Хорошо забытый хороший прыжок
Прыжок, подразумевающийся в названии сюжета {рис. 128), был в ходу в 70-х годах, и с тех пор довольно прочно забыт. К этому, действительно, есть определенные основания: мышечный аппарат гимнаста, гимнастки в наскоке на руки работает здесь не так эффек-
тивно, как в наскоке с прогибанием (140), само отталкивание выглядит не таким мощным, что объясняется функциональными различиями при работе двигательного аппарата при сгибании и разгибании тела. Кроме того, «ямаситу», а речь идет именно об этом прыжке, более удобно выполнять толчком о ближнюю часть коня, а это визуально изменяет пролет вперед за снаряд и снижает впечатление от второй полетной фазы (что, впрочем, не относится к женским прыжкам).
Однако, у «ямаситы» есть ценные качества, которые лю-
ПРЫЖОК
бой грамотный гимнаст, тем более специалист, должны хорошо понимать.
Дело в том, что техническая форма «ямаситы» — единственная в переворотах вперед, где отталкивание руками выполняется за счет разгибания тела, а не сгибания, как в традиционном перевороте. Из рисунка можно видеть, что после низкого быстрого наскока на руки (к.к. 1—2) гимнаст (гимнастка) переходит в «закрытое» положение (к. 2). Тело слегка согнуто, напряжено, приход на руки должен быть достаточно жестким. Далее неизбежно следует фаза амортизации, в которой гимнаст, под воздействием инерционного напора дополнительно сгибается (к.к. 2—3), «проседает» в плечах и т. д. В этой фазе очень важно сохранить высокий тонус всего мышечного аппарата и «жесткость» системы в целом.
К моменту окончания амортизации (к. 3) тело больше поднимается над опорой, и начинается собственно выталкивание, в исполнении которого вновь принимает участие практически весь двигательный аппарат гимнаста. Как и всякое отталкивание, оно построено на быстром выпрямлении тела, но здесь это, как уже отмечено, разгибание34. При этом ноги гимнаста совершают быстрое обгонное движение вверх-вперед и, в отличие от традиционной техники переворота* содействуют вращению тела в основном направлении — вперед. Иначе говоря, при такой технике отталкивания руками все его компоненты «идут в дело», помогают исполнению программного вращения в перевороте!
Ну и что, скажет скептик, разве в целом есть выигрыш? Разве «ямасита» стал перспективным прыжком?
Конечно, все приходится взвешивать, ну а точки над «Ь> ставит сама жизнь, практика. Тем не менее, мы склонны защищать и рекламировать «ямаситу». Прыжок может давать блестящие результаты, если им правильно пользоваться.
Действительно, в общей мощности полета «ямасита» обычно проигрывает общепринятому перевороту, хотя и это — не закон. Действуя смело, быстро набегая на мостик, применяя жесткий низкий наскок без утрированного движения плечами вперед, можно (и должно!) добиться отличного, высоко-далекого полета.
Главное же в том, что отталкивание руками в «ямасите» очень эффективно в отношении создания вращения в полете, и в этом отно-
34 Мы имеем в виду, прежде всего, анатомическое разгибание в тазобедренных и межпозвонковых суставах. Имеющее при этом место выпрямление тела за счет работы плеча физически не менее важно, но (терминологически) это сгибание.
________________________________ 144. Тот самый «цукаха р а »
шении данный способ построения отталкивания гораздо рациональнее обычного. Автор помнит как на основе «ямаситы» даже не очень сильные мастера легко делали такой прыжок, как переворот—двойное сальто вперед.
Как говорится, новое — хорошо забытое старое. Настоятельно советуем наиболее инициативным специалистам внимательно присмотреться к схеме «ямаситы»: используя возможности в технической и скоростно-силовой подготовке современных гимнастов и гимнасток, вполне возможно «влить молодое вино в старые мехи». При этом заметим, что это в полной мере (а может быть и в большей) относится к гимнасткам. Именно в условиях прыжков через продольного коня наиболее выигрышные особенности «ямаситы» могут быть успешно реализованы.
ТОТ САМЫЙ «ЦУКАХАРА»
Прыжок под названием «цукахара», кажется, не требует комментариев. Но это только кажется. В действительности, многое, из связанного с этим прыжком, заслуживает разговора.
Прежде всего, отметим, что первым исполнителем прыжка «полупереворот вперед с поворотом кругом и полтора сальто назад» был, конечно, не Мицуо Цукахара. Уже до него этот прыжок делался в СССР, сначала Александром Углевым, а затем и другими гимнастами. Лишь отсутствие громкого имени мешало им «запатентовать» свой «фирменный» прыжок.
Прыжок, вынесенный на международную арену японским мастером, положил начало существованию нового профиля прыжковых движений, особенность которых не только в наличии сальтового усложнения с вращением назад в полете, но и в том, что при отталкивании руками {рис. 129т с. 346) в перевороте впервые был применен «курбет», то есть бросковое движение ногами назад, по направлению сальтового вращения.
По поводу этого компонента техники, тренеры, не склонные мыслить гибко и представляющие себе «курбет» исключительно в форме движения, исполняемого из стойки на руках, никак не могли представить себе рациональной техники «цукахары». Им казалось, что бросок ногами будет непременно идти вниз, «в пол» (к. 2-а) и давать, соответственно, недопустимо низкое и короткое движение. Однако, это вовсе не так.
Вспомним, как это должно делаться на самом деле. При правильных действиях (соответствующих задуманной схеме прыжка) гим-
ПРЫЖОК__________________________________________________________
наст должен еще в наскоке на руки полностью повернуться кругом и придти в хорошо «растянутое» положение, в котором ноги заметно отстают во вращении, и поэтому тело прогнуто, а мышцы передней поверхности тела быстро натягиваются (к. 7). В этом случае возможно выполнение высокоэффективного курбета, содействующего активному вращению тела назад: из прогнутого положения гимнаст, быстро проходя верхнюю вертикаль, выполняет хлесткое сгибание в тазобедренных суставах и одновременно выталкивается руками вниз-вперед. Особенность правильного курбета в «цукахаре» (которым сам М.Цукахара владел не слишком хорошо), заключается в том, что это быстрое, но небольшое по углу сгибание с броском стопами назад-вверх, а не в коем случае не вниз. Это дает превосходное движение на взлет с активным вращением назад, а возможное (технически очень удобное) разгибание после такого курбета может прекрасно служить для исполнения поворотов.
Таким образом, «цукахара» своеобразный родственник «ямаси-ты» (143) в том смысле, что тот и другой прыжки используют активную подкрутку за счет действий при опоре руками.
Важно отметить, что полноценные курбетные действия в «цукахаре» возможны только при условии полного, заблаговременного и
И «цукахара» ложный
точного поворота кругом в наскоке на руки. Это означает, что данный поворот должен быть достаточно быстрым, нерастянутым и завершаться практически одновременно с постановкой кистей на коня. При этом необходимость прихода в активно растянутое положение на руках (к. 1) заставляет исполнителя и поворот делать на фоне изгибания тела (в том числе бокового), а не в прямом, как казалось бы, положении, и это усложняет действия прыгуна.
Интересно, что наиболее техничный в этом отношении прыжок «цукахара» делают гимнастки. Их понуждает к этому продольное расположение коня: хочешь — не хочешь, а приходится полностью повернуться, чтобы попасть кистями на опору, да не вообще на коня, а поточнее — на его передний скат, что содействует созданию надежного упора при отталкивании.
Иначе обстоит дело с мужским вариантом «цукахары». Расположение коня в длину (по гимнастической терминологии — не слишком здесь удачной — «поперек») позволяет гимнастам вольничать и ставить кисти после наскока не так, какэтоделаютженщины. Очень скоро это привело к тому, что изначальная схема «цукахары» (полупереворот с поворотом кругом на руки и т. д.) совершенно исказилась, и от «цукахары» — в буквальном смысле — осталось одно название...
И «ЦУКАХАРА» ЛОЖНЫЙ
С прыжками, называемыми «цукахара», в мужской гимнастике произошла любопытная, если не сказать курьезная, метаморфоза. Первоначальный образ этого прыжка был вполне ясен: гимнаст наскакивает на руки, какв рондате, то есть с полноценным поворотом кругом, и затем на фоне курбетных действий уходит во вторую полетную фазу. Но при массированном освоении этого движения сразу стало ясно, что далеко не всегда удается полностью повернуться кругом в наскоке (это ведь бывает и в акробатическом рондате). Более того, быстро выяснилось, что и при неполном повороте в наскоке тело гимнаста — благодаря накату (141)! — может получать достаточно активное вращение по сальто, избавляя гимнаста от необходимости заботиться о курбете.
Однако, до тех пор, пока в практику не стали входить прыжки «цукахара» с поворотами в сальто, все эти особенности наскока оставались в сознании тренеров и гимнастов лишь как неизбежные нюансы обучения, в ходе которого, как известно, всегда бывают ошибки.
ПРЫЖОК
И «цукахара» ложный
Но все изменилось, как только мастера стали посягать на освоение «цукахары» с «винтами». Впрочем, произошло это далеко не сразу, так как потребовалось время на переход от простейших, небазовых форм «цукахары» (в плотной группировке, согнувшись) к прыжкам прогнувшись и выпрямившись или, хотя бы, в полугруппировке. Но, как только это произошло, началось смятение в умах. Исполнители «цукахары» с поворотами расслоились на две группы.
Представители первой из них действовали классически просто и честно: разучивался достаточно полноценный «гладкий» прыжок (в полугруппировке, прогнувшись и т. п.), и в полученном сальто назад {рис. 129) делался нужный поворот (обычно на 360°), по технике точно соответствующий акробатическому аналогу.
Совершенно иначе складывались события во второй, как бы экспериментальной, группе. Гимнасты этой категории стали искать пути упрощения движения.
Но с чего можно начать упрощение «цукахары»? — Конечно, с наскока на руки! Опытным путем выяснилось, что если наскакивать боком, то есть с поворотом только на 90°, то затем все равно можно сделать сальто с поворотом «как бы на 360°». И прыжок пошел в. практику; причем абсолютное большинство не только исполнителей, но даже судей (не исключая международных арбитров) и квалифицировали, и оценивали, в свое время, этот прыжоккак «цукахару» с поворотом на 360°.
Между тем, этот прыжок (назовем его «лжецукахарой»35) не имеет со своим предшественником почти ничего общего!
Первое различие уже отмечалось: гимнаст наскакивает на руки с поворотом не кругом, а на 90° — боком. Уже одного этого было бы достаточно, чтобы не называть его «цукахарой». Но это далеко не все.
Вторая, и важнейшая, особенность «лжецукахары» в том, что поворот во второй полетной фазе, начинающийся из положения боком, в дальнейшем протекает как в сальто вперед, а не назад, как это делается в «классическом» прыжке: поднимаясь плечами от опоры, гимнаст поворачивается лицом по направлению разбега и далее действует как в любом сальто вперед с поворотами.
Есть и другие особенности «лжецукахары». В классическом прыжке повороты в обеих полетных фазах, как правило, делаются в
35 Иногда этот прыжок называют, правда, именем другого японского корифея — С. Касамацу. Однако, автору этих строк никогда не доводилось слышать или читать вразумительного определения чем же, в представлении судей, «цукахара» с поворотом отличается от «касамацу».
одну и туже сторону, чаще — налево. (На эту тему в среде практиков было много споров, так как направление поворота часто определяется субъективно — по зрительным и вестибулярным ощущениям, движению «ведущей» кистью, плечом и т. д. Мы же имеем в виду объективную физическую методику векторного обозначения направления вращения. В этой связи заметим, к примеру, что при наскоке на руки, когда правая кисть и плечо поднимаются и тянутся влево, происходит поворот направо, а вовсе не налево, как часто думают). Таким образом, в обычной «цукахаре» суммарный поворот составляет, в принципе, 540°: 180° в наскоке и 360° в соскоке.
В «лжецукахаре» все иначе: легко убедиться, что если после наскока боком и отталкивания руками «честно» повернуться на 360° (как формально заявляется в названии прыжка), то и приземлишься боком! Чтобы этого избежать, нужно либо увеличить второй поворот еще на 90°, либо на столько же его уменьшить (приземляясь, соответственно, лицом или спиной по ходу движения). Последнее, ясное дело, проще, чем все исполнители и пользуются на практике.
Но и это еще не все! Если вы будете поворачиваться в том же направлении, что и в наскоке, то приземлитесь спиной к коню, а это неудобно и ненадежно. Все это диктует, в конечном итоге, единственное рациональное решение: в наскоке и в соскоке поворачиваться в разные стороны: 90° туда и 270° обратно. Что всеми и делается.
И последнее. «Лжецукахара», который считается как бы прыжком «с пируэтом», на самом деле выполняется со значительной «кражей» поворота. По сравнению с классическим прыжком «цукахара с поворотом на 360°», в «лжецукахаре» гимнаст не доворачивается на 180° — скрадывая по 90° в каждой полетной фазе.
В заключение отметим, что это — преимущественно мужская история, так как в женских прыжках иначе поставленный конь все подобные фокусы практически исключает. Разумеется, не все гимнастки и не всегда наскакивают на руки с идеально точным поворотом кругом (особенно, если судить по степени доворота стоп), но в целом структура женского прыжка «цукахара» обычно соответствует классическому образцу.
Каково же резюме? Не считает ли автор, что «лжецукахара» — своего рода прыжок-эрзац? Разумеется нет. Здесь вообще главный арбитр — практика. Гимнасты освоили этот прыжок, выполняют его — их право. Просто это другой прыжок, и не надо одно смешивать с другим. Сам факт возникшей когда-то путаницы показывает, что культура анализа движений (немаловажная для специалистов, в том числе судей) еще не всегда на должной высоте.
ПРЫЖОК