КООПЕРАТИВЫ – ЭТО ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Кооперативы по выращиванию дождевых червей пытались создать во многих регионах, преимущественно на западе Америки. Их успехи были самыми различными. Во многих случаях они быстро закрывались и были не вполне удовлетворительными с точки зрения производителя.

Общеизвестная цель кооператива – установить маркетинговую систему для членов этого кооператива, рекламируя для пользы коллектива и распределяя все заказы среди различных участников от этих объявлений и стимулирования продаж.

За эту услугу кооператив получает процент от всех продаж. В большинстве случаев ассоциация или кооператив способствует появлению новых производителей дождевых червей, обеспечивает их маточным материалом, обучает, дает советы и наблюдает за ними, и, в общем, становится органом управления и (банковской) расчетной палатой для всей деятельности и всех требований его членов.

Некоторые производители считают, по крайней мере, в некоторых случаях, что кооперативы и ассоциации – это замысел собственно учредителей, работающих на себя и склонных к эксплуатации мелких производителей. Членские взносы иногда необоснованно высоки; член кооператива должен покупать маточное поголовье и сырье через организацию, а чистый доход от продаж у него минимален.

Один западный производитель по поводу одного кооператива, с которым он объединился, но который в данный момент уже не существует, пишет следующее:

«Должно быть, они увидели, как мы приближаемся и сказали: «Вот идет болван». А ведь мы заплатили 600 долларов за два вермиконтейнера размером 10х18х15 см; заплатили 6,97 доллара за галлон «витаминов»; 2,62 доллара за один пакет цитрусовой муки и 2,67 доллара за пакет ореховой муки».

Даже информация о количестве дождевых червей, которое необходимо для заселения таких небольших 15-см вермиконтейнеров отсутствует, а дополнительные услуги включаются в договор, о котором большинство преуспевающих производителей-червеводов просто никогда не слышали, или не сочли необходимым это использовать, включая различные добавки для субстрата вермиконтейнеров.

Один признанный ветеран червеводства, который многие годы наблюдал за кооперативами, пишет: «Я не видел выгоды от кооператива, за исключением, возможно, нескольких более крупных фермерских хозяйств. Для оправдания организации ни в одном из регионов не имеется достаточного количества производителей. Лучшее, что можно сказать об организации – это то, что она может обеспечить обмен идеями. Культивирование дождевых червей – это индивидуальный бизнес. Каждый производитель-червевод должен найти или создать свой собственный рынок».

Истинно совместные усилия некоммерческой организации, созданной самими производителями-червеводами, а не посредством внешних структур, могло бы принести выгоду членам кооператива, многие из которых по общему признанию не обладают достаточными ресурсами, не проходили обучения торгово-промышленной деятельности для того, чтобы организовать продажи дождевых червей крупными партиями. Трудность тут заключается в том, что трудно найти хотя бы одного человека из всех членов группы, обладающего необходимыми навыками и имеющего свободное время для того, чтобы работать на весь коллектив, даже за деньги.

Мы обнаружили, что во многих случаях дружелюбные производители-червеводы в сообществе выработали собственную удовлетворяющую систему кооперации, без какой-либо выгоды для организации. Они снабжают друг друга маточным поголовьем либо по разумной цене, либо на основе взаимовыгоды. Они обсуждают проблемы, обмениваются идеями и, в общем, рассматривают свои отношения как отношения «хороших соседей», а не «конкурентов». По мнению автора книги, это лучший способ управлять индустрией дождевых червей на благо всем.

При спекулятивной сделке на длительный срок такой подход окупился бы, как в неосязаемом основном капитале, так и в продажах, даже для самых убежденных индивидуалистов.

Точки зрения, высказанные в данной главе, являются субъективным мнением самого автора книги, которая ни в коем случае не была высказана для того, чтобы подвергать сомнению идею кооперативов или какой либо из существующих организаций. Ими можно управлять на истинно «кооперативной» основе на благо всех ее членов и с нормальным доходом для руководства за предоставленные услуги.

Мы предлагаем вам, однако, тщательно проверить ту организацию, в которую вы собираетесь вступить, поговорить с ее членами, проанализировать выгоды для себя, как для производителя-червевода, по сравнению с частным бизнесом, когда вы сами давали объявления и организовывали продажи, и запросите доступ ко всем записям этой организации. Если это является кооперативом, то это, в конце концов, все-таки ВАША организация.

Большинство производителей-червеводов советуют заниматься выращиванием дождевых червей «в одиночку»; теперь, когда стали доступны рекламные материалы и возможны продажи (что не было доступным мелким производителям-червеводам несколько лет назад), нетрудно заниматься только этим бизнесом.

Наши рекомендации