Ведущие 15 стран по расходам на ИТ в 2013 году
На долю крупнейших стран-потребителей ИТ − США, Китая, Японии, Великобритании и Германии − приходится 60% совокупного объема мирового рынка ИТ.
Китай занимает не только второе место в мире по объему расходов на ИТ, но и является одним из самых быстрорастущих рынков, объем которого ежегодно увеличивается более чем на 8%.
Двузначные ежегодные темпы роста показывают развивающиеся страны, в том числе Бразилия, Индия и некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В них темп роста расходов на ИТ значительно превышает ежегодные темпы роста ВВП, что говорит об приоритетном использовании информационных технологий для повышения конкурентоспособности этих стран в мире.
В странах Западной Европы на фоне экономической рецессии происходит замедление темпов роста расходов на ИТ до уровня в 1,7% в год (по региону в целом).
Россия находится на 13 месте в мире по уровню расходов на ИТ, значительно опережая такие развитые страны, как Нидерланды, Швеция и Швейцария.
Итоги и основные тенденции
Оборудование по-прежнему занимает большую часть рынка (63.1%), однако, по сравнению с предыдущим годом, его доля сократилась на 2,4%. После 2012 года, когда рынок достиг своего максимума (22,4 млрд. долларов), поставки оборудования в 2013 году из-за падения спроса на ПК и серверы сократились почти на 3%.
Серверное и клиентское оборудование остаются наиболее затратной частью ИТ-бюджетов большинства российских компаний. Однако, если в 2012 году данный сегмент занимал треть всего российского рынка ИТ, то уже год спустя эта цифра сократилась более чем на 5%. Ожидается, что тенденция к снижению сохранится и в дальнейшем, а закупки дорогостоящего оборудования станут характерны лишь для крупных организаций, предпочитающих иметь собственную ИТ-инфраструктуру. Компании же малого и среднего бизнеса постепенно переориентируются на облачные решения, что позволит им экономить значительные средства.
В настоящее время в сегменте оборудования наблюдаются следующие основные тенденции:
· Мобильность. В России, как и во всем мире, потребители все больше предпочитают покупать мобильные устройства, нежели ПК. Продажи ПК в России последние два года сокращаются, в то время как продажи смартфонов стабильно растут с момента появления этих устройств на рынке. Факторами, стимулировавшими изменения в пользовательских предпочтениях в сторону мобильных устройств, стали снижение цены и улучшение их функциональных возможностей. Как и во всем мире, стремительный рост числа новых приложений и сервисов для мобильных устройств сыграл большую роль в изменении поведения потребителей в России. Доступность недорогой широкополосной связи в крупнейших городах страны также имела большое значение.
Распространение мобильных устройств в корпоративной среде пока идет не столь впечатляющими темпами. Вопросы безопасности и относительно малая развитость среды корпоративных мобильных приложений являются главными причинами того, что продажи смартфонов и планшетов бизнес-заказчикам составляют крайне малую долю от общего объема продаж данных устройств.
· Виртуализация. В корпоративной среде одной их приоритетных задач для многих ИТ-директоров является достижение максимальной экономии за счет реализации преимуществ, которые дают облачные вычисления и технологии, делающие возможными создание облачных платформ. Виртуализация серверов, систем хранения данных и сетевой инфраструктуры позволяют более равномерно распределять вычислительные ресурсы, а значит более эффективно использовать оборудование, что, в свою очередь, помогает снизить объем средств, выделяемых на него из ИТ-бюджета организации.
· Консолидация инфраструктуры. Более эффективное использование оборудования ведет компании к централизации вычислительной инфраструктуры и переходу к конвергентным системам. Как правило, компании − особенно крупные и средние − сокращают количество и размер инсталляций серверной и сетевой инфраструктуры.
· Центры обработки данных.Сегодня все больше компаний начинают пользоваться услугами хостинга инфраструктуры. Очевидная тенденция на рынке корпоративного оборудования − рост закупок продуктов для использования в коммерческих центрах обработки данных. В отдельных случаях подобные центры служат нуждам крупных организаций, которые рассматривают их как альтернативу содержания собственных ЦОД.
Услуги по строительству, разработке, управлению и эксплуатации ЦОД в ближайшие пять лет будут одним из наиболее заметно растущих сегментов российского рынка ИТ.