Занятие 10. Рефлексия достигнутых результатов
Цель занятия:создание условий для рефлексии результатов занятий.
Материалы: правила (см. занятие 1), материалы, необходимые для проведения обсуждения «Чем мне нравится мой класс» (формат выбирается ведущим на основе предпочтений и возможностей класса).
Ход занятия:
1. Приветствие (1 минута)
2. Упражнение «Счет до …» (9 минут). См. занятие 2. Результаты сравниваются с теми, которые были достигнуты во втором занятии, делается вывод о несомненном прогрессе.
3. Упражнение «Фотография» (20 минут). Группа получает задание создать групповой кадр (условно обозначить пространство), расположившись так, чтобы всем было в нем комфортно. Затем участники анализируют свое состояние, могут переместиться. После окончания перемещений ведущий просит группу подготовиться к съемке и «фотографирует». На втором этапе предлагается представить, какая фотография получилась бы до начала занятий (фотография изображается). Обсуждаются изменения
4. «Чем мне нравится мой класс» (10 минут). В любой форме, приемлемой для класса, обсуждается вопрос «чем мне нравится мой класс». Варианты: «Копилка» (анонимно), коллаж (например, «Ладошки» с записанными ответами), «Благодарственная открытка моему классу» и т.д.
Заключительное слово ведущего (5 минут)
ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ? ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ-МЕДИАТОРОВ.
Пояснительная записка
Актуальность темы. Одним из важнейших направлений работы школьной службы медиации является подготовка медиаторов из числа обучающихся, способных выполнять медиаторские функции в режиме реализации принципа «равный – равному». Преимуществами этого принципа являются более доверительный и искренний характер общения между медиаторами и сторонами конфликта, благодаря которому медиатор может не только эффективно содействовать разрешению конфликта, но и «обучать» участников конфликта элементам конструктивного общения, демонстрируя своим примером бесконфликтное поведение. Однако реализация принципа «равный – равному» в условиях службы медиации в образовательном учреждении предполагает необходимость решения задачи подготовки медиаторов из числа учащихся. Данная программа призвана способствовать решению задачи подготовки медиаторов из числа учащихся-подростков.
Теоретическое обоснование программы.Готовность подростков к осуществлению медиации по принципу «равный-равному» включает, как минимум, три важнейших компонента:
· мотивационный компонент, предполагающий «информированную заинтересованность» подростка в осуществлении школьной медиации, то есть желание реализовывать примирительные мероприятия на основе полной информированности о возможностях медиации, сопровождающих ее рисках и требованиях, которые процедура медиации предъявляет к осуществляющим ее лицам;
· когнитивный компонент, включающий знание прикладных аспектов конфликтологии, а также теоретических основ медиации в детских и подростковых конфликтах;
· технологический компонент, заключающийся в овладении подростками-будущими медиаторами процессуальными и коммуникативными навыками проведения процедуры медиации в условиях образовательного учреждения. В качестве основной технологии медиации, предлагаемой подросткам, в программе используется технология посредничества, описанная В.В. Шабалиной (Шабалина В.В., 2001) как имеющая широкую апробацию в медиации по принципу «равный-равному».
Целью программы является создание условий для подготовки подростков к осуществлению эффективной медиации конфликтов между детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Задачи программы:
· создание условий для успешного включения подростков в формат группового обучения, являющийся основным для овладения навыками медиации конфликтов;
· создание условий для овладения подростками-будущими медиаторами знаниями о причинах конфликтов между детьми и подростками, динамике их развития, возможных исходах;
· создание условий для ознакомления подростков с задачами и основными этапами процедуры медиации детского и подросткового конфликта в условиях образовательного учреждения;
· создание условий для формирования у подростков навыков медиации конфликтов и эффективной коммуникации в процессе медиации и за ее пределами;
· создание условий для оценки подростками собственного мотивационного и личностного потенциала, необходимого для успешного выполнения функций медиатора, что является обязательным условием формирования «информированной заинтересованности» подростков-будущих медиаторов в осуществлении медиации детских и подростковых конфликтов;
· создание условий для осознания подросткам необходимости постоянно совершенствовать коммуникативные навыки и навыки медиации.
Ожидаемые результаты:формирование у подростков-будущих медиаторов готовности к осуществлению медиации детских и подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в:
· конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;
· владении знаниями о природе и динамике развития детских и подростковых конфликтов, этапах медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
· владении навыками осуществления медиации конфликтов между учащимися в условиях образовательного учреждения;
· заинтересованности в дальнейшем росте в области совершенствования навыков медиации конфликтов.
Форма работы.Программа предполагает групповую форму работы в формате семинара-тренинга.
Организация занятий.Программа рассчитана на 20 занятий по 1 академическому часу каждое (1-2 занятия в неделю) и предназначена для группы подростков в количестве 10-15 человек.
Методическое оснащение.Ведущим программы может быть психолог или педагог, знакомый с принципами медиации и разделяющий их, имеющий опыт реализации технологии медиации конфликтов. Ведущему необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), создания безопасного психологического пространства в группе, выстраивания субъект-субъектных отношений с подростками. Для осуществления программы наиболее эффективной является работа ведущего в паре с ассистентом, который направляет обсуждение, организует работу малых групп, моделирует эффективное выполнение заданий.
Для проведения занятий требуется помещение, в котором достаточно места для того, чтобы организовать круг и индивидуальные рабочие места за партами. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным для проведения подвижных техник, стулья в помещении должны быть легко перемещаемыми. помещение не должно быть проходным и просматриваемым для посторонних. Оптимальным является вариант, если в помещении есть возможность сидеть и работать на полу. В помещении должна быть возможность крепить ватман к стенам или доске, а также возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование. Для большинства занятий необходимы такие материалы, как цветные карандаши, ручки, бумага, скотч, ножницы. Помещение должно быть оборудовано доской.
Целевая группа.Программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов и их последующем использовании для медиации конфликтов между детьми и подростками на волонтерских началах.
2. Учебно-тематический план:
Тематические блоки / темы | количество часов |
Наши занятия: что и как? Что такое медиация? Медиация конфликтов: как это делается? Что такое эффективная коммуникация? Как правильно слушать собеседника? Что такое бесконфликтный стиль общения? В чем разница между тем, чтобы «знать» и «уметь»? Как организовать подготовительный этап медиации? Как провести основной этап медиации? Как закончить медиацию? Возникли проблемы: что делать? Каким должен быть «настоящий медиатор»? Зачем люди становятся медиаторами? Откуда медиатору взять столько сил и терпения? Чему мы научились? Так кто же такие школьные медиаторы? | |
Итого | 16 часов |
3. Оценка эффективности программы.Критерием эффективности программы является достижение поставленных целей и задач, которое может быть оценено:
1. на основе субъективных мнений (самоотчетов) подростков-участников программы;
2. на основе экспертных оценок со стороны куратора программы подготовки подростков-медиаторов;
3. на основе объективной оценки с использованием контрольно-оценочных материалов.
4. Список литературы.Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:
· Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
· Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
· Беглова Т.В., Битянова М.Р., Шадура А.Ф. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей стершего подросткового возраста «Ладья». Методические рекомендации для ведущих программы. – М., 2014.
· Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2004.
· Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М., 2007.
· Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
· Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999.
· Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.
· Лидерс А.С. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М., 2009.
· Литвинов А.В. Основной курс медиации. – М., 2011.
· Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
· Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2011.
· Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения. – М., 2012.
· Редлих А., Миронов Е. Модерация конфликтов в организации. – СПб.: Речь, 2009.
· Фопель К. Групповая сплоченность. – М., 2011.
· Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.,2001.
· Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001.
· Школьные службы примирения. – М., 2012.
· Школьная служба примирения и восстановительная культура отношений. – М., 2012.
· Материалы газеты «Школьный психолог» за период с 1998 по 2015 г.г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ