Тема 6. ТИПЫ И ФОРМЫ КОНФЛИКТА

Ролевая игра: «Внутренний конфликт» [12, с. 196-197; 17, с. 455-457]

Цель: показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

Форма. В игре могут принять участие от 7-8 до 30 и более человек. Игровые роли могут исполнять как отдельные студенты, так и несколько студентов, объединенных в группы. Допускается смена игровых ролей.

Задание.

Ознакомьтесь с составом участников игры и игровой установкой.

Участники игры.

1. Чиновник (Ч).

2. Начальник чиновника (Н).

3. Представитель общественности (ПО).

4. Проситель (П).

5. Представитель местной мафии (М).

6. Жена чиновника (Ж).

7. Совесть чиновника (С).

8. Группа экспертов (Э).

Установка.

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник Ч. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника Н интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители:

а) представитель общественности ПО, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки;

б) проситель П, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории;

в) представитель местной мафии М, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее:

а) диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день;

б) разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети – без отца; жена – без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома в семье.

Порядок проведения игры.

1. Распределить все вышеперечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

2. Игра начинается с разговора начальника Н с чиновником Ч. Дальнейший порядок игры описан в установке.

3. В ходе игры участники могут меняться ролями, могут привлекаться еще не вовлеченные непосредственно игроки.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

Вопросы для обсуждения итогов игры:

1. Возник ли у чиновника внутренний конфликт (обоснуйте своё мнение)?

2. Если внутренний конфликт не возник, то что помогло избежать его?

3. Если внутренний конфликт появился, то к какому типу он относится (мотивационный, нравственный, нереализованных желаний, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки)? Какие еще возможны внутренние конфликты в данной ситуации?

4. Какова была реакция чиновника на фрустрирующие ситуации (типы возможных реакций см. в приложении 3)?

5. Является ли потенциально конфликтной реакция, продемонстрированная чиновником в диалоге с различными участниками?

6. Какие способы защиты от фрустрации и регулирования внутреннего конфликта можно посоветовать чиновнику?

Форма контроля: степень вовлеченности в деловую игру и активности в ходе обсуждения её итогов.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

Анализ типологических характеристик работников и уровня их конфликтогенности [13, с. 48-49]

Цель: развить навыки оценки индивидуальных качеств и уровня как источников вероятных конфликтов.

Форма. Выполняется индивидуально в письменной форме.

Задание.

Ниже приводится описание типологических характеристик людей, работающих в одном коллективе. Ознакомьтесь с этими характеристиками и ответьте на приведенные ниже вопросы, связанные с уровнем конфликтогенности личностей.

Вероника Матвеевна — старший мастер, 31 год. Это очень под­вижная женщина, которая постоянно куда-то торопится, бежит, по­является то там, то здесь. Когда она беседует с кем-то, постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, отвлекается, разговаривает сразу с несколькими людьми. Ее легко заинтересовать всем новым, но она сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение — веселое, бодрое. На вопрос: “Как дела?” — отвечает с улыбкой: “Очень хорошо”, хотя иногда оказывается, что дела и на работе, и в личной жизни не так уж хороши.

Про свои достижения радостно объявляет всем: “Вот, начальник цеха опять похвалил”. Огорчений не скрывает, рассказывает о них, но всегда бодро добавляет: “Это как-то случайно получилось...”; “В этом никто не виноват...”; “Это не так уж и трудно исправить”.

Иногда огорчается, даже плачет, но недолго. Быстро успокаивается и снова смеется. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать, она охотно прислушивается к советам, старается их выполнить. В делах, особенно в трудных, проявляет большую энергию и заинтересованность, крайне работоспособна.

Легко сходится с новыми людьми. Ее охотно слушают в коллектив все, считают хорошим человеком. Быстро привыкает к новым требо­ваниям.

Лев Викторович — бухгалтер, 38 лет. Спокоен, малоразговорчив. Окружающие говорят, что он туповат, но работает Лев Викторович хорошо: никогда не делает ошибок в расчетах.

Обычно не ссорится. Единственная ссора была связана с тем, что однажды, когда он был в отпуске, его стол был вынесен из кабинета и заменен новым. После возвращения из отпуска он в резкой форме потребовал возвратить стол. Требование было удовлетворено, и Лев Викторович успокоился.

Сослуживцы считают, что он очень увлечен работой, так как забывает об обеде и не ходит в столовую.

Очень привязан к своей семье. Хороший отец.

Главный бухгалтер уважает его за аккуратность и добросовестность в работе, но говорит, что Лев Викторович необыкновенно упрям,заставить его выполнить работу, которую он не хочет делать, невозможно.

Константин Анатольевич — инженер, 37 лет. Он очень впечатлителен. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, он грустит и переживает по каждому пустяку. Очень расстраивается, если кто-то проявит к нему невнимание.

Однажды Константин Анатольевич сильно огорчился, когда не смог сразу найти на столе нужный документ, и потом жаловался на головную боль, хотя документ скоро был найден.

Очень обидчив. Болезненно переживает всякую обиду.

Мечтателен. Часто во время работы задумчиво смотрит в окно или на противоположную стену. Не принимает участия в шумных спорах товарищей. Покорно подчиняется всем правилам внутреннего распо­рядка, никогда их не нарушает.

Пассивен в коллективе. Проявляет неверие в свои силы. Его можно легко убедить в том, что он ошибся или выбрал неправильный путь. При встрече с трудностями опускает руки и отступает, стараясь больше с ними не сталкиваться.

Если его никто не задевает, не обижает, не проявляет пристального внимания к его работе, то он хорошо работает, выполняя все задания аккуратно и в срок.

Татьяна Алексеевна — менеджер, 40 лет. Это безгранично увлекающаяся натура. Часто берет работу не по силам, до крайности подвижна. Она в любую минуту готова сорваться с места и “лететь” в любом направлении. Ее руки не находят покоя; она быстро и часто поворачивает голову в разные стороны.

Татьяна Алексеевна вспыльчива. Задание понимает сразу, но в работе делает много ошибок из-за торопливости и невнимательности. Она резко переходит от смеха к гневу, и наоборот.

Татьяна Алексеевна очень инициативна. Всех “засыпает” вопросами. Злопамятна. С огромным энтузиазмом берется за все новое, но не может довести дело до конца, так как оно теряет для нее интерес. Очень любит, когда ее хвалят и ставят в пример, на критику сердится и может сорваться, а на тех, кто критикует, затаивает злобу.

Вопросы для анализа:

1. Какие индивидуальные черты каждого персонажа могут стать источником конфликта?

2. Каковы основные потребности этих людей? Как они удовлетворяют свои потребности? Часто ли кто-нибудь из них испытывает состояние фрустрации и как он выходит из него?

3. На примере одного из персонажей опишите схему возникновения конфликта нереализованных желаний и фрустрирующего состояния, спрогнозируйте наиболее вероятный тип поведенческой реакции на конфликт.

4. Опишите ваш метод управления каждым из сотрудников. Что вы предприняли бы для снижения риска возникновения внутриличностных, межличностных конфликтов и конфликтов «личность-группа»?

Форма контроля: индивидуальная письменная работа.

Наши рекомендации