Критерии классификации АИС и разновидности АИС в соответствии с этими критериями

Автоматизированные информационные системы разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков (рис. 1.1).

Так как классификация систем по сфере функционирования объекта управления очевидна, рассмотрим следующие признаки. По видам процессов управления автоматизированные информационные системы подразделяются на:

АИС управления технологическими процессами – это человеко-машинные системы, обеспечивающие управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями.

АИС управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые системы, сочетающие АИС управления технологическими процессами и АИС управления предприятиями.

Для АИС организационного управления объектом служат производственно-хозяйственные, социально-экономические функциональные процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой, в частности:

• банковские АИС;

• АИС фондового рынка;

• финансовые АИС;

• страховые АИС;

· налоговые АИС;

· АИС таможенной службы;

· статистические АИС;

· АИС промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские АИС) и др.

АИС научных исследований обеспечивают высокое качество и эффективность межотраслевых расчетов и научных опытов. Методической базой таких систем служат экономико-математические методы, технической базой – самая разнообразная вычислительная техника и технические средства для проведения экспериментальных работ моделирования. Как организационно-технологические системы, так и системы научных исследований могут включать в свой контур системы автоматизированного проектирования работ (САПР).

Обучающие АИС получают широкое распространение при подготовке специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников разных отраслей.

В соответствии с третьим признаком классификации выделяют отраслевые, территориальные и межотраслевые АИС, которые одновременно являются системами организационного управления, но уже следующего – более высокого уровня иерархии.

Отраслевые АИС функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, в строительстве, на транспорте. Эти системы решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств.

Территориальные АИС предназначены для управления административно-территориальными районами. Деятельность территориальных систем направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам.

Межотраслевые АИС являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.). Имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, межотраслевые многоуровневые АИС обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов.

6.​ Понятие и назначение информационных ресурсов организации.

Назначение и состав внешних информационных ресурсов организации. Назначение и состав собственных информационных ресурсов. Понятие унификации документов. В информ. обществе основой развития становится информ. ресурс, а также средства его обработки и доставки потребителю. ИР общества – это сведения различного характера, материализованные в виде документов в бумажном, электронном виде, в виде базы данных или базы знаний, Интернет-ресурсы, архивы, библиотеки, созданные или приобретенные за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

ИР служат исходным сырьем для создания информ. продуктов, под которыми понимается результат обработки ИР с помощью информ. технологий, используемых для целей управления (формирования) управленческих решений. ИР фиксируется на материальных носителях: в документах, базах данных, в файлах и т.д.

Под ИР организации будем понимать совокупность собственных и внешних(поступающих извне) данных, как бумажных, так и электронных, предназначенных для функционирования и развития.

ИР организаций это общий объем данных и знаний, циркулирущих, входящих и исходящих, материализованных на каком-либо носителе.

Собственные ИР в зависимости от материального носителя делятся на внемашинные и внутримашинные. Внемашинные это, как правило, бумажные документы управленческого и организационно-распорядительного характера. Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия.

Это плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы) и прочее.

Документы организационно-распорядительногохарактера делятсяна следующие группы:

- организационные (задачи и цели предприятия, структура предприятия, штатное расписание, устав предприятия и т.д.);

- распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции и прочее);

- справочные(письма входящие и исходящие, акты, справки, обзоры, рефераты, библиотечные подборки и т.д.);

- прочие(патентная, юридическая и прочая документация).

Внутримашинные ИР– это внемашинные информационные ресурсы, введенные в память компьютера.

Внешние информационные ресурсы могут быть как платными(приобретаемыми), так и предоставляемымисторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами(получаемые ресурсы). Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.

Внешние ИР возникают во внешней среде и отражают экономические, социальные, рыночные, технологические, банковские, налоговые, страховые и другие отношения с иными хозяйствующими субъектами или гос. Органами. Форма существования таких ИР – это web-сайты, электронные документы, документы из хранилища данных.

Приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера. Например, в различных консалтинговых фирмах можно заказать анализ динамики курса валют, кросс-курсы валют, динамики ценных бумаг, ставок привлекаемых рублевых и других депозитов, информацию о конкурентах, тенденциях в изменениях в деловой среде и состоянии международных рынков и т.д.

В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые отношения с партнерами, также отношения с выше или ниже стоящими организациями.

Содержательно они отражают информацию, получаемую из банков, страховых, налоговых и прочих организаций.

Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств.

Собственныеинформационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет.

Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний.

Управленческие, а также организационно-распорядительные документы фиксируют все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции.

Данный подкласс информационных ресурсов является неформализованным, однако их содержание и вид материальных(бумажных) носителей регламентируются государственными стандартами.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» документ – это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документобладает двумя свойствами: многофункциональность(регистрация информации, передача, обработка и хранение) и наличием юридической силы.

Форма и содержание управленческих документов регламентируется нормативно-методической базой, создаваемой государственными органами.

Стандартырегламентируют форму и содержание большинства документов на предприятии.

Документы, разработанные в соответствии с этими стандартами, называются унифицированными.

Унификациясистем документации может осуществляться на различных уровнях: межотраслевом (государственном), отраслевом и на уровне предприятий.

На межотраслевом уровне создается унифицированная система документации (УСД), в которую входят:

- единая система конструкторской документации (ЕСКД);

- единая система технологической документации (ЕСТД);

- унифицированная система форм статистической информации;

- унифицированная система документации бухгалтерского учетаи отчетности и др.

В соответствии со стандартами в РФ создано восемь унифицированных систем документации:

1. Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций.

2. Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий.

3. Унифицированные системы организационно-распорядительной документации.

4. Унифицированные системы отчетно-статистической документации.

5. Унифицированные системы банковской документации.

6. Унифицированные системы документации Пенсионного фонда РФ.

7. Унифицированные системы документации по труду.

8. Унифицированные системы внешнеторговой документации.

В соответствии с иерархической структурой управления предприятием выделяют следующие вертикальные уровни: оперативный, тактический и стратегический, а также горизонтальные уровни: продажи, маркетинг, производство, финансы, бухгалтерия снабжение, трудовые ресурсы и т.п.

Рис. 3. Соответствие уровней иерархии управления и используемых АИТ

Каждый уровень управления определяет собственные инструментальные средства, предоставляемые соответствующим информационным сервисом. На рис. 3. таковыми являются технологии: TPS, MIS, DSS, ESS. Если информационная система создана в соответствии со стандартами открытых систем, то интеграция информационных технологий обеспечивается на всех уровнях иерархии.

На оперативном уровне управления используются транзакционные технологии (TPS – Transactions Processing Systems),предназначеные для ежедневной обработки данных, поступающих в виде документов и сообщений (счета, акты, накладные и т.д.).Транзакционные технологии следят за выполнением элементарных действий в организации: за продажами, платежами, обслуживание кредитов, подготовкой необходимых материалов для осуществления производственной деятельности. Эти технологии позволяют создавать различные документы, сводки, ведомости. Главная функция технологий оперативного уровня состоит в регистрации в базе данных всех событий, происходящих на предприятии и за его пределами.

TPS – технологии включают в себя: OLTP – технологии (On-Line Transaction Processing), web-технологии, офисные технологии, технологии поддержки потоков работ (workflow) и поддержки документооборота. Эти технологии используются на оперативном уровне и позволяют специалистам осуществлять непосредственный контакт с внешней средой: принимать заказы, регистрировать поступления материалов от поставщиков и передачу их на склад. При их помощи осуществляют выписку счетов и нарядов на оплату и т.д.В результате функционирования TPS – технологий получают стандартные документы: платежные поручения, счета, расходные и приходные накладные. Так как оперативный ввод и обработка информации осуществляются на любом предприятии, транзакционные технологии присутствуют на большинстве из них.

Основная функция систем оперативного уровня – давать ответы на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию, для чего информация должна быть доступна, оперативна и точна.

Системы тактического уровняразработаны для контроля, управления, принятия решений, принятия административных действий менеджерами среднего звена. Их основная функция – своевременно дать ответ, хорошо ли работают подсистемы и объекты? Они предназначены для решения частично-структурированных задач.

На тактическом уровне используются:

MIS –технологии, поддерживающие управленческие функции MIS (Management Information System) – технологии, необходимые для организации функций управления: персоналом; снабжением; основным и вспомогательным производством; реализацией готовой продукции; задачи бухгалтерского и управленческого учета; задачи бюджетирования, задачи финансового анализа и планирования; управления инвестициями; управление делопроизводством и другие виды деятельности.

На тактическом уровне также используются технология поддержки и принятия решений (ТППР). АИС поддержки принятия решений предназначены для решения слабоструктурированных задач. АИТ поддержки принятия решений– предусматривают широкое использование экономико-математических методов и моделей с целью аналитической обработки информации, формирования прогнозов, формирования оптимальных решений, составления бизнес-планов.

Целью данной технологии является подготовка и формирование управленческого решения, которая происходит в результате итерационного процесса..

В системах поддержки принятия решений по временному периоду могут использоваться: стратегические модели, тактические, оперативные.

·​ В настоящее время достаточно широко распространенной технологией, ориентированной на поддержку принятия решений, является OLAP – технология(On-Line Analytical Processing). В основу этой технологии положен метод хранения данных в специальной форме, названной хранилищем данных (Data Warehouse).

DSS – технологии (Decision Support System) – технологии аналитической обработки данных, необходимые для подготовки и формирования управленческих решений. Исходной информацией в них служат не ежедневно поступающие сообщения, а специально накопленные данные за длительный период, позволяющие определить тенденции процессов или событий в различных разрезах.

На высшем стратегическом уровне управления используются системы поддержки руководства или ESS – технологии (Executive Support Systems). Эти технологии ориентированы, в основном, на работу с внешними по отношению к предприятию данными, характеризующимися нечеткостью, неполнотой и противоречивостью. Примером здесь может служить информация о конкурентах, ситуации на рынках, перспективы изменения различных цен, таможенных тарифов и т.п. В классе ESS – технологий можно выделить два наиболее распространенных подкласса (технологии интеллектуального анализа данных (Data Mining, DM – технологии) и системы обработки знаний (СОЗ).

Наши рекомендации