Работа в малых группах: знакомство с этапами медиации (15 минут)
Группа делится на подгруппы по 3-4 человека с помощью приема «Линейка»: выстраивается по заданному ведущему признаку (берется тот признак, который чаще других назывался в приветствии), затем ведущий делит «линейку» на подгруппы.
Подгруппы получают разноцветные карточки, на которых указаны основные этапы медиации:
красные карточки | ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП |
знакомство с заявкой на проведение медиации | |
получение согласия второй стороны на проведение медиации | |
согласование времени и места проведения медиации | |
желтые карточки | ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ |
организация пространства | |
представление медиаторов | |
изучение истории конфликта | |
изучение действий по выходу из конфликта и их эффективности | |
планирование выхода из конфликта | |
реализация выбранного варианта «здесь и сейчас» | |
проверка эффективности медиации | |
зеленые карточки | ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП |
выражение благодарности участникам конфликта за доверие | |
предложение сообщить о разрешении конфликта сверстникам | |
скрепление соглашения подписями на «мирном договоре» |
В подгруппах нужно восстановить правильную, с точки зрения участников, последовательность действий медиатора. Результаты обсуждаются в общем круге. Ведущий фиксирует правильный вариант и комментирует его, знакомит участников с формой «заявки». Затем группе предлагается задать вопросы о том, что осталось непонятным.
3. Работа в малых группах: анализ кейсовых ситуаций (22 минуты)
Участникам предлагается сформировать новые подгруппы таким образом, чтобы у всех оказались новые партнеры. Подгруппы получают раздаточный материал с описанием кейсовой ситуации[1]. Задача: выделить в этом тексте те этапы медиации, которые были обозначены в прошлом обсуждении.
Кейс 1.
Наташа. Меня зовут Наташа. А это Олег. Мы поможем вам разрешить конфликт. С просьбой о разрешении конфликта обратился Женя. Мы поговорили с Сергеем, и он согласился на медиацию.
Олег. Нам необходимо выполнять правила:
- Мы называет друг друга по именам
- Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем
- Мы уважаем друг друга
- Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга
- Мы говорим правду, какой бы горькой она не была
- Мы строго придерживаемся выработанного соглашения
- Мы ЖЕЛАЕМ разрешить конфликт
- Мы сохраняем тайну разговора
Наташа. Женя и Сережа, вы согласны с правилами?
Женя. Да
Сережа. Согласен.
Олег. Сережа, ты желаешь разрешить конфликт?
Сережа. Да, мне этого хочется.
Наташа. Женя, а ты желаешь разрешить конфликт?
Женя. Да, иначе я бы к вам не обратился.
Наташа. Женя, расскажи, что произошло?
Женя. У нас в новый год был спектакль. Сергей все организовывал. По его просьбе я принес три диска от караоке, у нас дома их несколько. Родители сказали – под мою ответственность. После спектакля Сергей вернул мне два диска, третий потерялся. Я сказал, что родители будут меня ругать, но Сергей не придал моим словам никакого значения. Скоро у нас новая постановка, и Сергей опять просил принести диски, но я отказался. Он обозвал меня жмотом.
Олег. Сергей, а ты как считаешь, что произошло?
Сергей. Да, я попросил диски, но мне было некогда за ними следить, и один куда-то подевался. Моих вещей за наши спектакли столько пропало, не знаю, сколько. Но я же не делаю из этого трагедию. Я разозлился и обозвал Женьку жмотом.
Наташа. Женя, а что ты делал, чтобы разрешить этот конфликт?
Женя. Я не хотел ссориться и сделал вид, что ничего не произошло. Мы общались, как и раньше, пока он снова не обратился ко мне с просьбой принести диски.
Олег. Сергей, а что ты делал?
Сережа. Я и думать про это забыл, поэтому и обратился к нему опять. Я же не для себя прошу, а для всех. Я не ожидал, что он может отказать.
Олег. Сергей, а что ты можешь предложить для разрешения конфликта?
Сережа. Я могу извиниться, могу купить новый диск, правда, мне нужно узнать, какой именно, я не помню.
Наташа. Женя, а что можешь предложить ты?
Женя. Я согласен принять извинения, потому что все знают, что я никогда не был жадным. Если Сергей сможет найти такой диск – было бы хорошо. Но он редкий.
Олег. Сергей, что ты можешь ответить Жене?
Сережа. Женя, ты скажи мне, как называется диск, я постараюсь найти.
Наташа. Женя, ты согласен?
Женя. Конечно, согласен. Я все-таки попрошу у родителей диски для нового спектакля. Только мне хотелось бы, чтобы с ними обращались аккуратно.
Олег. Сергей, что ты можешь на это ответить?
Сережа. Спасибо за предложение. Но я честно хочу тебя, Женя, предупредить, что я не могу обещать тебе за всех, что с дисками будет все в порядке, мне просто не уследить за всем сразу.
Женя. Хорошо, я могу сам последить за дисками.
Наташа. Женя, как ты считаешь, есть еще какие-нибудь нерешенные вопросы?
Женя. Да вроде все решено.
Олег. Сергей, что можно сделать прямо сейчас?
Сережа. Я могу извиниться. Женя, извини, что я назвал тебя жмотом. Сорвался. Когда что-то делаешь, а другие не очень-то хотят тебе помочь, то бывает обидно, вот и говоришь под горячую руку обидные слова.
Женя. Сережа, ты тоже меня извини. Я не подумал, что тебе надо помогать, а не претензии предъявлять.
Наташа. Женя, что ты сейчас чувствуешь?
Женя. Я испытываю удовлетворение от того, что конфликт разрешен.
Олег. Сережа, а какие чувства ты испытываешь сейчас?
Сережа. Удовлетворенность.
Наташа. Значит, конфликт разрешен.
Олег. Раз конфликт разрешен, то распишитесь на бланке заявки в соответствующей графе.
Результаты обсуждаются в общем круге. Ведущий отвечает на вопросы, возникшие у участников. Важно подчеркнуть, что это упрощенная и отчасти идеализированная модель медиации, в жизни ситуация могла бы разворачиваться по-другому.
Затем в прежних группах анализируется второй кейс. Основной вопрос: в чем причина того, что в этом случае медиация не оказалась эффективной?
Кейс 2.
Наташа. Меня зовут Наташа. А это Олег. Мы поможем вам разрешить конфликт. С просьбой о разрешении конфликта обратился Женя. Мы поговорили с Сергеем, и он согласился на медиацию.
Олег. Нам необходимо выполнять правила:
- Мы называет друг друга по именам
- Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем
- Мы уважаем друг друга
- Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга
- Мы говорим правду, какой бы горькой она не была
- Мы строго придерживаемся выработанного соглашения
- Мы ЖЕЛАЕМ разрешить конфликт
- Мы сохраняем тайну разговора
Наташа. Женя и Сережа, вы согласны с правилами?
Женя. Да
Сережа. Согласен.
Олег. Сережа, ты желаешь разрешить конфликт?
Сережа. Да, мне этого хочется.
Наташа. Женя, а ты желаешь разрешить конфликт?
Женя. Да, иначе я бы к вам не обратился.
Наташа. Женя, расскажи о вашем конфликте?
Женя. У нас возник конфликт из-за того, что Сергей назвал меня жмотом. Он на прошлом спектакле потерял мой диск от караоке, а теперь просит, чтобы я опять принес диски. Я отказался.
Олег. Сергей, это так и было?
Сережа. Нет, не так.
Олег. Сергей, расскажи свою версию?
Сережа. Я, конечно, назвал его жмотом. Я стараюсь для всех, мало того, что мне никто не помогает, так еще и жадничают. Я на знаю, куда диск делся, я не могу уследить за всем сразу.
Наташа. Женя, а что ты делал, чтобы разрешить этот конфликт?
Женя. Я сначала не хотел ссориться и сделал вид, что ничего не произошло. Мы общались, как и раньше, пока он снова не обратился ко мне с просьбой принести диски.
Олег. Так и было?
Сережа. Да, наверно.
Олег. Сергей, а что ты сделал для разрешения конфликта?
Сережа. Я конфликт не начинал, поэтом не мне и делать первый шаг.
Наташа. Женя, что можно сделать прямо сейчас, чтобы конфликт разрешился?
Женя. Я согласен принять извинения, потому что все знают, что я никогда не был жадным. Если Сергей сможет найти такой диск – было бы хорошо. Но он редкий.
Олег. Сергей, ты готов извиниться?
Сережа. Не собираюсь.
Наташа. Женя, что ты можешь на это ответить?
Женя. Похоже, помириться нам не удастся. Наверно, я зря обратился к медиаторам.
Результаты обсуждений в малых группах озвучиваются в общем круге. Ведущий фиксирует на доске основные коммуникативные ошибки медиаторов, обнаруженные в тексте кейса 2, группа делает вывод о том, медиаторами помимо знания процедурных этапов медиации необходимо владеть навыками эффективной коммуникации.