Российский мусороперерабатывающий бизнес сегодня
Если поискать в интернете, то можно увидеть различные предложения услуг по вывозу мусора. Там гарантируется быстрое и аккуратное удаление отходов, но ничего не говорится о судьбе этого мусора. Да и потребителя не очень интересует, куда они вывезут этот мусор: главное, чтоб его не было. Естественно, эти фирмы чаще всего единично, не периодически, вывозят мусор на полигоны и свалки. Регулярным вывозом ТБО из районов занимаются управляющие компании, которые назначают жителям тарифы по вывозу мусора и договариваются с транспортными компаниями, которые вывозят и доставляют мусор на полигоны, свалки, МСЗ.
В бизнесе по вывозу мусора развит и теневой сектор, создающий несанкционированные свалки, иными словами, это частные лица, не зарегистрированные в органах государственного учёта предпринимательской деятельности, которые вывозят за деньги и сваливают мусор где попало. Также теневой сектор развит и на полигонах, свалках где мусор сортируется маргинальными слоями населения и продаётся. По словам министра экологии Московской области, А. Когана сейчас в обороте теневого сектора мусорного бизнеса находится около 8 млрд. рублей, поэтому теневые дельцы представляют определённое лобби, которое мешает внедрить цивилизованные методы утилизации и переработки в России.
В Российской Федерации существуют как государственные унитарные предприятия, так и частные компании, которые занимаются сбором, сортировкой и частичной переработкой мусора. Это такие компании, как ГУП «Экопром», владеющая старыми советскими МСЗ и двумя полигонами в Москве, ООО «ЭкоТехМенеджмент», занимающаяся проектами по обращению с отходами в Костромской и Белгородской областях, ООО "Бридж-Трейдинг», которая занимается приёмом макулатуры, пластика, ветоши и их переработкой, ОАО «Эко – Система». Западные компании по переработке мусора также заинтересованы в участии в российских экологических проектах. Например, «До 2018 года в окрестностях Москвы могут появиться три мусороперерабатывающих завода (МПЗ) — их намерена возвести итальянская Consorzio Laziale Rifiuti (Colari Group). Объем российский инвестиций Colari оценивается в $250 млн.» (газета «Известия») Эти МПЗ будут заниматься сортировкой и переработкой мусора. Colari Group- это крупнейшая европейская компания, которая занимается переработкой мусора в различных странах мира. Она ведёт переговоры с «Эко - Системой», которая является открытым акционерным обществом и по словам её генерального директора Андрея Якимчука, его компания присутствует только на трёх звеньях в переработке мусора: вывоз, сортировка, депонирование, а до переработки дело пока не доходит, но они планируют присутствовать и на этом этапе [16]. Также эта компания занимается отходами не только в Москве, но и в регионах Российской Федерации.
Хотелось бы отдельно выделить “ГТСК групп” - группа из двух компаний, которая агитирует людей собирать мусор раздельно, устанавливая свои контейнеры для раздельного сбора мусора в Москве и Московской области, а также устраивая пункты приёма мусора недалеко от различных торговых центров и акции по раздельному сбору. Собранный мусор они сортируют и развозят по различным перерабатывающим заводам. Основная прибыль этой компании идёт от сдачи вторичного сырья. По информации на сайте самой компании, за всё время её существования было собрано около 10000 тонн мусора[14]. Изначально эту программу по раздельному сбору мусора запускали две компании: ООО “ГТСК” и “ГТСК Эко Тайм”, но “ГТСК” теперь ликвидирована[15]. Также сам факт ликвидации двухлетней компании говорит о том, что бизнес в области утилизации в России нов и не прочен, и ему нужна поддержка со стороны государства.
В развитых странах, в той же Швеции, бизнес по вывозу мусора действует совместно с государственными органами, например, в городе Гётеборге существует акционерное общество Renova, которая занимается сбором и вывозом отходов и принадлежит 10 муниципалитетам. Также сбором и вывозом мусора в Европе занимаются крупные компании. Никто не отменял частную собственность в европейских странах, однако если вся перерабатывающая отрасль будет держаться исключительно на желании бизнеса получить прибыль, без участия и регулирования государства, то сложится ситуация, аналогичная модели теневого бизнеса в России. Государство как раз представляет интересы населения и согласовывает их с интересами и возможностями бизнеса. Это оптимальная модель, которая уместна не только в настоящем, но и в будущем.
По итогам и результатам из предыдущих глав, можно сделать вывод, что бизнес в России в области утилизации и переработки отходов пока плохо развит и законодательно не оформлен: наличие теневого сектора в этой области, а также ограниченные возможности фирм по сбору, разделению и переработке отходов свидетельствуют об отсутствии помощи правительства компаниям в этой отрасли. Причём спрос на вторичную продукцию среди заводов очень велик, но нет той связующей “нити” между этими заводами и населением, которая должна превратить ненужный для людей мусор и хлам во вторичное и ценное сырьё, используемое снова в промышленности. Однако подобные фирмы уже есть в России, они применяют новые технологии и пытаются извлечь прибыль из результатов переработки отходов.
Вопрос о целесообразности и возможности наличия частных фирм, разделения мусора населением в Российской Федерации и их законодательного регулирования остаётся открытым, но пока большинство аргументов говорят в пользу метода становления “мусорной индустрии”.