис. 166в упорядоченной форме показаны основные рабочие положения на ногах в стойке поперек. Симметричная позиция а—на полной стопе, с плотно сомкнутыми ногами, незаменима при активных отталкиваниях с места на переворотах и сальто назад. Сомкнутые стопы позволяют (особенно при подъеме на полупальцы) сконцентрировать на минимальной площади максимальное для этих условий давление и точно сориентировать направление импульса, обеспечивающего отталкивание. Приход же в такое положение после прыжка, тем более сложного, возможен только теоретически, а на практике был бы крайне ненадежен и опасен.
Позиция на фиг. ^асимметрична и отличается от предыдущей легкой расстановкой стоп в передне-заднем направлении и некоторой их супинацией. Еще больше эти особенности выражены в позиции на фиг. в. Та и другая позиции, особенно в, используются для испол-
172. Хорошо для отталкива ния — плохо для баланса
нения отталкиваний «с темпа», в соединениях «рондат-фляк», «фляк-сальто» и т. п. В биомеханическом плане такие рабочие положения хуже для отталкивания, чем симметричная позиция а, онили-шают гимнастку возможности выполнять одновременный толчок обеими ногами, усилие растягивается во времени, становится «рыхлым» (165). Но что поделать! —Действовать в этой ситуации из позиции а крайне затруднительно, хотя в процессе совершенствования техники отталкивания нужно непременно стремиться к сближению ног в передне-заднем направлении, подтягиваясь к идеалу, показанному на фиг. а.
На фиг. г — позиция, логически завершающая ряд «д-г». Здесь ноги сильно расставлены вдоль бревна. Такое положение нормально для приходов на бревно, в том числе с последовательной постановкой стоп. Она может использоваться и для отходов на медленные перевороты вперед и назад, маховые сальто, для шагов и проч., но совершенно не пригодна для выполнения мощных отталкиваний с полетом.
Сравнивая позиции, показанные трис. 166, сделаем также следующие дополнительные выводы.
БРЕВНО___________________________________________________________
1. Опорные позиции на бревне могут существенно различаться степенью покрытия опоры, то есть создаваемой ими эффективной площадью опоры. В положениях «а-г» она последовательно нарастает (показана штриховкой), а наименьшими размерами характеризуется площадь опоры, возникающая при подъеме на полупальцы (дополнительная шриховка на фиг. а). Запомним, что это соответственно ухудшает условия отталкивания, но — улучшает условия прихода на бревно и последующего баланса.
2. Расположение стоп на опоре существенно влияет на возможности активного сопротивления сбивающим воздействиям. Это имеет отношение не только к продольным и поперечным размерам площади опоры, что, конечно, особенно важно, но и к функциональной специфике опорного аппарата человека. Так, супинация стоп (б-г), их разворот наружу увеличивает возможности гимнастки при сопротивлении наиболее опасным колебаниям в поперечном направлении, так как в этом случае возможно балансирование за счет сгибания-разгибания стопы.
3. От расположения стоп на поверхности бревна зависят особенности ощущений, важных для балансирования — чувство снаряда, Известно, что для работы на бревне гимнастки обуваются лишь символически или работают босиком, так как нога должна хорошо чувствовать снаряд. Но, мало этого, в большинстве случаев ноги располагаются так, что наружный край стопы находится за пределами опоры, и мизинцы остаются вне бревна. Казалось бы, это странно — зачем умышленно уменьшать себе площадь опоры? Дело, однако, в том, что опора наружным краем стопы и четвертым-пятым пальцами мало что может дать гимнастке в плане силового взаимодействия со снарядом, но зато ощущения, которые она получает, нажимая на обрез бревна, очень много говорят, сигналят ей об особенностях текущей двигательной ситуации; гимнастка «хватает» ногой опоруидер-жит ее под чувственным контролем.
Разумеется, кроме описанных рабочих положений стоп в широкой практике используются многие их варианты, особенно, если учесть необходимость действовать в стойках продольно, изменять положение стопы при поворотах, подниматься на полупальцы и т. д.
Однако, во всех этих случаях основные факторы, определяющие эффективность расположения стоп на опоре, те же самые. Это: площадь опоры (поменьше для отталкивания, побольше для равновесия), условия активного взаимодействия с опорой и — возможность лучше чувствовать снаряд.
____________________________ 173. Уметь руку приложить...
173. УМЕТЬ РУКУ ПРИЛОЖИТЬ...
Технические правила, действующие при опоре ногами (172), в целом сохраняют свою силу и в применении к опоре руками. Хотя, конечно, есть особенности — позиции рук на опоре более разнообразны, более вариативны. Прокомментируем ряд моментов, характерных для опорных положений рук на бревне.
Нарис. 767некоторые позиции, используемые при опорах поперек. Симметричная постановка рук (а) используется при исполнении многих упражнений, как статических, так и динамических. Большие пальцы направлены вперед и составляют основную опору при завалах в эту сторону. Остальные пальцы чутко фиксируют ребро и боковую поверхность бревна, охватывая снаряд. Опорная площадь здесь невелика, но тесный контакт с опорой дает в этом положении хорошее чувство снаряда. Возможна и асимметричная расстановка кистей в этом «хвате», например, при последовательной постановке на опору во время «перекидок» и тому подобных движений.
БРЕВНО
Спичаговые» нюансы
Позиция на фиг. 6отличается отсутствием захвата боковой части бревна, что несколько компенсируется возможностью широкого раскрытия кисти и увеличения тем самым опорной площади.
В зависимости от индивидуальной техники, гимнастки применяют как прямую установку кисти (б), так и их разворот (в), чаще — с анатомически более удобной здесь пронацией. Характерна прониро-ванная позиция кистей с установкой пальцами внутрь опоры (г), применяемая, в частности, при быстрой «слепой» постановке кистей во время исполнения переворотов назад и в аналогичных ситуациях. Такая техника довольно надежна и позволяет увереннее находить опору кистями без контроля зрением, а в случае неточностей, корректировать движение боковым смещением тела.
Во всех упомянутых случаях возможны многочисленные варианты установки кистей в рабочих положениях поперек. Прямая постановка одной кисти (б) может сочетаться с разворотом другой (в), также как может меняться и расстановка рук по отношению друг к другу. Иногда можно даже наблюдать перекрытие одной кисти другой (д).
Выбор того или иного варианта техники зависит от многих причин: особенностей структуры и техники предшествующего и последующего элементов, реальной двигательной ситуации, а также от двигательных качеств гимнастки. Так, есть основания полагать, что индивидуальные способы постановки кистей на опору, удобные гимнасткам, зависят, помимо прочего, от степени подвижности в плечевых суставах.
Рабочие положения кистей в опорах продольно менее вариативны. При исполнении упражнений типа стоек наиболее предпочтительна постановка кистей с опорой о горизонталь бревна основанием ладони и корневыми фалангами пальцев (е). Смещение кисти назад по опоре с выводом почти всей длины пальцев на поверхность бревна уменьшает плотность захвата опоры и дискомфортно по ощущениям. А опора только ладонью с пальцами, опущенными вдоль боковины бревна, снижает возможности управления движением в передне-заднем направлении.
Наконец, при движениях типа переворота боком, рондата могут использоваться позиции типа показанной на фиг. ж—пальцами друг к другу (фактически — с пронацией одной из кистей), хотя и здесь степень разворота ладоней может быть различной и всегда определяется суммой индивидуальных технических «приспособлений» гимнастки к данному движению.
Сравнивая опорные положения рук и ног, можно видеть, что в обоих случаях важно соблюдение одних и тех же принципов, а имен-
но: для повышения надежности равновесия желательно увеличение площади опоры, использование возможностей ее захвата и доступной степени сопротивления наиболее опасным, ожидаемым колебаниям тела; и, наконец — желательно увеличение осязательного контакта опорного звена с поверхностью снаряда.
Вместе с тем, очевидно, что существует множество подвижек в рабочих положениях рук и ног, и наиболее удобные для гимнастки позиции в конечном итоге вырабатываются ею индивидуально.
Бревно — дело тонкое! Следуя стратегии выработки наилучшей техники на этом снаряде, тренер должен, тем не менее, в нужный момент предоставлять гимнастке свободу выбора наиболее удобных для нее технических решений. Главный критерий здесь — качество исполнения и его надежность.
СПИЧАГОВЫЕ» НЮАНСЫ
Выполнение на бревне стоек на руках дается гимнасткам несколько труднее, чем гимнастам-мужчинам по вполне понятным причинам, главные из которых — особенности опоры и силовые возможности. Поэтому технические детали выходов стойку в этом случае становятся особенно важными50. Покажем это на примере только одного модельного упражнения — силовой стойки согнувшись в упоре продольно. Ряд основных требований к исполнению такого движения мы уже излагали в главе, посвященной мужским брусьям (77). Действуют они и в данном случае, но реализация их в условиях бревна, конечно, более сложна и трудна.
Наиболее простой способ выхода в стойку согнувшись продольно — наскоком с последующим дожимом {рис. 168-а). Решающая фаза этого движения — темпо-силовой или чисто силовой подъем из упора стоя через упор (к. Г) в стойку согнувшись (к.к. 1—4). Здесь главное требование — всемерное сгибание тела по ходу движения кверху: как только становится возможной полная «складка» в тазобедренных суставах (к.к. 3—4), она должна быть использована, иначе резко повышаются и необходимые силовые затраты и риски, связанные с равновесием. Заметим, что плотная складка здесь предполагает не только полное сгибание в тазобедренных суставах, но и предельное выпрямление линии «туловище-руки», то есть анатомическое
50 Дополнительные детали равновесной техники интересующиеся могут найти в работах В.Б.Коренберга. См., например, «Гимнастическое многоборье. Женские виды». М., ФиС, 1986, стр.198-207.
сгибание плеча в высшей точке подъема согнувшись (к. 4). Это возможно только при хорошей подвижности в плечах (при желательном дополнительном прогибании в поясничном отделе позвоночника). Впрочем, для гимнасток это обычно не составляет труда (тогда как у мужчин бывают с этим проблемы).
Если жим до стойки согнувшись (к. 4) выполнен, то дальнейший выход в стойку наиболее просто делается движением ноги врозь через стороны (к. 5). Забегая вперед, отметим, что подъем ног к конечному положению в стойке движением через стороны (то есть их при -ведением) практически избавляет гимнастку от всех проблем как силового, так и равновесного характера.
Иначе обстоит дело, если финальный выход в стойку делается с сомкнутыми ногами (б, к.к.4—8). В этом случае неизбежно сильное компенсаторное движение плечами сначала вперед (к. к. 4— 6), азатем обратно, назад (к.к. 6—8). Причем, чем хуже предварительная складка в тазобедренных суставах, тем сильнее выражены все эти эффекты (дефекты!).
________________________________ 174. «Спичаговые» н ю а н с ы
Интересны и технически важны нюансы, связанные со скоростью разгибания при подъеме в стойку. Дело в том, что всякие, более или менее заметные, ускорения этого разгибания вызывают ощутимую горизонтальную опорную реакцию, могущую влиять на состояние равновесия. Так, если гимнастка нормально уравновешена относительно опоры кистями, но по какой-то причине разгибается быстро, то ей грозит сваливание назад, и поэтому, предвидя такой ход событий, следует заранее несколько больше обычного «наваливаться» вперед на кисти. И наоборот: если почему-то возникает завал вперед, желательно выполнять финальный жим быстрее, «ударно» (иногда приходится даже прогибаться, отводя плечи назад, к.к. 8—9).
С описанными явлениями связан известный казус, когда исполнитель стойки вдруг останавливается посередине «жима», будучи не в состоянии его продолжить как бы из-за недостатка силы. Но дело здесь вовсе не в силе, а в том, что, проходя ногами горизонталь (к.к. 5—6), гимнаст, гимнастка не сообщили плечам достаточный компенсирующий наклон вперед. В этой ситуации малейшее дополнительное смещение ОЦТ тела назад грозит падением в том же направлении, и поэтому, как только ноги достигают во время подъема определенного критического положения, связанного с отходом ОЦТ назад (к.к. 5—6), все останавливается. Причем угроза такого «стопора» возрастает, если движение было быстрым.
Рассматривая с описанных позиций технику жимов согнувшись на бревне, следует признать наиболее «классическим» способ выхода в стойку из упора углом, подробно описанный нами в главе о брусьях (77).
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ
УРОКИ БОЛЬШОГО ОБОРОТА
Большие обороты на женских брусьях сейчас стали обыденными, и по технике вплотную подошли к мужскому образцу. Но история их постепенного, многолетнего внедрения в практику очень поучительна и позволяет, как в лупу, рассмотреть целый ряд технических тонкостей, важных и теперь, и не только для оборотов! Перипетии освоения большого оборота назад на брусьях р/в похожи на эпопею акклиматизации теплолюбивой культуры в тундре. Несчастные «селекционеры», к числу которых относится и автор этих строк, вынуждены были годами внедрять «прививки» и «удобрения», чтобы, § конце концов, стало очевидно, что южному овощу лучше, все же, произрастать на юге...
Первые опыты исполнения больших оборотов производились, как известно, еще на узких брусьях, и перед гимнастками встала во весь рост проблема энергонасыщения движения. Ведь вынужденный перемах через нижнюю жердь немедленно превращал желанный оборот в движение «наизнанку» (9), то есть получал техническую схему не приобретения, а гашения скорости маха в висе. И если в этих условиях действовать без абсолютно точного расчета, то ни о каком выходе в стойку не могло быть и речи.
Сразу обнаружилось множество проблем.
Перемах нужно было делать ювелирно точно, «впритирку» к жерди с риском удариться о нее.
Бросок ногами почему-то, хоть убей, не получался. Свободному движению ногами что-то непреодолимо препятствовало, и обеспечить подъем к стойке привычным сгибанием никак не удавалось.
После высокого спада из «оттянутой» стойки возникали страшные «обрывы» внизу, вплоть до падения. Если же делался мягкий спад за счет работы в плечах (рис. 169-а), то не было не только обрыва, но и совсем уж никакого маха!
Даже если удавалось, наконец, добраться до стойки, то приходилось сильно, уродливо прогибаться {б, к.к. 9— II).
_______________________ 175. Уроки большог о оборота
Быстро стало ясно, к тому же, что у рослых и «тяжелых» девочек шансов на оборот вообще гораздо меньше, чем у крепких «малышек»... Словом, куда ни кинь — везде клин.
Но вода камень точит, и постепенно плеяда Н. Шапошниковой, С. Захаровой, М. Филатовой стала-таки включать большой оборот назад в свои комбинации. Чтобы этого добиться, нужно было тщательно отшлифовать все без исключения детали движения. Как только гимнастка начинала вольничать и давать себе послабления (отмах слегка пониже, перемах чуть-чуть подальше от жерди, оттягивание в плечах неполное и т. п.), тотчас мах к стойке — и без того, как правило, критически ограниченный! — резко ослабевал, идо конца оборота можно было не дотянуть. Да и при благополучном ходе движения оборот завершался почти остановкой в стойке на руках.
Выяснилось также, что требуются особые, не виданные прежде приемы работы и элементы подготовки, как-то:
— вместо расслабления и провисания — жесткая работа во всех суставах, особенно в плечах, даже с некоторым умышленным наклоном головы назад уже у вертикали (это уменьшало обрыв в висе и подготавливало действия в плечах при подъеме);
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ________________________________
—значительное, но нерезкое прогибание тела при выходе в стойку на руках; слишком быстрое прогибание форсированно останавливало движение еще до стойки;
—специальная физическая подготовка, в особенности мышц-разгибателей плеча.
Но прошли годы, и старый оборот канул в Лету. Постепенно увеличивая разрешенную ширину жердей, ФИЖ не только почти полностью сняла проблему больших оборотов на женских брусьях, но и совершенно изменила концепцию этого вида многоборья: родившись когда-то от мужских «параллельных» брусьев, женские брусья преобразились ныне в сдвоенную перекладину, утратив на промежуточных этапах своей эволюции целый ряд специфических признаков.
Но уроки первых больших оборотов не должны быть забыты. Современным гимнасткам не обязательно знать, каким трудом их предшественницам давались эти движения, но для специалистов, действующих тренеров школа ранних женских оборотов не должна пройти даром: она позволяет лучше оценить, тоньше понять нюансы работы гимнастки на этом единственном маховом женском снаряде; это касается многих элементов техники махов — осанки, тонуса мышц (1), темпоритма действий и многого другого.
ПЕРЕМАХ О СЕБЕ НАПОМИНАЕТ
Нынешняя ситуация с большими оборотами на брусьях р/в выглядит вполне благополучной, но задача рационального выполнения перемаха через нижнюю жердь все же остается, так как гимнасткам все равно приходится выбирать наиболее подходящий для себя индивидуальный вариант действий в зависимости от целого ряда факторов, главные из которых — рост гимнастки и необходимый характер «броска» в данном движении.
На рис. 776>показан «гладкий» спад из стойки на руках в том его виде, в котором он может выполняться на перекладине, то есть без перемаха. Этот спад включает в себя всю гамму развитых подготовительных действий, в том числе т.н. «проводку» (к.к. 1—2), «кипу» (к.к. 2—3) и «расхлест» (к.к. 3—6), после чего следуют основные действия движения, начинающиеся «броском» (к.к. 6—8). Это идеальная схема, которая может по необходимости варьироваться, не меняя своей принципиальной основы. Так, подготовительное сгибание может быть едва намечено, лишь задавая ритмику всех последующих
________________________ 176. Перемах о себе напо м и н а е т
действий, или делаться ярче и позднее (к. 3-а), что будет провоцировать впоследствии соответственно более поздний и высокий бросок, так как при правильно выстроенной и устойчивой координации действий все остальные структурные элементы «волны» также будут смещаться по месту и времени (пунктир). Соответственно, если гимнаст завершит раньше «кипу» и (или) все последующие действия, то и бросок будет ранним.
Но то, что на перекладине или изолированной жерди зависит исключительно от воли исполнителя, на стандартных брусьях разной высоты диктуется геометрией снаряда и заставляет гимнастку «ложиться на прокрустово ложе» заданных условий. Какими эти условия могут быть и как к ним приспособиться?
Перемах через н/ж — если он все же необходим из-за невозможности пройти н/ж прямым {рис. 171-а) — можно выполнять, используя, в сущности, три основных приема: сгибание тела, его прогибание и — разведение ног. Сочетая их, мы имеет пять способов преодоления н/ж (если не считать теоретического шестого — с прямым телом и сомкнутыми ногами).
Какой же из них предпочтительнее? Кратко прокомментируем каждый способ перемаха.
Перемах согнувшись ноги вместе (рис. 171-6) — техника наиболее традиционная. Основная ее особенность в том, что сгибание тела выполняется (в сравнении с «гладкой» моделью,
рис. 170) очень поздно, и если действовать «классически», то есть пб-зволять телу в дальнейшем еще и прогибаться перед броском, то последний состоится также соответственно поздно. Это вовсе не плохо, если иметь в виду собственно большой оборот, но при отходах на сальто это будет провоцировать «задернутое» движение (26, 179), опасное приходом на жердь. Отмеченные особенности выражены больше всего, если гимнастка относительно рослая, и, напротив — тем меньше, чем меньше длина тела исполнительницы.
Перемах согнувшись ноги врозь может, в сравнении с предыдущим, несколько смягчать различия, обусловленные ростом гимнастки, хотя «малышки» все равно будут иметь преимущество, так как могут разводить ноги (как и сгибаться) меньше и меньше, соответственно, терять в энергии маха, а также в свободе «технического маневра».
Перемах прогнувшись ноги вместе наиболее доступен малорослым исполнительницам. Выстраивающаяся при этом структура спада (в) близка к оптимальной модели (ср. с рис. 170), из которой, впрочем, как правило, исключается «кипа». Работа по этой схеме всегда провоцирует более ранний бросок ногами. Это вполне приемлемо при отходах на сальто (19,179), но не всегда удобно для исполнения больших оборотов, особенно разгонных. Наиболее проблематично исполнение такого перемаха рослыми гимнастками, у которых это может спровоцировать явно ранние, «срывные» броски ногами «в пол».
Помесь «броска» с «накатом»
Перемах прогнувшись ноги врозь расширяет сферу применения движения прогнувшись более рослыми гимнастками.
Перемах с прямым телом ноги врозь — наиболее сомнительная техника. Сохраняя видимость «оттяжки» всего тела, гимнастка теряет при этом все преимущества подготовительных действий в виде «кипы», «расхлеста», а это очень важная потеря не только в плане обеспечения мощного «броска», но и в смысле управления акцентами движения.
Итак, по совокупности признаков, наиболее универсальным способом исполнения спада с перемахом через н/ж является перемах прогнувшись, который может по необходимости (особенно из-за роста) дополняться некоторым разведением ног. Для гимнасток с маленькой длиной тела может быть хорош и перемах согнувшись с сомкнутыми или несколько разведенными ногами.
В заключение, однако, отметим, что ритмика действий спада принципиально подвижна. Даже при позднем и достаточно сильном сгибании тела во время перемаха можно, резко и активно ускоряя последующий «расхлест», подготовить «бросок» более ранний, чем тот, что навязывался бы естественным ходом событий в таком спаде. И напротив, пользуясь перемахом прогнувшись, гимнастка (особенно рослая) может избежать раннего «удара» ногами в пол, если научится «переламывать» ненужный ритм движений, умышленно затягивая (напряжением мышц спины) фазу маха с прогнутым телом.
Основная мораль такова: действия гимнастки при спаде с перемахом всегда строятся по индивидуальной технической схеме, это — штучное производство, здесь нельзя легкомысленно подражать тем, у кого уже «получается».
ПОМЕСЬ «БРОСКА» С «НАКАТОМ»
Расширенные брусья естественным образом подтолкнули гимнасток к освоению оборота вперед. Наиболее очевидным было освоение этого движения из стойки лицом внутрь на верхней жерди с перемахом согнувшись через нижнюю. Это само собой означало построение «броскового» оборота, давно известного из мужской практики, хотя и не столь популярного, как оборот «накатом».
В главе, посвященной перекладине, мы подробно говорили об особенностях тойидругой техники (10,11). Напомним, что оборот «накатом» (рис. 172-а на с. 448) отличается последовательно развивающейся волной действий от «прогона» пятками у нижней вертикали (к.к. 6— 7), через промежуточный рывок тазом (к. к. 7—<$)кре-
шающему рывку плечами в сторону опоры (к.к. 8—10).
В обороте «броском» (б) совсем другая тактика движения, основанная на подготовительной «кипе» {к.к. 3— 7) и следующем за нею затяжном «броске» (к.к. 7—11). Если «кипа» совмещается здесь с перемахом, а это неизбежно, то спад вынужденно строится так же, как при большом обороте назад с перемахом прогнувшись (см. рис. 171-е и текст к нему). Это означает, что последующий бросок будет, скорее всего, ранним и довольно низким. Эта схема вполне подходяща для исполнения сальто в соскок или вис, но далеко не идеальна для оборота с выходом в стойку на руках. Поэтому не удивительно, что у многих гимнасток возникли проблемы с завершением оборота — не хватало скорости в последней четверти движения, и ее нужно было чем-то «добирать».
Так появился оборот-микст, техническое смешение больших оборотов вперед «броском» и «накатом» (рис. 172-в). После короткого, недостаточно сильного и быстро иссякающего «броска» (к.к. 6—9), гимнастка добавляет к нему посильный «рывочек» плечами вперед, к опоре (к.к. 9— 11). Наиболее характерна здесь поза (к. 11), в которой у гимнастки одновременно сохраняется «угол» в плечах — как признак «наката» — и — прогибание тела,
Прокрустово ложе брусьев
как последствие «броска». Эта поза, обязанная смешению двух видов техники, была бы признаком грубой ошибки как для «чистого» оборота «броском», так и для оборота «накатом». Но здесь она становится для гимнасток палочкой-выручалочкой, как и другие технические вольности, неоднократно бравшиеся на вооружение гимнастами и гим -настками в разные годы, если корректное исполнение оказывалось до поры до времени недоступным (классический пример — «грязные» двойные сальто с пируэтом в полугруппировке). Впрочем, степень «загрязнения» броскового движения признаками «наката», опять-таки , будет различной у разных исполнителей. Главное здесь зависит от того, насколько гимнастка владеет бросковым махом. Если она умеет не починяться ритму действий, навязываемому перемахом через жердь и способна сама его выстраивать, например, умышленно затягивая сгибание после «кипы» и делая тем самым бросок более поздним и долгим, то потребность в «накате» снижается или вовсе отпадает.
Интересна здесь зависимость между доступным гимнастке «броском» и ее ростом. Обычно рослые гимнастки остаются, как уже отмечалось, в несколько худшем положении из-за больших потерь энергии во время перемаха (175,176). Но при обороте вперед выявляются другие стороны дела: у рослых гимнасток перемах получается с большим сгибанием тела, которое (особенно, если его несколько придерживать силой) позволяет затянуть «кипу» и, соответственно, «бросок», что и требуется в данном случае, если мы хотим уменьшить рывок плечами к опоре. Но, конечно, такую схему действий может освоить и гимнастка-«коротышка», было бы желание!
ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ БРУСЬЕВ
С тех пор как проблема больших оборотов на брусьях р/в перестала быть проблемой, и обороты вошли в разряд обычных служебных движений, иначе стала выглядеть и задача исполнения сальтовых соскоков «большим махом». Гимнастки стали все более свободно осваивать чисто мужской репертуар вплоть до наиболее сложных элементов, особенно на махе вперед.
Тем не менее, брусья р/в это все же не перекладина с ее свободным махом, и сальто с верхней жерди не получается строить до такой же степени непринужденно, как на «турнике».
В главе, посвященной перекладине, мы уже рассматривали основные принципы построения разного рода отходов и сальтовых движений (19,20). Остановимся теперь на некоторых особенностях, свойственных аналогичным движениям на брусьях р/в, но для начала
БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ