Изучение российского законодательства об отходах и легитимных механизмах создания бизнеса в этой отрасли
Основным законом в Российской Федерации, регулирующим деятельность в области мусоропереработки и утилизации, является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года [3]. В нём прописано, что об утилизации производственных отходов должны заботится предприятия, которые стали источником этих отходов. Также они обязаны платить так называемый экологический сбор. Многие предприятия сознательно инвестируют большие средства в разработку экологических программ по безопасной утилизации отходов производства. В этой области, с точки зрения рациональности, МПЗ неуместны, поскольку у каждого промышленного предприятия свои специализированные отходы, утилизацию которых гораздо проще сделать одним из процессов производства, чем куда-то их вывозить и специально перерабатывать, поэтому российское законодательство по этой части развивается в правильном направлении. Такие меры уже сейчас дали положительный результат: по данным Росстата, общие затраты на охрану окружающей среды в последние годы увеличиваются на 10 % в год и в следующем году превысят 300 млрд рублей. Это говорит о готовности бизнеса вкладывать в экологию.
Что касается ТБО, то с 1 января 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве, согласно которым плата за мусор рассчитывается отдельно от платежей за содержание жилья, а региональные власти на конкурсной основе будут выбирать компанию, которая будет устанавливать тарифы для жителей всего региона и заниматься сбором и утилизацией бытовых отходов. Причём контракт будет заключаться на 10 лет [14]. Новые законы предусматривают выбор региональными властями фирм, вывозящих мусор, на конкурсной основе, а также создание ими замкнутой цепочки от вывоза до переработки или захоронения отходов. Это происходит в рамках ввода общей программы для всей России по утилизации отходов, и каждый её субъект должен представить к 2019 году программу, дающую исчерпывающий ответ, как будет утилизироваться мусор в том или ином регионе[7].
Эта система аналогична системе на западе, в Германии и Швеции, где каждое домохозяйство обязано заключить договор с фирмой, которая вывозит мусор[8]. Также за неправильную утилизацию бытового мусора полагается штраф и повышение тарифов за вывоз мусора. Единственное и существенное отличие европейского законодательства от российского - это законодательно закрепленная обязанность людей разделять мусор и продуманная система по максимальному удобству сортировки мусора. Также во всех развитых странах предусмотрена плата за несортированный мусор, что стимулирует людей максимально разделять отходы[9].
Существующие территориальные схемы подверглись критике со стороны Росприроднадзора, их основной недостаток - это отсутствие конкретной информации по инфраструктурным объектам для размещения ТБО, нет перечня конкретных источников образования отходов и так далее[9]. В общем, нет конкретной информации, которая необходима для грамотной разработки территориальной схемы и её эффективности в дальнейшем.
Автор работы не совсем согласен с такой схемой по следующим причинам:
1) На конкурсах будут побеждать те фирмы, которые готовы вывезти мусор дешевле всего, а дешевле всего его вывезти на свалку или полигон, поскольку переработка хоть и будет давать доход, но не сразу окупится;
2) Если одна компания будет вывозить мусор со всего региона, то установится монополия, причём на 10 лет, что приведёт к массовому покиданию этого рынка компаниями, а значит, не будет рынка совершенной конкуренции, и будут использоваться устаревшие методы утилизации, которые губительны для экологии. Кроме того, с этой компанией, которая должна обслуживать весь регион, должны заключать договора все жители, кроме тех, кто заключил госконтракт на 10 лет, и это прописано в законе как обязанность: это лишает жителей альтернативы и ставит их в зависимость от региональной компании по вывозу мусора;
3) Конечно, эта система может работать при строгом контроле региональных властей, а также общественном контроле, но, как показывает практика, эти органы коррумпированы и их контроль малоэффективен.
С другой стороны, такой подход позволяет развить крупные компании, которые будут готовы инвестировать в большие проекты, направленные на улучшение технологий и качества переработки отходов. В федеральном законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89 – ФЗ предусмотрена обязанность компании по вывозу мусора по заключению договора с жителями на вывоз отходов, а также наказание за невыполнение компанией своих обязательств, что служит защитой жителей от произвола со стороны компаний.
Кроме вышеуказанного федерального закона существуют ещё федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, который регламентирует безопасность обращения с отходами, федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 №96-ФЗ, который регламентирует правила деятельности по переработке и утилизации мусора с наименьшим вредом для атмосферы, а также федеральный закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, который регулирует процессы сбора и обработки ТБО с точки зрения эпидемиологических норм. Также нормы по вывозу ТБО содержатся в жилищном законодательстве и постановлениях Правительства РФ.
Все эти законы и постановления направлены на разработку норм по утилизации и переработки отходов. Они устанавливают определённые нормы и дают способы расчёта и назначения тарифов по вывозу мусора. Все эти нормы необходимы для обеспечения нужной экологической безопасности, но они не стимулируют бизнес к переработке отходов, поскольку их целью является защита и охрана окружающей среды и населения, а также они создают фирмам препятствия для получения лицензии на обращение с отходами.
Рассмотрим теперь, как организовать собственный бизнес по переработке отходов легитимными путями. Бизнес в области обращения с отходами по своему правовому статусу ничем не отличается от других видов деятельности. Во-первых, чтобы создать общество с ограниченной ответственностью (ООО), нужно пройти все стандартные процедуры регистрации, а также получить лицензию, дающую право на обращение с отходами, заплатив госпошлину 7500 рублей и указав все необходимые документы, заключения и результаты экспертиз, подтверждающие безопасность и соответствие стандартам деятельности фирмы[10]. Лицензия выдаётся Роспотребнадзором. После получения всех необходимых документов фирма может работать согласно своему бизнес – плану. Аналогичны создания фирм и с другими статусами.
Если фирма собирается построить завод по переработке мусора, ей следует предоставить все документы, подтверждающие её деятельность и регистрацию, а также получить разрешения от санэпидемстанции, пожарного надзора, экологического центра региона, а также от электронадзора. Завод может окупить себя через четыре года, но стоимость его постройки довольно высокая – 2,7 млрд. рублей[11]. Причём он должен строиться около больших городов для уменьшения транспортных расходов на перевозку ТБО.
В качестве вывода по этой подглаве нужно сказать, что несмотря н то, что в 2016 году по данным Росприроднадзора, самая большая доля выявленных нарушений в природоохранном законодательствеприходиться на сферу утилизации и составляет 33 % [9], условия для существования мусороперерабатывающих компаний уже есть,даже существуют органы защиты предпринимательства в России. Однако, в России до сих пор не существует отдельного ведомства по организации, сбору и переработке отходов, что осложняет управление этим процессом на федеральном уровне.
Есть и препятствия для компаний: сложная процедура лицензирования, высокая стоимость постройки МПЗ, административные барьеры, а также некоторые законопроекты устанавливают искусственную монополию среди мусорного бизнеса, что отрицательно сказывается на вхождении новых игроков в отрасль.