Тема 19. «Речевое взаимодействие»

Цель: изучить специфику речевого взаимодействия, структуру коммуникативного акта в речевом аспекте.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· категории «язык», «речь», «речевая ситуация», «речевая деятельность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевое событие»;

· основные функции языка;

̶ уметь:

· различать принцип кооперации Г. Грайса и принцип вежливости Д. Лича;

̶ обладать:

· навыком определять максимы Г. Грайса в тексте;

· навыком определять максимы Д. Лича в тексте.

При изучении темы 19 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 163-210; 399-448]

2. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 57-84]

3. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-49]

4. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 18-26]

5. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М. : Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 5-20]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 5-51]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 25-44]

Особое внимание обратить на:

– основные единицы общения (речевую ситуацию, речевое взаимодействие, речевое событие, речевой акт);

– структуру коммуникативного акта в культурно-речевом аспекте;

– принцип кооперации Г. Грайса;

– принцип вежливости Д. Лича.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «язык», «речь», «речевая ситуация», «речевая деятельность», «речевой акт», «речевое поведение», «речевое событие»;

– перечислить основные функции языка;

– перечислить максимы кооперации Г. Грайса и дать определение каждой максиме;

– перечислить и охарактеризовать составляющие принципа вежливости Д. Лича.

Тема 20. «Язык и речь»

Цель: изучить устную и письменную разновидности литературного языка, функции современного русского языка.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «язык», «речь»;

· разновидности литературного языка;

· функции современного русского языка;

· виды и формы речи;

̶ уметь:

· различать виды литературного языка;

̶ обладать:

· знаниями по теме, чтобы уметь определять разновидность литературного языка, форму речи.

При изучении темы 20 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека : учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М. : Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 539 с. [с. 5-57]

3. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 250 с. [с. 5-25]

4. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-30; 52-72]

5. Русский язык и культура речи : практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 8-28]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 5-20, 33-51, 98-110]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 25-27, 45-56]

Особое внимание обратить на:

– функции современного русского языка;

– типологию литературного языка;

– виды и формы речи.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «язык», «речь»;

– перечислить основные функции современного русского языка;

– перечислить разновидности литературного языка.

Тема 21. «Языковая норма»

Цель: изучить типы языковых норм и типы вариантов языковой нормы современного русского литературного языка.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «норма современного русского литературного языка», «кодификация нормы», «вариативность нормы»;

· типы языковых норм;

· критерии кодификации нормы;

̶ уметь:

· различать типы языковых норм и типы вариантов языковой нормы;

̶ обладать:

· навыком точно определять тип структурно-языковой нормы современного русского литературного языка.

При изучении темы 21 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека : учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М. : Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. – 539 с. [с. 71-89]

3. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 250 с. [с. 57-84]

4. Русский язык и культура речи : учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 8-49]

5. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М. : Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 275-282; с. 293-339]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М. : Флинта : Наука, 2004. – 251 с. [с. 52-60]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 227-228]

Особое внимание обратить на:

– определение языковой нормы;

– типологию норм современного русского литературного языка;

– вариативность языковой нормы;

– критерии кодификации языковой нормы.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «норма современного русского литературного языка», «кодификация нормы», «вариативность нормы»;

– перечислить типы языковых норм современного русского языка;

– перечислить критерии кодификации языковой нормы.

Наши рекомендации