Речевая деятельность, речевое событие, речевое взаимодействие.
Виды речевой деятельности:
Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание.
Слушание – смысловое восприятие устного высказывания.
Письмо–процесс создания текста с последующей графической его фиксацией.
Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания.
Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.
Речевое событие, таким образом, включает три основных компонента:
- словесный текст (речевое произведение);
- дискурс;
- речевую ситуацию.
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это
говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование.
3. Понятие национальный язык. Языковая норма. Национальный язык — форма существования языка в эпоху существования нации, сложное системное единство, включающее в себя литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие.
Языковая норма – это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, синтаксических конструкций.
Основные свойства языковой нормы: объективность, обязательность, устойчивость, историческая изменчивость.
Научный и разговорный стили современного языка.
Научный стиль – разновидность литературного языка, употребляется в научных трудах ученых для выражения результатов исследований. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов. Форма реализации этого стиля – диалог.
Разговорный стиль речи используется в обыденной речи, в беседах с друзьями в непринужденной обстановке. Цель разговорного стиля – общение, обмен мыслями. В разговорном стиле большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты. Форма реализации этого стиля – диалог.
Культура речи.
Культура речи - это осознанная речевая деятельность по созданию правильной целесообразной этически-корректной речи в заданных условиях общения.
Основные составляющие процесса общения: коммуникация, интеракция, перцепция.
Общение как коммуникация. В узком понимании под коммуникацией понимается обмен в ходе совместной деятельности между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками. Целью коммуникативного процесса является не просто взаимное информирование, а совместное постижение предмета.
Общение как интеракция подразумевает организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Общение как интеракция содержит несколько компонентов: позиция, роль, стиль. Выделяют три стиля: ритуальный, манипулятивный, гуманистический.
Общение как перцепция. Понимание субъектами друг друга в общении опосредуется не только наличием общей системы кодирования / декодирования информации, не только совместным действием, но и особенностями восприятия одного человека другим.
Типология средств коммуникации.
Коммуникация может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков.
Невербальная коммуникация - это общение, обмен информацией без помощи слов. Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования).
Понятие общения. Виды общения.
Общение– взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Виды общения
- Контакт масок
- Светское общение
- Формально-ролевое общение
- Деловое общение
- Манипулятивное общение
- Виртуальное общение
Содержание делового общения: стили, стороны, управление процессом общения.
Стиль делового общения – это система средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера для достижения положительных результатов коммуникации, элементами которого являются:
комплексность всех мероприятий;
знание возможностей партнера;
умение маневрировать ресурсами
грамотное распределение и перераспределение обязанностей.
Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.
Управленческое общение - это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами. В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией.
Барьеры общения.
Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им.