Д — 1 V' — утопия или реальность?



Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Что касается техники сравниваемых движений, то сопоставление «цукахары» и «касамацу» любопытным образом высвечивает разни­цу в факторах, обеспечивающих программное движение в том и дру­гом движениях. Главное здесь в том, что в классическом «цукахаре» примерно равно важную роль играют как накат, так и курбетные действия (141).А «ложный цукахара» — яркий пример движения, энергетически почти полностью обеспеченное «накатом» при пол­ном, фактически, исключении фактора курбета. Учитывая это, а так­же все сказанное о «краже» поворотов, нетрудно понять, почему большинство исполнителей быстро и охотно переключились на но­вую форму прыжка. Почему, в самом деле, не воспользоваться более простым элементом, если судьи «платят» за него не меньше, чем за прежний?!

146. 1У2 - 11/2 - УТОПИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

По мере распространения сальтовых опорных прыжков, у гимна­стов и тренеров все чаще появлялось желание посягнуть на прыжок, в котором полтора сальто делалось бы не только во второй, но и в пер* вой полетных фазах. Особенно вдохновляли успешные, в общем, опыты исполнения наиболее сложных прыжков, в том числе женщи­нами. Еще Ольга Корбут очень убедительно делала такое суперслож­ное движение как наскок с поворотом на 360° — полтора сальто впе­ред в группировке. Энергетика этого прыжка была такова, что впол­не можно было пофантазировать и на тему «1 '/г — 1 '/г». И делались опыты освоения этого движения в виде первых к нему приближе­ний. Ряд гимнастов-мужчин еще в 70—80-е годы предпринимали попытки исполнения прыжка полтора сальто вперед на руки с после­дующим полупереворотом вперед.

Попытки этого рода выглядели весьма благородно, но столь же очевидно было, что с корректным решением этой трудной задачи гимнасты, увы, пока не справляются. Обычно прыжок в этом случае строился целиком «под первую часть»: гимнаст тратил максимум ре­сурсов для того, чтобы сделать с наскока желанные полтора сальто вперед, а далее следовал тяжелый приход на руки, как правило, со сгибанием в локтях и резким замедлением темпа движения. Вторая часть прыжка выполнялась в этих условиях, фактически, как фор­мальный соскок полупереворотом вперед без каких либо усложне­ний и даже без ощутимого отталкивания руками и подлета вверх. Ра­зумеется, ни о каком полуторном сальто во второй части такого прыжка речи идти не могло.

Разрешима ли эта задача вообще?

Думается, что да, разрешима, хотя надо признать, что выполнение таких движений на снарядах действующего технического стандарта близко к пределам двигательных возможностей спортсмена. Было бы гораздо доступнее, эстетичнее и гуманнее внедрять в спортивную практику подобные суперпрыжки, используя технически более со­вершенные, например упругие, прыжковые снаряды.

Как же, однако, строить это движение, чтобы в существующих условиях добиться не просто его исполнения, но — достаточно при­стойного исполнения?

Во всех случаях, когда речь идет о возможностях освоения пре­дельно трудных и сложных упражнений, должны решаться, прежде всего, две кардинальные задачи: достижения необходимого в данном случае уровня физической, функциональной подготовки (очень точно ориентированной на выполнение запроса, обусловленного именно этим движением или движениями этого типа) и — построение пре­дельно рациональной во всех элементах техники данного движения, если надо — специализированной применительно к особенностям подготовки конкретного исполнителя.

Если говорить об опорных прыжках класса «1 '/г — 1 '/г», то здесьтре-бования к специальной двигательной подготовке определяются, прежде всего, скоростно-силовыми качествами гимнаста, проявляющимися при отталкивании руками. Нет худа без добра! — Большинство даже самых хороших прыгунов пока что не знают, чтотакое целенаправлен­ная работа над «ручной прыгучестью», хотя давно существуют и систе­мы специальных упражнений, предназначенных для этой цели, и даже тренажеры, например качельного типа. Ключевой момент этой подго­товки — тренировка не только и не столько рук и плечевого пояса, сколько всего двигательного аппарата, реально занятого в исполнении отталкивания «руками» (139).Поскольку, как сказано, большинство гимнастов над решением этой специализированной задачи подготовки не работает, то это и есть — по иронии судьбы — часть резерва, позволя­ющего приблизиться к освоению прыжков класса «1 '/г— 1 х/г».

Дополнительного внимания потребовала бы и специальная «об-крутка» прыгуна в расчете на исполнение очень быстрого сальто впе­ред (см. ниже).

Что касается техники обсуждаемого прыжка, то здесь пришлось бы действовать по принципу кумуляции всех возможных активов. Рассмотрим главные из них.

Разбег должен выполняться по максимальным требованиям (128—130),то есть с мощным, быстрым набеганием на мостик и без

                   
  Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru
    Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru
 
 
    Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru
      Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru
        Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru
 

Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru

ПРЫЖОК__________________________________________________________

малейших скидок на сложность первой полетной фазы. Следует сра­зу сказать: всякий, кто откажется от полной мощности разбега в рас­чете на какую-то компенсацию за счет других исполнительских средств, будет обречен на плохо преодолимые трудности, а, скорее всего — на фиаско.

Наскок на мостик в отношении траектории — традиционный, то есть настильный. Что касается других технических признаков, то о них —ниже.

Отталкивание от мостика может выполняться традиционно, но именно в этом случае наиболее перспективно выглядит экзотичес­кий «задний темп» (рис. 117-6), то есть движение махом рук назад-вверх (133). Практическое использование этой техники в столь сложном движении требует его серьезной отработки на подводящих упражнениях. Важно добиться широкого, свободного маха руками «за спину». При этом следует помнить, что главное здесь — сохране­ние высокой скорости маха руками, по возможности, до самого от­рыва от мостика; мах должен иметь нарочито поздний акцент. Одно­временно подчеркнем, что глубокий мах назад будет иметь смысл лишь в том случае, если он остается достаточно быстрым вплоть до самого окончания махового движения. Если же мах, по мере прибли­жения рук к пределу подвижности в плечевых суставах, заметно те­ряет скорость (например, у гимнастов с «жесткими» плечами и тяже­лой мускулатурой плечевого пояса), лучше сократить амплитуду маха, но сохранить его высокую скорость до самого момента отрыва от мостика.

Отход с мостика в данном случае во многом отличен от тради­ционного. При «заднем» темпе отталкивания исключаются привыч­ные для прыгуна движения руками в направлении коня. Отход вооб­ще должен выполняться гораздо более низким движением с выражен­ным «сваливанием» плечами вперед, как бы нырком «под коня». При этом нарушается привычная ориентировка в пространстве, так как уже в начальных фазах отталкивания гимнаст теряет пространствен­ную цель движения из поля зрения, и с этим следует хорошенько освоиться.

Заметим также, что есть весомые аргументы и в пользу наскока на 1 '/г сальто «верхним темпом» (рис. 117-в), требующим предваритель­ного переворота вперед на мостик (133). В этом случае условия ори­ентировки в пространстве более выигрышны в сравнении с «задним темпом», хотя общая скорость перемещения и вращения вперед, по­лучаемая в результате «наката» и отталкивания ногами может быть не такой высокой.

146. 1 1/г — 1 '/г — утопия или реальность?

Траектория 1-й полетной фазы — чрезвычайно важный компо­нент техники прыжка «1'/г— 1 '/г». В принципе исполнитель должен здесь перемешаться в полете точно так же, как если бы он делал обыч­ный прыжок «переворот — сальто вперед». Это означает, что необхо­дима низкая, настильная траектория, позволяющая сохранить высо­кую горизонтальную скорость и, тем самым, создать условия для эф­фективного отталкивания руками (рис. 120-а). Разумеется, низкий полет означает в данном случае ограничение времени безопорного движения и резко повышает требования к быстроте, компактности, точности вращения в сальто. Но иного выхода здесь, к сожалению, нет. Всякая, казалось бы разумная, попытка нарастить время (а, зна­чит, и высоту) полета (б, в) означала бы в этом случае возникновение трех, поистине пагубных для прыжка, моментов. Это:

1. Увеличение амортизации при падении на руки с «задавливани-ем» гимнаста на опоре;

2. Падение горизонтальной скорости с уменьшением мощности отталкивания руками — тем большее, чем больше высота вылета;

3. Увеличение высоты «зама­ха» (136), абсолютно здесь неуме­стное.

Три этих следствия одной ошибки неизбежно приведут к нарушению необходимых усло­вий активного «стопорящего» от­талкивания руками, совершенно необходимого для достойного ис­полнения второй полетной фазы прыжка. Впрочем, низкая траек­тория имеет и свои достоинства (кроме того, что не имеет недо­статков высокого движения): в этом случае начальная скорость «крутки» обычно всегда выше, чем при высоких отходах.


Группировка и вращение долж­ны выполняться с филигранной четкостью. Основные условия: очень быстрое и максимально плотное группирование со специ­ально отработанной до автома­тизма техникой перевода рук пос-

Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru Д — 1 V' — утопия или реальность? - student2.ru ле маха назад к предельно короткому, но жесткому захвату за голени. Совершенствуя это движение, гимнаст должен решительно отка­заться от стереотипа обычного группирования, часто выполняемого на практике рыхло и небрежно.

Разгруппировка и постановка рук для толчка должны делаться от­носительно поздно. Это позволяет сохранить подольше скорость вращения тела и оставляет приемлемые условия для толчка руками. В момент прихода на опору тело должно быть в положении умеренного «замаха» {рис. 130, к. /); чем более высокую скорость горизонтально­го движения и вращения сохранит к этому моменту гимнаст, тем ниже должен быть замах.

Отталкивание руками делается достаточно традиционно. Но есть и характерные детали: как правило, большая часть этой фазы (рис. 130, к.к. 1—3) будет исполняться с согнутыми ногами, это есте­ственная техника в ситуации дефицита вращения. Только в наиболее активной части отталкивания гимнаст на короткое время полностью выпрямляется, «выстреливая» ногами вверх (к.к. 2—4). Но сразу вслед за этим вновь следует группировка.

Вторая полетная фаза и приземление в данном случае не отлича­ются от соответствующих фаз традиционных прыжков класса «пере­ворот — сальто», включая возможные затруднения и ошибки.

АКРОБАТИКА

Наши рекомендации