Состояние сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства
Исходя из цели и задач исследования, нами былпроведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление исходного уровня сформированности проектной компетентностибудущих специалистов швейного производства.
Констатирующий эксперимент проводился в течение 2010-2012 гг. с целью определения состояния сформированности проектной компетентности у будущих специалистов швейного производствав процессе профессиональной подготовки; выявления состояния осмысления социальной значимости специальностей и профессий для предприятий швейного производства легкой промышленности, проектной деятельности, знание проектирования изделий одежды, умений и профессионально важных личностных качеств будущих специалистов швейного производства, обеспечивающих готовность и успешность выполнения проектной деятельности. В эксперименте участвовало 397 респондентов из числа обучающихся,38 преподавателей и мастеров производственного обучения, 47 представителей швейных фабрик(ООО «Белтекс», ОП ОАО «БТК групп» в г. Старый Оскол Белгородской области) и ателье по изготовлению изделий одежды по индивидуальным заказам населения.
Задачами констатирующего эксперимента было проведение качественного анализа современной педагогической ситуации, определяющей необходимость формирования проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе СПО; выявление уровнясформированностипроектной компетентности, подбор диагностических методик, направленных на выявление этого уровня;диагностика исходного уровня сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства; обработка результатов констатирующего эксперимента.
Опытно-экспериментальной базой исследования на этапе констатирующего эксперимента являлись следующие образовательные организации Белгородской области: ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна»(специальность 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (обучающиеся на базе среднего общего образования); профессии29.01.04 «Художник по костюму» (обучающиеся на базе основного общего образования), 29.01.05«Закройщик» (обучающиеся на базе среднего общего образования),29.01.07«Портной» (обучающиеся на базе основногообщего образования));ОГАПОУ «Белгородский механико-технологический колледж» (специальность 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (обучающиеся на базе среднего общего образования)).
Репрезентативность выборки и надежность результатов определялась из расчета генеральной совокупности 25210 человек (контингент образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих в Белгородской области в 2010 году: данные Департамента кадровой политики Белгородской области) [241] при доверительнойвероятности 95%. Расчеты показали, что доверительный интервал распределений полученных результатов (статистическая ошибка) при выборочной совокупности в 397 человек составляет 5%, что находится на уровне обычной надежности результатов статистического исследования (от 3% до 10%). Наша выборка (397>378) превышает расчетные данные для достоверной представительности и может считаться репрезентативной.
Констатирующий этап включал в себя следующие виды работ: разработка программы и экспериментальных материалов констатирующего эксперимента; проведение подготовительных мероприятий с преподавателями профессионального цикла, мастерами производственного обучения, участвующими в эксперименте, для ознакомления с задачами эксперимента, методикой его проведения; определение критериев и показателей оценки сформированности проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства.
В рамках исследования при разработке показателей и критериев сформированности проектной компетентностимы опирались на технологии педагогического проектирования, предложенные В.С. Безруковым, И.П. Бухтияровой, В.В. Давыдовым, Е.Д. Нестеровой и др. [11, 48, 136 и др.].Критерии рассматриваются нами как признак, на основании которого в процессе формирования проектной компетентности будущих специалистовшвейного производствапроизводится классификация изменений и оценка этих изменений.
Критерии сформированности проектной компетентностибудущих специалистовшвейного производства определялись нами исходя из системного понимания готовности обучающихся к проектной деятельности, выделения ее структурных компонентов, профессионально важных личностных качеств как результата осознания личностно-ценностного отношения к проектной дизайн-деятельности, готовности к этой деятельности, личностно-творческих и рефлексивных качеств в процессе профессиональной подготовки. Поэтому, определяя критерии, мы исходили из того, что, во-первых, они должны быть раскрыты через ряд качественных признаков (показателей), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; во-вторых, критерии должны отражать динамику измеряемого качества во времени и в пространстве, нести информацию о характере деятельности, о мотивах и отношении к выполнению; в-третьих, критерии должны по возможности охватывать основные виды учебно-профессиональной деятельности будущих специалистовшвейного производства [149].
Формирование проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в системе среднего профессионального образования предусматривает овладение знаниями и умениями, которые необходимы ему для осуществления проектной, исследовательской, организационной, коммуникативной, самообразовательной деятельности, позволяют реализовывать свою профессиональную позицию посредством применения адекватных проектных технологий. Исходя из этого, в качестве критериев сформированости проектной компетентности будущих специалистов швейного производства в нашем исследовании были избраны: мотивационно-личностный, когнитивно-креативный, деятельностно-технологический и рефлексивно-аналитический.
Мотивационно-личностный критерий отражает направленность будущегоспециалиста швейного производства на профессиональный успех, систему личностных ориентаций, профессиональную мотивацию, профессиональный интерес к проектной деятельности, познавательную активность, которые определяют способность будущего специалиста к личностному и профессиональному самоопределению, самоутверждению, саморегуляции, рефлексии в деятельностидизайн-проектирования. Этот критерий определяется личностным отношением к профессии, к культуре проектной деятельности, осмыслением полученных знаний, умений, необходимости познания деятельности специалистов швейного производства, в том числе и ведущих дизайнеров одежды нашей страны и мира.Заинтересованное личностноеотношение к изучению дисциплинпрофессионального цикла, освоению проектной деятельности положительно сказывается на психологическом состоянии обучающегося и способствует развитию мотивации учебно-профессиональной деятельности в ходе профессиональной подготовки.
Когнитивно-креативный критерий выражается через показатели владения знанием технологии проектной деятельности для решения задач дизайн-проектирования,совокупность теоретических и практических знаний на основе проектирования проблемных ситуаций, определяющих цель и задачи проекта, наличие нестандартного мышления и творчества как качества личности для организации и осуществления проектной деятельности. Этот критерий определяется способностью применять полученные при изучении различных учебных дисциплин и профессиональных модулей знания и умения для решения конкретных профессионально-ориентированных задач, наличием у обучающегося творческого мышления и выработки нестандартности решения задач художественного проектирования (дизайна) в стандартных и нестандартных ситуациях.
Деятельностно-технологический критерий отражаетсформированностьпрофессиональных умений по выстраиванию этапов организации проектной деятельности,специфического решения проблем проектной деятельности и решения дизайнерских, конструкторских и технологических задач в стандартных ситуациях по алгоритмам, а также творческое применение профессиональных компетенций в нестандартных ситуациях.Данный критерий проявляется в готовности обучающегося к рациональной организации профессиональной проектной деятельности, применяя различные технологии на основе знаний, умений, владений с целью придания проектно-творческого характера своей профессиональной деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в профессиональной среде.
Рефлексивно-аналитический критерий выражается в развитии рефлексивной деятельности, способности к обобщению и формированию стратегии осуществления рефлексии в проектной деятельности. Этот критерий определяется способностью к личностному и профессиональному самоопределению, самоорганизации, самоанализу и самооценке будущими специалистамишвейного производства проектной деятельности, ее результата и представляется как совокупность профессиональных умений и способов деятельности, необходимых будущему специалисту в работе над созданием эстетически выразительных проектов, определяет способность обучающегося к рефлексии, к самовыражению.
Определенные нами критерии оценки уровня сформированности проектной компетентности будущих специалистов швейного производства вариативны и тесно взаимосвязаны, а их целостный характер обеспечивает результативность формирования проектной компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов швейного производства в системе СПО.
Процесс формирования проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства требует включения обучающихся в проектную деятельность на каждом этапе профессиональной подготовки, обеспечивает не только владение знаниями содержания проектной компетентности, но и опыт ее проявления в стандартных и нестандартных профессионально ориентированных ситуациях; выражение отношения к содержанию профессиональной компетентности; результат сформированности проектной компетентности.Для объективного выявления оценки уровня сформированности проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства предлагаемая нами система критериев, характеризуемая конкретными показателями, содержание которых обусловлено степенью готовности будущих специалистов к проектной деятельности, осознанием значимости индивидуальности в создании социально значимого продукта проекта, стремлением к профессионально-личностному самоопределению и творческой самореализации, была разработана на основе теоретического анализа содержания проектной компетентности и мнения экспертов из числа преподавателей дисциплин профессионального цикла, мастеров производственного обучения Старооскольского техникума технологий и дизайна и специалистов предприятий швейного производстваБелгородской области, на которых обучающиеся проходят учебную и производственную практику. Мнение преподавателей - экспертов отражено в определении показателей сформированности проектной компетентности, на которые влияют основные признаки проектно-творческой деятельности будущего специалиста швейного производства: оригинальность идей и соответствие их заданию, качество исполнения. Преподаватели - эксперты оценивали работу обучающихся по определенным показателям, а обучающиеся оценивали свою работу по соответствию результатов проектирования первоначальному замыслу, результату воплощения идеи.
Таким образом, нами были определены показателимотивационно-личностного критерияпроектной компетентности: позитивный интерес к проектированию, удовлетворяющий личностные потребности, личностное отношение к проектированию как социально значимой деятельности, устойчивость мотивации к проектной деятельности;когнитивно-креативного критерия: степень проявлениякреативности в процессе проектирования, сформированность знаний об этапах решения проектных задач,степень творческой самореализации в выполнении проектов;деятельностно-технологического критерия:степень умения организовать проектную деятельность, степень использования междисциплинарных знаний в разработке дизайн-проекта,степень проявления самостоятельности для успешной проектной дизайн-деятельности; рефлексивно-аналитического критерия:степень проявления самоанализа и самооценки результатов проектирования, степень умения осуществлять рефлексию проектной деятельности, способность нести ответственность за результат дизайн-деятельности. Выделенные критерии и показатели сформированности проектной компетентности будущего специалиста швейного производства, содержание которых обусловлено творческой реализацией будущим специалистом проектной деятельности, направленной на создание и изготовление костюма, гармоничного с внешним обликом человека и окружающей средой, представлены на рисунке 2.
Достижение сформированности проектной компетентности будущим специалистом швейного производства по всему объему критериев и показателей возможно при соответствующей организации профессиональной подготовки в образовательной организации СПО. Работа преподавателя по формированию проектной компетентности будущего специалиста швейного производства представляется как совокупность форм и методов педагогической деятельности в ходе профессиональной подготовки, включение в учебный процесс внеурочной деятельности, позволяющей сформировать у обучающихся проектную компетентность (творческие лаборатории, дизайн-студии, предметные кружки, экскурсии на предприятия швейной промышленности, творческие выставки художников, мастеров декоративно-прикладного, народного творчества, в том числе мастеров Белгородской области, конференции, конкурсы молодых дизайнеров одежды и т.п.).Реализация этих направлений во взаимосвязи позволяет достичь готовности обучающихся к проектной дизайн-деятельности как устойчивому личностно-профессиональному состоянию.
Для объективной оценки сформированности проектной компетентности, знания процесса и содержания проектирования, умений, профессионально-важных качеств, творческих дизайнерских способностей обучающихся был произведен подбор диагностического инструментария, представленный в приложении 5.
Рис.2. Критерии и показатели сформированности проектной компетентности
будущего специалиста швейного производства
Обучающиеся были исследованы с помощью диагностических методик, обеспечивающих комплексную оценку уровня сформированности проектнойкомпетентности. Для повышения надежностирезультатов констатирующего эксперимента подбор и разработка диагностического инструментария осуществлялись таким образом, чтобы измеряемые показатели сформированности
проектной компетентности перекрывались несколькими методиками, одни из которых являлись базовыми для конкретного компонента,другие – дополнительными. Профессия специалиста швейного производства носит творческий характер, диагностика сформированности проектной компетентности, опираясь на идеи деятельностного подхода, осуществлялась в учебно-профессиональной деятельности с использованием большого количестваразработанных нами проектно-творческих заданий.
Анкетный опрос среди обучающихся разных курсов, а также среди преподавателей, мастеров производственного обучения, специалистов предприятий (якорного предприятия и социальных партнеров), на которых обучающиеся проходят учебную и производственную практику, был направленна оценку сформированности проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства.
Результаты анкетирования и интервьюирования преподавателей и мастеров производственного обучения позволили сделать следующие выводы: практически все педагоги осознают и считают необходимым формирование проектной компетентности, развитие креативных способностей у будущих специалистов как важную и значимую проблему, считают также ее необходимой в проектировании индивидуальной траектории обучающихся (95,5%).Креативность проявляется постоянно в работе 55% преподавателей и мастеров производственного обучения; на своих занятияхпреподаватели дисциплин профессионального цикла используют более разнообразные приемы развития творческих способностей обучающихся, а также обладают хорошими потенциальными творческими возможностями (66%) по сравнению с мастерами производственного обучения (59%).Большинство преподавателей активно используют в своей работе приемы развития у обучающихся творческого воображения (67%), приемы развития креативных способностей (предложение различных креативных идей) (53%), приемы развития умений проектирования (разработка проекта, презентация проекта и др.) (51%). Для формирования проектной компетентности у обучающихся респондентам недостает теоретической подготовки по основным аспектам теории проектного обучения, по отдельным вопросам организации проектной деятельности (40,5%). Для развития способностей проектирования у обучающихся преподавателям недостает теоретических знаний, также имеет место использование алгоритмов деятельности из опыта работы коллег (42%). 57,5% преподавателей и мастеров производственного обучения считают, что интерес обучающихся к определенному виду творчества зависит от интереса педагога к данному виду творческой деятельности. Анкета опроса преподавателей и мастеров производственного обучения представлена в приложении 6.
Результаты ответов преподавателей и мастеров производственного обучения представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты опроса преподавателей и мастеров
производственного обучения по использованию приемов
творческого проектирования (%)
Результаты анкетирования и интервьюирования специалистов предприятий швейного производства (якорного предприятия и социальных партнеров), на которых обучающиеся проходят учебную и производственную практику, показали, что проблему формирования проектной компетентности будущих специалистовшвейного производства как значимую принимают 87% респондентов и считают ее необходимой для проектирования жизненной стратегии.Наличиекреативности в работе специалистовшвейного производства считают обязательной 85,5% респондентов; 72% респондентов считают, что для результативной проектной работы им недостает теоретической подготовки по основнымаспектам теории создания и оформления проекта, по отдельным методическим вопросам работы над этапами проекта, самопрезентации и презентации проекта. Анкета опроса специалистов предприятий представлена в приложении 7.
Ответы специалистов предприятий швейного производства показали, что 87% респондентов выражают положительное отношение к проектной деятельности. 85,5% считают, что наличие креативности в работе специалистов швейного производства обязательно. Проранжировав ответы в порядке личностной значимости, респонденты указали на приоритетные профессионально важные качества, которыми должен обладать будущий специалист швейного производства в следующем соотношении: проектировочные умения (78%), развитое творческое мышление (77%), креативные способности (69%), пространственное воображение (67%), художественно-эстетические умения (65%), организационные умения (64%), оригинальность идей (63%), коммуникативные умения (63%), способность к самоутверждению и саморазвитию (58%). Результаты ответов специалистов предприятий швейного производства представлены на рисунке 4.
Проведенное анкетирование среди преподавателей, мастеров производственного обучения, специалистов предприятий швейного производства также подтверждает предположение о необходимости проведения специальной работы по формированию проектной компетентности, как у обучающихся – будущих специалистов, так и у педагогических работников СПО: преподавателей, мастеров производственного обучения.
Рис. 4. Результаты опроса специалистов предприятий
швейного производства по использованию
приемов творческого проектирования (%)
Для выявления истинных мотивов профессионального выбора обучающимися, значения профессии по созданию новых моделей одежды для людей, социальной значимости деятельности специалиста швейной промышленности нами был проведен опрос, а затем диагностическое тестирование (приложение 8). В ходе опроса было выявлено, что среди причин выбора специальности первокурсники наиболее часто называют следующие: нравится работа по выбранной специальности – 32%, специальность является престижной – 19%, специальность востребована на рынке труда – 27%; по совету родителей, родственников, знакомых – 16%, другие причины – 6%. Следует отметить, что 62% первокурсников четко представляли направление своего образования в техникуме/колледже, при этом 32% из них поступили в техникум с целью продолжения дизайнерского образования на уровне высшего образования.
Анкетирование выявило, что 51% респондентов выбрали специальность/профессию осознанно, понимают назначение своей будущей профессиональной деятельности, при этом большая часть респондентов (87%) оценили значение профессии для предприятий швейного производства социально значимой, осознанным стремлением принести радость людям. В своих ответах 62% обучающихся отметили важность наличия креативных качеств, индивидуальности, наличия собственного стиля, осознанности оригинального взгляда на окружающую действительность, знания технологий проектирования, наличие профессионально важных качеств, формирующих проектную компетентность. Обучающимися была отмечена также важность данной профессии для себя в том, что она позволяет создавать красивую одежду для людей с целью удовлетворения их потребностей в красоте, комфортности, гармонии с собой и окружающей предметной средой,стремлением ее усовершенствовать.
Личностно-ценностное отношение обучающихся к профессиональному самоопределению, проектированию, дизайну и мотивация к учебно-профессиональной деятельности определялось нами путем использования авторского опросника (приложение 9) и методикиизучения мотивов учебной деятельности обучающихся(А.А. Реан и В.А. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой) [165]. Мотивация к профессиональной деятельности отражает жизненные ориентации обучающихся, их жизненные и профессиональные ценности. Личностно-ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент формирования личности будущего специалиста швейного производства, который определяет ее поведение и отношение к окружающей предметной среде. Личностная значимость собственных достижений является одной из характеристик субъектной позиции обучающегося по отношению к себе в реальности, к художественно-проектной деятельности, к социальной значимости профессии технолога-конструктора, художника по костюму, закройщика, дизайнера одежды.
В нашем исследовании принимали участие обучающиеся в возрасте 15-20 лет. Согласно Л.И. Божович и др. психологов этот возраст определяетсякак юношеский, раскрывающий развитие мотивационной сферы личности, определение своего места в жизни, формирование мировоззрения, связанного с жизненными стратегиями. Самоопределившаяся личность– это социально зрелый человек, обладающий высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для жизнедеятельности [79, 80, 185].
В проводимой диагностической работе мы основывались на мнении В.Н.Кормаковой о том, что самоопределение в будущей профессии является культуросообразным процессом, осуществляемым в социокультурной среде, все компоненты которого наполнены личностными смыслами и способствуют успешной социализации в соответствии с потребностями, склонностями, интересами и осознанием ценностей будущей профессии, определении себя в мире профессии посредством учебно-профессиональной деятельности [101]. Основным источником развития процесса самоопределения в будущей профессии является творческая активность его субъектов, пределы которой зависят от структуры управления, от требований, предъявляемых к обучающимся родителями, педагогами, социальными институтами и самим себе, тем самым усиливая, либо снижая активность обучающегося, воздействуя на механизм мотивации [100, 102]. В подтверждение приведем некоторые высказывания обучающихся о том, что способствовало выбору ими специальности/профессии: желание самореализоваться путем воплощения задуманных проектов в реальности, т.е. создать свою авторскую коллекцию одежды (Елена Ш.), желание сделать красивее то, что нас окружает (Юлия Т.), любовь к созданию чего-то нового с детства (Виктория С.), любовь к искусству и красоте (Алина Б.), воплощение в реальности творческихидей (Елена С.), желание шить, творить, придумывать и воплощать (Мария П.), желание воплотить детскую мечту в жизнь (Екатерина З.), желание научиться создавать эксклюзивные и креативные изделия (Наталия К.), желание иметь свой бизнес – ателье или мастерскую по пошиву одежды (Дарья М.) и др. Обобщенные результаты ответов представлены на рисунке 5.
Личностно-ценностная ориентация будущего специалиста швейного производства обеспечивает ориентацию обучающегося в мире профессии в прошлом, в настоящем и будущем. Личностно-ценностное отношение личности
будущего специалиста швейного производства проходит в несколько этапов, для каждого из которых характерны свои особенности. Ю.М. Бундина,Л.В. Кирьякова и др. [27, 88 и др.] утверждают, что процесс ориентации имеет следующие стадии: познание мира ценностей общества; осознание себя в этом мире (самосознание); построение жизненной перспективы в освоенной системе.
Рис. 5. Потребности будущих специалистов швейного производства
в выбранной профессии (%)
Первая стадия процесса личностно-ценностной ориентации к проектированию: мир ценностей профессии социально значимой для общества,вторая стадия:формирование Образаспециалиста швейного производства, его становление и развитие, преобразование личности на основе принятия ценностей профессии (происходит идентификация и самоидентификация личности как субъекта художественно-проектной деятельности), третья стадия: ориентир будущего специалиста на Образ будущего, выстраивание перспективы жизненного выбора (цели дальнейшей художественно-проектной деятельности, нормы поведения). Этот этап может служить критерием результативности процесса личностно-ценностной ориентации к проектированию, к будущей профессии («Я – будущий специалист швейного производства»).
Анализ опроса обучающихся о личностно-ценностном отношении кпрофессиям швейного производства, процессу проектирования, самоопределению в художественно-проектной деятельности (первая стадия личностно-ценностного самоопределения) показал, что не все обучающиеся понимают сущность и содержание профессийшвейного производства. Не все осознают, что за «ореолом некоей загадочности» этих профессий стоит нетрадиционный, лишенный шаблонов и стереотипов творческий труд.
Результаты анкетирования показали, что только 53% обучающихся четко могут дать характеристику профессиональной деятельности будущего специалиста швейного производства и знают требования к ней. Опрос показал, что основная часть обучающихся (91%) знакома с понятием «проект», при этом только 12% обучающихся принимали участие на отдельных этапах работы над проектом.
Несмотря на тот факт, что большая часть обучающихся не работала и не принимала участия в создании проектов, 71% считают, что в дальнейшей профессиональной деятельности приобретенный опыт создания проекта пригодится обязательно и владеть знанием проектной технологии будущему специалисту швейного производства необходимо. При этом только 23% обучающихся смогли перечислить этапы, которые они считают необходимыми при разработке проектов: выделение целей проекта (17%), выдвижение оригинальных идей (15%), оформление проекта (23%), работа со специальными источниками литературы (19%), определение типа проекта (10%).
Определившись с выбором профессии, обучающиеся не всегда понимают ее роль и значение в дальнейшей профессиональной проектно-творческой деятельности. Выявление у респондентов мотивационной установки профессиональной деятельности позволило провести диагностику показателей сформированности проектной компетентности когнитивно-креативного, деятельностно-технологического и рефлексивно-аналитического критериев при выполнении ими различных проектно-творческих заданий и тестов. Проектно-творческие задания включали в себя разработку, как мини-проектов, так и дизайн-проектов. По разработанным проектам оценивалась степень сформированности знаний и владение приемами технологии проектной деятельности, степень использования междисциплинарных знаний при проектировании, степень проявления креативности в процессе создания продукта проекта, степень целостности и завершенности проекта, умение осуществлять рефлексию.
Степень целостности и завершенности проекта оценивалась по критериям оценивания проекта, представленным в приложении 10. При этом эксперты учитывали реализацию всех этапов проекта: разработку проектного задания, разработку плана работы, поиск информации, реализацию проекта, завершение проекта и отчет о выполнении проекта. По каждому показателю выставлялась оценка по 5-балльной шкале. Итоговая оценка являлась суммой оценок по каждому показателю, характеризовала уровень целостности и завершенности проекта.Тест креативности Д. Джонсона [204] (в модификации Е.Туник) позволил оценить уровень проявления креативности, нестандартности поведения в творческой деятельности, в решении творческих задач,доступных внешнему наблюдению, и позволилвыявить уровень креативности. Данный опросник позволяет также проводить самооценку креативности. Для более объективной и полной картины был применен вариант экспертной оценки (приложение 11). В тесте Д. Джонсона выделено пять уровней оценки: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий.
Для оценки проявления нестандартности,проявления собственного оригинального взгляда на окружающую действительность, авторской позиции к решению творческого замысла применялся креативный тест П. Торренса, позволяющий выявить любознательность, склонность к риску и оценить продуктивность, наличие разнообразных творческих идей, оригинальность мышления, беглость творческого решения задач.Использование методики Е. Туник (модифицированный тест П. Торренса) [204, 261] позволило оценить обучающихся по следующим показателям: продуктивность (результативность), гибкость (разнообразие идей, умение своевременно переходить от одного аспекта к другому), оригинальность (способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, стандартных) и разработанность (быстрое решение творческих задач). В соответствии с методикой П. Торренса было выделено пять уровней оценки: очень низкий, низкий, нормальный, высокий и очень высокий. Каждый уровень (тест Д. Джонсона, тест П. Торренса) мы соотнесли с 5-балльной шкалой (очень низкий уровень соответствует 1 баллу, низкий – 2, средний – 3, высокий – 4, очень высокий – 5).
Необходимым условием формирования каждого этапа проектной работы является соблюдение строго последовательных действий, составляющих рефлексию. Для выявления уровня развития рефлексивности мы применяли методику диагностики А.В. Карпова, позволяющую выявить способность личности к осмыслению, изучению, анализу окружающей действительности через образ «Я» [87].Рефлексия проектной деятельности обучающегося обеспечивает осознание будущего специалиста швейного производства себя как организатора проектной деятельности и субъекта формирования проектной компетентности, выявление трудностей в проектировании, накопление опыта проектной деятельности, освоение эффективных средств осуществления процесса проектирования.
Оценка показателей и измерение критериев сформированности проектной компетентности будущих специалистов проводились по 5-балльной шкале. Показатели критериев оценивались по степени выраженности самими обучающимися и экспертами. На основании полученных экспертных оценок и самооценок были выявлены уровни сформированности проектной компетентности (высокий, средний и низкий). Для их выявления данные эксперимента заносились в специальный бланк (приложение 12), что позволило разделить обучающихся, участвующих в работе, на три группы в соответствии с уровнями сформированности проектной компетентности и проследить динамику всех четырех компонентов проектной компетентности будущих специалистов швейного производства.
Для расчета величины интервала распределения мы использовали статистический метод равных интервалов, позволяющий на основе непрерывного изменения признака охарактеризовать количественные различия в величине признака внутри групп одинакового качества. Величина равного интервала вычислялась по формуле [68]:
h =
где - max, min- максимальное и минимальное значение признака в совокупности, N- число групп.
Минимальным значением признака в исследуемой генеральной совокупности оказалось число 1,80, а в качестве максимального использовали заданное в баллах число 5. Поэтому полученное значение величины равного интервала составило 1,06. Так как минимальное значение признака оказалось больше, чемзаданное, то первый нижний интервал оказался неравным. Таким образом, представленные уровни сформированности проектной компетентности имеют следующие характеристики в баллах: низкий (репродуктивный) - от 1,80 до 2,86 баллов; средний (продуктивный) - от 2,87 до 3,93 балла; высокий (креативный) - от 3,94 до 5,00 баллов.Рассмотрим выделенные уровни более подробно на основании обобщенного фактического материала и профессиональной характеристики специалиста швейного производства.
Низкий (репродуктивный)уровеньсформированности проектной компетентности характеризуется недостаточным уровнем мотивации к проектной деятельности; невысокой познавательной активностью обучающихся, проявлением интереса к проектированию; недостаточно развитым творческим мышлением, воображением; копированием идей, построением деятельности по ранее известному алгоритму, отсутствием самостоятельной точки зрения; нерешител