Выборы и избирательная система в Республике Казахстан.
Конституция Республики Казахстан 1995 года определила в качестве основополагающего принципа организации государственной власти свободные выборы, а носителем суверенитета и единственным источником государственной власти - народ. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следующие принципы избирательного права:
а) принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.
Активное избирательное право – это право граждан Республики Казахстан участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.
Пассивное избирательное право – это право граждан Республики быть избраннымПрезидентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения.
б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.
в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты МажилисаПарламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената;
г) принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя;
д) принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.
Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, являются образующие единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.
В Казахстане действуют оба вида избирательных систем: пропорциональная избирательная система, мажоритарная система относительного и абсолютного большинства.
При выборах Президента и депутатов Парламента применяется следующая система подсчета голосов:
- избранным считается кандидат, более 50 % голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
- набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании;
- набравший при повторном голосовании при баллотировке единственного кандидата более 50 % голосов от числа избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.
При выборах депутатов маслихатов применяется следующая система подсчета голосов:
- избранным считается кандидат, если за его кандидатуру проголосовало более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании, а при повторном голосовании – набравший по сравнению с другими кандидатом большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
- в случае, если на выборах баллотировался один кандидат, он считается избранным, если за его кандидатуру проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в голосовании.
При выборах членов органов местного самоуправления применяется следующая система подсчета голосов: избранным считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.
Распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам производится следующим образом.
1. ЦИК подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по территории единого общенационального округа за каждый партийный список,
получивший 7 и более % голосов избирателей от числа принявших участие
в голосовании. Сумма голосов избирателей, поданных за политические
партии, преодолевшие 7 % барьер, делится на десять - число депутатских
мандатов, распределяемых по территории единого общенационального ок-
руга. Полученный результат есть первое избирательное частное (квота).
2. Число голосов, полученных каждым партийным списком, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть, полученная в результате деления числа, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая политическая партия, сформировавшая партийный список.
В случае реорганизации или ликвидации политической партии избранные по списку этой партии депутаты Мажилиса прекращают свои полномочия.