Разработайте программу применения методов менеджмента в процессе управления коллективом тренеров в детско-юношеской спортивной школе, сравните эффективность их применения и сделайте выводы.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей .

Слово «метод» греческого происхождения (те thodos ), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Можно выделить следующие методы управления:

- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Для коллектива тренеров в детско-юношеской спортивной школы, на мой взгляд, больше подходит метод социально-психологический с элементами экономического.

Организационно-административные методы управления

Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами.

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

2) согласительные (консультация, компромисс);

3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Организационно-административные методы актуальны при возникновении отклонений в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.

БИЛЕТ 30

1. Статистика производительности труда

Под производительностью труда понимается результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной производительной деятельности по созданию продукта в течение определенного промежутка времени. Перед статистикой производительности труда стоят задачи:

-совершенствования методики расчета производительности труда

-выявление факторов роста производительности труда

-определения влияния производительности труда на изменение объема продукции

В экономической практике уровень производительности труда характеризуется через показатели выработки и трудоемкости. Выработка продукции в единицу времени измеряется соотношением объема произведенной продукции и затратами рабочего времени. Это прямой показатель производительности труда. Обратным показателем является трудоемкость.

Система статистических показателей производительности труда определяется единицей измерения объема произведенной продукции. Эти единицы могут быть натуральными, условно-натуральными, трудовыми и стоимостными. Соответственно применяют натуральный, условно-натуральный, трудовой и стоимостной методы измерения уровня и динамики производительности труда.

В зависимости от того, чем измеряются затраты труда, различают следующие уровни его производительности:

1.Средняя часовая выработка

2.Средняя дневная выработка

3.Средняя выработка одного рабочего

Действующая система статистических показателей характеризует эффективность только живого труда. Однако высказываются предложения оп исчислению производительности совокупного труда – как живого, так и овеществленного, представленного затратами труда, ранее вложенными в производство в виде средств и предметов труда. Эта проблема особенно обостряется по мере развития механизации и автоматизации производства, когда доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного, напротив, возрастает. В связи с этим встает задача выражения и соизмерения затрат живого и овеществленного труда. Высказывается мнение о необходимости включать в затраты совокупного труда помимо живого и овеществленного еще и затраты труда будущего, т.е. труда, затрачиваемого на ремонт и модернизацию продукта живого и овеществленного труда. Предлагается также исчислять производительность труда не только работников сферы материального производства, но и занятых в непроизводственной сфере. С переходом на систему национальных счетов это стало осуществляться.

Динамика производительности труда в зависимости от метода измерения ее уровня анализируется при помощи статистических индексов: натуральных, трудовых и стоимостных.

В упрощенном виде анализ производительности труда проводится по следующей методике:

1.Определяется общее изменение объема продукции.

2.Рассчитывается изменение объема продукции под влиянием изменения производительности труда.

3.Рассчитывается изменение объема продукции под влиянием изменения численности работников или отработанного ими времени.

Для анализа изменения средней выработки под влиянием ряда факторов используется система индексов средних величин, в которых в качестве индексируемой величины выступает уровень производительности труда отдельных единиц.

2. ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) открывают в системе органов управления физической культурой и спортом, а также органов народного образования, в системе профессионально-технического образования, при спортивных клубах, учебных заведениях и при других физкультурно-спортивных организациях для проведения учебно-тренировочной работы с детьми и подростками. Спортивные школы создают в целях реализации программ дополнительного образования детей. ДЮСШ могут быть как комплексными (проводящими работу по нескольким видам спорта), так и ориентированными на какой-то один вид спорта.

ДЮКФП (детско-юношеские клубы физической подготовки) открывают на базе общеобразовательных школ, в системе профессионально-технического образования, по месту жительства и в других детско-юношеских учреждениях для проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми в возрасте 6-15 лет.

Основная роль в организации физкультурно-оздоровительных мероприя­тий в режиме учебного и внеурочного дня, для организации внеклассной и спортивно-массовой работы по праву принадлежит школьному совету коллек­тива физической культуры (КФК). Совет (КФК) является самостоятельной организацией, призванной разви­вать массовую физическую культуру, спорт, туризм, среди учащихся.

Коллектив физической культуры (КФК) создается приказом по школе. Членами (КФК) являются учащиеся 1-11 классов. По своей структуре коллектив (КФК) возглавляется советом в составе 7-10 человек, работой которой руководит председатель. В состав совета (КФК) избираются наиболее активные учащиеся школы, проявляющиеся себя умелыми организаторами. Методическая и организаторская помощь в деятельности коллектива (КФК) обеспечивается учителями физической культуры, организа­тором внеклассной и внешкольной работы. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу - наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить за­нятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти меди­цинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними раз­личных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуж­даются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выпол­нению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в группах лечебной физической культуры (ЛФК). Занятия в группах (ЛФК) проводятся с деть­ми отнесенным к специальной медицинской группе (CMC) имеющие отклоне­ния в состоянии здоровья, которым противопоказана усиленная физическая на­грузка. Занятия в группах (ЛФК) могут носить как постоянный, так и времен­ный характер, в зависимости от заболевания.

Наши рекомендации