Сальто с прямым телом - за и против 81. САЛЬТО С ПРЯМЫМ ТЕЛОМ - ЗА И ПРОТИВ
Продолжая тему сальто над жердями, попробуем ответить на вопрос: каковы условия и реальная возможность осуществления этого движения с совершенно прямым телом, к чему стремятся многие гимнасты (рис. 75-а)?
Такое исполнение или близкое к нему, разумеется, возможно, но нужно разобраться — за счет чего или, если угодно, какой ценой?
Один из возможных вариантов связан с упоминавшимся нами способом перевода кистей с полувкручиванием в плечах. В этом случае мах естественным образом «угасает» к моменту прихода в стойку, и «контртемпа», заставляющего активно прогибаться, здесь практически не требуется. Но, как уже отмечалось, такое «сальто» — не сальто...
Следовательно, необходимо, все-таки, стремиться к более мощному движению, дающему ощутимый вылет, но тогда, как следствие, нужен механизм, ограничивающий крутку и позволяющий выйти в статическую стойку на руках.
До известной степени эта задача может решаться благодаря специфической работе на опоре (к.к. 6—8): быстро поднимаясь вверх прямым телом и поддерживая это движение активным нажимом руками вниз-назад на жерди (к. 8), гимнаст сильнее обычного выводит плечи вперед. Это приводит к значительному увеличению момента силы тяжести Рг, действующего на систему и ограничивающего вращение тела. Однако полного гашения крутки при этом все равно не происходит, как, впрочем, это бывает и при любом другом способе исполнения сальто. Окончательное преодоление этого остаточного вращения происходит в полете благодаря действиям руками (80), а также после прихода на опору (к.к. 10—11).
Такова примерная схема прямого сальто. Однако подчеркнем, что описанная техника носит несколько «вымученный» характер; биомеханически она нерациональна и идет на поводу у стилевых соображений. Следует знать, что такое сальто, даже если оно более или менее удалось, при прочих равных условиях всегда хуже по физическим характеристикам и, главное, управляемости, чем традиционное сальто с «подрывом» грудью (рис. 73). Поэтому на самом деле точно такого движения, как шрис. 75-а никогда не бывает; реальное сальто все равно технически ближе к тому, что показано па рис. 73.
Наконец, возможен компромиссный вариант «прямого» сальто (рис. 75-6). Сутьеговтом, что гимнаст действует принципиально так же, как в обычном движении, но действия «подрыва» осуществляются на других тазобедренных углах: после броска гимнаст возможно
БРУСЬЯ
Руки стопорят
более мощно разгибается, но только до прямого (или близкого к прямому) положения, после чего действует как в «прямом» сальто. Таким образом, схема с «контртемпом» здесь частично выдерживается (хотя последний и менее мощен), а по необходимости к ней добавляются другие описанные нами приемы, позволяющие регулировать вращение.
РУКИ СТОПОРЯТ
Закончим обсуждение сальто над жердями кратким разбором его завершающей стадии — прихода на руки с фиксацией стойки на руках.
Вот наивный вопрос: в какое положение нужно придти, чтобы точно зафиксировать стойку? Наивный ответ: точно в стойку на руках. Но, увы, этот ответ был бы удовлетворителен, если гимнаст падал в стойку на жердях точно по вертикали и без всякого вращения тела. На самом деле, как мы знаем, это происходит вовсе не так. Даже если подлет (по траектории ОЦТ) был строго вертикальным, то все равно к моменту восстановления опоры (рис. 73, к. 10) тело имеет остаточное вращение назад, и его еще нужно погасить. Если бы гимнаст пришел сразу точно в вертикальную стойку (к. 10, пунктир) это вращение стало бы причиной «завала» назад с уходом из стойки в упор. Чтобы избежать этого, гимнаст ставит руки опережающим движением в тот момент, когда туловище, а особенно ноги, еще отстают в движении (к. 10). В этом случае тело начинает вновь испытывать на себе влияние внешних моментов сил, останавливающих вращение назад.
Этих сил две: сила тяжести, действуя на звенья, отставшие в движении, тянет их в направлении, обратном вращению по сальто, а опорная реакция «толкает» туда же тем сильнее, чем жестче был приход кистями на жерди. Действующий при этом «стопор» может даже пойти во вред фиксации стойки, так как явно ударный приход на опору не только разом гасит начальное вращение, но и приводит к нежелательной здесь упругой отдаче12.
Описанные эффекты, помогающие погасить остаточное вращение, действуют тем сильнее, чем больше был наклон тела в момент
12 Показательная аналогия: вспомните как действует прыгун, приземляясь после акробатического сальто назад в остановку, и как он отталкивается в «конт-ровом» соединении «сальто назад — сальто вперед», когда «в одно касание» меняет направление вращательного движения тела.
постановки кистей на жерди. Если степень наклона в момент дохвата (к. 10) точно соответствовала активности остаточной «крутки», то последняя к моменту прихода всего тела к вертикали полностью иссякает. Причем звенья тела останавливаются последовательно: кисти — плечи—таз — стопы; тело как бы перекатывается по вертикальной плоскости от кистей к ногам и замирает в прямом положении (к.к. 10-12).
В целом же процесс прихода в стойку на руках «с лёта», когда нужно одномоментно погасить как перемещение, так и вращение тела, абсолютно идентичен закономерностям приземления на ноги при соскоках и прыжках в остановку.