Закономерности коэволюции психики и техносферы
3.1. В истории развития человечества путь технологического развития и путь развития массового сознания тесно переплетены. Человек и человечество все время порождают технологии «из себя», осознавая свои умения и создавая отчуждаемые копии органически присущих организму или сообществу функций – процесс, который Эрнст Капп и Павел Флоренский называли «органопроекцией». Постоянно взаимодействуя с технологиями – среди которых не только земледелие, автомобиль или зеркало, но и текст, модель и психотехника, – человек «обратным ходом» формирует свой внутренний мир, психику и мышление, вновь создавая возможности уже для новой «проекции» и новых проектов. Первой и самой значимой из таких «технологий», возможно, является язык, вместе с которым возникла произвольность сознания, а сам человек получил возможность направлять собственное внимание и внимание других, управляя собой при помощи слов и смыслов. С тех пор каждая новая технология создает возможности для следующего шага развития.
3.2. Природа технологического прогресса – это круговорот интериоризации и экстериоризации, «погружения» навыков в бессознательное и их «выгрузки» через осознание в совместную деятельность, в технологические решения и социальные институты. Прогресс постоянно «выталкивает» человека из области рутинных операций в сторону более сложной, творческой, неавтоматизируемой деятельности. Функции человеческого тела и ума, воплощаясь во внешних инструментах, берут на себя часть человеческих задач и позволяют человеку выходить из систем в надсистемы, в «орган управления» - туда, где технология контролируется и развивается.
3.3 Мир подошел сейчас к точке, когда многие функции “психического мира”, считающиеся неотъемлемо человеческими, также смогут выполняться или поддерживаться искусственными системами. Уже сейчас мы используем выносные устройства памяти, выносную поддержку решений при выборе покупок или написании текстов, стимуляцию воображения при помощи случайно сгенерированных образов, а аппаратные и программные решения классифицируют, подсказывают, знакомят, планируют, напоминают, будят и делают множество других помогающих действий. Управление большими производственными и транспортными системами уже не под силу человеку или даже группе людей, а только сложным информационным системам, все больше берущим на себя учет и контроль, выработку рекомендаций и принятие «низовых» решений. Автоматизации уже поддаются такие, казалось бы, творческие занятия, как написание журналистских текстов или генерация научных гипотез. По мере развития систем искусственного интеллекта и оестествления коммуникаций между человеком и машиной процесс вывода людей из сферы интеллектуального рутинного труда ускоряется.
3.4. Это ставит перед нами вопрос о том, какие из наших способностей и качеств являются подлинно человеческими. Именно опираясь на подлинно человеческое в себе, мы можем найти в активной техносреде, взаимодействующей с нашим телом и психикой, партнера и инструмент нашего развития. Сможем спокойно передать ей остатки собственной, навязанной нам цивилизацией «машинности» - то, с чем техносреда справится лучше. Оставить Кесарю-Кесарево, а Машине – Машинное.
3.5. Конвергенция и развитие когнитивных технологий, специально и непосредственно направленных на эволюцию человеческого сознания, взрывным образом увеличивают возможности развития наших подлинно человеческих качеств и формирования новых пост-человеческих свойств. Нам становятся доступны новые возможности эффективной саморегуляции и самооздоровления с помощью технологий биологической обратной связи, мы можем повышать осознанность за счет осознания слабых и вытесняемых ощущений и образов с помощью нейроинтерфейсов, к нас появляются возможности сверхскоростной и высокоемкой коммуникации, обучения и творчества за счет использования искусственных языков и протоколов «обмена мыслями» в интерфейсах мозг-мозг, аппаратные средства получения функциональных измененных состояний сознания для операторской работы, и многое другое. Мы можем ожидать появления новых интерфейсов, мета-языков, обходящих или заменяющих собой семиотический слой сознания человека и «подключающихся» непосредственно к «чувственной ткани» сознания, для того, чтобы ускорить восприятие и передачу новых знаний и опыта без посредства естественных языков. И нет сомнений, что такие системы, «шунтирующие» вторую сигнальную систему, станут новым словом в работе с «Я». Взаимодействие с этими технологиями с раннего возраста сделает психику и мышление человека крайне пластичными, способными работать в широком спектре режимов, из которых только небольшая часть известна нам сегодня. По мере распространения такого рода технологий возникнет возможность развития новых форм психики, включая устойчивые коллективные мета-сознания («леса сознаний»).
3.6. Техносреда, первоначально являвшаяся инструментом, по мере своего распространения начинает формировать значимый объем нечеловеческой коммуникации и «нечеловеческие» протоколы межчеловеческого взаимодействия, которые создают новую среду обитания людей. В свою очередь люди, осваивая новые технологические возможности, с их помощью создают новые человеческие практики или переосмысляют уже существующие. Комбинации технопротоколов (от уже существующих телекоммуникационных сетей до интерфейсов «мозг-мозг», БОС и т.д.) и антропо-протоколов (разработанные психопрактики для коллективных форматов) порождают разные режимы работы индивидуального и коллективного сознания. Кульминацией развития этого процесса является новая коммуникационная среда, построенная с использованием нейроинтерфейсов нового поколения – Нейронет, предшественником которого является Интернет.Технологической основой Нейронета станут, в частности, новые устройства ввода-вывода (типа биомониторов и нейроинтерфейсов), позволяющие максимально вовлекать наши психофизиологические проявления, новые интерфейсы и протоколы коммуникации, позволяющие более емкое и быстрое общение без посредничества или «поверх» естественного языка, а также аппаратно-программные комплексы типа распределенных искусственных интеллектов, эффективно поддерживающие этот процесс коммуникации.
3.7. Появление Нейронета означает радикальную культурную перенормировку – тотальный сдвиг в представлении о «нормальности», изменение культурных норм и опорных смыслов, связанных с существованием больших групп и человечества как целого, в процессе взаимоосвоения техносреды человечеством и человечества техносредой. Этот процесс, проходящий по всему корпусу культурных нормативов человечества, будет связан с восстановлением примата человеческого начала во взаимодействии с новой техносредой – и поэтому будет вести не к омертвлению и омашиниванию человека, а к оживлению и очеловечеванию техносреды, становящейся нашим подлинным партнером в развитии и эволюции сознания.