Понятие и признаки единой технологии.

Единой технологией по смыслу правил, закрепленных в гл. 77 ГК РФ, признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере.

В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране на основе правил разд. VII ГК РФ.

Из приведенного определения следует, что законодатель не придерживается в данном случае доктринальных подходов по отношению к понятию "технологии" как в широком, так и в узком смыслах, которое должно рассматриваться в качестве родового. Единая технология - это не способ преобразования вещества, энергии или информации в процессе изготовления продукции, а некий интегрированный результат, включающий иные результаты, т.е. результат от результатов.

Единая технология отнесена законодателем к разряду так называемых сложных объектов, введенных в гражданско-правовой обиход РФ в результате кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. При этом не всякий продукт, содержащий в качестве элементов тот либо иной результат интеллектуальной деятельности, может рассматриваться как охраняемый сложный объект. Препятствием тому служит правило, закрепленное в абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ и в соответствии с которым к сложным объектам относятся:

- кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения;

- театрально-зрелищные представления;

- мультимедийные продукты;

- единые технологии.

На любые иные "сложные объекты", которые могут обособиться в результате механического сложения элементов из совокупности охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 1225 ГК РФ), правила ст. 1240 ГК РФ не распространяются.

Признаки единой технологии. Из легального определения единой технологии, сформулированного в п. 1 ст. 1542 ГК РФ, следует ряд присущих этому объекту правовой охраны признаков.

Во-первых, единая технология является сложным объектом, представляющим собой агрегированный вторичный продукт, обладающий способностью к практическому применению.

Агрегации в данном случае подвергаются как охраняемые, так и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Наличие в структуре единой технологии результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащих правовой охране, в качестве объектов интеллектуальной собственности позволяет сделать вывод о том, что единая технология - это сложный объект sui generis. В структуре обычных сложных объектов (п. 1 ст. 1240 ГК РФ) присутствие неохраняемых элементов не допускается.

В качестве охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, являющихся элементами единой технологии, могут выступать технические решения (изобретения, полезные модели), художественно-конструкторские решения (промышленные образцы), объекты авторско-правовой охраны (программы для ЭВМ), другие подлежащие правовой охране объекты (топологии интегральных микросхем, секреты производства).

При этом охраняемые результаты могут включаться в состав единой технологии по двум основаниям:

- на основании договоров об отчуждении исключительных прав и лицензионных договоров, заключаемых с обладателями исключительных прав на соответствующий результат интеллектуальной деятельности;

- на основании создания и получения правовой охраны соответствующего результата интеллектуальной деятельности лицом, организовавшим создание единой технологии.

В качестве неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности, которые могут являться элементами единой технологии, способны выступать различного рода информационные ресурсы, включая результаты научных исследований, опытно-конструкторских и технологических работ, технические данные.

В состав единой технологии не могут включаться объекты смежных прав, а равно охраняемые по законодательству РФ средства индивидуализации участников гражданского оборота, производимой продукции и предприятий.

Вторичный характер единой технологии означает вторичность ее структуры, а не самой технологии. Очевидно, что являющиеся элементами единой технологии, охраняемые, равно как и неохраняемые результаты интеллектуальной деятельности, обладают способностью автономного применения для тех либо иных промышленных или технологических целей.

Их сведение в единый объект призвано обеспечить некий синергетический технологический эффект, закладывающий технологическую основу для практической деятельности. Указанное сведение между тем не может быть чисто механическим и репродуктивным. Простое сложение охраняемых и разнородных по природе результатов интеллектуальной деятельности не способно дать ожидаемого технологического эффекта. Поэтому корректнее говорить об использовании в технологии охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а не о технологии, состоящей из указанных результатов. Практическая ценность технологии заключается не в количестве примененных в ней охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, а в ее способности эффективно выполнять производственные задачи.

Во-вторых, единая технология является результатом научно-технической деятельности, т.е. деятельности, направленной на получение, применение новых знаний для решения технологических в данном случае проблем и обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Как результат научно-технической деятельности единая технология должна рассматриваться через призму правил, закрепленных в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Согласно указанному Закону научно-технический результат представляет собой продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

В ряде литературных источников между тем имеет место отождествление понятий "результат научно-технической деятельности" и "результат интеллектуальной деятельности". Указанное отождествление проводится в отношении единой технологии. Так, по мнению Ю.П. Свита, "сама технология также должна рассматриваться как результат интеллектуальной деятельности, а не просто совокупность определенных объектов интеллектуальной собственности" <1>. Аналогичной точки зрения придерживается и А.Л. Маковский, утверждающий, что "как и другие сложные объекты, названные в п. 1 ст. 1240 ГК, единая технология является самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности, образуя вместе с производственными и составными продуктами такой деятельности особую категорию вторичных объектов интеллектуальных прав".

Близка к цитируемым точкам зрения и позиция Л.А. Трахтенгерц, которая считает, что "в отличие от других сложных объектов, "единая технология" не отнесена ГК к самостоятельному виду объектов исключительных прав, хотя и представляет собой результат интеллектуальной деятельности, содержащий отдельные охраноспособные решения".

В обыденном понимании подобного рода отождествление может иметь место. Если же подходить к сравнению указанных понятий в научном плане, то между ними нельзя ставить знак равенства. Это утверждение следует из того, что единая технология не значится в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, который носит закрытый характер (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). К неохраняемым результатам интеллектуальной деятельности причислить ее также нельзя по причинам нахождения в ее "единой" структуре охраняемых элементов и закрепления за лицом, организовавшим создание единой технологии, права на нее (п. 2, п. 3 ст. 1542 ГК РФ). Кроме того, результат интеллектуальной деятельности, точнее, его охраняемый вариант всегда имеет автора или соавторов, т.е. физических лиц, творческим трудом которых создан такой результат. У единой технологии автора как такового по смыслу ст. 1228 ГК РФ нет. Таким образом, законодатель в этой части верно расставил акценты, конструируя единую технологию как результат научно-технической, но отнюдь не интеллектуальной деятельности, отличающейся всегда наличием творческого труда.

В-третьих, единая технология как результат научно-технической деятельности должна быть выражена в объективной форме, т.е. в форме, позволяющей другим лицам знакомиться с указанным результатом.

Формы объективации единой технологии как совокупности результатов интеллектуальной деятельности действующим законодательством прямо не определены. По смыслу правил, закрепленных в Федеральном законе "О передаче прав на единые технологии" (п. 4 ст. 5; п. 5 ст. 6 и др.), в качестве таких форм могут рассматриваться как краткое описание единой технологии, так и описание единой технологии.

Очевидно, что объективация единой технологии предполагает, хотя об этом законодатель и умалчивает, объективацию входящих в ее состав в качестве элементов различных результатов интеллектуальной деятельности, которым присущи свои формы выражения. Так, результаты интеллектуальной деятельности, относящиеся к объектам авторско-правовой охраны, могут быть выражены в письменной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Результаты интеллектуальной деятельности, относящиеся к объектам патентно-правовой охраны, помимо их описаний могут быть выражены в формах устройств (конструкций, изделий), веществ, штаммов микроорганизмов, культур клеток растений или животных, процессов осуществления действий над материальными объектами с помощью материальных средств. Результаты интеллектуальной деятельности, относящиеся к объектам охраны особого рода (топологии интегральных микросхем), могут быть выражены в микроэлектронном изделии окончательной или промежуточной формы, предназначенном для выполнения функций электронной схемы (интегральной микросхемы). Секреты производства, относящиеся к объектам охраны, защищаемым посредством установления фактической монополии <1>, могут быть выражены в материальных носителях (документах), содержащих информацию, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны.

В-четвертых, единая технология должна обладать реальной способностью служить технологической основой определенной практической деятельности. Указанный признак означает, что единая технология становится ценной не сама по себе как совокупность результатов интеллектуальной деятельности, потенциально пригодных для решения производственных задач, а считается таковой в результате внедрения ее, например, в промышленное производство. Говоря другими словами, технология обретает качество технологической основы, если она: 1) востребована в гражданской или военной сфере и 2) внедрена в производственный процесс, т.е. освоена.

Часть единой технологии. Часть единой технологии, именуемая законодателем как часть технологии (п. 5 ст. 1549 ГК РФ), представляет собой новую разновидность результатов научно-технической деятельности, введенную в гражданско-правовой оборот правилами гл. 77 ГК РФ.

Единая технология как сложный по природе объект может включать в свой состав более крупные элементы по сравнению с охраняемыми либо неохраняемыми результатами интеллектуальной деятельности. Такими элементами являются части единой технологии, состоящие из определенного набора результатов интеллектуальной деятельности в их различном сочетании.

Очевидно, что не существует ни технических, ни юридических препятствий для признания в качестве части единой технологии отдельного результата интеллектуальной деятельности, если последний может быть использован независимо от других частей технологии. Примером такого результата является группа изобретений, охарактеризованных одной формулой. Указанные части и отдельные результаты с точки зрения их функционального назначения и способности к использованию в производственном процессе могут быть как несамостоятельными, так и самостоятельными.

Несамостоятельные части единой технологии могут функционировать лишь в ее составе по причине неспособности играть самостоятельную роль в качестве технологической основы определенной практической деятельности. Самостоятельные части единой технологии могут функционировать не только в ее составе, так как способны автономно выступать в качестве технологической основы определенной практической деятельности.

Самостоятельность отдельных частей технологии может иметь различный характер зависимости, а именно:

- зависимость от других частей технологии и независимость от единой технологии в целом;

- зависимость от единой технологии в целом и независимость от других частей технологии;

- независимость от единой технологии в целом и независимость от других частей технологии.

Следует отметить, что правила действующего законодательства опираются лишь на одну из приведенных зависимостей. Согласно норме, сформулированной во втором предложении абз. 1 п. 5 ст. 1549 ГК РФ, часть технологии может иметь самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных частей этой технологии. Такое решение законодателя нельзя признать удачным шагом, поскольку оно существенно ограничивает возможности комплексного использования элементов, входящих в состав единой технологии.

В литературе, посвященной правовым вопросам использования единых технологий, допускается и расширительное толкование приведенной выше нормы. Так, по мнению С.И. Крупко, "часть единой технологии, имеющая самостоятельное значение, может быть вовлечена в хозяйственный оборот независимо от единой технологии". Указанное мнение правильно по существу, но неверно исходя из требований закона.

Наши рекомендации