Интерполированное разрешение
С другой стороны, максимальное интерполированное разрешение устройства представляет кажущийся объем информации, который сканер может вводить с помощью алгоритмов, реализуемых процессором и/или программным обеспечением. Алгоритмы интерполяции не добавляют новых деталей в изображение; они просто усредняют значения цвета или градаций серого в смежных пикселах и вставляют между ними новый пиксел. Интерполированное разрешение часто в два или более раз выше, чем оптическое.
Остерегайтесь маркетинговых уловок – там, где важно качество, имеет значение только оптическое разрешение. Интерполяция добавляет “псевдоинформацию”, которая может быть приемлема для дешевых публикаций или компаний с ограниченными средствами, но никогда не будет работать в цветных изображениях большого формата, где жизненно важны детальная структура и широкий тоновый диапазон. Интерполяция также приводит к “смягчению” изображения и необходимости более серьезного увеличения контраста на границах между областями. Если Вы часто сканируете для высококачественной печати, то лишь выиграете, вложив дополнительные деньги в сканер с более высоким оптическим разрешением.
Разрядность битового представления, глубина цвета
Разрядность битового представления и глубина цвета выражают в степенях двойки максимальное число цветов или градаций серого, которые может считывать сканирующее устройство для каждого вводимого пиксела. Однобитный сканер (а также цветной или полутоновый сканер в черно-белом режиме) воспроизводит все тона исходного изображения как черный или белый (2 = 2 уровня). 8-битный полутоновый сканер может теоретически вводить 2 , или 256, различных уровней серого. А 24-битный цветной сканер производит 8-разрядную выборку на пиксел для каждого из трех цветовых каналов RGB, итого полное количество цветов = 16777216 (224). На рисунке в цветной вставке иллюстрируется связь между разрядностью битового представления и числом возможных уровней цвета или серого в оцифрованном изображении.
С ростом разрядности битового представления увеличивается и количество деталей изображения, которые может вводить сканирующее устройство, по крайней мере, теоретически. 24-битный “истинный” цвет формата RGB стал стандартом для сканирования и редактирования изображений частично потому, что магическое число 256 соответствует максимальному числу градаций яркости на цветовой канал, который может воспроизводить PostScript, – цифровой издательский стандарт для печати.
Барабанные сканеры
Из всех возможных сфер применения сканированных изображений – печати, презентаций, мультимедиа, деловых коммуникаций, видео – самые серьезные требования, по общему признанию, предъявляются к работе с цветными иллюстрациями для печати. Особенно это справедливо для фирм, занимающихся допечатной подготовкой цветных иллюстраций, дорогостоящей профессиональной рекламы, издателей ежегодных отчетов типа “500 баловней судьбы”, высококачественных книг по искусству и глянцевых журналов. Для профессионалов в этой области важен быстрый производственный цикл, сканирование большого объема изображений и жесткий контроль качества. В этом секторе рынка стандарт качества всегда определяли сканеры с вращающимся барабаном. Однако до самого последнего времени сам характер этой технологии, большие габариты оборудования, а также высокая квалификация персонала и пугающая цена (200000 долларов и выше, не считая эксплуатационных расходов) приводили к тому, что преимущества барабанных сканеров были доступны лишь обладателям самых тугих кошельков. Другие профессионалы издательского дела могли получать дорогие сканированные изображения с этих чудесных машин, только посылая оригиналы в специализированные цветоделительные фирмы.
Демократические веяния проникли в отрасль высококачественного сканирования пару лет назад с появлением “мини-барабанных” сканеров – сканеров с вращающимся барабаном, размеры которых уменьшились настолько, что эти устройства размещаются на рабочем столе. Они соединяются с компьютерами типа Macintosh, PC, работающими под Windows, или рабочими станциями, использующими UNIX. Эти устройства с открытой платформой во многом сохранили высокую производительность и все качество воспроизведения изображения их старших кузенов – больших барабанных сканеров, но стоят в несколько раз дешевле. Небольшие сервисные бюро, корпоративный маркетинг, реклама, профессионалы издательского дела и издатели журналов со средним бюджетом теперь могут приобщиться к “барабанному” качеству сканирования, даже если не всякий соглашается, что барабанные сканеры по своей природе лучше планшетных.
Планшетные сканеры
Планшетные сканеры – это рабочие лошадки в промышленности и наиболее популярный тип устройств ввода изображения. И не без причин: они доступны и просты в использовании, могут обрабатывать оригиналы различных размеров и обеспечивают приемлемое качество изображения для широкого диапазона приложений – издательского дела, мультимедиа и OCR.
Еще три-четыре года тому назад профессионалы цветной печати поглядывали свысока на непритязательный планшетный сканер, считая, что с его помощью можно получать изображения только для компоновки издания. Для печати они должны заменяться высококачественными изображениями с более высоким разрешением, сканированными помощью барабанного сканера в сервисном бюро или агентстве по допечатной подготовке цветных иллюстраций. Однако с тех пор планшетные сканеры стали более универсальными – сегодня они имеют более высокое оптическое разрешение, большую глубину цвета в битах, более широкий динамический диапазон и лучше поддерживают различные типы оригиналов. Из анализа цены и эффективности следует, что целесообразно разделить класс планшетных сканеров на подклассы сравнительно простых, промежуточных и высококачественных инструментов, а не сравнивать в целом планшетные сканеры с другими типами устройств для ввода изображений.