Ткачевский»: клубок противоречий
Эффект новизны появившегося в свое время «перелета Ткачева» обусловливался, по крайней мере, двумя факторами. Первый из них тот, что до «ткачевского» перелеты махом вперед были, в сущности, неизвестны. Другой заключался в том, что это было упражнение с «контртемпом», с переменой начального направления вращения тела, что — применительно к махам вперед — также практически не использовалось, если не считать простых соскоков махом вперед и соскоков дугой. Однако, помимо этой специфики, обсуждаемое упражнение имеет ряд других особенностей, иногда затрудняющих как его понимание, так и реальное исполнение.
Нарис. 28яас. 104 показан традиционный «ткачевский» в том его виде, в каком это упражнение вошло в широкую практику. Отвлекаясь до поры от технической конкретики, вспомним самые принципиальные моменты, связанные с этим упражнением и выглядящие как противоречия.
1. Движение построено по схеме «вращение — контрвращение». Это означает, что чем сильнее будет исходное вращение назад на опоре (к.к. 1—7), тем труднее будет гимнасту получить последующее контрвращение вперед (к.к. 10—14). Это первое противоречие.
2. Таким образом, гимнаст должен стремиться всемерно «поощрять» контрвращение, так как именно от него зависит прежде всего успех исполнения упражнения — наличие достаточного вращения вперед в полете, возможность меньше сгибаться в безопорном положении, раньше дохватиться и др. Если же, пытаясь облегчить реше-
ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________
ние этой задачи, ослабить бросок ногами (к.к. 4—7), то работать на контртемпе будет, действительно, легче, но... чем слабее бросок, тем более вялым, при прочих равных условиях, будет и контртемп, так как биомеханически он оказывается хуже подготовленным. Это — второе противоречие.
3. Кроме того, что бросковое движение естественным образом подготавливает действия контртемпа, оно совершенно необходимо и как средство подъема, ведь гимнаст должен быстрым движением «выбросить» свое тело вверх-назад через перекладину (к.к. 6—10). Но чем активнее и выше подъем, чем позднее гимнаст теряет связь с опорой, тем больше тело успевает повернуться назади тем больше и быстрее придется гимнасту поворачиваться затем в обратном направлении — вперед. Таким образом, бросок одновременно и нужен и — «вреден». Это — третье противоречие.
Мы могли бы добавить к этому перечню и другие «неувязки» в структуре и технике данного движения (например, широкий спад, как и бросок, помогает подъему, но препятствует контрвращению), но ограничимся сказанным.
Как же лучше преодолевать упомянутые трудности? Нет ли возможности разом снять их?
К сожалению, радикальных средств преодоления всех этих «за» и «против» только одной техникой движения (о которой мы еще будем говорить в следующих сюжетах) у нас нет, поскольку они заложены в
____________________ 42. « Т к а ч е в с к и й » : п роблема спада
принципиальной структуре упражнения, в его типологии, от которой и зависят особенности элемента, его своеобразие и, если угодно, привлекательность.
Главное же направление совершенствования этого движения связано с его общей мощностью. В принципе, какими активными ни были бы спад и бросковое движение ногами (к.к. 1— 7), они не создадут гимнасту неприятностей, если контрдействия (к.к. 7—10) будут носить еще более мощный, «перекрывающий» характер. Правда, это легче сказать, чем сделать... Но, безусловно, у большинства гимнастов есть неиспользованные ресурсы повышения мощности движений типа «ткачевского». Они связаны с наращиванием скоростно-силовых возможностей спортсмена при исполнении тесно связанных действий в «броске» (к.к. 4—7)я «подрыве» (к.к. 7—10).
Но простого увеличения мощности (что само по себе нелегко) недостаточно: действия должны сохранять высокую скоординирован-ность, точность, а это обычно удается тем хуже, чем выше скорость движения. Поэтому процесс наращивания энергетики движения должен идти параллельно с совершенствованием его техники.
ТКАЧЕВСКИЙ»: ПРОБЛЕМА СПАДА
Существует громадная группа разнообразных гимнастических упражнений, в которых едва ли не самой важной задачей является выполнение полноценного спада. Достаточно назвать все оборото-вые движения, особенно такие, как большие обороты на брусьях разной высоты (особенно в их старой форме), где вся филигранная точность техники направлена на то, чтобы повысить эффективность спада и энергонасыщение движения в целом (175).
Но все это справедливо только по отношению к движениям с так называемым моновращерием, то есть к упражнениям, в которых тело гимнаста в целом должно от начала до конца иметь угловую скорость неизменного направления (однонаправленные махи, обороты, сальто и проч.). В движениях же с контрвращением, к которым относится и «ткачевский» (см.также 45—47,50,98,137), все наоборот. Сильный спад здесь возможен теоретически, но практически его обычно приходится сдерживать, используя те или иные приемы. Обсудим некоторые из них.
Прежде всего отметим, что всякий спад это своего рода «черный ящик», на выходе из которого у нижней вертикали гимнаст получает движение, на котором «не написано» как именно оно было получено. Если мы не видели сами действия спада, то на глаз можем судить об
ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________
их результате только по тому как тело ведет себя при прохождении вертикального виса {рис. 28, к. 5и далее). Главное здесь — с какой скоростью происходит движение в целом. А скорость эта зависит от трех основных факторов, действующих на спаде. Это: высота исходного положения, начальная скорость движения и степень оттяжки в ходе движения вниз (включая действия сгибания-разгибания). Таким образом, гимнаст может пользоваться разными приемами «успокоения» спада. Например, реальное движение можно начинать из более низкого исходного положения (рис. 29-а); можно притормаживать предшествующее движение так, чтобы к началу очередного спада скорости почти не было (б); можно, наконец, использовать утрированные сгибания-разгибания, которые суть не что иное как уменьшенная оттяжка, приводящая, следовательно, к снижению энергии спада (в). Эти приемы используются и совокупно: гимнаст может медленно и невысоко пройти верхнюю вертикаль, а затем, утрированно сгибаясь и разгибаясь, выполнить спад. Разумеется, эти приемы должны быть взвешенными, ими бессмысленно злоупотреблять, поскольку скорость можно погасить настолько, что сразу после нижней вертикали всё вообще остановится...
Современные исполнители «ткачевского» лишь частично пользуются описанными приемами и, конечно, правы, так как главная стратегия ведь не в том, чтобы бесконечно сбавлять мощность движения, а, напротив, в доступной мере наращивать или, хотя бы, сохра-
_____________ 43. «Ткачевский»: тонкости кон т р т е м п а
нять ее! Но, тем не менее, в последние годы стали модными некоторые характерные приемы сдерживания спада перед «ткачевским», особенно в его «люкинской» форме. Так, многие применяют искусственную задержку темпа в начале спада, когда после стойки гимнаст сдерживает уход вниз, как бы добиваясь паузы перед спадом. Физически этот прием не имеет никаких преимуществ перед другими, но более или менее эффектен внешне, так как «фигура ожидания» здесь предшествует контрастным по характеру, предельно мощным контрдействиям перед вылетом; кроме того, задержка движения избавляет гимнаста от необходимости пользоваться таким приемом как сильные сгибания-разгибания на спаде (физически дающими тот же эффект); получается, что исполнитель действует широко, на более импозантной оттяжке. Наконец, «люфтпауза» в начале спада помогает гимнасту лучше сосредоточиться перед основными действиями упражнения.
Но возможны и другие схемы построения «пригашенного» спада. Так, описанный выше специфический спад в «китайском» движении (7) во многом соответствует нужным здесь требованиям (рис. 29-в): он начинается не слишком быстро, на сильном сгибании (то есть из низкого исходного положения) и протекает с предельно выраженными сгибаниями-разгибаниями тела. Загвоздка лишь в том, что такая подготовительная стадия, снижая физическую мощность спада, одновременно активизирует собственные действия гимнаста, прежде всего бросок ногами. Однако, если учесть, что существенно повыша-
к |
ется и эффективность следующего за броском разгибания тела, то, следовательно, и важнейшее для всех перелетов этого типа действие I контртемпа будет выполняться в технически достаточно выгодных условиях. Эта схема довольно перспективна, и гимнастам, хорошо владеющим «китайским» спадом, а также обладающим должными физическими качествами, чтобы справляться с очень резкими контрдействиями в «подрыве» грудью и животом, описанная техника будет вполне подходящей. И здесь открываются возможности исполнения целого ряда наиболее сложных вариантов движений этого профиля, о чем — дальше.