Назначение и эффективность применения карты

1.1 . Карта предусматривает рациональную организацию труда при выполнении работ по устройству шероховатой поверхностной обработки асфальтобетонного покрытия машиной КДМ-130А.

1.2 . Показатели производительности труда по карте:

Выработка на 1 чел.-день (при 8-часовой рабочей смене),

м2 ............................................................................................... 22222

Затраты труда на 1000 м2, чел.-ч ........................................... 0,36

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . До начала устройства шероховатой поверхностной обработки асфальтобетонного покрытия машиной КДМ-130А необходимо выполнить следующие работы:

очистить поверхность покрытия от пыли и грязи с помощью механической щетки;

разлить вяжущее (битум) на половине проезжей части в один прием без пропусков и разрывов;

щебень, обработанный вяжущим (битумом), должен быть заранее завезен с АБЗ и складирован в конусах на обочине автомобильной дороги на расстоянии 2 - 6 км от места производства работы.

2.2 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-79 и Правилами техники безопасности при строительстве и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979).

ИСПОЛНИТЕЛИ, ПРЕДМЕТЫ И ОРУДИЯ ТРУДА

3.1 . Исполнители.

Машинист автополивочной машины ............ 4 разр. - 1

3.2 . Машины и орудия труда.

Комбинированная дорожная машина

КДМ-130А ........................................................ 1 шт.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

4.1 . Процесс устройства шероховатой поверхностной обработки производится следующим образом (график 16 ):

в начале смены автомашина КДМ-130А загружается черным щебнем при помощи автопогрузчика ТО-18;

черный щебень отвозят к месту устройства шероховатой поверхностной обработки и осуществляют распределение по нанесенному тонкому слою вяжущего (битума).

4.2 . Распределенный черный щебень уплотняют двумя мотокатками ДУ-50 за 4 прохода по одному следу.

4.3 . После уплотнения черного щебня края обработанной поверхности очищаются механической щеткой.

График 16

назначение и эффективность применения карты - student2.ru

Примечание. График составлен для одной машины.

ПРИЕМЫ ТРУДА

Загрузка черного щебня . Машинист КДМ-130А устанавливает машину под погрузку таким образом, чтобы линия движения машины была перпендикулярна к рабочему ходу фронтального погрузчика. Когда произведен набор черного щебня в ковш погрузчика, машинист КДМ-130А подает машину движением вперед под ковш. После разгрузки ковша в кузов автомашины движением машины назад освобождает путь фронтальному погрузчику для набора черного щебня из конуса в ковш. Челночные движения фронтального погрузчика и КДМ-130А продолжаются до полной загрузки кузова автомашины, после чего машинист КДМ-130А освобождает место для следующей автомашины.

Проезд от места загрузки к месту распределения . Закончив загрузку черным щебнем, машинист производит его транспортировку к месту распределения.

Распределение черного щебня . Машинист КДМ-130А устанавливает машину на начало розлива вяжущего задом к направлению движения при распределении черного щебня, затем включает механизм разбрасывания и начинает движение задним ходом. Второй проход машинист начинает так, чтобы перекрытие предыдущего составило 0,2 - 0,3 м.

Проезд от места розлива к месту загрузки черным щебнем . Закончив распределение черного щебня, машинист выводит машину на свободную от вяжущего полосу автодороги и едет к месту загрузки.

Карта трудового процесса Устройство двойной поверхностной обработки толщиной 25 мм по черному щебеночному покрытию Разработана ЦНОТ и УП Минавтодора РСФСР

ОБЛАСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КАРТЫ

1.1 . Карта предназначена для организации труда рабочих при устройстве двойной поверхностной обработки по черному щебеночному покрытию.

1.2 . Методы и приемы, рекомендуемые картой, обеспечивают следующие показатели производительности труда:

По ЕНиР По карте

Выработка на 1 чел.-день, м2 .................................. 279 327

Затраты труда на устройство 100 м2

двойной поверхностной обработки, чел.-ч .......... 2,859 2,52

Снижение затрат труда и повышение выработки на 12 % достигается за счет применения навесных распределителей щебня, рационального размещения исполнителей и совмещения выполняемых ими операций.

ПОДГОТОВКА И УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЦЕССА

2.1 . Устройство поверхностной обработки должно производиться при наличии актов на скрытые работы и на приемку покрытий.

2.2 . Основание под поверхностную обработку должно быть ровным, прочным, сухим и чистым. Устройство поверхностной обработки в дождь или на мокрое и загрязненное основание не допускается.

2.3 . До начала устройства поверхностной обработки старые покрытия должны быть отремонтированы (заделаны проломы и колеи, исправлены искажения поперечного профиля и т.п.). Поперечный уклон покрытий поверхностной обработки не должен превышать 30 %.

2.4 . Температура воздуха при использовании вязких битумов должна быть не ниже +5 °С. Осенью работы заканчивать за 15 - 20 дней до наступления дождливого и холодного периода с температурами, ниже указанных пределов.

2.5 . Для розлива применяется горячий битум (температура 130 - 150 °С) марки БНД-130/200 или БНД-90/130 (последний только для IV климатической зоны), каменноугольные дегти Д-5 и Д-6, а также эмульсии, изготовленные на вязких битумах. Если по условиям производства работ необходимо применять поверхностно-активные добавки, их вводят в битум на месте его приготовления, руководствуясь Инструкцией по использованию поверхностно-активных веществ при строительстве дорожных покрытий с применением битумов ВСН-59-68 (Минтрансстрой, 1969).

2.6 . При поверхностной обработке с применением битумов и дегтей минеральный материал следует распределять после розлива вяжущих материалов, а с применением битумных эмульсий минеральный материал следует распределять в два приема: 50 - 70 % до розлива эмульсии и 30 - 50 % после.

2.7 . При поверхностной обработке покрытия с целью придания поверхности шероховатости рекомендуется применять одноразмерный щебень, рассыпая его слоем в одну щебенку.

2.8 . При продольных уклонах более 20 %, чтобы уменьшить растекание вяжущего материала по покрытию, рекомендуется разливать его при движении автогудронатора на подъем. Если после окончания розлива будут обнаружены сухие места, то их следует немедленно залить вручную из леек или гудронаторов с помощью шланга. Минеральный материал необходимо рассыпать механическими распределителями немедленно после розлива вяжущего.

2.9 . Перед розливом битума машинисты приводят автогудронатор в рабочее положение: подогревают (если необходимо) битум до рабочей температуры форсунками; подогревают распределительную систему циркуляцией горячего битума; устанавливают комплект распределительных сопел, соответствующий норме розлива битума; в конце подготовки гасят форсунку и перекрывают вентили подачи горючего.

2.10 . Распределительные сопла устанавливают так, чтобы их прорези составляли с продольной осью автогудронатора угол 20 - 25°, а концы находились на высоте 20 - 25 см от обрабатываемой поверхности. Розлив битума автогудронатором производят с таким расчетом, чтобы разлитый битум можно было закрыть последующей россыпью щебня не позже чем через 1 ч. Поэтому битум разливают не сразу по всей сменной захватке, а по частям: сначала на первом участке, а после россыпи щебня на этом участке - на втором и т.д.

2.11 . Для розлива битума на каждом последующем участке машинисты, при необходимости, подогревают битум и обязательно прочищают сопла и промывают их керосином. При распределении битума машинист автогудронатора контролирует температуру и норму розлива битума, сопоставляя количество разлитого битума и площадь участка розлива. Заданная норма розлива битума обеспечивается установкой соответствующей передачи коробки отбора мощности, числа оборотов битумного насоса и комплекта сопел (табл. 1 , 2 ).

Таблица 1

Ориентировочные нормы расхода битума и щебня (СНиП III -40-78 § 10.5)

Фракции щебня, мм Расход щебня на 100 м2, м3 Расход битума, л/м3
10 - 20 (25) 2,4 - 2,6 2,0 - 2,6
5 - 15 1,8 - 2,2 1,4 - 2,0

Примечани е. Нормы расхода приведены для нефтяных битумов. При применении дегтей норма увеличивается в соответствии с удельным весом.

Приме р. Ширина обработки 7 м, примененный щебень фракции 10 - 15 мм, расход щебня 2,4 - 2,6 м3 на 100 м2, норма розлива битума (см. табл. 1) 2,0 - 2,6 л/м2. По табл. 2 для ширины обработки 7 м находим ближайшую норму розлива 1,96 л/м2. Этой норме розлива соответствуют: передача коробки мощности - 1, передача автомобиля - 2, комплект сопел - 4 мм.

2.12 . Вяжущие материалы распределяют в такой последовательности: перед границей розлива на ширину 2 - 3 м расстилают толь, чтобы укрыть обработанный слой от повторного розлива битума: автогудронатор устанавливают по оси покрытия в 10 - 15 м от границы обрабатываемого участка и пускают его так, чтобы к моменту подъезда его передних колес к границе участка начала розлива число оборотов насоса и скорость автомобиля соответствовали норме розлива.

2.13 . Россыпь щебня по заданной норме (см. табл. 1 ) достигается регулированием величины щели распределителя и скорости движения автомобиля-самосвала на первом пробном участке россыпи за 1 - 2 попытки. Для создания фронта работы остальным машинам (автомобильная щетка, катки) и распределения щебня сменную захватку делят на несколько участков. Длину этих участков определяют по длине полосы, покрываемой щебнем за один проход автомобиля-самосвала.

Пример . При норме щебня, доставляемого одним автомобилем-самосвалом, 2,5 м3 и норме россыпи 2,25 м3 на 100 м2 должна покрываться площадь 2,5 : 2,25 · 100 = 111 м2. При ширине россыпи за один проход 2,3 м расчетная длина полосы 111 : 2,3 = 48,2 м. Если длина участка, покрытого битумом, 250 м, то участков россыпи щебня должно быть 250 : 48,2 = 5.

Таблица 2

Расчетные нормы розлива битума автогудронатором ДС-39А, л/м2

Ширина розлива, м Передачи коробки отбора мощности
Передачи скорости автомобиля Работа насоса, об/мин Щель сопла, мм Передачи скорости автомобиля Работа насоса, об/мин Щель сопла, мм
2,5 9,99 5,48 3,05 1,96 4,5 2,46 1,32 0,88
8,33 4,57 2,54 1,63 3,75 2,05 1,14 0,73    
3,5 7,14 3,92 2,18 1,4 3,21 1,76 0,98 0,63    
6,25 3,43 1,91 1,22 2,81 1,54 0,86 0,55
4,5 5,55 3,05 1,69 1,09 2,50 1,37 0,76 0,49 (1 - 3 передачи автомобиля);  
4,96 2,74 1,52 0,98 2,23 1,23 0,68 0,44  
5,5 4,54 2,67 1,38 0,89 2,04 1,20 0,62 0,4    
4,16 2,29 1,27 0,82 1,87 1,03 0,57 0,36    
6,5 3,84 2,09 1,18 0,76 1,72 0,94 0,53 0,33    
3,57 1,96 1,09 0,7 1,60 0,83 0,49 0,31 (4 передача автомобиля)  

2.14 . Уплотнение производят катками на пневматических шинах или металлическими вальцами. После устройства поверхностной обработки за ней в течение нескольких дней организуют уход, который выполняет отдельное звено рабочих в составе двух асфальтобетонщиков (3-го и 2-го разр.) В процессе первых 3 - 4 дней эксплуатационную скорость движения автомобилей ограничивают 40 км/ч. Асфальтобетонщики регулируют движение по ширине проезжей части перестановкой ограждающих знаков для равномерного уплотнения слоя. На огражденных полосах сметают отделившийся щебень и ремонтируют поврежденные места.

2.15 . Работы следует выполнять, руководствуясь требованиями СНиП III -40-78 (п. 10), соблюдать правила техники безопасности и охраны труда рабочих в соответствии со СНиП III-4-80 и Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (Транспорт, 1979)

Наши рекомендации