Особенности формирования и функционирования бизнес-инкубаторов в России.
В России первые бизнес-инкубаторы возникли в начале 1990-х годов как организации и структуры с ограниченным персоналом, развивающие малое предпринимательство. Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг, новейшим инновационным технологиям и методикам и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированных программ обучения персонала современным методам управления, в создании пространства информационного обмена, где субъекты малого и среднего предпринимательства могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы и др. Как правило, нахождение субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2–3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности. При этом зачастую спустя несколько лет такой субъект может продолжать участвовать в работе тех же самых инкубаторов, но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать бизнес и что полезного можно почерпнуть в «инкубаторе».
Создание бизнес-инкубаторов в конце прошлого века осуществлялось успешно, и уже в 1997 г. по инициативе 22 действующих бизнес-инкубаторов и организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, было учреждено «Национальное содружество бизнес-инкубаторов». Его цель – координация и управление процессом становления бизнес-инкубаторов в регионах России. В настоящее время в различных регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов*(56).
В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90х годов. Сначала было создано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 60 технопарков и 100 бизнес-инкубаторов.
С 2005 года Правительством РФ выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов. Только в 2008 г. на развитие региональных бизнес-инкубаторов из федерального бюджета было выделено 667,95 млн. рублей, из региональных бюджетов – 374,53 млн. рублей. По словам министра экономического развития России Э.С. Набиуллиной, бизнес-инкубаторы позволяют значительно повысить выживаемость начинающих компаний с 15% до 85%.
Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, в которой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития начинающих и развивающихся предприятий, бизнес инкубаторам необходимо обладать стратегией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора, политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящая инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также является деловое наставничество и постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора. Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3–5 лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организовать тренинги для менеджеров бизнес-инкубатора, создать сети бизнес-ангелов всех уровней и проч.
Деятельность бизнес-инкубаторов в России не регулируется отдельным законом, поэтому каждый из бизнес-инкубаторов уникален. Действующие на территории УрФО бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям.
К примеру, в Челябинском бизнес-инкубаторе, работающем более 3х лет, основными видами услуг является информационно-консультационная и образовательная поддержка, поиск инвесторов для проектов.
В Кургане первый бизнес-инкубатор открылся 1 сентября с.г., право на управление им выиграл Курганский госуниверситет. Инкубатор будет предоставлять рабочие места начинающим предпринимателям на конкурсной основе, оказывать консультационную финансовую, правовую и маркетинговую поддержку.
В результате создания и организации деятельности сети бизнес-инкубаторов открыть свое дело смогут одновременно не менее двух сотен начинающих предпринимателей с постоянной ежегодной ротацией до трети их численности.
Однако, существуют проблемы, сдерживающие развитие структур поддержки начинающих предпринимателей. Прежде всего, это отсутствие нормативно-правовой базы. Во многих регионах имеется успешный опыт сотрудничества с администрацией, но такие взаимоотношения следует закрепить законодательно. В России начинает накапливаться опыт развития бизнес-инкубаторов, управления ими на муниципальном и региональном уровнях.
Планирование инновационной деятельности.
Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью ИП. Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений. необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.
1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или ИП в целом.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.
3. Координация деятельности всех участников инноваций.
4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.
5. Создание объективной базы для эффективного контроля
6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
7. Мотивация участников.
Принципы планирования инноваций
Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте.
Осуществление инновационной деятельности ИП направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития.
Принцип научной обоснованностипланирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного ИП.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности ИП.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на ИП планов
Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования является бюджетная сбалансированность планов.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов
23.Структура плана инновационной деятельности.
Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на ИП. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на ИП специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.
Процесс планирования инноваций. Независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. На практике часто регламентируется также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющим стадиям, этапами методам их выполнения.
При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:
• Реальность (выполнимость) целей планируемая реализация продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью ИП и ценовой политикой.
• Ясность формулировки цели.
• Адресность цели (кто это делает)
• Согласованность цели.
• Ранжирование целей. Система Целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок.
• Иерархическая структура.
• Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для ИП.
Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте
24 Комплексное исследование рынка влючают:
Вк 1. Изучение рынка – новизна и конкурентоспособность, соответствие законодательным нормам, способность удовлетворять требования покупателя, необходимость совершенствования товара. 2. изучение рынка – географическое положение, емкость, объем продаж, товарная структура, конъюнктура, прогноз. 3. изучение покупателей – характеристика покупателей, типичные способы использования товара, побудительные мотивы покупки, факторы, формирующие покупательские предпочтения, сегментирование, способы покупки, время покупки, влияние НТР. 4. изучение конкурентов – основные конкуренты, владеющие наибольшей долей на рынке, наиболее динамично развивающиеся, торговые марки, особенности товаров, формы и методы сбытовой деятельности, используемые каналы товародвижения и сбыта, направления совершенствования товара, официальные данные о прибылях, торговый образ. 5. изучение правовых аспектов торговли – правовые нормы, юрид учреждения дающие консультации. 6. изучение ценовой политики на данном рынке – мировая цена, внутренние рыночные цены, факторы ценообразования, спрос, конкуренция, гос политика, ценовая политика конкурентов, методы ценообразования. Маркетинговые исследования (постоянные и эпизодические) проводятся по схеме: 1) формулировка цели, 2) сбор данных, 3) систематизация и анализ инфо, 4) интерпретация результатов, 5) отчет. Источники (силы) конкурентной борьбы: * конкуренты, которые могут потенциально возникнуть или появиться из вне. * способность поставщиков отстаивать свои условия и менять клиентов. * соперничество между существующими фирмами. * способность покупателей отстаивать свои условия или выбирать магазины с наиболее приемлемыми для них ценами. * угроза появления на рынке новых товаров взамен существующих. |
Портфель инноваций
Для диверсификации капитала( фирмы распределяют )
Портфель инноваций-это комплексно-обоснованный перечень новшеств, который необходимо разрабатывать сам-но или приобрести для послед. внедрения. Количество проектов находящихся в портфеле в определенный период времени зависит от их размеров и количества необходимых ресурсов.Оценка портфеля производ-ся по качествен. И количеств.критериям.Качественные подразумевают опред.возможности достижения цели организации при реализации портфеля(или ряда проектов).Количеств.оценка рассчит-ся показатели эффективности,это позволяет выбрать оптим.структуру.
26 Оценка и отбор инновационных проектов.
Оценка портфеля производится по качеств. и количеств. критериям. Качеств. оценка подразумевает определение возможности достижения цели организации при реализации портфеля (или ряда проектов). При количественной оценки рассчитываются показатели эффективности ( это позволяет выбрать оптимальную структуру)
Выбор варианта портфеля осуществляется в след. последовательности:
- формируется портфель иннов. проекта.
- рассматривается предполагаемая рентабельность или норма прибыли( оценка ведется как портфеля так и всего проекта)
- расчет коэф. предпочтения с учетом структуры затрат проектов.
- осуществляется выбор.