Ткачевский»: клубок противоречий
были подробно описаны в форме, позволяющей шаг за шагом разучивать движение на основе методологии программированного обучения. Программа была издана для служебного пользования и направлена в сборную команду СССР, где кем-то была поднята на смех, а кое-кем, как выяснилось позднее, была без особого шума принята на вооружение.
Ради исторической справедливости следует уточнить, что после М. Питомцева (делавшего перелет на тренировках) первым исполнителем подобного движения в широкой практике, но в форме соскока, был гимнаст из Ташкента Геннадий Якунин, который разучил тогда по нашей программе так называемый «обратный лет» (45). А в 1977 году, в Вильнюсе уже «выстрелил» Александр Ткачев, блестяще выигравший эти конкурсные соревнования, а потом и многие другие.
Последующая жизнь элемента на практике оказалась довольно счастливой: движение осваивалось все большим числом гимнастов, оно технически совершенствовалось, его стали выполнять и гимнастки на брусьях разной высоты (180), появились каскадные соединения с «ткачевским», втом числе, что принципиально важно, из оборотов в обороты, «ткачев — ткачев», «ткачев — гингер» и др.
Но самым важным был переход от начальной формы «согнувшись ноги врозь» к форме «выпрямившись ноги вместе», так как это столь же принципиальное, этапное изменение, как восхождение от группированного сальто к сальто с прямым телом, поскольку это свидетельствует о возрастании энергетики движения до уровня, позволяющего освоить более сложные варианты упражнения. Иначе говоря, появился базовый ткачевский. Впрочем это был уже не «перелет Ткачева», а «перелет Л юкина», показанный Валерием в 1987 году. Таким образом, гимнастам понадобилось порядка 10 лет, чтобы вполне освоить перелет и добраться до его базовой формы. Конечно, это не означает, что для таких изменений нужно трудиться десять лет; здесь многое связано не только, а в чем-то и не столько с физическими и техническими возможностями гимнастов, сколько с конъюнктурой, сзапросом на новое движение.
Эволюция технических признаков движений типа «ткачевского» на первом этапе развития носила количественный характер и касалась высоты подлета и мощности контрвращения вперед: перелет согнув ноги (М. Питомцев) — согнувшись ноги врозь (А. Ткачев) — в обороты — «ткачевский-ткачевский» и др. Но на следующем этапе это были уже изменения качественные, так как на основе «люкинс-кого» можно делать перелет с поворотом на 360° (что и пробовал делать сам Валерий) или другие движения, одним из которых стал под-
лет по типу «махом вперед сальто вперед в вис». В западных источниках этот своеобразный элемент получил наименование «Яо Руичи», по имени китайского гимнаста, показавшего подлет в 1986 г. Но в СССР это движение появилось опять таки раньше, и мы будем именовать его в честь нашего, отечественного гимнаста «маринич».
История контрдвижений типа «ткачевского» не закончена. Возможности этого профиля элементов далеко не исчерпаны. Об этом говорит не только продуктивное развитие данного мотива движений на перекладине, но и появление его аналогов на брусьях разной высоты и даже — на мужских брусьях.
Однако, главные события нас ожидают все-таки на турнике. Сейчас появились, наконец, прекрасные исполнители и перелета с поворотом на 360°, например—А. Георгадзе, техника которого полностью соответствует представлениям автора об этом движении (41—44).