Можно ли подкрутить себя в полете?
Львиная доля успеха всякого прыжка определяется отталкиванием, не случайно эта стадия движения относится к так называемым «энергообеспечивающим» или «основным действиям». Однако, немаловажно то, как прыгун распорядится полученным движением далее — в «стадии реализации», то есть, в данном случае — в полете. Не имея возможности радикально изменять в безопорном положении движение, заданное отталкиванием, спортсмен может, все-таки, в определенных пределах, корректировать вращение «по сальто» за счет изменения позы (20,141). Закономерности, которым при этом подчиняется движение, нами уже неоднократно рассматривались, здесь же мы коснемся некоторых деталей, характерных для акробатики и небесполезных для практики. Начнем с обычного вращения «по сальто», с группировки.
Все знают, что группировка в полете ускоряет вращение тела (если оно вообще было), точно так же, как разгруппировка его замедляет. Чем плотнее группировка, тем сильнее «крутка». И напомним сразу, что важна не только плотность группировки или «складки», но и скорость, с которой прыгун меняет позу. Зависимость здесь тоже прямая — чем резче возьмешь или «распустишь» группировку, тем сильнее изменится скорость вращения по сальто.
Из сказанного как будто ясно, что плотная группировка — благо. Но... не будем делать слишком уж прямолинейных выводов.
Да, при более плотной группировке мы имеем выигрыш в скорости вращения и это важно в острых ситуациях — при «недокруте», при исполнении кратных сальто.
Но вспомним, что уже говорилось выше о базовых (профилирующих) двойных сальто (25,26,28). Мы уже отмечали, что такое движение следует тренировать и делать в неплотной, несколько раскрытой группировке, она дает лучшее управление движением и открывает прыгуну возможность вводить повороты, развивать движение структурно. И это еще не все.
АКРОБАТИКА________________________________________
... В 1956 году автор этих строк был свидетелем одного из редких тогда исполнений двойного сальто мастером-акробатом Михаилом Федоровым. Прыжок поразил не только неожиданностью свершившегося (Федоров прыгал двойное едвали не впервые, на плохой опи-лочной дорожке, без страховки, и не предупредив своего тренера Ю. К. Николаева), но и — свободой: спортсмен легко справился с вращением, даже не пытаясь пользоваться плотной группировкой. Он вращался полураскрытым (рис. 131-6), как бы сразу найдя перспективную технику вращения.
В самом деле, надо знать, что предельно плотная группировка (в) не слишком много добавляет к скорости вращения тела, так как основное ускорение достигается уже переходом от прямого или прогнутого положения в положение полугруппировки (а-б), и если прыжковая основа добротная, то этого вполне достаточно для выполнения двойного сальто. При этом тело вращается устойчиво, гимнаст хорошо ориентируется в пространстве, лучше управляет движением, легче подготавливается кдоскоку.
Еще показательнее ситуации с боковым сальто. Наблюдая различные исполнения этого движения, особенно в стадии освоения», нетрудно заметить, что плотная группировка в традиционной форме