Работа в малых группах

В отличие от интерактивного метода «мозговой штурм», который предполагает индивидуальный поиск ответа на поставленный преподавателем вопрос, интерактивный метод «работа в малых группах» предполагает коллективный поиск решения какой-либо проблемы. Указанное принципиальное различие влияет на цели использования этого интерактивного метода, содержание задания, выносимого на разрешение слушателям, порядок и правила проведения.

Содержание интерактивного метода «работа в малых группах» состоит в решении какой-либо проблемы (учебной задачи) в условиях малой социальной группы. Применительно к рассматриваемому интерактивному методу под малой социальной группой мы понимаем объединение от 3-х до 7-ми человек, собранных на определенный промежуток времени для решения конкретной задачи. Работа в малых группах принципиально меняет вектор взаимодействия студентов – вместо взаимодействия в структуре студент – преподаватель, использование этого интерактивного метода позволяет взаимодействовать в структуре «студент - студент». Это, в свою очередь, влияет и на изменение психологической обстановки, и на способ общения, и на восприятие информации, и на творческую активность студентов.

Так, работая в малой группе, студенты решают поставленную перед ними задачу, основываясь на собственных знаниях и опыте, которые подвергаются анализу сначала участниками этой группы, а затем, при обсуждении результатов, другими участниками и преподавателем. Таким образом, мнения и позиции студентов дважды подвергаются анализу, что влияет на глубину полученных знаний.

Работая в малой группе, студенты не просто получают информацию (мнение другого студента) как на лекционном занятии, но и реагируют на нее, задавая вопросы, опровергая позицию, высказывая свое мнение и т.д. Это, в свою очередь, побуждает других студентов активно включаться в обсуждение проблемы, предлагать свои варианты, опровергать предыдущие позиции. В условиях малой группы студенты могут глубоко и детально проанализировать различные точки зрения, обосновать свои, тем самым, улучшив качество имеющихся знаний.

Помимо этого, рассматриваемый интерактивный метод позволяет использовать в обучении элементы игры, ставить студентов в различные ролевые позиции (организатора работы, хронометриста, секретаря и т.п.), отрабатывать профессиональные навыки. Таким образом, работа в малых группах позволяет реализовать обучение через взаимодействие, в котором эффективность усвоения материала достигает 75%.

Анализ содержания этого интерактивного метода позволяет выделить цели, для достижения которых он может быть использован.

- решение сложной задачи (проблемы), с которой тяжело справиться индивидуально. Групповое решение задачи (проблемы) увеличивает потенциал участников и количество вариантов ответов (идей), позволяет за более короткий промежуток времени выполнить больший объем работы и принять взвешенное объективное решение.

- обмен информацией, опытом, ресурсами. Учитывая, что малая группа состоит из нескольких человек, имеющих разный интеллект, профессиональный опыт, личные качества, информационные и иные ресурсы, то их взаимодействие позволяет обогатить каждого новыми знаниями, информацией, навыками и т.п. Причем количественное ограничение состава малой группы позволяет более эффективно, нежели в группе из 20-30 человек, обменяться мнениями, информацией и опытом.

- приобретение навыков работы в группе или других профессиональных навыков. Рассматриваемый интерактивный метод может быть использован не только как метод, повышающий качество знаний и увеличивающий количество информации у конкретного студента, но и как метод, позволяющий вырабатывать профессионально значимые навыки межличностного общения, сотрудничества, активного слушания, выработки общего решения, решения возникающих разногласий и т.д.

В зависимости от преследуемой цели использования интерактивного метода - работа в малых группах, преподаватель должен разрабатывать и ставить перед студентами соответствующие задания. Вместе с тем, содержание задания и преследуемая цель влияет на определение количественного состава малой группы.

Непосредственная работа со студентами при использовании интерактивного метода «работа в малых группах» состоит из следующих этапов:

1. Формулирование задания.

2. Разъяснение правил работы в малых группах.

3. Формирование малых групп.

4. Раздача малым группам учебного материала (казуса, процессуальных решений, документов и т.п.).

5. Распределение ролей.

6. Уточнение времени выполнения задания.

7. Оказание группам содействия во время их работы.

8. Доклады групп о своей работе.

9. Обсуждение и комментирование. Подведение итогов.

Рассматриваемый интерактивный метод может быть использован в совокупности с другими интерактивными методами. Так, изложенный выше метод «мозгового штурма» может быть использован участниками малой группы для генерирования идей и предложений по решению поставленной проблемы. Таким образом, преподаватель может создать условия, при которых один интерактивный метод используется «внутри» другого. После подведения итогов работы в малой группе может быть проведена дискуссия по наиболее спорному вопросу и/или результату.

Наши рекомендации