Практического занятия № 2 по теме № 2 «Общая характеристика авторского права. Объекты и субъекты авторского права»

Время проведения - 2 часа

Вопросы занятия:

1. Произведение как объект авторского права. Виды и признаки произведений.

2. Субъекты авторского права.

3. Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

4. Решение правовых ситуаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие и основные признаки произведения.

2. Должен ли автор доказывать творческий характер своего произведения, чтобы приобрести права на него?

3. В чем выражаются объективные формы существования произведений?

4. Назовите виды произведений, являющиеся объектами авторского права и не относящиеся к таким объектам.

5. Какие произведения считаются самостоятельными и несамостоятельными?

6. Дайте характеристику правового режима служебных произведений.

7. Какие особенности правоспособности автора как создателя произведения?

8. Назовите признаки соавторства и его виды.

9. Дайте характеристику организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе.

10. Какими правомочиями обладают составители и переводчики как субъекты авторских прав?

11. Какими правомочиями обладают наследники умерших авторов?

Решение правовых ситуаций

Задача 1

П. Воронин, обнаружив в архивных материалах своего умершего отца — академика Л. Воронина — черновики его писем к А. Серовой и письма последней к его отцу, продал их журналистке Д. Давыдовой. Письма эти относились к тому периоду жизни отца, когда он был до­центом в Медицинском институте, но не был еще женат. В них содер­жались пикантные подробности его взаимоотношений с А. Серовой.

Д. Давыдова опубликовала выдержки из этих писем в журнале, снабдив их фривольными комментариями, создаю­щими неблагоприятное представление об А. Алябьевой.

Узнав о такой публикации, А. Серова возмутилась и подала в суд иск к Д. Давыдовой. В исковом заявлении она обвинила ответчицу в нарушении ст. 23 и 24 Конституции РФ, тенденциозности коммента­риев писем и потребовала в ближайшем номере журнала дать опровержение высказанных журналисткой комментариев и компенсировать нанесенный ей моральный вред. Она просила суд на­ложить запрет на дальнейшую публикацию ее давней переписки с Ворониным.

Вопросы к задаче

1. Какое конституционное право нарушила Д. Давыдова? Какой статьей
Конституции РФ оно предусмотрено в действительности?

2. К какому виду произведений относятся письма, о которых говорится в
задаче? Являются ли они объектом авторского права?

3. С согласия кого могут быть опубликованы сведения, содержащиеся в частных письмах А. Серовой?

4. Вправе ли был П. Пронин продать письма А. Серовой, а также черно­
вики писем к ней своего отца?

5. Вправе ли А. Серова потребовать от П. Пронина в судебном порядке
компенсации нанесенного ей морального вреда за продажу ее писем к Л. Про­нину?

6. Какое решение должен вынести суд?

Задача 2

Журналист М. Машков опубликовал в трех номерах газеты очерк о событиях и фактах, имевших место в работе таможен­ников при досмотре судов, прибывающих в г. Новороссийск. Через два года кинотеатры городов Российской Федерации стали демонстриро­вать кинофильм «Контрабанда», снятый по сценарию В. Вологодско­го, написанному по сюжету очерка М. Машкова.

Полагая, что написание сценария В. Вологодским к кинофильму «Контрабанда» является неправомерным, М. Машков обратился в суд с иском к В. Вологодскому, в котором обвинил ответчика в плагиате и потребовал возмещения морального вреда. Одновременно М. Машков в судебном порядке предъявил иск к ки­ностудии, снявшей кинофильм «Контрабанда», с требованием прекра­тить показ кинофильма по той причине, что в основу его положено со­держание опубликованного им очерка без его на это согласия.

Вопросы к задаче

1. К какому виду произведений относится очерк М. Машкова? Является ли
он объектом авторского права?

2.К какому виду произведений относится сценарий В. Вологодского? Является ли он объектом авторского права?

3.Правомерно ли обвинение В. Вологодского в плагиате М. Машковым?

4.Подлежит ли удовлетворению требование истца к ответчику В. Вологодскому о возмещении морального вреда?

5. Правомерно ли требование М. Машкова к киностудии? К кому, по вашему мнению, он должен был бы предъявить такое требование?

6. Какое решение должен вынести суд по искам М. Машкова?

Задача 3

Сотрудник научно-исследовательского института геологии и мине­ралогии К. Краснов получил от руководства задание составить геоло­гическую карту и геологическое описание Оренбургской области. При выполнении задания К. Краснов использовал «Атлас геоло­го-геохимических и эколого-геологических карт Российской Федерации», а также собственные изыскания в этой области. Работа была выполнена в срок, одобрена руководством и опубликована в трудах института без указания имени автора.

Спустя полгода К. Краснов снял копию с геологической карты, нанес на нее места, благоприятные для бурения артезианских колодцев, и по авторскому лицензионному договору предоставил фирме «Оазис», занимающейся постройкой артезианских колодцев, прав использовать его геологическую карту. Срок действия договора был оговорен. Авторское вознаграждение должно было выплачиваться в твердом проценте от стоимости каждого построенного артезианского колодца.

Узнав об этом, руководство института заявило претензию К. Крас­нову о неправомерности использования геологической карты, создан­ной им в порядке выполнения планового задания, и потребовало, что­бы он расторг договор с фирмой «Оазис». Однако К. Краснов отказался выполнить указанное требование, заявив, что он как автор вправе ис­пользовать геологическую карту способом, не оговоренным в задании, полученном им от руководства института на составление такой карты.

Вопросы к задаче

1. К какому виду произведений относится геологическая карта Оренбургской области?

2. Кому принадлежит авторское право на геологическую карту и геологическое описание Оренбургской области: К. Краснову или научно-исследовательскому институту геологии и минералогии?

3. Кому принадлежит право использования геологической карты способом, обусловленным целью задания, выданного К. Краснову?

4. Обязано ли было руководство института при опубликовании геологической карты и геологического описания Оренбургской области указать имя автора? Обязано ли оно выплатить автору вознаграждение за опубликование его работы?

5. Каков срок действия авторского лицензионного договора на использование геологической карты К. Краснова фирмой «Оазис» в случае, если этот срок не указан в договоре? Вправе ли был К. Краснов заключать такой договор?

6. Было ли основание у руководства института требовать от К. Краснова
расторжения авторского лицензионного договора с фирмой «Оазис»?

Задача 4

Г. Градова, занимающаяся перепечаткой материалов на пишущей машинке в частном порядке, обратилась в суд с иском к писателю 3. Заболотному и издательству «Книгочей» о взыскании с них вознаграждения в свою пользу за корректирование рукописи романа «Авантю­ристка». Как выяснилось, 3. Заболотным был заключен договор с Г. Градовой о перепечатке рукописи его романа «Авантюристка» за обусловленное в договоре вознаграждение. В процессе работы Г. Градова внесла в рукопись большое число синтаксических исправлений, исправила орфографические ошибки и расставила знаки препинания. 3. Заболотный согласился с корректированием рукописи, и после окончания работы расплатился с Г. Градовой.

Роман был напечатан издательством «Книгочей» с машинописной копией, откорректированной Г. Градовой, без указания ее имени как редактора романа. При рассмотрении дела в суде 3. Заболотный заявил, что Г. Градова внесла исправления в рукопись по своей инициативе с его согласия. Вопрос об оплате такой инициативы не стоял ни при заключении дого­вора о перепечатке рукописи, ни при оплате за произведенную работу. Представитель издательства объяснил суду, что никакого договора о корректировании рукописи романа издательство с Г. Градовой не за­ключало.

Вопросы к задаче

1. Правомерно ли требование Г. Градовой к 3. Заболотному и к издательству «Книгочей» об уплате ей вознаграждения за корректирование рукописи романа «Авантюристка»?

2. В каком случае издательство было бы обязано выплатить Г. Градовой вознаграждение за корректирование рукописи?

3. Какое решение должен вынести суд по каждому иску Г. Градовой?

Задача 5

В суд с иском к издательству «Путник» обратился А. Аркадьев, на­следник имущества своего умершего отца, народного художника Рос­сии Вл. Аркадьева, в котором обвинял издательство в нарушении ав­торских прав Вл. Аркадьева и потребовал выплатить компенсацию за нанесение морального вреда в размере ста минимальных размеров оп­латы труда.

Как выяснилось при рассмотрении дела, издательство при подготовке к изданию собрания сочинений известного русского писателя Ю. Юрского решило проиллюстрировать его гравюрами Вл. Аркадье­ва. Выполнение этой работы было поручено художнику издательства Л. Леонтьеву. Последний при работе над иллюстрациями использовал гравюры не полностью, а лишь фрагменты из них. В изданном собра­нии сочинений Ю. Юрского Вл. Аркадьев как автор гравюр не указан. Кроме того, издательство без согласия наследника использовало эти гравюры в качестве иллюстраций к указанному собранию сочинений.

Суд удовлетворил требование истца, отметив, что издательство на­рушало сразу три пункта ГК Российская Федерация, и обязал ответчика выплатить А. Аркадьеву 50 минимальных размеров оплаты труда.

Вопросы к задаче:

1.К какому виду произведений относятся гравюры художника Вл. Аркадьева и собрание сочинений писателя Ю. Юрского?

2.На каком основании А. Аркадьев стал обладателем авторских прав его умершего отца — художника Вл. Аркадьева?

3. Какие авторские права А. Аркадьева были нарушены издательст­вом «Путник»: личные неимущественные или имущественные?

4. Вправе ли был суд уменьшать сумму заявленной истцом компенсации, не объяснив причину ее уменьшения?

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая). М.: Кодекс, 2007.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25 ст. 2954.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002 . № 1 (часть I) ст. 1.

5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2069.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Юрист, 2008.

7. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. // ВВС РСФСР. 1991. № 29. Ст.1005; СЗ РФ. 1999. № 9. Ст.1096.

9. ФЗ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

10. Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 19; 1999. № 26. Ст. 3173.

11. ФЗ от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1.

12. ФЗ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст.4136.

13. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. (в ред. ФЗ от 19 июля 1998 г., 17 декабря 1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 1998. № 30. Ст. 3607; №. 51. Ст. 6271.

Рекомендуемая литература:

а) Основная литература

И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин, К.Б. Леонтьев и др. Право интеллектуальной собственности. Проспект, 2010.

Коршунов Н.М. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Уч. пособие. М.: Норма, 2008.

Р. А. Мерзликина. Право интеллектуальной собственности : учебник. — М.: Финансы и статистика; Ставрополь: Сервисшкола, 2008.

б) Дополнительная литература

Гришаев С.П. Право интеллектуальной собственности. М.: Юрист,2008.

Интеллектуальная собственность. Актуальные проблемы теории и практики.: сб. научных трудов. Т 1. М., Изд. Юрайт, 2008.

Интеллектуальная собственность. Контрафакт. Актуальные проблемы теории и практики: сб. научных трудов. Т 1. М., Изд. Юрайт, 2009.

Судариков С.А. Интеллектуальная собственность. М.: Изд. Деловой и учебной литературы, 2007.

План

Практического занятия № 3 по теме № 3 «Содержание авторских прав на произведение, программы для ЭВМ и базы данных и распоряжение ими».

Время проведения - 2 часа

Вопросы занятия:

1.Личные неимущественные права автора.

2.Исключительные (имущественные) права автора (право на использование произведения).

3. Свободное использование произведения.

4.Формы передачи прав на использование произведения.

5.Использование произведения в составе сложного объекта.

6. Содержание договора авторского заказа.

7. Лицензионный договор и его основное содержание.

Решение правовых ситуаций.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику личным неимущественным правам автора.

2. Назовите виды имущественных прав автора.

3. Какие виды свободного использования произведений допускает Закон?

4. Будет ли обнародованием фильма показ его отрывков по телевидению?

5. В каких случаях библиотеки могут изготавливать копии книг и статей?

6. Охарактеризуйте право следования.

7. Что дает автору картины право доступа?

8. В чем заключается специфика правовой охраны программы для ЭВМ и базы данных?

9. Дайте юридическую характеристику контрафактной продукци.

10. Что такое декомпилирование, модификация и адаптация компьютерной программы?

11. Может ли автор передать свои права на будущие произведения?

12. Приобретает ли заказчик произведения право на его использование?

13. В чем отличия исключительной и неисключительной лицензии в авторском праве?

14. Что понимают под репродуцированием?

15. Что понимается под продажей произведения?

16. Перечислите условия авторского договора.

17. Дайте характеристику договора отчуждения.

18. Каков порядок заключения лицензионного договора?

Решение правовых ситуаций

Задача № 1

Издательство при подготовке к изданию собрания сочинения А.С. Пушкина решило проиллюстрировать его гравюрами известного художника Ветрова. Выполнение этой работы было поручено художнику издательства Симонову. Последний при работе над иллюстрациями использовал гравюры не полностью, а лишь фрагменты из них. В изданном сочинении Ветров как художник и автор гравюр не указан. С иском к издательству обратился сын Ветрова, в котором обвинил издательство в нарушении авторских прав своего отца, использовании этих гравюр без его согласия как наследника и потребовал выплатить компенсацию в размере ста тысяч рублей. Суд удовлетворил требования истца, отметив, что издательство нарушило статьи ГК РФ, и обязал ответчика выплатить сыну Ветрова пятьдесят тысяч рублей.

Вопросы к задаче:

1. На каком основании сын художника стал обладателем авторских прав своего умершего отца?

2. Какие авторские права Ветрова были нарушены издательство?. Какие это права: личные неимущественные или имущественные?

3. Прав ли был суд уменьшить сумму заявленной истцом компенсации, не объяснив причину ее уменьшения.

Задача № 2

Киностудия заказала писателю Шатрову сценарий двух серийного кинофильма. В договоре авторского заказа был указан пятимесячный срок представления сценария и размер вознаграждения. Через два месяца Шатров представил сценарий на первую серию и потребовал оплаты половины вознаграждения. Киностудия от приема и оплаты сценария первой серии фильма отказалась, поскольку такая сдача работы не позволяет получить правильное представление обо всем сценарии.

Вопросы к задаче

1. Правомерен ли отказ киностудии от принятия сценария по частям?

2. Возможен ли отказ киностудии от приема сценария на две серии из-за отсутствия средств, как для оплаты, так и для съемки фильма?

3. Может ли автор требовать досрочной оплаты сценария в случае представления его раньше срока, указанного в договоре?

Задача 3

Скульптор Филиппов создал из бронзы настольную пепельницу в виде скульптурной композиции, изображающей обнаженную женщину, и выставил ее на продажу аукциона. Скульптура была куплена профессиональным фотографом Чирковым, занимающимся созданием и распространением художественных открыток. Через полгода в магазинах появилась цветная фото­графия скульптурной композиции, созданной Филипповым. Посчитав это нарушением своих авторских прав, Филиппов потребовал в судебном порядке взыскания дохода, полученного Чирковым за продажу открыток с изображением его скульптурной ком­позиции, без его согласия. Ответчик заявил на суде, что скульптурная композиция является его собственностью, а изданная открытка является самостоятельным произведением.

Вопросы к задаче

1. К какому виду произведений относится скульптурная композиция
Филиппова? Является ли она объектом авторского права?

2. Сохранились ли за Филипповым авторские права на созданную им скульптурную композицию после ее продажи? Если да, то какие это права?

3. Вправе ли собственник скульптурной композиции Чирков распространять ее изображение без согласия автора?

4. Правильно ли возражение ответчика на суде?

5. Какое решение должен вынести суд?

Задача 4

МГУ ТУ издал учебное пособие по криминалистике, посвященное методике расследования убийств. Оно состояло из нескольких разделов, в числе которых был раздел «Мето­дика расследования убийств, совершенных несовершеннолетними», написанный Конецким. Авторский гонорар не был выплачен ис­полнителям указанного пособия, поскольку выполнение работы вхо­дило в круг служебных обязанностей авторов.

В следующем году Конецкий издал монографию «Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних», в которую вошел материал раздела «Методика расследования убийств, совершенных несовершеннолетними», изданного учебного пособия по крими­налистике. Отношения между Конецким и издательством были оформлены договором, по которому право на из­дание монографии переходило на три года к издательству.

Вопросы к задаче?

1. Кому принадлежат исключительные права на использование пособия по криминалистике, изданного МГУ ТУ, и монографии Конецкого? На основании чего они возникли?

2. Обязан ли был МГУ ТУ выплатить авторское вознаграждение авторам произведений, вошедших в пособие по криминалистике?

3. Какие права сохраняются за авторами произведений, включенных в учебное пособие по криминалистике?

4. Вправе ли составитель учебного пособия воспрепятствовать авторам осуществить самостоятельный подбор тех же материалов для создания своих составных произведений?

5. Вправе ли был автор Конецкий использовать свое произведение,
включенное в учебное пособие университета, в качестве составной части произведения и опубликовать его?

6. Возможен ли конфликт между МГУ ТУ и издательством в связи с публикацией из­дательством работы Конецкого «Проблемы борьбы с преступно­стью несовершеннолетних»? Возможен ли такой конфликт между из­дательством и автором?

Задача 6

Режиссер-постановщик Сидоров, сценарист Волков и ком­позитор Мартынов заключили с фирмой «Росвидеофильм» договор на создание видеофильма по сценарию, написанному по одноименно­му роману «Утро». При этом ими соглас­но ГК РФ были переданы фирме все исключительные права.

В процессе работы над произведением Мартынов напи­сал несколько песен на слова известных поэтов. В видеофильм в ка­честве составной части вошли также произведения, созданные в про­цессе работы над ним оператором Г. Голубевым, художником-поста­новщиком И. Ивлевым и другими специалистами. Договор на создание видеофильма был выполнен в срок, и фирма полностью расплатилась с его авторами.

После публичного показа видеофильма по телевидению с указани­ем его изготовителя — фирмы «Росвидеофильм» — Мартынов в судеб­ном порядке потребовал от этой фирмы возмещения убытков за пуб­личное исполнение его песен без предварительного заключения с ним авторского договора, предусматривающего авторское вознаграждение за публичное исполнение его песен. Однако фирма «Росвидеофильм» иск не признала, заявив, что она полностью расплатилась с авторами видеофильма по договору на его создание.

Вопросы к задаче

1. Кто из перечисленных в задаче лиц являются соавторами видеофильма?

2. Какие исключительные права обязаны были передать соавторы видео­ фильма его изготовителю — фирме «Росвидеофильм»?

3. В течение какого срока будут действовать исключительные права, переданные соавторами видеофильма фирме «Росвидеофильм»?

4. Вправе ли Мартынов требовать от фирмы возмещения ущерба за бездо­говорное публичное исполнение его песен? Вправе ли он выставлять такое тре­бование к указанной фирме в судебном порядке?

5. Какими правами пользуются Г. Голубев, И. Ивлев и другие специалисты как авторы произведений, вошедших составной частью в видеофильм?

6. Какое решение должен вынести суд?

Задача 7

В межмуниципальный суд г. Москвы поступил иск от генерал-май­ора в отставке С. Соловьева к писателю В. Воротникову с требо­ванием о признании истца соавтором ответчика, написавшего роман «Ступени карьеры» и выплаты ему половины гонорара, полученного ответчиком за него.

Три года тому назад истец обратился к ответ­чику с просьбой отразить в литературном произведении его воспоми­нания о личной жизни и служебной карьере, так как сам он осущест­вить свой замысел не смог. Ответчик согласился.

В течение двух лет истец и ответчик встречались каждую неделю. С. Соловьев рассказывал писателю эпизоды из своей жизни. Однако он не участвовал в создании литератур­ного произведения: его воспоминания не были облечены в литератур­ную форму, он не участвовал в разработке плана произведения, в соз­дании системы образов и действующих лиц. Он был лишь рассказчи­ком об отдельных эпизодах и фактах из своей жизни. Используя услы­шанные факты, В. Воротников написал роман «Ступени карьеры», который был опубликован в г. Москве.

Вопросы к задаче

1. Кто и почему, по вашему мнению, должен быть признан субъектом авторского права в данной задаче?

2. Какие обстоятельства дела служат основанием для отклонения судом иска С. Соловьева?

3. В каком случае, по вашему мнению, иск С. Соловьева к писателю может быть удовлетворен судом?

4. Решите дело.

Задача 8

П. Прошин составил обширную антологию, разделив ее содержа­ние на пять сборников. В сборники вошли стихотворные произведения, как самого составителя антологии, так и более двухсот российских и зарубежных поэтов. В 2001 г. П. Прошин по авторскому договору передал исключитель­ное право на антологию издательству «Двадцать первый век» сроком на три года с правом переиздания в течение этого срока. В 2002 г. антология была издана. В этом же году составитель антоло­гии умер.

В 2003 г. издательство переиздало антологию. Узнав об этом, на­следник умершего автора антологии — его сын Сергей Прошин обвинил издательство в бездоговорном использовании произведения его отца и в судебном порядке потребовал возмещения убытков.

Во время рассмотрения дела в суде представитель издательства от­рицал факт бездоговорного использования антологии. При этом он ссылался на договор, заключенный с П. Прошиным, согласно кото­рому издательству предоставлялось право на переиздание произведе­ния.

Вопросы к задаче

1. К какому виду произведений относится антология П. Прошина? Является ли он субъектом авторского права?

2.Какие исключительные права автора антологии были использованы издательством «Двадцать первый век»?

3.Какое обстоятельство послужило основанием для обвинения Сергеем Прошиным издательства в бездоговорном использовании антологии?

4. Правомерно ли требование С. Прошина к издательству о возмещении убытков, понесенных им в связи с переизданием антологии последним?

5.Какие требования вправе предъявить С. Прошин к издательству в случае получения последним доходов от переиздания антологии?

6.Какое решение должен вынести суд?

Задача 9

Режиссер-постановщик К. Курская, сценарист В. Воронов и ком­позитор Н. Новиков заключили с фирмой «Росвидеофильм» договор на создание видеофильма по сценарию, написанному по одноименно­му роману Л. Лютиковой «Заживо погребенная». При этом ими соглас­но 4 ч. ГК РФ были переданы фирме все исключительные права.

В процессе работы над произведением Н. Новиковым были напи­саны несколько песен на слова известных поэтов. В видеофильм в ка­честве составной части вошли также произведения, созданные в про­цессе работы над ним оператором Г. Голубевым, художником-поста­новщиком И. Ивлевым и другими специалистами.

Договор на создание видеофильма был выполнен в срок, и фирма полностью расплатилась с его авторами.

После публичного показа видеофильма по телевидению с указани­ем его изготовителя — фирмы «Росвидеофильм» — Н. Новиков в судеб­ном порядке потребовал от этой фирмы возмещения убытков за пуб­личное исполнение его песен без предварительного заключения с ним авторского договора, предусматривающего авторское вознаграждение за публичное исполнение его песен. Однако фирма «Росвидеофильм» иск не признала, заявив, что она полностью расплатилась с авторами видеофильма по договору на его создание.

Вопросы к задаче

1.Кто из перечисленных в задаче лиц являются соавторами видеофильма?

2. Какие исключительные права обязаны были передать соавторы видео­ фильма его изготовителю — фирме «Росвидеофильм»?

3. В течение какого срока будут действовать исключительные права, переданные соавторами видеофильма фирме «Росвидеофильм»?

4. Вправе ли Н. Новиков требовать от фирмы возмещения ущерба за бездо­говорное публичное исполнение его песен? Вправе ли он выставлять такое тре­бование к указанной фирме в судебном порядке?

5.Какими правами пользуются Г. Голубев, И. Ивлев и другие специалисты как авторы произведений, вошедших составной частью в видеофильм?

6. Какое решение должен вынести суд?

Задача 10

Инженер Волошин создал программу для ЭВМ и предложил ее приобрести по договору заводу «Электрон» для изготовления и последующего совместного распространения. Администрация «Электрона» выразила сомнение в том, что данную программу разработал Волошин и потребовала представить доказательства, что именно он создал данную программу.

Вопросы к задаче

1. Правомерно ли требование завода «Электрон» к Волошину о представлении таких доказательств?

2. Каким образом Волошин может представить доказательства о своей причастности к разработке программы для ЭВМ?

3. Какой договор должен быть составлен между Волошиным и заводом «Электрон» для выпуска программы для ЭВМ?

Задача № 11

После представления Волошиным убедительных документов о том, что именно он является правообладателем созданной им программы для ЭВМ, администрация завода «Электрон» предложила ему выкупить за единоразовое вознаграждение данную программу без права Волошина участвовать в ее использовании в последующем.

Вопросы к задаче

1. Может ли Волошин оформить полную передачу своих прав на программу для ЭВМ заводу «Электрон»? Как называется такой договор?

2.Какие условия должны быть отражены в таком договоре?

Задача № 12

В ходе выполнения научно-исследовательской работы по разработке учебника по «Жилищному праву» для дистанционного обучения преподаватель Иванцов разработал программу, с помощью которой можно применять ЭВМ для использования данного учебника в обучении студентов. Договором с администрацией МГУ ТУ создание Иванцовым данной программы для ЭВМ не предусматривалось.

Вопросы к задаче

1. Кому принадлежит исключительное право на программу для ЭВМ, если договором между заказчиком и исполнителем ее создание не предусматривалось?

2. Как оформить правоотношения между Иванцовым администрацией МГУТУ по использованию разработанной им программы в образовательном процессе? Как называется такой договор?

3. Кому принадлежит исключительное право на программу для ЭВМ, если договором между заказчиком и исполнителем предусматривалось ее создание?

4. Может ли использовать в таком случае данную программу в личных целях и в каких пределах?

Задача 13

Научно-исследовательский институт «Эльма», являясь правообладателем программы для ЭВМ, предоставил по лицен­зионному договору заводу «Медтехника» право на использование указанной программы. При этом предусматривалось, что лицензиар лишается дан­ного права, как и права на заключение лицензионных договоров други­ми лицами.

В связи с тем, что в продаже была обнаружена анало­гичная программа, изготовленный ООО «Кристалл», адми­нистрация завода «Медприбор» предложила НИИ «Эльма» предъявить иск к нарушителю его прав, полученных им по лицензион­ному договору, с требованием о запрете использования программы для ЭВМ. Поскольку лицензиар не отреагировал на это, лицензиат предъявил иск к нарушителю о запрете использо­вания данной программы.

Вопросы к задаче

1. К какому виду лицензионных договоров относится договор, заключенный институтом «Эльма» с заводом «Медтехника»?

2. Вправе ли был завод «Медтехника» потребовать от института «Эльма» предъявления иска о запрете использования программы для ЭВМ к нарушению прав, полученных им по лицензионному договору?

3. Вправе ли завод «Медтехника» самостоятельно предъявить иск к нарушителю — ООО «Кристалл» о запрете использования программы для ЭВМ?

4. Какую ответственность несет институт «Эльма» перед заводом
«Медтехника» в случае непредъявления к ООО «Кристалл» иска о запрете ис­пользования программы для ЭВМ?

5. Какое решение должен вынести суд?

Задача 14

В 2002 г. российская звукозаписывающая фирма «Мелодия» опуб­ликовала альбомы песен П. Лютиковой на десяти компакт-дисках и де­сяти аудиокассетах. В альбомы вошли также 20 стихотворений по­эта-песенника Г. Груздева.

Имея общую лицензию, выданную Российским авторским общест­вом (РАО), фирма «Мелодия» в установленном порядке подала соот­ветствующие заявки на изготовление каждого компакт-диска и каждой аудиокассеты. Однако РАО при оформлении разрешения изъяло 20 стихотворений Г. Груздева, уменьшило общее время звучания пе­сен, вошедших в альбомы, а также авторский гонорар, который фирма «Мелодия» обязана выплачивать РАО по мере реализации материаль­ных носителей.

Произошло это вследствие того, что Г. Груздев в конце 2001 г. ис­ключил из репертуара РАО права на запись обоих произведений и вос­произведение записи, оставив РАО лишь право на сбор вознагражде­ния за публичное исполнение его произведений.

После выхода альбомов в свет Г. Груздев обратился с иском к фирме «Мелодия» о защите своих нарушенных прав с требованием выплатить ему компенсацию в размере 100 тыс. руб.

На суде фирма «Мелодия» заявила, что ответственность за неурегу­лированность имущественных интересов обладателя авторских прав Г. Груздева лежит на РАО.

Вопросы к задаче

1. Каким правом воспользовался Г. Груздев в своих взаимоотношениях с организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллек­тивной основе РАО?

2. Какие действия обязана была совершить фирма «Мелодия», если Г. Груз­дев воспользовался правом на исключение своих произведений из лицензии РАО?

3. Правомерно ли заявление фирмы «Мелодия» на суде?

4. Какое решение, по вашему мнению, должен вынести суд?

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая). М.: Кодекс, 2007.

ФЗ РФ «О введении в действие часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации;

ФЗ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации » // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473.

ФЗ от 26 декабря 1995 г. «О геодезии и картографии» // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст.1.

ФЗ от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст.4136.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. (в ред. ФЗ от 19 июля 1998 г., 17 декабря 1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; 1998. № 30. Ст. 3607; №. 51. Ст. 6271.

О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения: Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.

О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения: Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.

Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. N 691 «Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»

Постановление Пленума Высшего арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

Определение Конституционного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 357-О «Об отказе к принятию к рассмотрению жалобы гражданина Хавкина А.Я. на нарушение его конституционных прав положениями статей 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. // Публикация № 287 . Женева: Всемирная организация интеллектуальной собственности, 1974.

Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.

Римская конвенция об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных органи­заций от 26 октября 1961 г.

Брюссельская конвенция о распространении несущей программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.

Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства 29 октября 1971 г.

Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г.

Договор ВОИС по авторскому праву 1996 г.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.
Договор о патентном праве 2000 г.

Сингапурский договор о законах по товарным знакам 2006 г.
Евразийская Патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.)

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.)

План

Наши рекомендации