Технология формирования проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды
В контексте исследования мы разделяем точку зрения ученых В.Я. Виленского, П.И. Образцова, А.И. Умана и др. [196, 207, 208], рассматривающих педагогическую технологию как способ проектирования высокоэффективной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности преподавателя. Ученые рассматривают технологию обучения как научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех педагогических действий [140]. В.М. Кларин в педагогической технологии делает акцент на интегрированный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами [91].
Для разработки технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производстваи выявления ее результативности потребовался расширенный педагогический эксперимент, который включал в себя два этапа:констатирующий и формирующий и был направлен на актуализацию системообразующих компонентов процесса формирования проектной компетентности.
Как отмечалось, результаты констатирующего эксперимента выявили у обучающихся низкий уровень умений работы над созданием проекта, творческих способностей, недостаточность знаний об этапах проектирования и степени разработки проектов. Низкий уровень профессиональных умений в области проектной деятельности свидетельствует о том, что существующая система организации учебно-профессиональной деятельности в системе СПО не обеспечивает необходимый уровень сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства, в том числе дизайна одежды.
Цель формирующего эксперимента заключалась в определении изменений исследуемых параметров проектной компетентности при традиционном обучении и в условиях реализуемой технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды. В формирующем эксперименте приняли участие 113 человек, из них: 44 обучающихся по специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» - из них 20 обучающихся ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» – экспериментальная группа и 24 обучающихся ОГАПОУ «Белгородскиймеханико-технологического колледж» – контрольная группа; 45 обучающихся ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» по профессии 29.01.04 «Художник по костюму», из них 23 обучающихся составили экспериментальную группу, 22 обучающихся вошли в контрольную группу, а также 24 преподавателя и мастера производственного обучения, в том числе автор диссертационного исследования в качестве руководителя эксперимента, работники предприятий, на которых будущие специалисты дизайна одежды проходят учебную и производственную практики, проводят лабораторно-практические занятия в рамках дуального обучения. В процессе формирующего эксперимента участники контрольной группы обучались по традиционной методике, а обучающиеся экспериментальной группы по разработанной технологии. Был составлен план формирующего эксперимента, зафиксированы сроки исполнения мероприятий и их содержательное наполнение, которые были рассмотрены и утверждены на заседании цикловой методической комиссии швейного цикла ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна». Экспериментальная работа осуществлялась в рамках преподаваемых диссертантом следующих учебныхдисциплин:
- по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» - «Материаловедение швейных изделий» (120 ч.), «История стилей в костюме» (120 ч.), МДК 02.01. Теоретические основы конструирования швейных изделий (304 ч.), МДК 02.02. Методы конструктивного моделирования швейных изделий (176 ч.), учебная (36 ч.) и производственная (180 ч.) практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий»;
- по профессии «Художник по костюму» - «История костюма» (102 ч.), «Основы материаловедения» (82 ч.), МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов (368 ч.), учебная (108ч.) и производственная (180ч.) практики по профессиональному модулю ПМ. 01. «Разработка эскизов моделей одежды с учетом исторического костюма или тенденций моды», МДК.02.01. Конструирование и моделирование изделий одежды в соответствии с эскизом (334 ч.), учебная (72 ч.) и производственная (144 ч.) практики по профессиональному модулю ПМ. 02. Разработка конструкций и шаблонов (лекал). Бюджет учебного времени эксперимента составил 30% от общего учебного времени, отведенного учебным планом на профессиональную подготовку специалиста.
Работа была направлена на внедрение технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО и проверки ее результативности для повышения уровня сформированности проектных компетенций, знаний, умений, действий, позволяющих решать проектно-творческие задачи.
Основываясь на исследования российских ученых (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман и др.), по мнению которых педагогическая технология выступает как целостный, интегративный и комплексный педагогический процесс, включающий субъектов этого процесса, идеи, средства и способы организации деятельности, нами были выявлены средства и способы для реализации технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства: осуществлялись уточнение, отбор и отработка содержания теоретической и практической части профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства; выявление альтернативных различных организационных форм обучения и воспитания; определение видов внеурочной деятельности обучающихся, направленных на результативность формирования проектной компетентности и профессионально важных качеств будущих специалистов швейного производства; организация и направление деятельности обучающихся на осознание ими значимости формирования проектной компетентности, активизация личностно-ценностного отношения к проектированию и устойчивая мотивационная готовность к проектной творческой деятельности, овладение обучающимися методами, способами и приемами проектирования и осуществления рефлексии проектной деятельности.
Для решения задач технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства на каждом этапе подготовки в системе СПО были использованы различные технологии, обеспечивающие наибольшую результативность достижения целей каждого из этапов профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства. Технологии активного обучения, базирующиеся на дидактических теориях проблемного, проектного, игрового, модульного, интегрированного, развивающего, дуального обучения и др., были направлены на решение главных задач СПО – подготовку компетентного специалиста. Основываясь на мнении Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и др. о том, что выбор технологии часто зависит от содержания учебной дисциплины и таких факторов, как цели образования, состав обучающихся, уровень технического оснащения учебного процесса [173], рассмотрим реализацию технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства с целью проектирования результативной учебной деятельности обучающихся и управленческой деятельности преподавателя.
Опираясь на анализ формирования проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства, мы выявили, что проектное обучение приобретает особую актуальность в условиях деятельностного подхода и направлено на развитие критического мышления, самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирование профессиональных качеств, необходимых для достижения высокого уровня сформированности проектной компетентности. Проектное обучение позволяет использовать технологии, обеспечивающие наибольшую результативность достижения поставленной цели формирования проектной компетентности, в том числе проблемные, интегрированные и др.
Н.В. Матяш, Е.С. Полат и др. к характерным особенностям проектного обучения относят интегративность, проблемность и контекстность обучения [127, 154 и др.]. Авторы отмечают, что проектное обучение предусматривает использование различных методов и интегрирование знаний и умений из различных областей науки и техники, оно всегда ориентировано на самостоятельную деятельность.Характер деятельности обучающихся в творческих проектах предполагает генерацию большого числа оригинальных идей, смелость в принятии решений, выбор оптимально варианта и др. Как показал наш опыт, формирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО будет результативным, если в основе организации профессиональной подготовки реализуются различные формы обучения: лекции, практические занятия, семинары-практикумы, учебная и научно-исследовательская деятельность обучающихся, производственная практика, предметная кружковая работа, работа в творческих лабораториях, студиях, самостоятельная творческая работа, (индивидуальная и групповая форма), индивидуальные консультации, самостоятельная работа обучающихся над конспектами, учебниками, при написании курсовых и дипломных работ, работа с Интернет-ресурсами и др. Важным педагогическим средством формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства являются многообразные задачи, моделирующие, имитирующие или реально отражающие проектно-творческую деятельность будущего специалиста швейного производства (творческие/проблемные задачи). Творческие/проблемные задачи междисциплинарны и профессионально направлены (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, К.К. Платонов и др.), что позволяет будущему специалисту дизайна одежды в процессе обучения обеспечить интеграцию художественных, гуманитарных и технических видов деятельности. Интеграция видов деятельности позволяет использовать междисциплинарные знания, умения, действия, осознать взаимосвязь теории и практики на междисциплинарном уровне, что дает возможность подготовиться к реальной профессиональной деятельности.
Разработанная нами технология формирования проектной компетентности направлена на подготовку компетентных специалистов для предприятий швейного производства, поэтому процесс ее проектирования включал следующие направления: на основе анализа учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов швейного производства было определено содержание профессиональной подготовки, включающее выбор форм, методов, средств обучения; выбор дидактических материалов, планирование самостоятельной работы обучающихся и способов контроля знаний.
Теоретический анализ педагогических исследований по проблеме формирования проектной компетентности и проведенная опытно-экспериментальная работа позволили установить, что технология формирования проектной компетентности является сложным, интегральным, системными целостным процессом, и в рамках разработанной технологии были выделены последовательные этапы: личностно-побудительный, процессуально-деятельностный и аналитико-рефлексивный, каждый из которых включал в себя свои задачи, содержание, последовательность действий. Выделенныеэтапы технологии формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства составили содержание формирующего эксперимента. На каждом этапе внедрения технологии формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в учебном процессе реализовывались выделенные нами педагогические условия, использовались различные формы, средства, и методы, обеспечивающие наибольшую результативность достижения цели каждого этапа формирования проектной компетентности будущих специалистов.
На каждом этапе рассматриваемой технологии были определены виды деятельности преподавателей, виды деятельности обучающихся, инструментально-дидактические средства (табл. 3).
Таблица 3
Этапы технологии формирования проектной компетентности будущего специалиста швейного производства в образовательном процессе техникума
Этапы технологии | Виды деятельности преподавателя | Виды деятельности обучающегося | Инструментально-дидактические средства |
Личностно-побудительный | Методическое обеспечение процесса формирования проектной компетентности у будущего специалиста дизайна одежды. Подготовка к учебным занятиям по проблеме проектирования. Подготовка обучающихся к восприятию содержания учебного материала с учетом мотивационной готовности и личностного отношения к проектированию. Организация рефлексии. | Осознание будущим специалистом дизайна одежды целей, задач и возможностей своего развития в результате сложившегося опыта проектной деятельности и анализа содержания проектно-творческой деятельности. | Система проектно-творческих задач, компьютер, учебные пособия, журналы мод, Интернет-ресурсы. |
Процессуально-деятельностный | Оказание педагогической помощи обучающимся в планировании выполнения задач проектирования. Консультирование, предложение обучающимся системы дифференцированной помощи в ходе проектной деятельности. Обучение методам решения задач проектирования и технологии исследования. Педагогическая поддержка. | Планирование выполнения задач проектирования. Самостоятельная проектная творческая деятельность, решение творческих (проблемных) задач и выполнение алгоритма исследовательских заданий. | Материальная база учебного кабинета/мастер- ской, учебные пособия, журналы мод, Интернет-ресурсы, компьютер, наглядные средства. |
Аналитико-рефлексивный | Помощь обучающимся в выработке критериев оценки проектной деятельности. Анализ результатов проектной деятельности обучающихся на учебных занятиях и во внеурочное время. Корректирование педагогических действий. Постановка новых задач по формированию проектной компетентности. | Формулирование обобщений по ходу проектной деятельности и ее результата. Постановка новых познавательных задач проектирования. | Продукты проектной деятельности обучающегося (дизайн-проекты), результаты педагогической диагностики. |
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях и основывался на следующих предпосылках: определение уровней сформированности проектной компетентности у будущих специалистов швейного производства; изучение учебного плана и программ профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства с целью введения в учебно-воспитательный процесс элементов проектной деятельности и творческого проектирования, плана работы внеурочной деятельности и воспитательной работы, учебной и производственной практик в условиях дуального обучения.
Опытно-экспериментальная работа предполагала поэтапное формирование у обучающихся проектной компетентности на основе выделенных педагогических условий. Каждый этап технологии был направлен на формирование Образа «Я – будущий специалист швейного производства».Педагогические условия помогали преподавателям обеспечивать системность формирования проектной компетентности: учитывать индивидуальные особенности будущего специалиста дизайна одежды (творческие способности, умения проектной деятельности), способности в учебно-познавательной деятельности в процессе проектирования; способности выстраивать индивидуальную образовательную траекторию при определении содержания и темпа учебного занятия; положительно влиять на динамику формирования проектной компетентности. Процесс реализации педагогических условий на каждом этапе технологии представлял единую систему действий, направленнуюна развитие профессионально важных качеств личности будущего специалиста швейного производства, на выявление возможностей формирования проектной компетентности и развития творческих способностей.
Личностно-побудительный этап технологии был направлен на решение задачи формирования мотивации будущего специалиста легкой промышленности к труду на предприятиях швейного производства (швейные фабрики, ателье по изготовлению одежды по индивидуальным заказам и др.), которая реализовывалась в условиях формирования проектной компетентности и ориентации всех субъектов образовательного процесса на ценности профессии технолога-конструктора, конструктора-модельера, дизайнера одежды, художника по костюму и сформированность знаний о дизайн-проектировании.
Целью данного этапа явилось создание условий для результативности формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста швейного производства для решения теоретических и практических задач проектирования, тем самым обеспечивалась совокупность педагогических условий, связанных с актуализацией у обучающихся личностного смысла к овладению проектной компетентностью и включением будущих специалистов швейного производства в проектную деятельность на всех этапах профессиональной подготовки.
Овладение проектной компетентностью происходит более эффективно при общение с людьми, обладающими творческими способностями для получения креативного «прироста» (В.Г. Казанская), т.е. особое значение для обучающихся имеет личность преподавателя, т.к. в процессе обучения происходит передача опыта деятельности [83]. Для того, чтобы преподаватель, участвуя в творческом процессе проектирования, в решении проектных задач, смог продемонстрировать обучающимся свою профессионально-проектную компетентность в техникуме с преподавателями и мастерами производственного обучения была организована работа по повышению квалификации по разработанной нами программе «Организация проектного обучения в техникуме» [242] в объеме 36 часов. Работа по программе оказала помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в освоении методики работы с учебными проектами и в организации технологии разработки проектов обучающимися. Виды деятельности преподавателя на личностно-побудительном этапе представлены в таблице 3.
Подготовка педагогических работников техникума к осуществлению проектной деятельности подробно представлена в п. 1.3. Пройдя курсовую подготовку, преподаватели и мастера производственного обучения использовали различные педагогические технологии, составляли проектные задания для обучающихся, совместно с обучающимися выполняли апробацию проекта на практике и его коррекцию; развивали у обучающихся проектно-творческие способности. Преподаватели и мастера производственного обучения стали активнее использовать в учебном процессе технологии активного обучения.
Сотворчествопреподавателя и обучающегосяна данном этапе (Е.П. Ильин, В.В. Давыдов, В.В. Сериков, Т.П. Лаврикова и др.) позволило построить процесс обучения так, чтобы дать возможность каждому обучающемуся реализовать свой творческий потенциал, развить творческие способности, сформировать процесс коллективного творчества обучающихся в ходе решения проектных (проблемных) учебно-профессиональных заданий.
На первом этапе формирования проектной компетентности перед коллективом педагогов техникума стояла задача выявления мотивации, склонностей и интересов первокурсников. С целью повышения ценностного отношения будущего специалиста к выбранной профессиив ходе формирующего эксперимента для обучающихся групп первого курса по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» и профессии «Художник по костюму» были организованы: 1) встречи с бывшими выпускниками техникума, работающими конструкторами-модельерами, закройщиками одежды, дизайнерами одежды, инженерами-технологами на предприятиях швейного производства, организованы экскурсии на швейные фабрики (ООО «Белтекс», ОП ОАО «БТК групп в г. Старый Оскол») и в ателье по изготовлению одежды по индивидуальным заказам («Мастерица», «Людмила», «Очарование», «Ольга», «Грация», «Светлячок», «Элегант» и др.). Это дало возможность обучающимся, пообщавшись со специалистами, задать интересующие их вопросы о будущей профессии, посмотреть рабочий процесс специалиста швейного производства на стадиях эскизного проекта (создание эскиза модели), технического проекта (построение чертежа конструкции изделия и разработка его модельной конструкции), рабочего проекта (изготовление изделия); 2) просмотры фильмов о творчестве известных модельеров, дизайнеров одежды, обсуждение творческих авторских концепций каждого дизайнера одежды, индивидуального стиля работы. Активность обучающихся проявлялась в обсуждении просмотренных фильмов, коллекций, в выявлении и анализе творческих источников, послуживших для создания той или иной коллекции. Разработка презентаций о творчестве одного из дизайнеров одежды позволила обучающимся определиться с индивидуальными предпочтениями в стиле одежды,проявить свои творческие способности к дизайн-оформлению презентации и ее демонстрации; с целью знакомства обучающихся с творчеством конкурсантов,представленными коллекциями одежды, возможностью профессионального личностного развития (личное участие в конкурсах профессионального мастерства в течение дальнейшей профессиональной деятельности). На втором курсе обучения нами были организованы посещения региональных конкурсов молодых дизайнеров «Русский силуэт», «Серебряная нить», «Дебют плюс», «Экзерсис». Данные виды работы проводились в рамках внеурочной деятельности, которая включала работу по формированию у обучающихся представлений о личностной ценности выбранной профессии, престиже учебного заведения, способствовала повышению активизации творческого поиска в проектировании, развитию проектного мышления дизайнера одежды и были направлены на интенсификацию самого процесса проектирования.
Разработанные методические рекомендации для педагогических работников среднего профессионального образования «Профессионально-творческая деятельность будущих специалистов дизайна одежды» способствовалиоказанию методического сопровождения деятельностипреподавателей по формированию проектной компетентности обучающихся, определению этапов развития творческих способностей, этапов дизайн-проектирования будущих специалистов дизайна одежды в рамках внеурочной деятельности [237]. В методических рекомендациях нашла свое отражение авторская программа курса внеурочной деятельности предметного кружка «Стилист» (приложение 16), занятия которого обучающиеся посещали с первого курса, что способствовало совершенствованию знаний по изучаемым дисциплинам профессионального цикла и программа креатив-курса «Дизайн в одежде» [105, 237, 239].
Уже на первом курсе обучающиеся выполняли краткосрочные мини-проекты (зарисовки, фор-эскизы, наброски и др.). В зависимости от изучаемой темы проекты могли носить междисциплинарный характер. Поддержанию положительной мотивации способствовали проведенные практические занятия (семинары, лабораторные работы и т.п.). Активные формы обучения, способствующие формированию мотивационной готовности обучающихся к проектированию, использовались при изучении дисциплин профессионального цикла и междисциплинарных курсов, изучаемых на первом курсе. Такая деятельность оправдана тем, что для работы над крупным проектом обучающийся должен освоить материал ряда специальных дисциплин, который в процессе дальнейшей профессиональной подготовки помогает разрабатывать творческие проекты.Деятельность обучающихся на данном этапе была направлена на осознание значимостипроектной компетентности; активизацию овладения этапами проектной деятельности; мотивационной готовности к проектированию и творческой активности. Организация обучения обеспечивала гибкость и адаптивность к индивидуальным потребностям личности будущего специалиста.
Выделенные педагогические условия на данном этапе технологии обеспечивали не только развитие обучающихся, но и профессиональный рост преподавателя и мастера производственного обучения. Специалисты дизайна одежды, работающие на предприятиях швейного производства должны уметь грамотно организовать процесс производства. Роль дизайнера одежды важна в разработке оригинальных дизайнерских решений. Осознание на данном этапе технологии значимости роли дизайнера одежды при выполнении дизайн-проектов развивает способности нестандартного мышления, предлагать эксклюзивные дизайнерские решения, удовлетворяя потребителей в удобной и красивой одежде. На личностно-побудительном этапе можно судить о сформированности у обучающихся проектно-мотивационной и проектно-личностной компетенций.
Процессуально-деятельностный этап был направлен на «погружение» будущего специалиста швейного производства в профессиональные задачи проектирования, освоение способов их решения, которые содействовали становлению проектной компетентности в комплексе с учебно-профессиональной деятельностью, профессиональной готовностью будущего специалиста швейного производства к проектной дизайн-деятельности, к творческой самореализации и индивидуальному развитию.На данном этапе создавались условия для овладения обучающимися действиями проектирования совместно со всеми субъектами учебно-профессиональной деятельности в техникуме. Виды деятельности преподавателя и обучающихся представлены в таблице 3 на стр.134.
Образовательный процесс на данном этапе нацелен на организацию самостоятельной практико-ориентированной учебы, результаты которой предъявляются в конкретном социально значимом продукте. В процессе такого образования осуществляется профессионально-личностное самоопределение личности [156, 171 и др.], его осознанное продвижение по индивидуальному образовательному маршруту.
Преподаватели осуществляли образовательную деятельность, используя разработанный учебно-методический комплекс дисциплин профессионального цикла и междисциплинарных курсов (учебный план, рабочую программу, методические рекомендации (лабораторные работы, самостоятельная работа), перспективно-тематическое планирование, контрольно-оценочные средства, фонды оценочных средств), направляли обучающихся к успешному овладению знаниями, умениями, действиями проектной компетентности. Деятельность обучающихся состояла в освоении знаний и умений дизайн-проектирования, способов выполнения проектной деятельности. Реализация данного этапа технологии как основного предполагала формирование профессиональных интересов, дальнейшую актуализацию среды профессиональной дизайн-деятельности, овладение обучающими учебно-профессиональными, проектно-творческими и рефлексивными умениями, направленными не на воспроизведение знаний, а на их применение и организацию. Работа проводилась в рамках формирования когнитивного и деятельностного компонентов проектной компетентности, основываясь на принципахединства индивидуализации и интеграции. Реализация программы данного этапа позволила оценить продвижение обучающегося по каждой учебной дисциплине с опорой на индивидуальные личностные качества.Организация форм обучения осуществлялась с учетом требований компетентностного и деятельностного подходов. Работа на данном этапе технологии была направлена на применение нетрадиционных методов и подходов к обучению и воспитанию будущих специалистов дизайна одежды, способствующих грамотному решению нестандартных задач и дающих новые интересные решения через вовлечение обучающихся в процесс формирования проектной компетентности. Содержание работы включало организацию учебно-профессиональной и внеурочной деятельности будущего специалиста дизайна одежды на основе построения индивидуальной траектории обучения и предполагало создание среды обучения, ориентированной на самостоятельную, исследовательскую и поисковую деятельность[243]. Применение различных форм организации образовательного процесса: обобщающей (лекция) и формирующей деятельности (практические занятия: семинары, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, производственная практика), внеурочной деятельности (дополнительные занятия и консультации, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа, исследовательская работа (презентации, проекты, доклады, рефераты, курсовые работы), работы в предметных кружках, проведение креатив-курсов с организацией демонстрации коллекций одежды, выставок декоративно-прикладного творчества, проведения мастер-классов и др.)активировало творческий потенциал обучающихся, проявляясь в постепенном усложнениизаданий и выстраивания индивидуальной образовательной траектории[103, 105]. На данном этапе продолжалась реализация педагогического условия по включению будущих специалистов швейного производства в проектную деятельность и создавались условия для организации социально-значимой учебно-профессиональной и внеурочной деятельности обучающихся по разработке проектов на основе построения индивидуальной траектории обучения; осуществлялся учет индивидуальных особенностей будущего специалиста швейного производства при формировании профессионально личностных качеств, необходимых для решения задач проектирования.
В целях получения новых знаний обучающимися и развития умений проектирования посредством решения теоретических и практических проблем, выполнения проблемных заданий в создаваемых преподавателями проблемных ситуациях на данном этапе успешно применялись имитационные формы активного обучения: ролевые игры, разработка проекта с представлением результата, решение проблемно-творческих задач, ситуационное обучение, поиск творческих идей, работа творческих лабораторий по разработке дизайн-проектов, интегрированные учебные занятия и др., с последующим ситуативным анализом проведенных действий, а также деловые игры, проведение практических занятий, УП и ПП в рамках дуального обучения на рабочем месте предприятия и др.
Выход обучающихся экспериментальной группы на уровень творческой активности осуществлялся в процессе решения задач от простых к более сложным. Это достигалось поэтапным решением междисциплинарных задач, усложнением их по содержанию, где требовался перенос знаний и способов действия в новые реальные профессионально-ориентированные ситуации. Созданию новых профессионально-ориентированных ситуаций способствовала разработка обучающимися практико-ориентированных и исследовательских проектов. На данном этапе имела значение разработка проектов краткосрочных, средней продолжительности и долгосрочных, носящих междисциплинарный характер и содержащих крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем (программу проектов) [155]. По количеству участников они были индивидуальные, парные и групповые. Решение задач было направлено на развитие компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения в реализации технологий проектного обучения. Разработанные нами учебно-методическое пособие «Технологии проектного обучения будущих специалистов дизайна одежды» [241] и методические рекомендации «Технология проектированияв формировании профессиональной компетентности студентов» [242] позволили преподавателям и мастерам производственного обучения ознакомиться с методикой проектного обучения, технологиями проектирования, повысить уровень профессиональной компетентности, направленный на организацию проектной деятельности обучающихся. Педагогически грамотно организованная в урочной и внеурочной деятельности проектная дизайн-деятельность обучающихся способствовала успешному формированию проектной компетентности, погружению будущего специалиста дизайна одежды в профессионально-ориентированные проектные задачи и освоению способов их решения.
Как ранее уже отмечалось, успешность деятельности по формированию проектной компетентности во многом обусловлена пониманием обучающимися личной и профессиональной значимости овладения умениями проектирования. В связи с этим была организована работа по включению каждого обучающегося в процесс выполнения проектов. Для этого нами были созданы условия для формирования проектной компетентности в учебно-профессиональной и внеурочной деятельности, организована работа по разработке и внедрению различных видов проектов.
В ходе опытно-экспериментальной работы с обучающимися экспериментальных групп разрабатывался ряд долгосрочных проектов, нашедших свое применение в дизайне интерьера техникума: эко-проект «Мусорный дизайн – современное решение!»; дизайн-проект «Этно-дизайн в современном образовательном учреждении», включающие в себя отдельные краткосрочные и среднесрочные проекты.Разработка эко-проекта осуществлялась с учетом решения проблем экологии культурыв современном дизайне [64, 93, 94, 230 и др.].Мы согласны с мнением В.В. Ермиловой, Е.Н. Ковешниковой,Н.А. Ковешниковойи др., что экологиюнельзя ограничивать только задачами сохранения биологической среды. Социокультурная среда еще более важна, онанеобходима для духовной, нравственной жизни человека, его самодисциплины и социальной самоидентификации. Данный подход был учтен иреализовывался в эко-проекте «Мусорный дизайн – современное решение!» (приложение 17) в техникуме технологий и дизайна (г. Старый Оскол) под руководством автора диссертационного исследованияРезультатом эко-проекта стали выполненные творческие задания по дизайн-проектированию из разнообразного нетрадиционного (подручного) материала, отслужившего свой срок (газеты, пластик, полиэтилен и другие бытовые отходы).
В рамках эко-проекта, начиная с первого курса, обучающиеся выполняли мини-проекты с введением элементов проектной деятельности, которые на последнем курсе обучения завершились выполнением целостного дизайн-проекта.На первом курсе обучающиеся по дисциплине «Основы материаловедения» (профессия «Художник по костюму»), «Материаловедение» (специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») выполняли мини-проекты по разработке фактуры материала из нетрадиционного материала. На втором курсе по дисциплине «Основы художественного оформления швейного изделия» (специальность «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»), «Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов» (профессия «Художник по костюму») обучающиеся разрабатывали костюм - художественный образ, на третьем курсе – коллекцию моделей одежды (3-5 моделей), в основу которой был положен художественный образ, послуживший реализацией задуманной идеина втором курсе.Было выявлено, что разработка различных заданий экологического содержания пробуждала у обучающихся интерес к социально значимой деятельности специалиста дизайна одежды, к формированию экологической культуры; способствовала работе с источниками дополнительной литературы, внеуадиторной самостоятельной работы. Выполненная обучающимися работа способствовала свободе самовыражения (во время проведения лабораторных занятиях); возможности раскрытия творческого потенциала, используя широкий спектр художественных средств.Экологически ориентированный дизайнер обращается к традициям материальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать образы человека, соответствующие этнокультурной традиции.
Формированию проектной компетентности способствовали использованные нами этнокультурные технологии, программы этнического воспитания, направленные на развитие у будущих специалистов швейного производства эстетического вкуса, этнической культуры, приобщение к ценностям традиционной отечественной культуры (основываясь на положения долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 гг.» [190]).Была разработана программа реализации этно-проекта «Этно-дизайн в современном образовательном учреждении» (приложение18). Результаты проектной деятельности по реализации этно-проектов представлены в приложении 19. Результат проекта – витрина с народными