Поздний» спад: тема с вариациями
«Ранний» спад, описанный выше (59), подобен мощной ракете-носителю, предназначенной для «запуска тяжелых спутников».
Но всегда ли надо так расходовать энергию? Нужен ли «ранний» спад при исполнении, скажем, простого подъема дугой в упор на руках или оборота под жердями «в плечи»? Не нужен, и даже может спровоцировать ошибки. Может ли, однако, уважающий себя мастер обращаться в этом случае к «простому» спаду с его минимальной амплитудой и общей «анемией» (рис. 55-а)! — Ясно, что — нет.
И гимнасты стали искать формы спада, которые обслуживали бы элементы средней трудности, не требовали бы излишнего форсажа, но выглядели бы достойно, стильно. Так появились различные модификации движения, ведущего свое происхождение от «простого», школярского спада, но более культивированные.
Одним из первых появился спад «высоким углом» {рис. 55-6). Его идея пришла, конечно, из практики исполнения спадов назад из упоров сзади на перекладине и брусьях разной высоты. Там исполнители обычно рано сгибаются и идут вниз, гладко вписываясь в траекторию, ведущую к вису согнувшись сзади. Но идея эта и связанная с нею форма, будучи перенесенной на мужские брусья, развивалась как дефективный ребенок: отсутствие продольной опоры (то есть реального препятствия) провоцировало гимнастов на низкое движение с опущенным тазом и ранний переход в положение угла (к.к. 2—3), которое приходилось удерживать силой. При этом возникают неприятные, сбивающие ритм и нарушающие равновесие, колебания таза вперед и назад (с соответствующими неуместными сгибаниями и разгибаниями тела); продвижение тела назад-вниз теряет свободный характер, и нужно его поддерживать искусственно (к.к. 3—5). Главное же — спад не получает ни должного внешнего эффекта (из-за чего загорелся весь сыр-бор), ни энергетической эффективности, так как «оттяжка» масс тела от оси вращения получает-
ся незначительной, а подготовительное сгибание вообще отсутствует, ибо «израсходовано» с самого начала для демонстрации «высокого» (а на самом деле довольно низкого и некрасивого) угла. В результате гимнаст не получает ничего даже в сравнении с «простым» спадом, где — при небольшой высоте движения—действия строятся гораздо естественнее.
Есть ли выход из положения? Нельзя ли делать достаточно мощный, но спокойный и красивый спад, не нарушая рациональной схемы построения движения?
Конечно, есть. Наилучшее решение этой задачи показано на рис. 55-г. Это — «поздний» спад, в котором удачно соединяются основные достоинства «простого» и «раннего» вариантов. Гимнаст должен сделать широкий, смелый мах вперед из упора (к.к. 1—2) и, сохраняя высокое положение выпрямленного или слегка согнутого тела, сразу идти плечами назадввис(к./с. 2—4). При этом сохраняется достаточная «оттяжка» масс тела от оси вращения, а подготовительное сгибание происходит, как и в «раннем» варианте, только после прохождения плечами уровня опоры (к.к. 4—6);и хотя такая «складка» умеренна по мощности, ее активности более чем достаточно для выполнения многих не самых простых элементов. В целом такой спад не только красив, стилен, но и достаточно энергичен и универсален. Особенно он хорош для исполнения движений в высокий упор на руках или в стойку на плечах, так как в этом случае почти на протяжении всего движения (рис. 55-г, к.к. 3—7и д.) тело гимнаста в целом почти не вращается. Это содействует естественному и точному попаданию в намеченное конечное положение (чего не было бы при «раннем» спаде!).
И в заключение — еще раз о спаде «высоким углом». Нельзя ли, если уж так хочется, сохраняя рисунок этого движения, избавиться от свойственных ему недугов? Да, до известной степени это возможно. Но для этого нужно ввести данную стилевую форму в технические рамки «позднего» спада (рис. 55-д). Гимнаст должен сделать широкий мах вперед-вверх, ни в коем случае не оставляя таз внизу (как на фиг б, к.к. 2—5), а поднимая его выше уровня плеч (фиг. д, к.к. 2—3). При этом все тело сразу отходит назад, в спад, а плотная «складка» оттягивается по времени до перехода из упора в вис согнувшись (к.к. 5—6). Такая геометрия спада позволяет получить внешний рисунок спада «углом», но дает широкое, плавное движение, не имеющее ритмических сбоев и обеспечивающее значительную общую мощность двигательных действий в подъеме.
БРУСЬЯ___________________________________________________________
НЕИЗВЕСТНЫЕ РАЗМАХИВАНИЯ
Возможно даже, что это упражнение, о котором мало кто думал как о самоценном движении. Речь идет о... размахиваниях в висе согнувшись.
Что такое эти размахивания? Зачем они нужны?
Раньше мы уже говорили о размахиваниях в упоре (56), и можно было видеть, что разговор этот — не пустой. Стоит ли удивляться, что и в отношении размахиваний в висе согнувшись может быть предмет для особого анализа?
Вис согнувшись это, как известно, рабочее положение для большого числа разнообразных упражнений как легких, так и трудных. Движения в этом рабочем положении, выполняемые на махе вперед и назад, составляют два больших класса так называемых «движений разгибом», каждый из которых составляет «типологическийряд», состоящий из элементов, различающихся, в основном, вращательной структурой. Например, на махе вперед можно делать обороты («сальто») под жердями с более или менее выраженным вращением тела назад. В таких же упражнениях, как оборот в стойку (на руках,"ка плечах) вращение тела во второй части упражнения полностью нейтрализуется предшествующими действиями. А в упражнениях типа махов или подъемов дугой начальное вращение назад вообще меняется на вращение противоположного направления — вперед. Подобные изменения структуры связаны, прежде всего, с «основными действиями», то есть главными энергообеспечивающими и управляющими действиями, исполняемыми на опоре, как раз в положении, которое мы назвали «рабочим». Поэтому анализ действий в рабочем положении, в особенности последовательных, разнообразно акцентируемых сгибаний и разгибании тела, выполняемых на фоне определенных действий руками «от опоры», может дать весьма интересные результаты. На это мы и хотим обратить теперь внимание читателя.
Прежде всего, попробуйте, можете ли вы (ваш ученик) сделать те самые странные и «никому не нужные» размахивания в висе согнувшись, которые были упомянуты в начале сюжета. Для этого нужно принять вис согнувшись (можно — с наскока, с готовым легким махом, но интереснее попробовать «размахаться» из состояния покоя) и начать активно — без помощи!— выполнять размахивания вперед и назад. Это значит, что на махе вперед из нижнего положения (рис. 56, к. 3) гимнаст должен делать острое, акцентированное разгибание высоко вверх и вперед с одновременным нажимом руками вниз-назад (к.к. 3—1), а затем, уже на махе вниз-назад, пружинящим движением
Неизвестные размахивания
«сложиться» у нижней вертикали (к.к. 2—3) и тут же разогнуться, посылая ноги вверх и несколько назад (к.к. 3—5). Подъем на махе назад также сопровождается по возможности мощным нажимом руками вниз на жерди за счет их разгибания в плечах. Обратное движение строится по той же схеме с переходом к новому маху вперед (к.к. 5—1). При этом важно не только «схватить» координационный механизм наращивания амплитуды таких размахиваний на махах обоих направлений, но и добиться полной устойчивости, надежности махов с ровным, отлаженным их ритмом. В результате, при правильной и активной работе гимнасту удается достичь изрядной амплитуды движения, которое на махе вперед сходно с опорной стадией соответствующего подъема дугой, а на противоположном — с «дугой назад» или с высоким подъемом разгибом.
Вопрос скептика: зачем нужно делать, тем более — тренировать такие размахивания?
Ответ простой: для лучшего овладения уверенными, хорошо прочувствованными действиями в основной стадии «движений разгибом». Ведь никого не удивляет, что в висах на перекладине, кольцах, брусьях разной высоты, в упорах на мужских брусьях циклические размахивания — одно из первейших упражнений в обучении и совершенствовании (56,86, 100,113—116). Что до описанных размахиваний в висе согнувшись, то особенно они полезны для овладения хорошей тяговой работой руками (скоординированной с остальными действиями), которая часто страдает незаконченностью даже у хоро-
БРУСЬЯ___________________________________________________________
ших гимнастов. При серийном исполнении очень уместны такие махи и в плане совершенствования хватов висе согнувшись и всех видовспадов.
А недостаточное владение точными действиями и устойчивым движением в висе согнувшись иногда сказывается самым неожиданным образом. Например — при исполнении такого своеобразного движения как оборот вперед под жердями («оборот Марченко»), а это уже задача для хорошего мастера.
ТАЗ - ИНДИКАТОР
Владеть техникой гимнастического движения это означает владеть ее деталями. Одна из таких деталей — положение тела в висе согнувшись, а еще точнее — положение таза в висе согнувшись. Речь в данном случае идет о тонких моментах акцентировки движения при исполнении различных упражнений, имеющих разную программу вращения.
Сравним два контрастных положения в висе согнувшись (рис. 57-а, в). Оба они отличаются от «срединного», нормативного виса согнувшись (б) своим положением таза и, соответственно, положением остальных звеньев тела относительно опоры. Даже если сравнить эти положения как статические, «замороженные», становится очевидным, что они должны совершенно по-разному использоваться в конкретных упражнениях. Так, положение а характерно низким положением таза и, соответственно, туловища. Если такое рабочее положение будет использоваться на махе вперед, то это означает, что звенья тела гимнаста меньше вращаются в направлении исходного маха назад или — что то же самое — предрасположены к вра-
________________________________________ 62. Таз - индикатор
щению вперед и как бы провоцируют «контртемп», характерный для движений дугой. Сказанное тем более верно, если гимнаст не просто удерживает это положение, а активно идет к нему, увеличивая плечевой угол (а). На махе назад подобное положение также будет содействовать вращению ноРи туловища вперед, но здесь это вращение в исходном направлении, вперед.
Антитезу приведенному случаю составляет положение с высоко расположенным тазом (в). Рассуждая от противного, нетрудно убедиться, что в этом случае «поощряется» вращение назад.
Из сказанного следуют полезные практические выводы. Ясно, например, что при движениях типа подъемов дугой вперед, где успех дела прежде всего предопределяется «борьбой» между исходным вращением и «контртемпом» (который и должен победить), движение с относительно низко расположенным тазом предпочтительнее. Аналогичная настройка при подъемах разгибом (или, например, обороте вперед под жердями — «марченко») позволяет легче достичь упора, который, однако, будет невысоким. И напротив: «прокрученные» обороты назад тяготеют к вису согнувшись с более высоко поднятым тазом. Однако, чем выше в висе согнувшись таз, тем сильнее вращение назади... ниже конечное положение упора (191). Таковы, вчаст-ности, быстрые обороты под жердями, приближающиеся и по структуре и по конкретной технике к оборотам «не касаясь» в упорах продольно (186).
Таким образом, и тренер, и гимнаст должны, работая над техникой конкретного упражнения, делать разумный выбор — как двигаться в соответствующей ситуации. Главное же — понять, что, корректируя положение таза, можно эффективно контролировать вращательную структуру движения и нужные рабочие акценты. Особенно ценен такой подход при работе над ошибками: отслеживая положение таза в спаде и корректируя тем самым действия руками, туловищем, можно подстраивать движение.
Очень интересен в этой связи и другой момент: координация усилий в плечевых и тазобедренных суставах при быстром, «ударном» переходе от сгибания тела к разгибанию из виса согнувшись. Наиболее непосредственно эти нюансы биомеханики движения из виса согнувшись прослеживаются, благодаря подвижной опоре, на кольцах. Так, нарочитый «удар» ногами книзу при сгибании с высоко поднятым тазом и последующим свободным разгибанием дает быстрый низкий выкрутили подъем назад. А столь же активное сгибание, но при опущенном тазе и фиксированных плечах дает в последующем разгибании вращение противоположного направления — вперед
БРУСЬЯ___________________________________________________________
(в виде маха дугой или подъема разгибом). Но поскольку всё это относится к наиболее простым движениям, эти тонкости имеют только познавательное значение.
ДУГА «ПО-ШАХЛИНСКИ»
Когда-то подъем дугой в упор на брусьях был модным и «ценным» элементом. В особенности это относится к временам, когда даже сильные гимнасты не очень-то умели делать активные спады (59). Но сейчас это движение мало кого интересует, и нас занимает не столько сам подъем, сколько некоторые детали техники, которые удобно проследить на его примере.
В свое время автору этих строк довелось анализировать биомеханику подъема дугой, выполнявшегося разными гимнастами. Особенно интересным оказалось сравнение двух вариантов (снятых спецкамерой и обработанных по определенной программе). В одном из них (рис. 58-а) гимнаст-мастер показал движение, все основные характеристики которого (максимальная скорость движения звеньев в ключевых фазах упражнения, показатели взаимодействия с опр-рой при отталкивании, абсолютная высота перемещения ОЦТ тела и др.) оказались заметно большими, чем у другого исполнителя (при
__________________________________ 63. Дуга «по-шахлински»
сопоставимых параметрах тела спортсменов). Но удивительно! Именно этот последний вариант, как можно видеть из рис. 58-6, выглядел более совершенным, законченным и позволял лучше связываться с последующими движениями. Автором этого второго подъема дугой был выдающийся советский гимнаст Борис Шахлин.
В чем тут дело?
Секрет в том, что Б.Шахлин, работая очень рационально, экономно, сумел точно распределить ресурсы движения, необходимые и достаточные для подъема.
Ключевым компонентом движения для подъема дугой в упор является, как известно, разгибание, выполняемое из виса согнувшись (рис. 58-а, б, к.к. 1—3). Именно это разгибание, являясь контрдействием по отношению к начальному вращению тела и обеспечивая собственно подъем в упор, определяет успех дела. Соль, однако, в том, что сообщить нужную энергию ногам, как основному здесь рабочему звену, можно в разных зонах разгибания. Первый гимнаст действовал мощно, но его разгибание было высоким, коротким, импульсивным и достигало максимальной мощности рано, на явно неполном еще разгибании тела (к. 3). Для выхода в упор в этих условиях пришлось в дальнейшем не просто притормаживать ноги, а еще существенно согнуться (к.к. 3—5). Борис Шахлин действовал иначе: ноги во время разгибания разгонялись дольше (а, значит, не так резко) и достигали максимальной скорости уже при почти прямом теле (к. 4). Последовавшее затем притормаживание приводило, в итоге, к достаточному для подъема ускорению вращения туловища и приходу в хорошо «оттянутое» вперед положение, удобное для соединения (и даже поворота) и внешне более эффектное.
Мораль: мощное движение не всегда дает наилучший результат; важно действовать не только активно, но и рационально. Заметим, наконец, что дуга «по-шахлински» одновременно служит и иллюстрацией к предыдущему сюжету о контрольном положении таза (к.к. 1,фиг.а\\б).
64. ПОДЪЕМ РАЗГИБОМ - ДЕЛО ТОНКОЕ!
Эти подъемы на брусьях всегда относились к разряду простейших соединительных элементов. Даже усложненные их варианты (с перемахом ноги врозь, продольно с перехватом и др.) никогда не выглядели особенно «солидно».
Но, как известно, каждое упражнение можно делать по-разному, и подъем разгибом из виса согнувшись на брусьях — не исключение.
БРУСЬЯ___________________________________________________________
Нарис. 59показаны варианты окончания этого подъема. Простейший из них (а) выводит гимнаста в низкий упор с минимальным махом назад (ср. со «школярскими» махами в упоре, рис. 53-а). Более мощные (би, особенно, в) могут дать вполне достойное соединение, но все же роль их — только служебная.
Может ли, однако, подъем разгибом быть интересен сам по себе, даже без дополнительных усложнений типа поворотов или перемахов?
.. .Несколько десятков лет назад мировая гимнастика была попроще и не так зависела от исполнения атлетических, в том числе полетных упражнений, поэтому роль рядовых элементов, наподобие подъема разгибом, была, естественно, более заметной. При этом ведущие мастера стремились придать им виртуозный блеск, фактичес-
________________ 64. Подъем разгибом - дело тонкое!
ки повышая тем самым их реальную (а не номинальную) трудность. Читатели старшего поколения могут вспомнить в этой связи блестящего японского гимнаста Акинори Накаяму, который показывал на разных видах многоборья целый ряд эффектных движений, доведенных до степени искусства благодаря не только совершенной технике, но и прекрасно развитым силовым качествам и активной гибкости. Запомнился «обыкновенный» подъем разгибом, который А. Накаяма демонстрировал на брусьях (рис. 59-г). После активной подготовки в висе углом (к.к. 1—6, см. об этом также 181) гимнаст на махе назад стремительно сгибался, «накрываясь» ногами (к.к. 6—9) и тут же мощно «выстреливал» ими прямо вверх (к.к. 9—11). Ключевое положение здесь — на к. 11; оно соответствует максимальному разгибанию в тазобедренных суставах и началу «ответного» движения — сгибания до плотной «складки» (к.к. 11—14). Впрочем, следует помнить, что действия гимнаста здесь не вполне (как и во множестве других случаев) соответствуют по времени и видимому эффекту движениям. В момент, когда Накаяма максимально «раскрывался», уже давно работают не разгибатели, а сгибатели тела. К к. 11 они уже почти полностью затормозили движение ног вверх, сразу после чего, на фоне продолжающихся усилий на сгибание тела, начинается движение в «складку» (к.к. 11—12). При этом таз еще больше поднимается, а плечевой пояс, поддерживаемый работой рук, с силой отводящих опору назад-вниз, выходит вперед-вверх и закрепляется в упоре к.к. 12—15).
Однако это не все. Подъем выполнен, но еще нужно обеспечить достойный переход к следующему движению. Достаточно чуть замешкаться, и таз неизбежно опустится, ноги упадут, и весь эффект — как зрительный, так и технический — будет утрачен. Поэтому, ни на долю секунды не прекращая активно тянуться тазом вперед (руки продолжают предельно активно нажимать назад на жерди), гимнаст быстро разгибается, как бы выполняя высокий мах дугой из упора сзади (к.к. 14—15). Если это удается, а Накаяме это удавалось в высшей степени, то гимнаст выходит из подъема разгибом не только в красивое, но и чрезвычайно активное положение замаха спереди (к. 15), после которого можно делать хоть двойное сальто вперед.
Движения, подобные «накаямовскому» подъему, довольно показательны. Плотная «складка», которую здесь использует гимнаст, далеко не только, а часто и не столько стилевой, сколько чисто технический компонент движения. При наиболее высоких, физически трудных подъемах она позволяет вывести в высокое конечное поло-
БРУСЬЯ___________________________________________________________
жение все звенья тела не форсированным одновременным, а последовательным движением, которое усложняет координацию действий, но зато снижает их потребную мощность.
И еще одно. Степень активного сгибания в финальной части упражнения может (а иногда и должна!) варьироваться в зависимости от ситуации движения. Часто такое сгибание, позволяющее дополнительно «подтянуть» вверх смежные звенья, используется как вынужденный вспомогательный прием. Например, в подъеме дугой в упор, показанном на рис. 58-а, к.к. 4—6, гимнаст без особого изящества использует ту же технику, которая ему необходима при выходе в упор.
ТУПИК ИЛИ СВЕТ В ТОННЕЛЕ?
Стойка на руках — исходное и конечное положение многих движений на брусьях и как бы «отстойник» в комбинациях квалифицированных гимнастов. Сходом назад из нее начинаются маховые повороты, сальто над жердями, соскоки. На протяжении многих лет техника схода, в сущности, не меняется (рис. 60-в). Между тем, требд-вания к сложности упражнений, базирующихся на данном движении, закономерно возрастают, хотя... условия для их выполнения давным-давно законсервировались.
Но, быть может, такое уж это движение, и ничего с ним больше не поделаешь? И если это так, то, значит, самые ответственные, подлежащие развитию движения на брусьях обречены застрять на уровне двойного сальто согнувшись в соскок или корявого «двойного» над жердями с приходом в неоформленный упор на руках?
К счастью, это не так. Уже давно было ясно (мы делали на эту тему разработки для сборной команды страны), что пресловутый сход можно делать гораздо эффективнее, мощнее.
Чтобы как следует разобраться в этой проблеме, сравним для начала два предельных варианта ухода из стойки. Один из них — в статический упор (а), другой — в вис (б).
Первый делается в расчете на медленное силовое опускание в полной остановкой тела. Эта задача решается благодаря тому, что ОЦТ тела гимнаста все время находится над кистями, т. е. перемещается точно в опорной плоскости. Технически это означает использование значительного уравновешивающего движения плечами вперед, полностью исключающего опрокидывание тела силой тяжести. Но это — одна из крайностей, своеобразная модель, показывающая что надо делать, чтобы не иметь маха в упоре.
Тупик или свет в тоннеле?
Другой, альтернативный вариант, полностью исключающий замедленное силовое движение и рассчитанный на максимальный махи висе, предполагает предельно возможное удаление ОЦТ от оси вращения и опорной плоскости.
Теперь вопрос: возможен ли продуктивный симбиоз этих двух форм движения, когда гимнаст, уйдя из стойки и оставаясь в упоре, имел бы более мощный мах, нежели при традиционном сходе?
БРУСЬЯ