Определение инновации,сущность,предмет.
Определение инновации,сущность,предмет.
Инновации-объект,внедреный в производство в результате проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,позволяющий по новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы,выпускающей с наименьшими затратами и высоким качеством товаров
Свойства инноваций:
-новизна
-практическая применимость
-реализуемость
Сущность инноваций. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации.
Жизненный цикл инноваций-это процесс научно-исследовательских изысканий,создания,распространения и утилизация последней партии и экземпляра инноваций.Для него характерны 4 фазы цикла:
1фаза фундамент.исследований(формируется новая концепция и принципы работы технологий)
2прикладные исследования(создаются проекты и опытные образцы)
3разработка-создаются стар-апы(проекты)формируются для создания первичного выхода на рынок сбыта.
С 1 по 3 фазу работают венчурные фирмы(рисковые)как правило не прибыльные,работают на этапе пика изобретательской активности,доля работника не превышает 70 человек.
4фаза коммерциализации:
-4.1.фаза подъема,характеризуется работой фирм-эксплерентов(ранние реципиенты)которые на базе фирм-новаторов создаются и осваиваются опытные образцы инноваций для дальнейшей реализации
-4.2фаза роста(фирмы коммутанты)
-4.3.фаза насыщешия(фирмы-виоленты)занимаются серийным массовым производством по средним уровням цен и среднем качеству.
-4.4.фаза спада(фирмы-патиенты)производят продукцию на замедляющемся росте рынка
Инновацион.процесс.
Инновационый процесс-поцесс создания,освоения и распространения инноваций,который протекает в 3 формах:
1)простая внутреорганизационная
2)простая межорганизационная
3)расширенная
Этапы инновац.процесса:
Фундаментальные Исследовования. (8-25 лет) → Прикладные Исследования → Разработка→Проектирование→Строительство→Освоение→Производство→Маркетинг→Сбыт
Убъекты процесса:
1-новаторы-изобретатель(продукция очень дорогая)ФИ,ПИ,Р,Пр
2-ранние реципиенты(1 опытный образец)Пр,Стр,Ос
3-раннее большинство(серийное производство)Ос,П,М,Сб
4-отстающие
Классификация инноваций
признак | виды инноваций |
1 уровень новизны | 1радикальные(самые значительные) 2одинарное |
2 стадии жизненного цикла товара | 1инновации внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2на стадии ниокр 3организационно-техническая подготовка производства 4самопроизводство 5сервис,осуществляемый производителем или специализированной организацией. |
3 масштаб новизны инновации | 1новый в мировом масштабе 2новый в стране 3новый в отрасли 4новый в фирме |
4 отрасль народного хозяйства для внедрения инновации | 1новшества и инновации созданные в сфере науки 2 в сфере образования 3в социальной сфере 4в материальном производстве |
5 сфера применения инноваций | 1инновации для внутреннего применения(внутри фирмы) 2новшества для накопления в фирме 3новшество для продажи |
6 частота применения инноваций | 1разовая 2повторяющееся |
7 формы новшества | 1открытие,изобретения,патенты 2рационализаторские предложения 3ноу-хау 4товарные знаки,марки,эмблемы 5новые документы,описывающие производств.процессы |
8 вид эффекта,полученного в результате инноваций | 1научно-технический 2социальный 3экологический 4экономический 5интегральный |
9подсистема инновац.менеджмента,в которую внедряется инновация | 1подсистема научн.сопровождения 2целевая подсистема 3обеспечивающая подсистема 4управляемая 5управляющая |
Инновационный менеджмент.
Иннавационный менеджмент-представляет собой совокупность принцепов,методов и инструментов управления иннавационным процесом.
Основные виды инновационной деятельности:
1 научно-иследовательские и опытно-конструкторские работы.
2 технологические работы,подготовка производства и проведение промышленых испытаний.
3 приобретение патентов,лицензий и ноу-хау.
4 инвестиционная деятельность,необходимая для реализации иннавационных процессов.
5 сертификация и стандартизация иннавационных продуктов и изделий,необходиых для их изготовления.
6 маркетинг и организация рынков сбыта иннавационной продукции,подготовка и переподготовка кадров для иннавационной деятельности
Финансирование инноваций
По видам собственности источники финансирования делятся на:
· государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
· инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
· собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,
· привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,
· заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
На уровне предприятия источниками финансирования являются:
· собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
· привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
· заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:
В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.
Высоки шансы получения финансирования и у инноваций — имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.
В мировой практике под проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.
Если венчурный (рисковый) капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом ее этапе, то организатор проектного финансирования не может идти на такой риск.
Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.
Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.
Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.
Тщат. и многосторонний анализ и отбор инновац. проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом разл. технических решений и финансово-эконом. факторов.
20 бизнес-инкубаторы как организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.Субсидии, предоставленные на реализацию мероприятий по созданию и развитию бизнес-инкубаторов, направляются на следующие цели:строительство здания (части здания) бизнес-инкубатора;реконструкция, расширение и техническое перевооружение здания (части здания) бизнес-инкубатора;
капитальный ремонт здания (части здания) бизнес-инкубатора;организационное техническое обеспечение доступа к системам тепло-, газо-, энерго- и водоснабжения, водоотведения, подземным инженерным коммуникациям;обеспечение связи;приобретение офисной мебели, электронно-вычислительной техники (иного оборудования для обработки информации), программного обеспечения, периферийных устройств, копировально-множительного оборудования.
Бизнес-инкубаторы облегчают начальный этап функционирования новых малых предприятий, представляют помещения и оборудование на основе совместного пользования, обеспечивают доступ к большому набору услуг, новейшим инновационным технологиям и методикам и комплексу программ деловой поддержки. Бизнес-инкубаторы оказывают помощь в совершенствовании управления малыми предприятиями, организации финансирования, реализации специализированных программ обучения персонала современным методам управления, в создании пространства информационного обмена, где субъекты малого и среднего предпринимательства могли бы делиться опытом и совместно решать накопившиеся проблемы и др. Как правило, нахождение субъектов малого и среднего предпринимательства в бизнес-инкубаторе рассчитано на первые 2–3 года жизни малого предприятия, чтобы обеспечить его становление для дальнейшей самостоятельной деятельности. При этом зачастую спустя несколько лет такой субъект может продолжать участвовать в работе тех же самых инкубаторов, но уже в роли консультанта, специалиста, на собственном опыте знающего, каким образом нужно развивать бизнес и что полезного можно почерпнуть в «инкубаторе».
В настоящее время в различных регионах страны действует более 60 бизнес-инкубаторов*(56).Как уже было отмечено выше в целях обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению имущественной поддержки предоставление нежилых помещений в Бизнес-инкубаторе в аренду, как правило, осуществляется на конкурсной основе.
В России бизнес-инкубаторы начали создаваться в начале 90х годов. Сначала было создано 13 бизнес-инкубаторов в рамках Морозовского проекта, идеологом которых была Академия менеджмента и рынка, и несколько бизнес-инкубаторов – на гранты США и Канады. По данным Российского центра малого предпринимательства сейчас в России создано более 60 технопарков и 100 бизнес-инкубаторов.
Деятельность бизнес-инкубаторов в России не регулируется отдельным законом, поэтому каждый из бизнес-инкубаторов уникален. Действующие бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимат
Планирование инновационной деятельности.
Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью ИП. Планирование инноваций — это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития ИП и подготовку решений. необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.
1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или ИП в целом.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.
3. Координация деятельности всех участников инноваций.
4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.
5. Создание объективной базы для эффективного контроля
6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
7. Мотивация участников.
Принципы планирования инноваций
Планированию инноваций на ИП присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте.
Осуществление инновационной деятельности ИП направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития.
Принцип научной обоснованностипланирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного ИП.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности ИП.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на ИП планов
Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования является бюджетная сбалансированность планов.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов
23.Структура плана инновационной деятельности.
Планирование инноваций не является разовым, волевым актом менеджмента, результатом которого становится утвержденный плановый документ. Оно представляет собой один из важнейших процессов принятия управленческих решений на ИП. Этот процесс состоит из отдельных фаз, стадий и этапов, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя на ИП специфический плановый цикл. Цикличность планирования инноваций обеспечивается прямыми и обратными связями и обусловливается, с одной стороны, необходимостью последовательной детализации плановых заданий по отдельным периодам времени, иерархическим уровням планов и содержанию заданий, а с другой — требованиями актуализации планов при возникновении отклонений или новых соображений менеджмента.
Процесс планирования инноваций. Независимо от вида планов распадается на три формальные фазы расчетов: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения. На практике часто регламентируется также микроструктура процесса планирования, в которой каждая из фаз уточняется по составляющим стадиям, этапами методам их выполнения.
При постановке целей должны выполняться следующие общие требования:
• Реальность (выполнимость) целей планируемая реализация продукта должна быть обеспечена спросом на рынках, производственной мощностью ИП и ценовой политикой.
• Ясность формулировки цели.
• Адресность цели (кто это делает)
• Согласованность цели.
• Ранжирование целей. Система Целей должна ранжироваться относительно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок.
• Иерархическая структура.
• Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для ИП.
Принятие планового решения осуществляется менеджером на основе всесторонней оценки и обоснованного выбора наилучшего варианта плана. Решение о плане выступает как одно из важнейших управленческих решений в инновационном менеджменте
24 Комплексное исследование рынка влючают:
Вк 1. Изучение рынка – новизна и конкурентоспособность, соответствие законодательным нормам, способность удовлетворять требования покупателя, необходимость совершенствования товара. 2. изучение рынка – географическое положение, емкость, объем продаж, товарная структура, конъюнктура, прогноз. 3. изучение покупателей – характеристика покупателей, типичные способы использования товара, побудительные мотивы покупки, факторы, формирующие покупательские предпочтения, сегментирование, способы покупки, время покупки, влияние НТР. 4. изучение конкурентов – основные конкуренты, владеющие наибольшей долей на рынке, наиболее динамично развивающиеся, торговые марки, особенности товаров, формы и методы сбытовой деятельности, используемые каналы товародвижения и сбыта, направления совершенствования товара, официальные данные о прибылях, торговый образ. 5. изучение правовых аспектов торговли – правовые нормы, юрид учреждения дающие консультации. 6. изучение ценовой политики на данном рынке – мировая цена, внутренние рыночные цены, факторы ценообразования, спрос, конкуренция, гос политика, ценовая политика конкурентов, методы ценообразования. Маркетинговые исследования (постоянные и эпизодические) проводятся по схеме: 1) формулировка цели, 2) сбор данных, 3) систематизация и анализ инфо, 4) интерпретация результатов, 5) отчет. Источники (силы) конкурентной борьбы: * конкуренты, которые могут потенциально возникнуть или появиться из вне. * способность поставщиков отстаивать свои условия и менять клиентов. * соперничество между существующими фирмами. * способность покупателей отстаивать свои условия или выбирать магазины с наиболее приемлемыми для них ценами. * угроза появления на рынке новых товаров взамен существующих. |
Портфель инноваций
Для диверсификации капитала( фирмы распределяют )
Портфель инноваций-это комплексно-обоснованный перечень новшеств, который необходимо разрабатывать сам-но или приобрести для послед. внедрения. Количество проектов находящихся в портфеле в определенный период времени зависит от их размеров и количества необходимых ресурсов.Оценка портфеля производ-ся по качествен. И количеств.критериям.Качественные подразумевают опред.возможности достижения цели организации при реализации портфеля(или ряда проектов).Количеств.оценка рассчит-ся показатели эффективности,это позволяет выбрать оптим.структуру.
26 Оценка и отбор инновационных проектов.
Оценка портфеля производится по качеств. и количеств. критериям. Качеств. оценка подразумевает определение возможности достижения цели организации при реализации портфеля (или ряда проектов). При количественной оценки рассчитываются показатели эффективности ( это позволяет выбрать оптимальную структуру)
Выбор варианта портфеля осуществляется в след. последовательности:
- формируется портфель иннов. проекта.
- рассматривается предполагаемая рентабельность или норма прибыли( оценка ведется как портфеля так и всего проекта)
- расчет коэф. предпочтения с учетом структуры затрат проектов.
- осуществляется выбор.
Внутренние факторы.
1) соответствие отрасл.стандартам
2) соответствие тенденции моды
3) высокое кач-во новой продукции (безотказность работы нов. техники,отсутств.деффектов)
4) обеспеч. гарантии и сервисн. обслуж. нов. продук.
5)величина расходов на научное исследование
6) техническ. уровень предприят.изготовителя
7) скорость освоения нововвед.
8) транснацион. уровень отрасли
9) цена может яв-ся барьером для проникнов. на рынок новых фирм
10) авторитет покупателя
11) сегмент рынка(выбор рыноч. сегмента способст.целенапр.формиров. спроса)
12) коммуникация(фирмы, производ. нов. прод. м/т характ-ся открытостью или закрыт-ю контактов. в первом случ.,еще до вывед-я нов. прод. на рынок, они знакомят с ней потребителя, формируя спрос. Во втором случ. при отсутств. информ.о нов. товаре, его появл-е на рынке м/т быть встречано потребит. осторожно)
13) затраты на рекламу
14) уровень профессион. подгот. кадров.
Внешние детерминанты.
1) состояние экономики:
- общ. эконом. состояние госуд-ва
- уровень инфляций
- технич. база предпр., её обновление
2) полит.обстановка (данная ситуация яв-ся стимулом для военно-техн. продук.)
3) правовая база (важ.знач. имеет для стимул-я разработок предлож. и спроса на инновац. прод.)
4) эколог. обстановка (неблаг. экол. обстановка в регионе яв-ся стимулом спроса на нов. прод.)
5)технич. прогресс (с его ускор. происх. быстрое моральн. устарение больш. числа видов продукции)
6) соотнош-е на рынке старой и новой продукции(спрос на рынке на стар. прод. со врем. затухает и вызыв. спрос наее нов. виды)
7) повышение эффект. работы потребителя
8) действит-ть рекламы
9) доходы потребителя
10) неопред-ть научно-технич. продукции.
33. Методы анализа спроса.Анализ спроса на нововведения по времени может быть предварительным, текущим и последующим относительно периода, когда продукция считается новой. Предварительный анализ спроса на новую научно-техническую продукцию один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается производственная программа и строится стратегия продвижения на рынке новой продукции. Проведение предварительного анализа осуществляется на базе данных, получаемых с помощью специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций, если продукция находится в стадии подготовки опытного образца, запуска в производство, а иногда на этапе выведения ее на рынок. Если информация о продукции уже имеется у потребителя, и начато ее производство, то для изучения спроса могут быть использованы данные журналов учета спроса или заказов на новую продукцию В анализе спроса на новую продукцию могут применяться различные методы. Один из них – анализ чувствительности спроса. Он позволяет определить изменение величины спроса в зависимости от изменения какого-либо из его факторов. С этой целью рассчитывают коэффициент эластичности спроса (Е), показывающий, на сколько изменится спрос при однопроцентном изменении какого-либо его фактора (9.7):
– средние значения соответственно спроса (натуральных единиц) и влияющего на него фактора (натуральных единиц);
– изменения соответственно величины спроса и влияющего на него факторного признака в отчетном периоде по сравнению с базисным.Данная формула позволяет определить эластичность спроса по способу дуговой эластичности. Если коэффициент ценовой эластичности спроса равен нулю, спрос абсолютно неэластичен. Иначе говоря при любом изменении цены спрос остается постоянным. Коэффициент ценовой эластичности меньше единицы свидетельствует об относительно неэластичном спросе. При Е = 1 говорит о единичной эластичности спроса. Это случается, когда процентное изменение спроса равно процентному изменению цены. Если коэффициент ценовой эластичности спроса больше единицы, спрос относительно эластичен.При коэффициенте эластичности спроса по цене, стремящийся к бесконечности, спрос считается абсолютно эластичным. Это происходит в том случае, когда при неизменной цене спрос неограниченно растет, что является следствием действия неценовых его факторов: моды, рекламы, ожидания роста цен, экологической обстановки и др.Анализ спроса на нововведения имеет огромное значение, поскольку от его результатов зависит точность разработки производственной программы предприятия, стратегия и объем реализации его продукции и, следовательно, финансовые результаты его деятельности.
34.Международная инновационная деятельность
В настоящее время в развитых странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий. Наиболее динамично развивается обмен технологиями и услугами. Если в начале 90-х годов годовой объем мировой торговли патентами, лицензиями, ноу-хау и промышленными образцами оценивался в диапазоне 20-50 млрд. долл., то к настоящему времени он достиг примерно 500 млрд. долл., а экспорт услуг удвоился в значительной мере за счет услуг интеллектуального содержания. По размаху научных и технологических достижений, а также по их социально-экономическому потенциалу можно выделить следующие главные инновационные технологические направления начала XXI-го века:
· информационные и телекоммуникационные технологии
· медицина и здравоохранение,
· защита окружающей среды.
Именно эти направления разработки и реализации новейших технологий имеют самые высокие рейтинги в оценках мультипликативного эффекта и глубины воздействия на все сферы человеческой деятельности, именно они опираются на высокий уровень потребительского спроса и государственной поддержки, а также обеспечены в настоящее время прикладными и фундаментальными исследованиями. Особое внимание остается за информатикой как технологией, действительно сформировавшей глобальный инновационный сектор и отличающаяся наивысшим мультипликативным эффектом. Формирование здравоохранения как одного из наиболее перспективных инновационных контуров обеспечивается долгосрочным действием целого ряда факторов: демографических, экономических, политических. Повышение требований к защите окружающей среды привело к формированию целого ряда научных направлений в энергетике, биотехнологиях, химии, материаловедении. В рамках этих направлений, ставших во многих случаях приоритетными, решаются не только задачи модернизации существующих технологических процессов в соответствии с экологическими требованиями, но и создаются основы принципиально новых технических решений, экономическая целесообразность которых ранее подвергалась сомнению. Наибольшим научно-техническим и технологическим потенциалом в мире в настоящее время располагают три центра - США, Япония и Европейский союз. Из 50 самых передовых технологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных и измерительных приборов, электрооборудования и т.д. сорока шестью технологиями обладают сегодня развитые страны, контролирующие 4/5 мирового производства науко- и техноемких изделий.
35.Типы стратегий инновационного развития
Инновационная стратегия – это набор правил и норм, определяющих процедуру изменения системы отбора и реализации нововведений, как в технологическом смысле, так и в управлении технологическим развитием в соответствии с общественной ориентацией развития. Опыт стран с развитой рыночной экономикой и развивающихся стран позволяет выделить основные типы стратегий инновационного развития национальных экономик.
Стратегия «наращивания», которой придерживаются страны с высоко развитой рыночной экономикой, прежде всего, США, Великобритания, Германия, Франция. Стратегия состоит в следующем: используя собственный научно-технический потенциал, привлекая зарубежных ученых, интегрируя фундаментальную науку университетов и прикладные разработки частных фирм идет непрерывное создание новых технологий, которые реализуются в производстве и в социальной сфере, то есть происходит постоянное наращивание инновационного потенциала.
Стратегия «переноса» заключается в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала и перенесении нововведений в собственную экономику. Эта стратегия была использована, например, Японией в послевоенный период, и заключается в покупке патентов на новые технологии с последующим созданием и развитием собственного научно-технического и научно-производственного потенциала, обеспечившего в последующем весь инновационный цикл.
Стратегия «заимствования» - заключается в том, что, опираясь на дешевую рабочую силу, осваивается выпуск продукции, производившейся ранее в развитых странах с последующим наращиванием собственного инженерно-технического сопровождения производства и возрождением научно-технического потенциала, способного производить собственные НИОКР. Сочетание государственной и рыночной форм экономики дает возможность активизировать инновационную деятельность. В качестве примеров реализации подобной стратегии можно привести Китай, страны Юго-Восточной Азии.
36. Формы международной торговли результатами инновационной деятельности.
В современных условиях торговля изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами, моделями и товарными знаками на внешнем рынке имеет огромное значение для экономического развития любого государства. Часто экспорт технологий становится одним из наиболее значительных источников получения валютных средств.
Международная торговля лицензиями является основной формой научно - технического обмена между странами. Анализ мировой практики обмена научно - техническими достижениями, изобретениями, ноу-хау, промышленными образцами и товарными знаками между странами свидетельствует о том, что в основе возникновения и развития современной международной торговли лицензиями лежат объективные экономические факторы.
В международной и отечественной практике под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо – лицензиар – владелец исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак или другие научно – технические достижения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, - разрешает другого лицу – лицензиату – за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права или собственности.
Предметами лицензии являются:
1.запатентованные изобретения;
2. промышленные образцы;
3. товарные знаки;
4. ноу-хау.
Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной и существенными отличиями. Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному техническому новшеству - прототипом. Охрана прав изобретателя осуществляется при помощи патентов - документов, удостоверяющих государственное признание технического решения изобретением и закрепляющих за лицом, которому они выданы(патентообладателем), исключительное право на это изобретение. Промышленным образцом признается новое художественно - конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленных образцов устанавливается монополия на форму продуктов труда. На них также выдаются патенты. К Ноу-хау относятся непатентованные научно - технические достижения и производственный опыт конфиденциального характера. Ноу-хау не пользуются правовой охраной, поэтому лучший способ их защиты - коммерческая тайна. В международной практике более 80% торговли лицензиями – это торговля ноу-хау.
Определение инновации,сущность,предмет.
Инновации-объект,внедреный в производство в результате проведенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок,позволяющий по новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы,выпускающей с наименьшими затратами и высоким качеством товаров
Свойства инноваций:
-новизна
-практическая применимость
-реализуемость
Сущность инноваций. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации.
Жизненный цикл инноваций-это процесс научно-исследовательских изысканий,создания,распространения и утилизация последней партии и экземпляра инноваций.Для него характерны 4 фазы цикла:
1фаза фундамент.исследований(формируется новая концепция и принципы работы технологий)
2прикладные исследования(создаются проекты и опытные образцы)
3разработка-создаются стар-апы(проекты)формируются для создания первичного выхода на рынок сбыта.
С 1 по 3 фазу работают венчурные фирмы(рисковые)как правило не прибыльные,работают на этапе пика изобретательской активности,доля работника не превышает 70 человек.
4фаза коммерциализации:
-4.1.фаза подъема,характеризуется работой фирм-эксплерентов(ранние реципиенты)которые на базе фирм-новаторов создаются и осваиваются опытные образцы инноваций для дальнейшей реализации
-4.2фаза роста(фирмы коммутанты)
-4.3.фаза насыщешия(фирмы-виоленты)занимаются серийным массовым производством по средним уровням цен и среднем качеству.
-4.4.фаза спада(фирмы-патиенты)производят продукцию на замедляющем